Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Обобщение знаний об имени существительном»

2
0
Материал опубликован 30 October 2019

Конспект урока

Паспорт урока:

ФИО учителя: Дусеева Виктория Вячеславовна

ОУ: ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном

Цели урока:

обучающие: актуализация знания детей об имени существительном, различие имени существительного по грамматическим признакам; определение падежа имен существительных, рода, числа;

развивающие: развитие устной связной речи, познавательной активности учащихся, их творческих способностей;

воспитывающие: воспитание умения работать в группах, доброжелательности, самостоятельности.

Планируемые образовательные результаты:

предметные:

определять грамматические признаки имен существительных;

определять род, падеж и число имен существительных по вопросам;

определять постоянные и непостоянные признаки имени существительного;

уметь проводить морфологический разбор существительного, а также синтаксический анализ предложения.

метапредметные:

понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.

личностные: мотивировать себя на изучение русского языка.

Программные требования:

Знать: определение имени существительного, его грамматические признаки.

Уметь: определять род, число, падеж имен существительных, выделять грамматическую основу в предложении

Программное содержание: часть речи «Имя существительное».

Ведущая мировоззренческая идея урока: знание признаков имени существительного способствует формированию грамотного письма учащихся.

Основные понятия: имя существительное, грамматическая основа (подлежащее, сказуемое), грамматические признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, число, падеж, морфологический разбор, начальная форма.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: групповая, фронтальная.

Технологии обучения: игровая, здоровьесберегающая технологии, ИКТ-технология,

Оборудование (или оснащение) урока: проектор, экран, листы для выполнения заданий в группе, жетоны совы.

Мизансцена урока: класс разделен на 3 группы по 6 человек,

Подготовка к уроку (если есть необходимость): нет

Домашнее задание: не задано.


2. Технологическая карта хода урока.

Планируемые ре­зультаты (ПР)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные:

положительный эмоциональный, интеллектуальный настрой обучающихся на урок.

Метод: беседа, фронтальная форма

Здравствуйте! Начинаем урок русского языка. Садитесь!


Положительный настрой на урок

Сообщение темы и цели урока

Регулятивные: волевая саморегуляция

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Личностные: самоопределение

Метод: объяснение, аудиальное средство, фронтальная форма.

Содержание, методы, форма и средства препо­давания

- Знакома ли вам эта мелодия?

- Где она звучит? В какой передаче?

- О чем эта передача «Что? Где? Когда?»? (ответы детей)

Несколько десятков лет подряд эта игра является одной из любимых передач ваших мам, пап, братьев и сестер. В связи с этим у нас сегодня тоже будет урок-игра "Что? Где? Когда?".

В нашей игре участвуют 3 команды знатоков:

Капитан I команды «Умники» - Морозов Данил

Капитан II команды «Всезнайки» - Бахаев Андрей

Капитан III команды «Любознайки» - Соколова Ульяна

Против вас, знатоки, играют учителя нашей школы и ваши родители. Они приготовили вам интересные задания. Вы должны работать быстро. Первой отвечает команда, в которой все участники, закончив обсуждение, возьмутся за руки и поднимут их домиком. Остальные игроки проверяют правильность ответа. Если была допущена ошибка, право ответа переходит к другой команде. Так что, за ответом следим очень внимательно! За правильный ответ команда получает жетон. В конце игры та команда, у которой окажется больше жетонов, будет знатоком Имени существительного.









Слушают мелодию


Опираясь на жизненный опыт вспоминают передачу











Приветствие команд












Принимают цель урока

Повторение и систематизация

Познавательные:

- применять правила и пользоваться инструкциями;

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- передавать информацию устным и письменным способом.


Коммуникативные:

- адекватно оценивать собственные знания;

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.


Регулятивные:

- формировать и удерживать учебную задачу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.


Метод: упражнения, метод демонстраций, беседа. Групповая форма, аудивизуальные средства

Итак, приготовились, мы начинаем!

1 раунд. Против вас играет мама Черепановой Варвары, Надежда Сергеевна Губина.

Внимание: вопрос!

Ребята как вы думаете, какой признак имени существительного я зашифровала словах берег Томи, дядя Костя, соседка Таня, белый Кот, Ладожское озеро, улица Мира? Разделите эти имена существительные на группы.

Проверка


2 раунд. Против знатоков играет учитель 2 «Г» класса Екатерина Николаевна Кочергина.

Внимание: вопрос!

Посмотрите на слайд и сравните эти две картинки! ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ?

Поиграем в игру «Слово в слове». Разделите на группы имена существительные носорог, крот, глазок, зубочистка и найдите в словах другие слова.

Проверка

3 раунд «Черный ящик».

Об этом предмете известно следующее: «Незнайка утверждал, что она меньше солнца.

Для Дюймовочки она была не меньше озера.

А для нас с вами она не больше блина.

Что находится в чёрном ящике?»

Ответ: тарелка

Составьте предложение, найдите грамматическую основу, определите падеж подлежащего.

Проверка


4 раунд. Музыкальная пауза.

- Скажите пожалуйста, какой ключевое слово в этой песне? Верно- это дружба. Что для вас значит дружба? Между кем может быть дружба? А мы с вами дружные? А как проявляется наша дружба в классе? Спасибо за ответы!

- А сейчас я попрошу вас, провести морфологический разбор слова дружба. Но перед этим, -давайте вспомним, структуру проведения морфологического разбора имени существительного?

Проверка




5 раунд. С вами играет мама Сауткиной Виктории, Татьяна Павловна Сауткина.

Внимание: вопрос!

Вот ваше задание: Уважаемые участники! При выполнении задания будьте внимательны! Определите род существительного в словах зевака, дельфин, мама, весна, пальто, кофе, непоседа, солнце, герой, фамилия, метро, адрес, береза, яблоко, завод, работа, дупло, соня.


6 раунд. С вами играет учитель русского языка и литературы Елена Анатольевна Чиликина.

Внимание: видеовопрос!

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Не ошибись». Изменяются по числам следующие имена существительные: молоко, ученик, шахматы, стулья?


7 раунд. - С вами играет завуч нашей школы Елена Михайловна Платонова.

Внимание: вопрос!

- Здравствуйте, уважаемые знатоки! За годы учебы в начальной школе вы многое узнали об имени существительном. Покажите свои умения. Определите падеж существительных, скажите, что обозначает данное выражение:

Клевать носом (Т.п.)

Встать с левой ноги (Р.п.)

Делать из мухи (Р.п.) слона (Р.п.)

Плечом к плечу (Т.п) (Д.п.)

Командам выдаются по 1 жетону.



Принимают учебную задачу

Собственные

Нарицательные

Нарицательные и собственные

берег

Томи

берег Томи

дядя

Костя

дядя Костя,

соседка

Таня

соседка Таня

белый

Кот

белый Кот

озеро

Ладожское

Ладожское озеро

улица

Мира

улица Мира














Сравнивают картинки



Делят слова на группы одушевленные и неодушевленные имена существительные








Слушают задание, предлагают варианты ответа.












Составляют предложение, выделяют грамматическую основу, указывают падеж.






Определяют ключевое слово











Проводят морфологический разбор слова дружба

Дружба — имя существительное.

Начальная форма: дружба, нарицательное, неодушевлённое, женский род, единственное число, именительный падеж.









Делят имена существительные на группы


















Анализируют слова, делают вывод.














Определяют падеж, дают значение каждого выражения.


Подведение итогов урока

Регулятивные:

- формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:

- передавать информацию устным и письменным способом.

Методы: беседа, опрос. Фронтальная, групповая формы, аудиальные средства

Наша игра подошла к концу.

Давайте обобщим, что мы повторили на этом уроке: за ответ дополнительный жетон.

Что означает имя существительное?

На какой вопрос отвечает имя существительное?

Как изменяется имя существительное?

Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже?

Как отличить имя существительное именительного падежа от имён существительных винительного падежа?

Подведем итог игры.

Самое большое количество жетонов у команды Любознайки, капитан команды Соколова Ульяна. Им вручаются "совы" - символы мудрости.

Команде, занявшей первое место, все мы говорим: "Молодцы!"

Команде, занявшей второе место, все мы желаем: "Так держать!"

Команде, занявшей третье место, все мы советуем: "Не вешать нос!"




Обобщают знания, отвечая на вопросы









Подводят итог игры

Считают количество заработанных жетонов


Поздравляют друг друга аплодируя.


3. Приложения

Приложение №1

Раздаточный материал, используемый в ходе урока

Команда «__________________________________________»

1 раунд




Берег Томи



Дядя Костя



Соседка Таня



Белый Кот



Ладожское озеро



Улица Мира



2 раунд









3 раунд «Черный ящик»

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4 раунд «Музыкальная пауза»

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5 раунд























6 раунд






7 раунд





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации