Образоательная программа по курсу ОРКСЭ 4 класс по ФГОС НОО
Пояснительная записка
Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности.
Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
Общая характеристика курса.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция».
Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».
Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.
Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.
Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:
общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.
Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:
«Основы православной культуры»
«Основы исламской культуры»
«Основы буддийской культуры»
«Основы иудейской культуры»
«Основы мировых религиозных культур»
«Основы светской этики».
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса.
В 4 классе предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить работу учащегося в целом и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.
Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:
обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление веры в Россию;
укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Место учебного курса в учебном плане
Программа составлена из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год (из расчета 34 учебные недели) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 4 класса – учебник, модуль- «Основы православной культуры, 4 класс». Издательство: М., «Просвещение», 2014 год; уебник, модуль- «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» Издательство: М.: «Просвещение», 2018 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОРКСЭ»
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни.
В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» обучающийся научится понимать:
основные понятия религиозных культур;
историю возникновения религиозных культур;
историю развития различных религиозных культур в историиРоссии;
особенности и традиции религий;
описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
Получит возможность научиться:
описывать различные явления религиозных традиций икультур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой иповедением людей
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
Используемые методы, технологии, приемы обучения и воспитания
Технологии диалогового взаимодействия:
технология рефлексивного чтения;
технология обсуждения проблем;
технология взаимного обмена заданиями.
Познавательно-исследовательские методы:
беседа-распознавание;
диалог-сравнение;
исследовательский проект.
Методы обратной связи:
интерпретация;
загадки-притчи;
проблемная пресс-конференция;
разговор с замещѐнным собеседником.
Игровые и деятельностные методы:
игра-испытание;
ролевая игра;
продуктивный труд.
Формы обучения
Классно-урочные занятия.
Групповая форма обучения.
Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
Экскурсии.
Формы контроля.
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету оценки не выставляются.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
индивидуальный контроль (контроль учителем):
устный опрос,
домашняя работа (поисковая, творческая),
самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.
Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса; печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей Росси.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» для 4 класса составлена в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы под редакцией А.И. Шемшуриной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» Москва, «Просвещение», 2018 год и обеспечена учебно-методическим комплектом для 4 класса: А.И. Шемшурина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» Издательство: М.: «Просвещение», 2018 год
На изучение предмета по учебному плану отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Планируемые результаты освоения основы религиозных культур и светской этики
Обучающиеся 4 класса:
приобретут социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
получат опыт самостоятельного общественного действия.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;
высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре, истории и современности России;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов по программе | Сокращение и увеличение часов | Количество часов фактически |
1. | Этика – наука о нравственной жизни человека. | 1 | 0 | 1 |
2. | Этика общения. | 4 | 0 | 4 |
3. | Этикет. | 4 | 0 | 4 |
4. | Этика человеческих отношений | 4 | 0 | 4 |
5. | Этика отношений в коллективе | 3 | 0 | 3 |
6. | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | 1 | 0 | 1 |
7. | Простые нравственные истины | 4 | 0 | 4 |
8. | Душа обязана трудиться. | 4 | 0 | 4 |
9. | Посеешь поступок – пожнёшь характер. | 4 | 0 | 4 |
10. | Судьба и Родина едины. Подготовка творческих проектов. | 4 | 0 | 4 |
11. | Выступление обучающихся с проектами. | 1 | 0 | 1 |
ИТОГО | 34 | 0 | 34 |
Этика – наука о нравственной жизни человека. (1ч).
Этика общения.(4 часа)
Этикет.(4 часа)
Этика человеческих отношений .(4 часа).
Этика отношений в коллективе. (3 часа)
Ежели душевны вы и к этике не глухи. (1 час).
Простые нравственные истины.(4 часа)
Душа обязана трудиться.(4часа)
Посеешь поступок – пожнёшь характер.(4часа)
Судьба и Родина едины. Подготовка творческих проектов (4часа)
Выступление обучающихся с проектами.(1 час)
Формы организации учебных занятий
1. Изучение нового материала
2. Совершенствование знаний, умений и навыков
3. Обобщение и систематизация знаний
4. Комбинированный урок
Виды учебной деятельности
-Групповая работа -Коллективная работа
-Фронтальная работа -Парная работа
-Самоконтроль -Самооценка
-Индивидуальная работа -Игровая работа
-Урок с использованием мультимедийных средств
-Установление межпредметных связей с литературным чтение
Календарно -тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов по плану | Дата планиру емая | Дата фактиче ская |
Этика – наука о нравственной жизни человека. 1ч | ||||
1 | Как работать с учебником. Этика – наука о нравственной жизни человека. | 1 | 1 неделя | |
Этика общения.4 часа | ||||
2 | Добрым жить на белом свете веселей. | 1 | 2 неделя | |
3 | Правила общения для всех. | 1 | 3 неделя | |
4 | От добрых правил – добрые слова и поступки. | 1 | 4 неделя | |
5 | Каждый интересен. | 1 | 5 неделя | |
Этикет. 4 часа | ||||
6 | Премудрости этикета. | 1 | 6 неделя | |
7 | Красота этикета. | 1 | 7 неделя | |
8 | Простые школьные и домашние правила этикета. | 1 | 8 неделя | |
9 | Чистый ручеек нашей речи. | 1 | 9 неделя | |
Этика человеческих отношений. 4 часа | ||||
10 | В развитии добрых чувств – творение души. | 1 | 10неделя | |
11 | Природа – волшебные двери к добру и доверию | 1 | 11неделя | |
12 | Чувство Родины. | 1 | 12неделя | |
13 | Жизнь протекает среди людей. | 1 | 13 неделя | |
Этика отношений в коллективе. 3 часа | ||||
14 | Чтобы быть коллективом. | 1 | 14 неделя | |
15 | Коллектив начинается с меня. | 1 | 15 неделя | |
16 | Мой класс – мои друзья. | 1 | 16 неделя | |
Ежели душевны вы и к этике не глухи. 1 час | ||||
17 | Ежели душевны вы и к этике не глухи. | 1 | 17 неделя | |
Простые нравственные истины. 4 часа | ||||
18 | Жизнь священна. | 1 | 18 неделя | |
19 | Человек рождён для добра. | 1 | 19 неделя | |
20 | Милосердие – закон жизни. | 1 | 20 неделя | |
21 | Жить во благо себе и другим. | 1 | 21 неделя | |
Душа обязана трудиться. 4 часа | ||||
22 | Следовать нравственной установке. | 1 | 22 неделя | |
23 | Достойно жить среди людей. | 1 | 23 неделя | |
24 | Уметь понять и простить. | 1 | 24 неделя | |
25 | Простая этика поступков. | 1 | 25 неделя | |
Посеешь поступок - пожнешь характер. 4 часа | ||||
26 | Общение и источники преодоления обид. | 1 | 26 неделя | |
27 | Ростки нравственного опыта поведения. | 1 | 27 неделя | |
28 | Доброте сопутствует терпение. | 1 | 28 неделя | |
29 | Действия с приставкой «со» | 1 | 29 неделя | |
Судьба и родина едины. 5часов | ||||
30 | С чего начинается Родина. | 1 | 30 неделя | |
31 | В тебе рождается патриот и гражданин. | 1 | 31 неделя | |
32 | Человек – чело века. | 1 | 32 неделя | |
33 | Слово, обращённое к себе. Подготовка творческих проектов | 1 | 33 неделя | |
34 | Выступление обучающихся с проектами. | 1 | 34 неделя | |
итого | 34 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта начального и общего образования, на основе авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» (1-4), А. В. Кураева, утвержденной МО РФ, образовательной системы «Школа России», «Просвещение», 2014 год. Программа составлена из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год (из расчета 34 учебные недели) и обеспечеа учебно-методическим комплектом для 4 класса – учебник «Основы православной культуры, 4 класс». Издательство: М., «Просвещение», 2014 год.
Планируемые предметные результаты освоения основ православной культуры
Обучающиеся 4 класса:
приобретут социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;
получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
получат опыт самостоятельного общественного действия.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Предметные результаты:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного предмета «Основы православной культуры»
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов по программе | Сокращение и увеличение часов | Количество часов фактически |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | 0 | 1 |
2. | Основы религиозных культур. Часть 1. | 16 | 0 | 16 |
3 | Основы религиозных культур. Часть 2. | 12 | 0 | 12 |
4. | Духовные традиции многонационального народа России | 5 | 0 | 5 |
Итого 34 часа |
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс.
Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
Формы организации учебных занятий
1.Информационный поиск
2.Дифференцированные задания
3.Творческие задания
4.Проекты
5. Изучение нового материала
6. Совершенствование знаний, умений и навыков
7. Обобщение и систематизация знаний
8. Контрольный учет и оценка знаний, умений и навыков
9. Комбинированный урок
Виды учебной деятельности
1.Групповая работа
2.Коллективная работа
3.Фронтальная работа
4.Парная работа
5.Индивидуальная работа
6.Игровая работа
8.Урок с использованием мультимедийных средств
9.Установление метапредметных связей с окружающим миром
10.Самоконтроль
11. Самооценка
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов по плану | Дата | |
Планируемая | Фактическая | |||
I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1 час | ||||
1. | Россия – наша Родина | 1 | 1 неделя | |
II Основы православной культуры 28 часов | ||||
2. | Культура и религия | 1 | 2 неделя | |
3. | Человек и Бог в православии | 1 | 3 неделя | |
4. | Православная молитва | 1 | 4 неделя | |
5. | Библия и Евангелие | 1 | 5 неделя | |
6. | Проповедь Христа | 1 | 6 неделя | |
7. | Христос и его крест | 1 | 7 неделя | |
8. | Пасха | 1 | 8 неделя | |
9. | Православное учение о человеке | 1 | 9 неделя | |
10. | Совесть и раскаяние | 1 | 10 неделя | |
11. | Заповеди | 1 | 11 неделя | |
12. | Милосердие и сострадание | 1 | 12 неделя | |
13. | Золотое правило этики | 1 | 13 неделя | |
14. | Храм | 1 | 14 неделя | |
15. | Икона | 1 | 15 неделя | |
16. | Творческие работы учащихся | 1 | 16 неделя | |
17. | Подведение итогов | 1 | 17 неделя | |
18. | Как христианство пришло на Русь | 1 | 18 неделя | |
19. | Подвиг | 1 | 19 неделя | |
20. | Заповеди блаженств | 1 | 20 неделя | |
21. | Зачем творить добро? | 1 | 21 неделя | |
22. | Чудо в жизни христианина | 1 | 22 неделя | |
23. | Православие о Божием суде | 1 | 23 неделя | |
24. | Таинство причастия | 1 | 24 неделя | |
25. | Монастырь | 1 | 25 неделя | |
26. | Отношение христианина к природе | 1 | 26 неделя | |
27. | Христианская семья | 1 | 27 неделя | |
28. | Защита Отечества | 1 | 28 неделя | |
29. | Христианин в труде | 1 | 29 неделя | |
III Духовные традиции многонационального народа 5 часов | ||||
30. | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | 30 неделя | |
31. | Подготовка творческих проектов | 1 | 31 неделя | |
32. | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моём городе» и т.д. | 1 | 32 неделя | |
33. | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества », «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д. | 1 | 33 неделя | |
34. | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.) | 1 | 34 неделя | |
Всего 34 часа |