Конспект по географии «Население мира» для 10 класса
Цели:
Образовательные:
Повторить и закрепить знания по основным темам раздела “География населения мира”.
Проверить понимание учащимися ключевых положений темы, знание терминов, умение работать с картами, диаграммами, картосхемами.
Научить обучающихся применять знания в новой ситуации, делать выводы, предложения, прогноз на основе полученной информации.
Развивающие:
Активизировать познавательную деятельность учащихся;
Развивать интерес к предмету, умение работать в коллективе.
Воспитательные:
Воспитывать чувство долга, ответственности и коллективизма.
Оборудование: политическая карта мира, атласы, карта мира, карточки с заданиями, картины,
изображающие типы воспроизводства населения.
Тип урока: итоговый урок обобщения и закрепления знаний.
Форма проведения урока: урок-викторина.
Ход урока:
Организациооный момент. Приветствие Проверка готовности учащихся к уроку Проверка отсутствующих. Накануне вам было дано задание: повторить основные понятия и термины, вопросы темы «География населения мира». Подготовка к уроку:класс делится на команды. Участники выбирают название команды и капитана. Капитан составляет список членов команды, распределяет, кто будет отвечать на вопросы, оценивает ответы учащихся, следит за порядком. - Сегодняшний урок у нас пройдет в форме игры, в ходе которой мы повторим, закрепим полученные знания по теме "География населения мира". В ходе игры за свои правильные ответы будете зарабатывать жетоны. В конце урока подведем итог. Если вы получите 9 и более жетонов - оценка "5", от 7 до 9 жетонов - оценка "4", от 5 до 7- оценка "3". На доске написана тема урока и таблица с указанием команд и номерами заданий, в которой по ходу урока учитель отмечает число полученных баллов. Для каждого задания отмечено количество баллов, которым будет оцениваться задание и время, отведенное на его выполнение.
Повторение и обобщение. 1. Конкурс "Разминка" Решение кроссворда по теме (его чертеж на доске). Макс. Количество 1 балл Я зачитываю вопрос, если вы знаете ответ поднимите карточку-сигнал. Вопросы кроссворда: 1. В каком государстве наблюдается наибольшая плотность населения? (Бангладеш) 2. Один из элементов воспроизводства населения? (Рождаемость) 3. Как называют перемещение людей через границы с переменой места жительства? (Миграция) 4. Единица измерения естественного прироста, рождаемости и :солености воды? (Промилль) 5. Скопление городов, их слияние (Агломерация) 6. Процесс роста городов и увеличения числа горожан (Урбанизация) 7. Назовите мировую религию, занимающую второе место по числу верующих (Ислам) 8. Национальная религия китайцев (Конфуцианство) 9. Государство - лидер по числу жителей (Китай) 10. Один из типов этнических сообществ (Семья) 2 Конкурс "Что это такое? Кто такой?" Необходимо прокомментировать содержание понятий на выбранной вами карточке. Макс. Количество 1 балл. Карточка №1 "Естественный прирост", "Миграция" Естественный прирост населения — превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени. Миграция населения(лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Карточка №2 "Воспроизводство", "Урбанизация" Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения. Урбанизация — это рост городов вследствие перемещения населения из сельских районов в поисках лучшей работы и лучших условий для жизни. Карточка №3 "Демография", "Этнос" Демография- наука, изучающая население с точки зрения таких характеристик, как численность и плотность. Этнос- основная единица классификации всех народов мира, обозначающую конкретный народ со своей историей, своей самобытной культурой, своим самосознанием и самоназванием. Карточка №4 "Демографическая зима", "Эмиграция" Демографическая зима— 1 тип характерен для экономически высокоразвитых стран в целом, а также для постсоветского пространства. Он характеризуется низкими показателями рождаемости и смертности, близким к 0 естественным приростом, а для некоторых стран и естественной убылью населения. Эмиграция - добровольное или вынужденное переселение, переезд из одной страны в другое государство на временное или постоянное место жительство. Карточка №5 "Демографическая весна", "Агломерация" Демографическая весна- II тип воспроизводства, ему свойственны высокие показатели рождаемости и относительно низкая смертность. Относительно низкая смертность сейчас характерна практически для всего мира, и связано это, в первую очередь, с большими успехами медицины в борьбе с эпидемиями и детской смертностью. Высокая же рождаемость в развивающихся странах во многом связана с национальными и религиозными традициями и отсутствием возможностей планирования семьи. Рождение детей здесь происходит по принципу «сколько Бог дает, столько и рождается». Агломерация— (от лат. agglomerare — присоединять, накоплять) — компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в пространственном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями. Карточка №6 "Демографический взрыв", "Демографическая политика" Демографический взрыв— сверхвысокие темпы роста численности населения на определённой территории Демографическая политика- система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении. 3 Конкурс «Характеристика половозрастных пирамид» Командам даются карточки с половозрастными пирамидами (разными), по которым учащимся необходимо определить тип воспроизводства страны, долю людей по возрастным группам, половой состав (соотношение мужчин и женщин) и ответить устно. (см. приложение1) Объяснение:тип воспроизводства населения страны можно определить по доле молодых и старых возрастов. У пирамид, характерных для I типа воспроизводства, широкое основание, что свидетельствует о большом удельном весе молодых возрастов в населении страны; доля пожилых людей крайне мала. Узкое основание пирамид, характерных для II типа воспроизводства, свидетельствует о пониженной доле молодых возрастов. Высока доля пожилых возрастов. 4 Конкурс "Узнай страну". По моим подсказкам надо узнать страну, с каждой подсказкой количество баллов уменьшается. Макс. количество баллов 5
5 Конкурс "Звездный час" Каждая команда получает свиток. Там написан вопрос и три варианта ответов. Необходимо выбрать правильный ответ. Макс. Количество 1 балл. (см. приложение 2) 1. Самая распространенная по числу приверженцев религия - это: а) ислам, б) буддизм, в) христианство; 2. Наиболее многочисленная языковая семья - это: а) Алтайская, б) Индоевропейская, в) Уральско-Юкагирская; 3. Средняя плотность населения мира составляет: а) 15 чел/м2, б) 700 чел/м2, в) 45 чел/м2; 4. Переманивание специалистов высокого уровня в развитые государства называется: а) эмиграция, б) "утечка умов", в) иммиграция; 5. К малозаселенным территориям относятся: а) высокогорные области, б) низменности, в) возвышенности; 6.Демографический кризис наблюдается в государствах: а) Индии, б) России, в) Бангладеш. Конкурс "Домашнее задание" Дома, в своих семьях вы должны были выяснить, сколько было детей у ваших бабушек. Прабабушек, построить график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье, и проанализировать его. За которую вы получите ещё одну оценку. Подведение итогов. Жюри подсчитывают жетоны. В конце игры объявляет результаты, определяет команду-победителя и самых активных игроков. Учитель оценивает лучших игроков. Выставление оценок. Спасибо за урок! Все свободны! Список использованной литературы: География.Программа для общеобразовательных учреждений 6 — 11 классы, С.В. Курчина, М, Дрофа, 2010 год Учебник Экономическая и социальная география мира.: Для 10 кл. /Под ред. В.П. Максаковский. М «Просвещение» , 2014 И.В. Душина Методика преподавания географии, пособие для начинающих учителей и студентов. М: 1996, 192 стр. http://festival.1september.ru/articles/419136/ Обобщающий урок по теме «География населения мира»
|
2 мин. Учащиеся определяют готовность к уроку.
5 мин. Учащиеся решают кроссворд Первый поднявший получает право на ответ.
7 мин. Учащиеся дают определение понятиям
7 мин. Учащиеся определяют тип воспроизводства населения по половозрастной пирамиде и его анализ.
6 мин. Учащиеся по подсказкам угадывают страну
7 мин. Учащиеся получают по свиток и выбирают правильный ответ на вопрос
3 мин. Учащиеся открывают дневники и записывают задание на дом. 3 мин. |