Обобщение педагогического опыта по теме «Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида, как один из факторов успешной социализации обучающихся»
Областное государственное казённое образовательное учреждение «Солигаличская специальная (коррекционная)
школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья,
Костромской области».
Обобщение педагогического опыта по теме
«Практическая направленность уроков математики в коррекционной школе VIII вида, как один из факторов успешной социализации обучающихся»
Учитель математики
Морозова Т. С.
Солигалич 2014 г.
Содержание.
Социальная адаптация, основа для личностного и социального благополучия.
Цели и задачи обучения математике в коррекционной школе VIII вида.
Предметно-практическая направленность уроков математики:
создание информационных стендов «Потребительская корзина» и «Твой кошелёк»
работа с реальным раздаточным материалом
решение социально-значимых задач
тренировочные упражнения
практические работы
экскурсии практической направленности
изучение геометрического материала
Вывод.
Список литературы.
Социальная адаптация, основа для личностного и социального благополучия.
Социальная адаптация, то есть приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребёнок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности, цели. По сути, он лишён основы самостоятельного, благополучного существования в сложном временном социуме. Разумеется, с возрастом, в процессе общения с другими людьми, при решении различных жизненных ситуаций, выпускники спонтанно усваивают некоторые социальные знания. Но многие авторы, исследующие этот вопрос, отмечают, что процесс часто бывает настолько затруднён и неполноценен, что приводит к драматическим и даже трагическим последствиям, особенно для выпускников детских домов и интернатов. Целенаправленное педагогическое воздействие и специальным образом организованная образовательная среда значительно снижают эти проблемы и повышают эффективность работы по социализации умственно отсталых выпускников.
Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребёнка, но и средством компенсации первичного дефекта.
Цели и задачи обучения математике в коррекционной школе VIII вида.
Перед коррекционной школой обучение требует не только направленной учебной деятельности, но не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, выработка адекватных представлений повседневной действительности, формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные решения в личной жизни, думать «по-хозяйски». Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порой до выпуска из школы оставался в стороне, то сегодня жизнь настоятельно требует подготовить умственно отсталых учащихся к жизни в новых экономических условиях.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Для творческого овладения математикой как учебным предметом, необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свёрнутыми структурами (свёртывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память.
Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся школы VIII вида развиты чрезвычайно слабо. Известно, что математика является одним из самых трудных предметов умственно отсталых школьников. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися.
Успех в обучении математике школьников с нарушением интеллекта во многом зависит, с одной стороны, от учёта трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой – от учёта потенциальных возможностей учащихся.
Основным направлением развития школы сегодня является поворот обучения к ребёнку. В Федеральном законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных задач определена адаптация этих лиц обществу, труду, семейной жизни. Исходя из этого, программой коррекционной школы предусмотрена практическая направленность обучения математике, которая предполагает тесную связь математики с жизнью, подготовку к профессиональным трудовым навыкам. Гуманизация обучения предполагает усиление практического и прикладного аспектов в преподавании. Это означает, что в обучении математике ставится акцент на общее развитие ребёнка, а значит усиление практической направленности школьного курса математики, т.е. осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой.
Основной целью моей работы считаю: - максимальное преодоление недостатков развития учащихся, подготовка их к производственному труду и самостоятельной жизни.
Исходя из поставленной цели, решаю следующие задачи:
образовательные:
- формировать доступные учащимся математические знания и умения
- прививать интерес к изучаемому материалу
- научить применять имеющиеся знания в новых и нестандартных ситуациях
- способствовать использованию математических знаний в практической деятельности
коррекционные
- способствовать максимальному общему развитию учащихся
- корригировать недостатки познавательной деятельности учащихся и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения
- формировать навыки предметно-практической направленности
воспитательные
- воспитывать чувство ответственности, добиваться деловой активности, приучать к преодолению трудностей
- способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Обучение математике в специальной (коррекционной) школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. Социальная адаптация умственно-отсталых выпускников выходит на первое место, т.е. в приспособлении умственно отсталых учащихся к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Ребёнок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, освоить те звенья социальных структур, которые позволят личности существовать в социальной среде. Социально адаптивные навыки у умственно отсталых школьников лучше формируются с 14 лет до 19 лет. Но в 15-17 лет умственно отсталые дети покидают школу, поэтому в этот период необходимо научить учащегося применить знания и умения, полученные на уроках математики в повседневной жизни, практической деятельности. Опыт показывает, что ученикам становится понятней смысл их учебной работы, когда задания, выполняемые на уроках математики, связаны с реальной жизнью, с окружающим социумом; повышается мотивация к познавательной деятельности.
Предметно-практическая направленность уроков математики.
На своих уроках я стараюсь делать всё, чтобы каждый ученик работал активно, использую это как начальную точку для возникновения и развития интереса, отводя большую роль социальным навыкам и практическим работам.
Решение вопросов социализации на уроках математики веду следующими путями:
создание информационных стендов «Потребительская корзина» и «Твой кошелёк»
работа с реальным раздаточным материалом
решение социально-значимых задач
тренировочные упражнения
практические работы
экскурсии практической направленности
изучение геометрии, через практическую деятельность.
Остановимся отдельно на каждом направлении деятельности.
создание информационных стендов «Потребительская корзина» и «Твой кошелёк»
В классе постоянно действуют два стенда: «Твой кошелёк», который содержит все статьи расходов в семье (питание, коммунальные платежи, предметы комнатного убранства, одежда и обувь, бытовая техника, спорт и туризм, культурные и информационные потребности, хозяйственно-бытовые нужды).
Информация данного стенда используется при составлении задач:
Например: - Общий доход семьи составляет 18 000 р. В месяц. На … она тратит 50 % от всего дохода, 25 % на …. Может ли мама купить сыну новый мобильный телефон, стоимостью 2 000 рублей? ( 9 класс тема «Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби»). При решении задач данного типа умственно отсталые школьники более чётко представляют основные статьи расходов, можно ли позволить себе необдуманные траты, какие расходы ставить в приоритет и формируется умение планировать свой бюджет.
Информация второго стенда «Потребительская корзина» обновляется ежегодно, в начале учебного года.
Старшеклассники узнают в магазинах цены на основные продукты питания (входящие в потребительскую корзину) и меняют устаревшую информацию на стенде. С помощью этих стендов на уроках можно составлять и решать различные задачи.
Например:
- Саша получил стипендию … рублей и купил пакет молока по цене … рублей. Сколько денег осталось у Саши? (5 класс)
-Для приготовления пирожного «Картошка» потребуется пакет молока, 500 г. сливочного печенья, 200 г. сливочного масла, 100 г. какао. Подсчитайте стоимость одного пирожного, если по данной рецептуре нужно приготовить 15 пирожных? (8-9 класс).
-Общий доход семьи составляет 18 000 р. На питание они тратят 45% всего дохода, а на культурные потребности 5 % остатка. Сможет ли семья, которая состоит из двух человек позволить себе сходить на концерт известного певца, если билет стоит 1 700 р.? (9 класс)
-Сколько будет стоить завтрак для семьи из 4 человек, если на одного человека требуется 0,25 батона, 1 яйцо, сыр (50 г на порцию), 1 стакан молока (250 г)?
работа с реальным раздаточным материалом
тренировочные упражнения
В кабинете имеется раздаточный материал для работы на уроках: «Купюры», «Монеты», «Чеки», «Меры массы» и др. Опыт работы показывает, что при изучении мер стоимости большой интерес вызывает у детей работа с монетами и купюрами. Поэтому большое значение имеют тренировочные упражнения для формирования представлений о деньгах и умения с ними обращаться.
знакомство с внешним видом монет и купюр (цвет, форма, цифры);
отбор среди других монет и купюр указанного достоинства (найди монету 50 к., 2 р. и т.д.)
- набери 120 рублей; 65 рублей
замена одной купюры несколькими и наоборот
- замени купюру 100 рублей двумя купюрами
знакомство с предметами, стоимость которых равняется достоинству данной монеты или купюры:
- 5 рублей – карандаш, почтовая марка, конфета …
- 10 рублей – пачка соли, ручка …
- 50 рублей – блокнот, две буханки хлеба, шампунь … и т.д.
расчёт сдачи и выдача покупки в сюжетно-ролевой игре «Магазин».
-купили 1 килограмм сахарного песка по цене … . Какую сдачу должен получить покупатель с 50 рублей? (показать купюрами и монетами)
- сколько нужно заплатить за 1 килограмм яблок (2 килограмма картофеля и т.д.) (показать купюры и монеты)
-определи сдачу с 100 рублей, совершив следующую покупку: 1 буханка хлеба, 1 пакет молока (1 л).
Очень сложным материалом для понимания является для умственно отсталых школьников определение времени по часам. Настенные часы, находящиеся в кабинете, позволяют достаточно часто проводить практикумы по определению времени, и такая практическая работа занимает небольшой временной промежуток. Данные часы дают и дополнительный практический навык, т.к. имеют циферблат с римскими числами, что создаёт формирование познавательного интереса к предмету. Один раз в четверть часть одного из уроков отводится на работу с моделью часов:
- определить время по часам
- поставить на часах время, названное учителем.
Данный вид работы в среднем звене стараюсь проводить чаще для закрепления полученных знаний и навыков.
Полезной и интересной для школьников с интеллектуальной недостаточностью является работа по чекам, так как такая форма обслуживания покупателей является повсеместной.
- подсчёт стоимости покупки по нескольким чекам
- стоимость продуктов на чеках из супермаркета и т.д.
- с помощью раздаточного материала «Купюры» и «Монеты» подготовить сдачу по определённому чеку.
Для удобства с чеками используется калькулятор, что даёт детям дополнительный стимул в познавательной активности.
При работе с раздаточным материалом «Меры массы» дети выбирают пустую упаковку, находят запись, определяющую вес, определяют продукт, который был в упаковке по надписи, а не по картинке, «совершают» покупку и подсчитывают её вес или стоимость. Задаю проблемные вопросы: - Что можно приготовить из данного продукта (мука), - можно ли выпить какао из этой упаковки? (нет, оно сухое, необходимо его сварить) и т.д.
решение социально-значимых задач
Значительное время на уроке отводится решению социально-значимых задач, задач с элементами экономики. Такие задачи обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыками взаимодействия с людьми, умения принимать решения. Выработка элементарных знаний, умение анализировать, вычислять, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной адаптации.
Решение задач стараюсь связать с практическими знаниями. Например: подсчёт стоимости воды, израсходованной в школьном здании (здесь находится столовая) и стоимости воды в школьном общежитии (снимаем показания счётчиков, узнаём стоимость 1 куб. м. воды, сравниваем и делаем выводы. Здесь же решается и воспитательная задача, какими путями можно снизить плату за израсходованную воду); считаем стоимость израсходованной электроэнергии, стоимость покупок, сумму вклада с процентами и т.д. Решение задач обязательно подкрепляю наглядно – иллюстративным материалом, обязательно с реальными картинками.
Ещё одним типом решения социализирующих задач, являются задания – открывалки. В течение всего урока учащиеся выполняют задания, после выполнения каждого разгадывают анаграмму, составляют «рассыпанное» слово, отгадывают слово по картинке и т.д. Все слова одного урока связаны одной темой. Например: профессии, связанные с кафе: официантка, повар, кондитер, уборщица, бармен, кассир, охранник и т.д. О каждой профессии учитель коротко рассказывает (возможности, обучение, зарплата, карьерный рост, возможность заниматься предпринимательской деятельностью, личностные качества).
практические работы
На практических работах дети работают с различными весами (5-6 класс – бытовые, 7 – 9 классы – бытовые, медицинские, чашечные, электронные). Для старшеклассников практические работы проходят в столовой: взвешивают овощи, выращенные на пришкольном участке, закупленные продукты для столовой, а также продукты, предназначенные на один день по меню. В медицинском кабинете помогают мед.сестре взвешивать малышей и измерять их рост.
В школьной столовой
экскурсии практической направленности
Необходимо помнить, что самостоятельная покупка, как правило, вызывает у ребёнка с нарушением интеллекта трудности. Поэтому, чтобы учащиеся могли ориентироваться в числовых данных, проводятся экскурсии в магазин, на почту, на стройку, на промышленные предприятия, в парикмахерскую. Экскурсии готовятся заранее, перед учениками ставятся конкретные, доступные и немногочисленные задачи: как вести себя, на что обратить внимание, что конкретно запомнить или записать. Экскурсии способствуют формированию познавательной мотивации, расширяют запас представлений умственно отсталых детей об окружающем мире, обогащая их жизненный опыт. Учащиеся постепенно начинают понимать значение количественных характеристик предмета, сравнивать высоту, длину, площадь различных помещений, ёмкости молочного бидона и ведра, массу мешка картофеля и муки; питания, одежды, обуви.
На основе данных, собранных во время экскурсии составляю задачи практического содержания: расчётов на стоимость набора продуктов питания, на подсчёт стоимости краски для пола, плинтуса, линолеума, потолочной плитки. Всё это непосредственно сталкивает умственно отсталых школьников с жизнью, при этом они приобретают конкретный навык в использовании своих знаний для решения практических вопросов.
Для каждого учебного класса в течение года запланировано несколько экскурсий в магазины и на предприятия. Учащиеся 5 класса ходят в продуктовый магазин, расположенный рядом со школой, смотрят цены на продукты (каждому перед экскурсией даётся задание), позднее выбирают и покупают на определённую сумму, учатся определять сдачу. Учащиеся 7 класса ходят на экскурсию в магазин бытовой техники: каждому выдаётся «виртуальная подъёмная сумма», ставится задача: приобрести необходимую бытовую технику для самостоятельной жизни, учатся общаться с консультантами, продавцами; выбирать товар.
Экскурсия в магазин бытовой техники
Учащиеся 8 - 9 классов ходят не только в магазины, но и на предприятия: например в Сберкассу, учатся выбирать виды вкладов, осознавать ответственность за взятый кредит и сумму процентных выплат.
изучение геометрии, через практическую деятельность.
Нарушение абстрактного и логического мышления, зрительно-пространственной ориентировки особенно сильно сказывается на изучении геометрического материала.
Причины этих трудностей заключаются в первую очередь в особенностях познавательной и эмоционально – волевой деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью:
недоразвитие внимания;
воображения;
несовершенство анализа, синтеза;
слабость обобщения и отвлечения.
Обучающиеся имеют ограниченный запас наблюдений, малый жизненный опыт, недоразвитие сенсорно-моторных чувств.
Выбор методов и приемов, применяемых при изучении геометрического материала, должен определяться его характером, индивидуальными возможностями обучающихся и коррекционными задачами учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе.
На уроках геометрии значительную часть учебного времени уделяю практическим занятиям: работа с рулеткой (измерение периметра забора, периметра комнаты и подсчёт стоимости плинтуса; площадь комнаты, класса - подсчёт стоимости линолеума, краски, обоев; подсчёт площади картофельных грядок – подсчёт стоимости собранного картофеля или расхода; работа с шагомером, отвесом, уровнем. После выполнения практической части все работы выполняются на нелинованной бумаге (формат А 4): рисунки и вычисления.
Практическая работа «Отвес»
Практическая работа «Отвес»
«Практическая работа
«Замена штакетника»
Практическая работа
«Покраска пола»
Стало школьной традицией проведение ежегодного математического праздника. Каждый год стараюсь внести в праздник новинку и конечно связать с жизнью.
Так в 2012-13 уч.г. прошёл праздник «Дети и деньги». Каждый класс в начале игры «заработал» определённую сумму денег, благодаря выбранной профессии. В течение игры расходовали заработанные деньги: делали покупки в магазине (оплачивали продукты, необходимые для завтрака); определяли размер обуви «на глазок»; «покупали» бытовую технику (определяли реальную стоимость); и т.д. Все расходы были распределены по основным статьям. (дети использовали знания, полученные на уроках математики и СБО). Победила та команда, у которой осталось больше денег, они сумели сэкономить.
Покупка продуктов для завтрака
Подсчёт стоимости продуктов на чеке
Вывод.
Систематическая, разнообразная, доступная и интересная работа, чёткое отрабатывание всех тем, имеющих возможность практической деятельности на уроке, закрепление навыков измерительных и вычислительных, позволяют школьникам с интеллектуальной недостаточностью усвоить школьную программу и применять знания в практической деятельности и дальнейшей жизни.
Список литературы.
1. Бгажнокова И. М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа \\ Дефектология.-2000.-№5.
2. Груднев Л. И. Совершенствование методики работы учителя математики. \ М.: Просвещение, 1990.
3. Демидова Т. К. Работа с геометрическим материалом в школе VIII вида. \\ Дефектология. – статья. - 2002. - № 1
4. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении – М. Просвещение, 1991 г.
5. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.
6. Капланская Е. И. Учебно-методический комплект по русскому языку и математике. \ М.: центр «Школьная книга», 2006 г.
7. Маркова А. К. Матис Т. А. Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.
\ М.: Просвещение, 1990.
8. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной коррекционной школе VIII вида. \ М.: Владос, 2001.
Горбачёва Марина Юрьевна
Морозова Татьяна
Дементьева Ирина Михайловна
Морозова Татьяна