
Образ человека-гражданина в сатирах А.Д.Кантемира
Выполнила студентка ШГПУ
гуманитарного факультета 122 группы
Лопатина Л.А.

В России тема гражданственности являлась одной из ключевых и основных в литературе XVIII века.
В России тема гражданственности являлась одной из ключевых и основных в литературе XVIII века.
Правление Петра I, его преобразования и реформы в стали толчком для формирования идеи гражданственности, которая стала основой эстетики классицизма

Так, одним из главных образов в классицистических произведениях стал
образ человека-гражданина

Антиох Дмитриевич Кантемир – деятель раннего русского Просвещения.
Антиох Дмитриевич Кантемир – деятель раннего русского Просвещения.
А.Д.Кантемира как писателя-классициста волновали потребности государства и человек-гражданин, полезный своей стране. А.Д.Кантемир написал множество произведений сатирического характера, в которых отразил все свои недовольства и мысли

«На хулящих учения. К уму своему» (1729 Г.)
Эта сатира посвящена защите главного наследия времени правления Петра I – учения, просвещения
Автор сатиры верил, что именно от учения и просвещения зависит государственный прогресс

Именно на контрасте с отрицательными героями сатиры выстроился образ человека-гражданина: образованного, грамотного человека, всецело преданного своему государству
Именно на контрасте с отрицательными героями сатиры выстроился образ человека-гражданина: образованного, грамотного человека, всецело преданного своему государству

«Филарет и Евгений» (На зависть и гордость дворян злонравных) – 1730 г.
Сатира построена в форме диалога Филарета, сторонника петровских реформ, в частности, «Табеля о рангах», и Евгения, являющегося защитником привилегий дворянства

Филарет является так называемым образом человека-гражданина в данной сатире. Именно такой человек, по мнению А.Д.Кантемира, нужен государству: образованный, активный и целеустремленный, добивающийся самостоятельно поставленных целей, а не опирающийся на поддержку своего рода
Филарет является так называемым образом человека-гражданина в данной сатире. Именно такой человек, по мнению А.Д.Кантемира, нужен государству: образованный, активный и целеустремленный, добивающийся самостоятельно поставленных целей, а не опирающийся на поддержку своего рода

Образ человека-гражданина в сатирах А.Д.Кантемира предстал перед читателем таковым: осознающий необходимость просвещения, понимающий пользу наук и знаний, борющийся с невежеством, ленью и остальными «злонравиями» людской жизни человек
Образ человека-гражданина в сатирах А.Д.Кантемира предстал перед читателем таковым: осознающий необходимость просвещения, понимающий пользу наук и знаний, борющийся с невежеством, ленью и остальными «злонравиями» людской жизни человек