Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Обобщение знаний об имени существительном»
Конспект урока
Паспорт урока:
ФИО учителя: Дусеева Виктория Вячеславовна
ОУ: ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном
Цели урока:
обучающие: актуализация знания детей об имени существительном, различие имени существительного по грамматическим признакам; определение падежа имен существительных, рода, числа;
развивающие: развитие устной связной речи, познавательной активности учащихся, их творческих способностей;
воспитывающие: воспитание умения работать в группах, доброжелательности, самостоятельности.
Планируемые образовательные результаты:
предметные:
определять грамматические признаки имен существительных;
определять род, падеж и число имен существительных по вопросам;
определять постоянные и непостоянные признаки имени существительного;
уметь проводить морфологический разбор существительного, а также синтаксический анализ предложения.
метапредметные:
понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.
личностные: мотивировать себя на изучение русского языка.
Программные требования:
Знать: определение имени существительного, его грамматические признаки.
Уметь: определять род, число, падеж имен существительных, выделять грамматическую основу в предложении
Программное содержание: часть речи «Имя существительное».
Ведущая мировоззренческая идея урока: знание признаков имени существительного способствует формированию грамотного письма учащихся.
Основные понятия: имя существительное, грамматическая основа (подлежащее, сказуемое), грамматические признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, число, падеж, морфологический разбор, начальная форма.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: групповая, фронтальная.
Технологии обучения: игровая, здоровьесберегающая технологии, ИКТ-технология,
Оборудование (или оснащение) урока: проектор, экран, листы для выполнения заданий в группе, жетоны совы.
Мизансцена урока: класс разделен на 3 группы по 6 человек,
Подготовка к уроку (если есть необходимость): нет
Домашнее задание: не задано.
2. Технологическая карта хода урока.
Планируемые результаты (ПР) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||
Организационный момент | |||||||||||||||||||||||
Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: положительный эмоциональный, интеллектуальный настрой обучающихся на урок. | Метод: беседа, фронтальная форма Здравствуйте! Начинаем урок русского языка. Садитесь! | Положительный настрой на урок | |||||||||||||||||||||
Сообщение темы и цели урока | |||||||||||||||||||||||
Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Личностные: самоопределение | Метод: объяснение, аудиальное средство, фронтальная форма. Содержание, методы, форма и средства преподавания - Знакома ли вам эта мелодия? - Где она звучит? В какой передаче? - О чем эта передача «Что? Где? Когда?»? (ответы детей) Несколько десятков лет подряд эта игра является одной из любимых передач ваших мам, пап, братьев и сестер. В связи с этим у нас сегодня тоже будет урок-игра "Что? Где? Когда?". В нашей игре участвуют 3 команды знатоков: Капитан I команды «Умники» - Морозов Данил Капитан II команды «Всезнайки» - Бахаев Андрей Капитан III команды «Любознайки» - Соколова Ульяна Против вас, знатоки, играют учителя нашей школы и ваши родители. Они приготовили вам интересные задания. Вы должны работать быстро. Первой отвечает команда, в которой все участники, закончив обсуждение, возьмутся за руки и поднимут их домиком. Остальные игроки проверяют правильность ответа. Если была допущена ошибка, право ответа переходит к другой команде. Так что, за ответом следим очень внимательно! За правильный ответ команда получает жетон. В конце игры та команда, у которой окажется больше жетонов, будет знатоком Имени существительного. | Слушают мелодию Опираясь на жизненный опыт вспоминают передачу Приветствие команд Принимают цель урока | |||||||||||||||||||||
Повторение и систематизация | |||||||||||||||||||||||
Познавательные: - применять правила и пользоваться инструкциями; - ставить, формулировать и решать проблемы; - передавать информацию устным и письменным способом. Коммуникативные: - адекватно оценивать собственные знания; - обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Регулятивные: - формировать и удерживать учебную задачу; - использовать речь для регуляции своего действия; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения. | Метод: упражнения, метод демонстраций, беседа. Групповая форма, аудивизуальные средства Итак, приготовились, мы начинаем! 1 раунд. Против вас играет мама Черепановой Варвары, Надежда Сергеевна Губина. Внимание: вопрос! Ребята как вы думаете, какой признак имени существительного я зашифровала словах берег Томи, дядя Костя, соседка Таня, белый Кот, Ладожское озеро, улица Мира? Разделите эти имена существительные на группы. Проверка 2 раунд. Против знатоков играет учитель 2 «Г» класса Екатерина Николаевна Кочергина. Внимание: вопрос! Посмотрите на слайд и сравните эти две картинки! ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ? Поиграем в игру «Слово в слове». Разделите на группы имена существительные носорог, крот, глазок, зубочистка и найдите в словах другие слова. Проверка 3 раунд «Черный ящик». Об этом предмете известно следующее: «Незнайка утверждал, что она меньше солнца. Для Дюймовочки она была не меньше озера. А для нас с вами она не больше блина. Что находится в чёрном ящике?» Ответ: тарелка Составьте предложение, найдите грамматическую основу, определите падеж подлежащего. Проверка 4 раунд. Музыкальная пауза. - Скажите пожалуйста, какой ключевое слово в этой песне? Верно- это дружба. Что для вас значит дружба? Между кем может быть дружба? А мы с вами дружные? А как проявляется наша дружба в классе? Спасибо за ответы! - А сейчас я попрошу вас, провести морфологический разбор слова дружба. Но перед этим, -давайте вспомним, структуру проведения морфологического разбора имени существительного? Проверка 5 раунд. С вами играет мама Сауткиной Виктории, Татьяна Павловна Сауткина. Внимание: вопрос! Вот ваше задание: Уважаемые участники! При выполнении задания будьте внимательны! Определите род существительного в словах зевака, дельфин, мама, весна, пальто, кофе, непоседа, солнце, герой, фамилия, метро, адрес, береза, яблоко, завод, работа, дупло, соня. 6 раунд. С вами играет учитель русского языка и литературы Елена Анатольевна Чиликина. Внимание: видеовопрос! - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Не ошибись». Изменяются по числам следующие имена существительные: молоко, ученик, шахматы, стулья? 7 раунд. - С вами играет завуч нашей школы Елена Михайловна Платонова. Внимание: вопрос! - Здравствуйте, уважаемые знатоки! За годы учебы в начальной школе вы многое узнали об имени существительном. Покажите свои умения. Определите падеж существительных, скажите, что обозначает данное выражение: Клевать носом (Т.п.) Встать с левой ноги (Р.п.) Делать из мухи (Р.п.) слона (Р.п.) Плечом к плечу (Т.п) (Д.п.) Командам выдаются по 1 жетону. | Принимают учебную задачу
Сравнивают картинки Делят слова на группы одушевленные и неодушевленные имена существительные Слушают задание, предлагают варианты ответа. Составляют предложение, выделяют грамматическую основу, указывают падеж. Определяют ключевое слово Проводят морфологический разбор слова дружба Дружба — имя существительное. Начальная форма: дружба, нарицательное, неодушевлённое, женский род, единственное число, именительный падеж. Делят имена существительные на группы Анализируют слова, делают вывод. Определяют падеж, дают значение каждого выражения. | |||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока | |||||||||||||||||||||||
Регулятивные: - формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: - передавать информацию устным и письменным способом. | Методы: беседа, опрос. Фронтальная, групповая формы, аудиальные средства Наша игра подошла к концу. Давайте обобщим, что мы повторили на этом уроке: за ответ дополнительный жетон. Что означает имя существительное? На какой вопрос отвечает имя существительное? Как изменяется имя существительное? Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? Как отличить имя существительное именительного падежа от имён существительных винительного падежа? Подведем итог игры. Самое большое количество жетонов у команды Любознайки, капитан команды Соколова Ульяна. Им вручаются "совы" - символы мудрости. Команде, занявшей первое место, все мы говорим: "Молодцы!" Команде, занявшей второе место, все мы желаем: "Так держать!" Команде, занявшей третье место, все мы советуем: "Не вешать нос!" | Обобщают знания, отвечая на вопросы Подводят итог игры Считают количество заработанных жетонов Поздравляют друг друга аплодируя. |
3. Приложения
Приложение №1
Раздаточный материал, используемый в ходе урока
Команда «__________________________________________»
1 раунд
| | |
Берег Томи | | |
Дядя Костя | | |
Соседка Таня | | |
Белый Кот | | |
Ладожское озеро | | |
Улица Мира | | |
2 раунд
| |
| |
| |
| |
3 раунд «Черный ящик»
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4 раунд «Музыкальная пауза»
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5 раунд
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
6 раунд
|
|
|
|
|
7 раунд
|
|
|
|