Статья на тему «Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие
«Музыкальное воспитание – питание музыкой -
направлено не на воспитание музыканта,
а прежде всего на воспитание Человека,
на «воспитание доброго ума и мудрого сердца»
В.А. Сухомлинский
В центре внимания современных педагогов находится поиск путей организации жизни детей таким образом, чтобы они могли реализовать свойственную возрасту познавательную и творческую активность, максимально развить свои возможности. Большим потенциалом в реализации этой задачи обладают различные виды художественной деятельности, и прежде всего музыкальная.
Образование в области искусств, особенно музыкальное образование, обладает большими возможностями. Начиная с древних времен, наука накопила об этом огромное количество сведений. Выделяется три основных направления музыкального влияния на организм человека: на физическое тело; на духовную сущность; на интеллект.
Начиная с XIX в. наука накопила немало сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы. В XX в. интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека возрос во всем мире. Медики, психологи, педагоги стараются донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом.
В результате музыкального воздействия:
повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов;
улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания;
регулируются обменные процессы;
снижается уровень тревожности.
Исследователи формулируют «интеллектуальные выгоды» от музыки:
повышение уровня читательских, речевых навыков;
улучшение навыков решения временных и пространственных задач;
улучшение вербальных и арифметических способностей; улучшение концентрации внимания, памяти; улучшение моторной координации.
В связи с этим важным представляется вопрос о правильной, методически обоснованной организации музыкальной деятельности дошкольников, что возможно только при компетентности специалистов дошкольного образования, которая зависит от качества их теоретической и практической подготовки по теории и методике музыкального развития, от их умения организовать процесс общения ребенка с музыкой, его приобщение к музыкальной культуре.
Сказанное относится в первую очередь к подготовке воспитателя, так как именно он, ежедневно общаясь со своими воспитанниками, хорошо знает индивидуальную логику развития каждого ребенка и может дать адекватную обоснованную оценку его способностям, музыкальным проявлениям.
Образование в области искусств, особенно музыкальное образование, обладает большими возможностями. Одним словом, музыкальная деятельность является одним из проявлений общей способности человека к познанию и освоению окружающего мира, и поэтому на ее основе можно развивать весь комплекс эмоциональных, познавательных, психических процессов.
В связи со сказанным следует отметить, что в музыкальном образовании назревает проблема, связанная с развитием личности ребенка в целом, включающая не только музыкальное развитие, но и осуществление с его помощью общего развития.
В соответствии с этим можно говорить об осознании тесной взаимозависимости общих и специальных способностей и личностных особенностей человека, из чего следует, что развитие музыкальных способностей становится актуальным не только для детей, готовящихся к профессиональной музыкальной карьере, но и для каждого ребенка. Кроме того, общие способности могут успешно развиваться в процессе специальных занятий музыкальными видами деятельности.
Обобщая, отметим, что ученые указывают на важность и значимость музыкально-сенсорного развития, в процессе которого происходит:
целостное развитие органов чувств ребенка;
формирование сенсорных процессов, лежащих в основе всестороннего развития ребенка;
побуждение к эмоциональным эстетическим переживаниям, что ведет к преобразованию по законам красоты окружающего мира, к активному мышлению, т.е. развитию личности ребенка.
В соответствии с ФГОС музыкальное развитие ребёнка, обеспечивающее развитие эмоциональной сферы ребенка, эмоциональной отзывчивости на явления и объекты окружающего мира, интегрируется с задачей формирования у детей дошкольного возраста познавательных способностей.
Музыкальное развитие ребёнка подчинено общей задаче интеллектуального развития, формирование познавательной сферы будет более полным, если в него будут включены восприятие музыки и другие виды музыкальной деятельности.
Основная идея и смысл нашей работы заключена в том, чтобы различные формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста под совместным руководством музыкального руководителя и воспитателя не сводились лишь как обучающие музыкальным навыкам и знаниям, а формировали художественно-эмоциональное познание действительности, мышление. При этом значительное место принадлежит формированию у дошкольников заинтересованности в овладении новыми знаниями и выявлении закономерностей окружающей действительности, условий для всестороннего гармоничного развития личности. Для этого музыкальным руководителям и воспитателям дошкольного учреждения следует вырабатывать методы и приемы музыкального воспитания, воздействующие на развитие познавательного интереса дошкольников и апробирование их на занятиях, связанных с музыкальной деятельностью. Особое место отводится использованию слушания музыки, важнейшего средства развития познавательного интереса детей дошкольного возраста.
Развитие познавательных способностей и формирование гармоничной личности ребёнка происходит через восприятие музыки, умение её слушать, анализировать, а также через активность ребёнка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию познавательного интереса, навыкам самостоятельной работы. При развитии мышления формируется личность ребенка, способная творить и созидать. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения.
Цель работы:
разработать и научно обосновать систему формирования художественно-эмоционального познания действительности и мышления у детей дошкольного возраста средствами музыки.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
изучить научную, методическую, учебную литературу и передовой педагогический опыт по теме исследования;
использовать диагностические методы с целью выявления уровня развития и особенностей проявления познавательных способностей дошкольников средствами восприятия музыки;
расширить кругозор детей за счет приобщения к музыкальной культуре и театру;
систематизировать накопленную и получаемую информацию, проверить эффективность опытно-экспериментальным путем.
Для достижения поставленной цели музыкальным руководителем и воспитателем нашего дошкольного учреждения выработан целый комплекс проектной деятельности в процессе, которого используются методы и приемы музыкального воспитания, воздействующие на развитие познавательного интереса. С целью оптимизации образовательного процесса по формированию познавательных способностей у детей дошкольного
возраста посредством проектной деятельности нами используются информационные технологии: игры на интерактивной доске, ноутбуке, планшете, работа с презентациями, прослушивание аудио записей.
Использование проектной деятельности на музыкальных занятиях, и других видах деятельности, а также в режимных моментах способно оказать разностороннее комплексное воздействие на познавательное развитие дошкольника и формирование его личности.
В процессе музыкального воспитания с использованием проектной деятельности у детей наблюдается положительная динамика в речевом, познавательном, социально-коммуникативном, художественно-эстетическом развитии.
Взаимосвязь музыкальной деятельности с другими видами образовательных областей
Речевое развитие
Развитие речи через музыку? Это возможно! Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы, являющиеся также компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
Наиболее тесно связанный с развитием речи вид музыкальной деятельности – это пение. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии!
Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка). Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.
Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.
Кроме пения, речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге.
На музыкальных занятиях дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка, умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве.
Познавательное развитие
В настоящее время отмечается рост интереса к истории нашего народа, к национальной культуре, обрядам и обычаям, народному искусству.
Обучающие возможности фольклора огромны. Народная культура донесла до наших дней традиции, заключающие в себе мудрость народа — это основа, необходимая в детстве. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до ребенка нравственные идеалы. Поэтому современная педагогика считает освоение ребенком фольклорного наследия одним из приоритетных направлений.
Во время занятий дети реагируют эмоционально на музыкальные произведения и образно отождествляют себя с природным объектом. Развивается умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязь природы и музыки, умение видеть красоту родной природы с помощью музыкальных произведений. Использование разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, растениям и животным.
Песня – яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путём. Поэтому желательно выбирать репертуар таких песен, содержание которых отражают круг интересов ребенка, формируют познавательные интересы. С помощью пения можно развить умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на умственное развитие ребенка.
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ — средство познания действительности, отражающей жизнь и чувства человека.
Социально-коммуникативное развитие
Детская музыкальность, проявляющаяся в пении и движении, позволяет передать ту информацию, которую ребенок пока не готов транслировать через словесный язык, устанавливая контакт со сверстниками, демонстрируя особенности своей личности. |
Осваивая музыкальную азбуку коллектива в виде песен-формул, ребенок научится занимать свое место в нем, овладеет правилами социальных игр и гармоничных отношений с другими людьми. Важное место в нашей работе занимает адаптация ребенка к коллективу. Обращается внимание на необходимость объединения усилий родителей и педагогов в воспитании детей, в подготовке праздников, которые выступают не как показ детей и демонстрация успехов воспитателей, а как общий праздник. Развитие ребёнка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и семье. Здоровые дети обладают потенциалом для психического развития. Задача педагогов всячески способствовать полноценному развитию детей. Если нарушается гармоничность этого развития, то со стороны взрослых следует обеспечить ребенку возможность стать всесторонне развитым человеком, используя разные пути, и прежде всего игру. В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. |
Наиболее полезны для детей дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляются в игре. Ребёнок сам придумывает сюжет игры, используя для этого игрушки и различные предметы, придавая им игровое значение, выступает как организатор в подгруппе играющих детей – сверстников. Малоактивность здорового ребёнка в отдельных видах игровой деятельности может привести к нарушениям в общем развитии.
В музыкальной игре, как и в пении, ритмических движениях дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это даёт педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при поведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет детей на выполнение условий и правил игры. Оживление, приподнятое настроение активизируют ребёнка, формируют познавательные интересы.
Посредством музыки воспитывает у ребенка способность эстетически воспринимать действительность, приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
Физическое развитие
Музыка способна исцелить душу и тело. Спокойные мелодии помогают избавиться от стресса, волнения, страха, более энергичная музыка повышает тонус, способствует быстрому пробуждению организма, особенно утром, когда так сложно отойти от сладкого утреннего сна.
Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Особое внимание в своей работе мы уделяем музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка.
Использование музыки в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательной работы детского сада.
Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому.
Художественно-эстетическое развитие
Интегрированные занятия, включающие в себя пение, слушание музыкального произведения, ритмику, художественное слово и изобразительную деятельность, помогают создать положительный эмоциональный фон, атмосферу радости, сотворчества. Они способствуют развитию нравственных качеств детей, их творческому развитию, познавательной деятельности. На этих занятиях дети чувствуют себя более раскованными, раскрепощенными, более самостоятельными, реализуя свои творческие возможности. Тематика занятий перекликается с темами по слушанию музыки (времена года, образы животных и птиц, сказка в музыке и другие). К этим темам мы добавляем темы, посвященные русским обрядовым праздникам (Масленица, Пасха), экологическим праздникам (День птиц, День Земли, День цветов), патриотической и военной тематике (День Победы, День России, День города, День Матери, День Защитников Отечества). После таких занятий традиционно устраивается выставка детских рисунков.
Также интегрированные музыкальные занятия с включением изобразительной деятельности всегда предшествуют постановке музыкальных спектаклей. Дети читают сказки, рисуют, лепят, конструируют из бумаги героев предстоящей музыкальной постановки спектакля. В течение занятия они придумывают танцевальные композиции, которые могли бы исполнить персонажи спектакля. Это способствует развитию у дошкольников творческих способностей.
Анализируя влияние разных видов музыкальной деятельности на общее развитие детей, можно сделать вывод, что музыкальное воспитание способно оказать разностороннее комплексное воздействие на развитие дошкольника и формирование его личности. Оказывая большое влияние на развитие эмоциональной сферы, побуждая к творчеству, воспитывая нравственные качества, развивая детей умственно, музыка может дать то, чего не достает в современном процессе обучения и воспитания детей - попытаться уравновесить и объединить интеллектуальное развитие ребёнка с физическим, нравственным и эмоциональным. В процессе музыкального воспитания и театрализованной деятельности дети становятся более коммуникабельными, более легко социализируются в обществе. Этому способствуют постановка музыкальных спектаклей и проведение совместных занятий и праздников.
Таким образом, приобщая детей к шедеврам мировой музыкальной культуры, всесторонне развивая его музыкальные способности, мы тем самым способствуем творческому развитию личности ребенка.
Литература:
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж; НПО «МОДЭК», 1998.
Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983.
Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005.
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. — М.: Владос, 2000.
Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб.: Детство-Пресс, 2005.
Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Академия, 1998.
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Владос 2004.
Теория и методика музыкального образования детей: науч.-метод. пособие / Л. В. Школяр, М.С.Красильникова, Е. Д. Критская и др. — М.: Флинта: Наука, 1998.