Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Заочная экскурсия по городу Кизилюрт»

5
0
Материал опубликован 16 November 2016 в группе

 

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

«Заочная экскурсия по городу Кизилюрт»

(Обобщающий урок по теме «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»)

Тип урока: систематизация и обобщение знаний по теме.

Цели урока: - систематизировать и обобщить знания по теме;

- развитие орфографической зоркости, умения обосновывать правильность выбора орфограммы при написании числительных;

- развивать умение грамотно выражать свои мысли;

- закрепить умение употреблять числительные в речи;

- воспитывать любовь к родному городу.

Вид урока: заочная экскурсия;

Оборудование: карта-схема Кизилюрта, рисунки, тексты, презентация, раздаточный материал, проектор.

Перед началом урока звучит музыка Т. Темирова о Кизилюрте.

УЧИТЕЛЬ: (Сл.1,2)

Ребята, мы с вами закончили изучать тему «Имя числительное». Сегодня у нас есть возможность ещё раз убедиться в том, как необходима эта часть речи. Для этого я приглашаю вас совершить увлекательную экскурсию по городу Кизилюрт. Она будет длиться 1 урок, т.е. 40 минут. Билетом для экскурсии послужит ваше домашнее задание — кластер по теме числительное. В поездке вы должны быть очень внимательными, так как по окончании экскурсии вам нужно будет рассказать о своих впечатлениях. Для начала давайте разберёмся в том, что такое «экскурсия».

«Экскурсия» - это

1. Посещение (обычно коллективное) достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем – либо;

2. Организованный, сопровождаемый объяснением, показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью.

УЧИТЕЛЬ:

Сегодня мы совершим образовательную экскурсию. Для этого у нас есть всё необходимое.

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

Цифры окружают нас повсюду. Мы встречаемся с ними на каждом шагу. Они делают нашу жизнь интереснее. Согласитесь, что мы часто задаём себе вопросы, на которые легко могут ответить цифры.

- А как вы думаете, связан наш урок, наш город, тема числительное?

Ученики: Городу исполняется 53 лет. (Сл.3)

Учитель: У вас на столах лежат «Путевые листки», где вы будете делать необходимые записи.

Мы поговорим о географическом положении города, о его прошлом, проедем по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имена числительные очень важны в нашей речи, без них трудно обойтись, общаясь друг с другом.

Нашу заочную общеобразовательную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе.

Туристы-лингвисты, в путь собирайтесь,

Знанья свои показать постарайтесь,

Нас ждут приключенья, игры,

Не будем терять ни минуты. Вперёд!

УЧИТЕЛЬ: (Сл.4)

Вот на таком автобусе мы и отправляемся в путь. У нас сегодня роль экскурсовода будут выполнять разные ученики.

ЭКСКУРСОВОД-1 ( Атаева читает текст, потом садится на место)

19 октября 1831 года в ходе Кавказской войны русскими войсками был проведён штурм укреплённого селения Чир-юрт. В 1886 году район Нижнего Чирюрта в Дагестанской области заняли жители из Самарской губернии, начав заниматься на местности натуральным хозяйством.

Через несколько лет началось строительство Владикавказской железной дороги. На пути линии Беслан — Петровск границе Дагестанская и Терской областей по реке Сулак была заложена станция Чир-юрт. При ней поселились работники станции, в основном русские.

В 1921 году была образована Дагестанская АССР. К 1930-м годам пристанционное поселение Чир-юрт получило статус посёлка с наименованием Красное село. Но под таким названием он просуществовал недолго и вскоре был переименован в Кизил-юрт (от кум. Къызыл юрт, Красное село).

В 1963 году Кизилюрт получил статус города. Это самый молодой город в Республике Дагестан. После обретения статуса города было несколько проектов по наименованию. Предлагались названия Сулакоград и Вишневск (в честь академика А. В. Вишневского, родившегося в соседнем селе). (Сл.5-6)

УЧИТЕЛЬ:

Пожалуй, всё, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как части речи.

 

Ответы учеников.

УЧИТЕЛЬ:

Наш автобус сделал первую остановку. Прочитайте текст, выпишите числительные вместе с существительными прописью в путевой листок. Запись ведите аккуратно.

ТЕКСТ:

В 1963 году Кизилюрт получил статус города. Это самый молодой город в Республике Дагестан. В этом году городу исполняется 50 лет.

- Чем отличаются эти числительные друг от друга?

 

НА ЭКРАНЕ: река Сулак (Сл. 7-8).

УЧИТЕЛЬ:

Наш автобус продолжает путь. Мы едем по набережной реки Сулак. Где

берёт начало река? С этим вопросом обратимся к нашему экскурсоводу.

ЭКСКУРСОВОД-2:

Длина — 170 км, площадь бассейна — 15 200 км². Образуется слиянием рек Аварское Койсу и Андийское Койсу. Сначала течёт в Главном Сулакском каньоне, затем в Ахетлинском ущелье, Чиркейском расширении и Малом Сулакском каньоне, далее в широкой долине, при впадении в Каспийское море образует дельту.

Питание реки смешанное, с преобладанием снегового. Половодье с апреля по сентябрь с максимумом в июне — июле. Наиболее крупный приток — Ах-су.

На Сулаке расположен город Кизилюрт, поселок Дубки, в устье —поселок Сулак.

Вода из реки используется для водоснабжения городов Махачкала и Каспийск.

На Сулаке расположен каскад ГЭС.

УЧИТЕЛЬ:

Сделаем небольшую остановку. Продолжим нашу запись в путевом листке.

Запишем числительными из текста. Вспомним орфограмму. В каких числительных пишется Ь знак в середине, а в каких не пишется? Приведите примеры из текста. (Семьдесят- пятнадцать). (Сл.9)

УЧИТЕЛЬ:

Трогаемся в путь. Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 км в час, чтобы всё успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км\час. На трассе наш автобус идёт со скоростью до 70-ти и даже 80-ти км\час.

Скажите, какой вопрос спрятан в тексте, который я только что прочла? О каких числительных идёт речь и в чём их особенность?

Ответ: О склонении числительных от 50 до 80. (Сл.10)

УЧИТЕЛЬ:

Пока наш автобус двигается медленно, запишите числительное 50 в Т.п. и П.п. (Дети выполняют). У меня к вам вопрос. Слова, обозначающие 20, 30, 50, 60. 70, 80, похожи между собой: два+дцать; три+дцать и т.д. Почему слово СОРОК не похоже ни на одно из них? Как появилось числительное 40?

Магомедрасулова: По своему происхождению слово сорок связано с древнерусской мерой отсчета беличьих и соболиных шкурок. Значение единицы счета слово сорок получило в речи охотников, вытеснив более древнее обозначение этого числа – четыредесяте.)

 

ОТВЕТЫ.

УЧИТЕЛЬ: по дороге в центр города, ответьте на вопросы и запишите числительные в нужной форме. (Сл.11)

(у доски работает ученик - Курбанмагомедов)

1) К какому склонению относится слово мама? (К первому.)

2) …. сапога пара (Два.)

3) Какой по счету в году месяц ноябрь? (Одиннадцатый.)

4) Сколько лет в одном веке? (Сто.)

7) Какого числа не стоит начинать серьезного дела? (Тринадцатого.)

8) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)

9) Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)

10) Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать? (Семь)

Теперь поработаем с теми словами, которые вы записали.

Сколько из записанных вами числительных являются порядковыми? (Три)

В скольких числительных только 3 буквы? (Два, сто, три)

В какой цифре количество знаков совпадает с количеством букв в числительном? (100 – сто)

Сколько слов с удвоенной н? (Одно)

Лингвистическая миниатюра в исполнении учащихся. (Сл.12)

Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге, сели отдохнуть. Вот Одиннадцать и спрашивает:

Скажи: почему ты пишешься с двумя н, а я – с одним?”.

Одиннадцать ответило:

Это очень интересная история, которая произошла давным-давно.…Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались: один на десяте, два на десяте. Позже эти сочетания слов решили, что удобнее жить одним словом, и соединились. Так появились в числительном одиннадцать два н – одно от корня, другое – от бывшего предлога”.

Игра “Кто больше” Аукцион пословиц с числительным семь (слайд 13)

Число семь, так же как и у некоторых других народов, на Руси издавна считалось магическим: семь чудес света, семь дней недели, семь нот семь цветов радуги. Числительное семь вошло во многие пословицы и поговорки. О непостоянном человеке, который часто меняет свои решения, говорят: “У него семь пятниц на неделе”; об умном человеке говорят: “Он семи пядей во лбу”; провинившийся человек, совершая очередной поступок или проступок, говорит: “Семь бед – один ответ”. А какие пословицы и поговорки с числительным семь известны вам, ребята? Объясните смысл пословицы “У семи нянек дитя без глазу”.

Часто употребляется выражение “Семеро одного не ждут”.

О дальних родственниках говорят: “Седьмая вода на киселе”.

О чем-либо хорошо спрятанном говорят: “За семью замками”. Имея опыт, утверждают: “Один добытый опыт важнее семи поучений”.

О трудолюбивом человеке говорят: “Работает до седьмого пота”.

Учитель: Экскурсия продолжается. Следующие задания связаны с записанными числами: 10; 1; 2; 27; 5. (слайд 14)

1) запишите первое числительное в тв. п. (десятью);

2) запишите третье с конца числительное как порядковое (второй);

3) сколько числительных имеют в п. п. в окончании букву м? (об одном);

4) запишите числительные только с одним слогом (два, пять);

5) составьте число из третьей и первой цифры (21) и запишите его в р. п. и тв. п. (двадцати одного; двадцатью одним);

6) сложите все числа и получите сумму (45):

Каковы особенности склонения числа 40, какие числа склоняются так же? (90, 100);

В какую великую дату прошлого столетия входит число 45? (1945);

Что это за дата?

Составьте с ней предложение и запишите.

(В 1945 году закончилась Великая Отечественная война.)

УЧИТЕЛЬ: Что в нашем городе всегда напоминает вам о ветеранах войны.

Ответы учеников: (Сл. 15-17)

Учитель: Важным объектом нашего города является вокзал - железнодорожная станция, о которой нам расскажет Таймасханов. ( Сл. 18-19)

ЭКСКУРСОВОД: В конце 19 века в истории Дагестана произошло значительное событие - строительство железной дороги, благодаря чему в 1897 году появилась станция Чирюрт. Относится она к Северо-Кавказской железной дороге. Принадлежит к грузовым. Через станцию Кизилюрт курсируют поезда дальнего следования в направлении таких населенных пунктов, как: Санкт-Петербург, Москва, Махачкала, Баку, Тюмень, Москва. Расписание Кизилюрт содержит время отправления и прибытия, графики движения и дни следования ж/д транспорта.

Учитель: Итак, станция появилась в 1897 году, а кто расскажет нам о числительном тысяча?

Ученица (Гаджимагомедова): В толковом словаре живого великорусского языка

ТЫСЯЧА, (тысяща) дается как число 1000, то есть сто десятков, десять сотен. Употреблялось оно и в виде ласки: дорогой, неоцененный, золотой. Казна ты моя, свичушка, тысяча моя!

Из этимологического словаря Семенова мы узнаем, что числительное известно с XI в. Первоначально оно имело значение «тучная, жирная сотня» по значению индоевропейского корня teu-. Позднее значение уточнилось.

Учитель: В городе насчитывается множество улиц, проспект. На территории города 2 парка, аллея. Давайте, пока наш автобус едет, назовём улицы, на которых вы живете. (Сл.20-22 ).

ОТВЕТЫ учеников:

Задание: Каждый придумывает предложение с названием своей улицы, номером квартиры.

УЧИТЕЛЬ:

Продолжим нашу экскурсию.

НА ЭКРАНЕ: картинки с изображением жителей Кизилюрта. (Сл. 23-25)

ЭКСКУРСОВОД ():

Численность населения составляет 46,1 тыс. человек; плотность— 1945 человек на 1 кв. км занимаемой площади. Национальная структура населения (по переписи 2002 г.): аварцы — 69,0%; кумыки — 12,3; лакцы — 5,9; русские — 4,4; лезгины — 2,8; даргинцы — 2,3; чеченцы — 1,0; рутульцы — 0,3; азербайджанцы — 0,3; армяне — 0,1; агулы — 0,06%.

УЧИТЕЛЬ:

С какими числительными вы встретились в данном тексте?

Что вы можете о них рассказать?

Ребята, а что вы знаете об истории числительного МИЛЛИОН? А как оно пишется?

Абдурахманова: В этимологическом словаре русского языка Семенова говорится о том, что числительное «миллион» заимствовано в XVII в. В петровскую эпоху из французского языка, куда оно, в свою очередь, попало из итальянского. Слово с тем же значением и очень схожим звучанием встречается во многих славянских и западноевропейских языках, например в немецком – это Million, в болгарском – «миллион». Миллионом обозначают «тысячу тысяч».

УЧИТЕЛЬ:

Образовалась на дороге небольшая пробка. Чтобы не было скучно в долгом, утомительном ожидании, давайте вспомним фильмы, в которых встречаются числительные.

Предполагаемые ответы учеников: «Три+Два»,

«Трое в лодке, не считая собаки» и т.д.

 

УЧИТЕЛЬ:

Итак, что мы сегодня интересного узнали на уроке?

 

Дети отвечают.

(Можно задать вопросы по экскурсии: год основания Кизилюрта,

о станции, реке и т.д.)

УЧИТЕЛЬ: ( Сл. 26-28)

Путевые листки нужно будет сдать на проверку диспетчеру экскурсионного бюро. Закончилась наша познавательная экскурсия по Кизилюрту, в ходе которой вы многое узнали не только о ней, но и систематизировали свои знания о сложной и интересной части речи – имени числительном. Благодарю вас за активное участие.

- Давайте составим синквейн на тему Кизилюрт.

Учащиеся читают свои стихи.

Выставление оценок. Запись домашнего задания: написать свои впечатления об экскурсии.

 
Комментарии
Комментариев пока нет.