12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Ольга30
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск

Цели:

Образовательные:

Повторить и закрепить знания по основным темам раздела “География населения мира”.

Проверить понимание учащимися ключевых положений темы, знание терминов, умение работать с картами, диаграммами, картосхемами.

Научить обучающихся применять знания в новой ситуации, делать выводы, предложения, прогноз на основе полученной информации.

Развивающие:

Активизировать познавательную деятельность учащихся;

Развивать интерес к предмету, умение работать в коллективе.

Воспитательные:

Воспитывать чувство долга, ответственности и коллективизма.

Оборудование: политическая карта мира, атласы, карта мира, карточки с заданиями, картины,

изображающие типы воспроизводства населения.

Тип урока: итоговый урок обобщения и закрепления знаний.

Форма проведения урока: урок-викторина.

Ход урока:

Организациооный момент.

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверка отсутствующих.

Накануне вам было дано задание:

повторить основные понятия и термины, вопросы темы «География населения мира».

Подготовка к уроку:класс делится на команды. Участники выбирают название команды и капитана. Капитан составляет список членов команды, распределяет, кто будет отвечать на вопросы, оценивает ответы учащихся, следит за порядком.

- Сегодняшний урок у нас пройдет в форме игры, в ходе которой мы повторим, закрепим полученные знания по теме "География населения мира". В ходе игры за свои правильные ответы будете зарабатывать жетоны. В конце урока подведем итог. Если вы получите 9 и более жетонов - оценка "5", от 7 до 9 жетонов - оценка "4", от 5 до 7- оценка "3".

На доске написана тема урока и таблица с указанием команд и номерами заданий, в которой по ходу урока учитель отмечает число полученных баллов. Для каждого задания отмечено количество баллов, которым будет оцениваться задание и время, отведенное на его выполнение.

 

Конкурс1

Конкурс 2

Конкурс 3

Конкурс 4

Конкурс 5

1

         

2

         

3

         

4

         

5

         

Повторение и обобщение.

1. Конкурс "Разминка"

Решение кроссворда по теме (его чертеж на доске). Макс. Количество 1 балл

Я зачитываю вопрос, если вы знаете ответ поднимите карточку-сигнал.

Вопросы кроссворда:

1. В каком государстве наблюдается наибольшая плотность населения? (Бангладеш)

2. Один из элементов воспроизводства населения? (Рождаемость)

3. Как называют перемещение людей через границы с переменой места жительства? (Миграция)

4. Единица измерения естественного прироста, рождаемости и :солености воды? (Промилль)

5. Скопление городов, их слияние (Агломерация)

6. Процесс роста городов и увеличения числа горожан (Урбанизация)

7. Назовите мировую религию, занимающую второе место по числу верующих (Ислам)

8. Национальная религия китайцев (Конфуцианство)

9. Государство - лидер по числу жителей (Китай)

10. Один из типов этнических сообществ (Семья)

2 Конкурс "Что это такое? Кто такой?"

Необходимо прокомментировать содержание понятий на выбранной вами карточке. Макс. Количество 1 балл.

Карточка №1

"Естественный прирост", "Миграция"

Естественный прирост населения — превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени.

Миграция населения(лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния.

Карточка №2

"Воспроизводство", "Урбанизация"

Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения.

Урбанизация — это рост городов вследствие перемещения населения из сельских районов в поисках лучшей работы и лучших условий для жизни.

Карточка №3

"Демография", "Этнос"

Демография- наука, изучающая население с точки зрения таких характеристик, как численность и плотность.

Этнос- основная единица классификации всех народов мира, обозначающую конкретный народ со своей историей, своей самобытной культурой, своим самосознанием и самоназванием.

Карточка №4

"Демографическая зима", "Эмиграция"

Демографическая зима— 1 тип характерен для экономически высокоразвитых стран в целом, а также для постсоветского пространства. Он характеризуется низкими показателями рождаемости и смертности, близким к 0 естественным приростом, а для некоторых стран и естественной убылью населения.

Эмиграция - добровольное или вынужденное переселение, переезд из одной страны в другое государство на временное или постоянное место жительство.

Карточка №5

"Демографическая весна", "Агломерация"

Демографическая весна- II тип воспроизводства, ему свойственны высокие показатели рождаемости и относительно низкая смертность. Относительно низкая смертность сейчас характерна практически для всего мира, и связано это, в первую очередь, с большими успехами медицины в борьбе с эпидемиями и детской смертностью. Высокая же рождаемость в развивающихся странах во многом связана с национальными и религиозными традициями и отсутствием возможностей планирования семьи. Рождение детей здесь происходит по принципу «сколько Бог дает, столько и рождается».

Агломерация— (от лат. agglomerare — присоединять, накоплять) — компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в пространственном смысле, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями.

Карточка №6

"Демографический взрыв", "Демографическая политика"

Демографический взрыв— сверхвысокие темпы роста численности населения на определённой территории

Демографическая политика- система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.

3 Конкурс «Характеристика половозрастных пирамид»

Командам даются карточки с половозрастными пирамидами (разными), по которым учащимся необходимо определить тип воспроизводства страны, долю людей по возрастным группам, половой состав (соотношение мужчин и женщин) и ответить устно. (см. приложение1)

Объяснение:тип воспроизводства населения страны можно определить по доле молодых и старых возрастов. У пирамид, характерных для I типа воспроизводства, широкое основание, что свидетельствует о большом удельном весе молодых возрастов в населении страны; доля пожилых людей крайне мала. Узкое основание пирамид, характерных для II типа воспроизводства, свидетельствует о пониженной доле молодых возрастов. Высока доля пожилых возрастов.

4 Конкурс "Узнай страну".

По моим подсказкам надо узнать страну, с каждой подсказкой количество баллов уменьшается. Макс. количество баллов 5

1. В древности считалась сказочной страной, славилась пряностями, богатством, чаем (5 баллов)

1. Славится своими карнавалами (5 баллов)

2. В возрастной структуре населения высока доля детей (4 балла)

2. Обладает пестрым расовым составом (4 балла)

3 .Согласно национальной религии все общество делится на касты (3 балла)

3. Занимает 5 место в мире по численности населения (3 балла)

4. Занимает 2-е место в мире по численности населения (2 балла)

4. Единственная крупная страна Латинской Америки, где государственным языком является португальский (2 балла)

5. Большинство населения исповедует Индуизм (1 балл)

5. Родом из этого государства является самый знамениты й футболист Пеле (1 балл)

(Индия)

(Бразилия)

5 Конкурс "Звездный час"

Каждая команда получает свиток. Там написан вопрос и три варианта ответов. Необходимо выбрать правильный ответ. Макс. Количество 1 балл. (см. приложение 2)

1. Самая распространенная по числу приверженцев религия - это:

а) ислам,

б) буддизм,

в) христианство;

2. Наиболее многочисленная языковая семья - это:

а) Алтайская,

б) Индоевропейская,

в) Уральско-Юкагирская;

3. Средняя плотность населения мира составляет:

а) 15 чел/м2,

б) 700 чел/м2,

в) 45 чел/м2;

4. Переманивание специалистов высокого уровня в развитые государства называется:

а) эмиграция,

б) "утечка умов",

в) иммиграция;

5. К малозаселенным территориям относятся:

а) высокогорные области,

б) низменности,

в) возвышенности;

6.Демографический кризис наблюдается в государствах:

а) Индии,

б) России,

в) Бангладеш.

Конкурс "Домашнее задание"

Дома, в своих семьях вы должны были выяснить, сколько было детей у ваших бабушек. Прабабушек, построить график, иллюстрирующий изменение числа детей в семье, и проанализировать его. За которую вы получите ещё одну оценку.

Подведение итогов.

Жюри подсчитывают жетоны. В конце игры объявляет результаты, определяет команду-победителя и самых активных игроков. Учитель оценивает лучших игроков. Выставление оценок.

Спасибо за урок! Все свободны!

Список использованной литературы:

География.Программа для общеобразовательных учреждений 6 — 11 классы, С.В. Курчина, М, Дрофа, 2010 год

Учебник Экономическая и социальная география мира.: Для 10 кл. /Под ред. В.П. Максаковский. М «Просвещение» , 2014

И.В. Душина Методика преподавания географии, пособие для начинающих учителей и студентов. М: 1996, 192 стр.

http://festival.1september.ru/articles/419136/

Обобщающий урок по теме «География населения мира»


 

2 мин.

Учащиеся определяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

Учащиеся решают кроссворд

Первый поднявший получает право на ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин.

Учащиеся дают определение понятиям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин.

Учащиеся определяют тип воспроизводства населения по половозрастной пирамиде и его анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 мин.

Учащиеся по подсказкам угадывают страну

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин.

Учащиеся получают по свиток и выбирают правильный ответ на вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.

Учащиеся открывают дневники и записывают задание на дом.

3 мин.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.