12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рустамова Зарият Робертовна19
0

Образоательная программа по курсу ОРКСЭ 4 класс по ФГОС НОО

Пояснительная записка

Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности.

Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

Общая характеристика курса.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция».

Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».

Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира.

Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:

общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.

Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики».

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса.

В 4 классе предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить работу учащегося в целом и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования.

Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;

знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление веры в Россию;

укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.





Место учебного курса в учебном плане

Программа составлена из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год (из расчета 34 учебные недели) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 4 класса – учебник, модуль- «Основы православной культуры, 4 класс». Издательство: М., «Просвещение», 2014 год; уебник, модуль- «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» Издательство: М.: «Просвещение», 2018 год





Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОРКСЭ»



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.



Требования к личностным результатам:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.





Требования к метапредметным результатам:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.





Требования к предметным результатам:

знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;

осознание ценности человеческой жизни.











В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» обучающийся научится понимать:

основные понятия религиозных культур;

историю возникновения религиозных культур;

историю развития различных религиозных культур в историиРоссии;

особенности и традиции религий;

описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;



Получит возможность научиться:

описывать различные явления религиозных традиций икультур;

устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой иповедением людей

излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

готовить сообщения по выбранным темам.



Используемые методы, технологии, приемы обучения и воспитания

Технологии диалогового взаимодействия:

технология рефлексивного чтения;

технология обсуждения проблем;

технология взаимного обмена заданиями.

Познавательно-исследовательские методы:

беседа-распознавание;

диалог-сравнение;

исследовательский проект.

Методы обратной связи:

интерпретация;

загадки-притчи;

проблемная пресс-конференция;

разговор с замещѐнным собеседником.



Игровые и деятельностные методы:

игра-испытание;

ролевая игра;

продуктивный труд.

Формы обучения

Классно-урочные занятия.

Групповая форма обучения.

Внеклассные занятия – классные семейные праздники.

В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.

Экскурсии.

Формы контроля.

Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету оценки не выставляются.

Формы контроля и возможные варианты его проведения:

индивидуальный контроль (контроль учителем):

устный опрос,

домашняя работа (поисковая, творческая),

самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая).







МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику

электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса; печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей Росси.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» для 4 класса составлена в соответствии с основными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы под редакцией А.И. Шемшуриной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» Москва, «Просвещение», 2018 год и обеспечена учебно-методическим комплектом для 4 класса: А.И. Шемшурина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» Издательство: М.: «Просвещение», 2018 год

На изучение предмета по учебному плану отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

Планируемые результаты освоения основы религиозных культур и светской этики

Обучающиеся 4 класса:

приобретут социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

получат опыт самостоятельного общественного действия.

Личностные результаты:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;

высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Предметные результаты:

готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в культуре, истории и современности России;

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;

воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов по программе

Сокращение и увеличение часов

Количество часов фактически

1.

Этика – наука о нравственной жизни человека.

1

0

1

2.

Этика общения.

4

0

4

3.

Этикет.

4

0

4

4.

Этика человеческих отношений

4

0

4

5.

Этика отношений в коллективе

3

0

3

6.

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

1

0

1

7.

Простые нравственные истины

4

0

4

8.

Душа обязана трудиться.

4

0

4

9.

Посеешь поступок – пожнёшь характер.

4

0

4

10.

Судьба и Родина едины. Подготовка творческих проектов.

4

0

4

11.

Выступление обучающихся с проектами.

1

0

1

ИТОГО

34

0

34


Этика – наука о нравственной жизни человека. (1ч).

Этика общения.(4 часа)

Этикет.(4 часа)

Этика человеческих отношений .(4 часа).

Этика отношений в коллективе. (3 часа)

Ежели душевны вы и к этике не глухи. (1 час).

Простые нравственные истины.(4 часа)

Душа обязана трудиться.(4часа)

Посеешь поступок – пожнёшь характер.(4часа)

Судьба и Родина едины. Подготовка творческих проектов (4часа)

Выступление обучающихся с проектами.(1 час)


Формы организации учебных занятий

1. Изучение нового материала

2. Совершенствование знаний, умений и навыков

3. Обобщение и систематизация знаний

4. Комбинированный урок


Виды учебной деятельности

-Групповая работа -Коллективная работа

-Фронтальная работа -Парная работа

-Самоконтроль -Самооценка

-Индивидуальная работа -Игровая работа

-Урок с использованием мультимедийных средств

-Установление межпредметных связей с литературным чтение

Календарно -тематическое планирование


п/п

Тема урока

Количество часов по плану

Дата планиру

емая

Дата фактиче

ская


Этика – наука о нравственной жизни человека. 1ч

1

Как работать с учебником. Этика – наука о нравственной жизни человека.

1

1 неделя



Этика общения.4 часа

2

Добрым жить на белом свете веселей.

1

2 неделя



3

Правила общения для всех.

1

3 неделя



4

От добрых правил – добрые слова и поступки.

1

4 неделя


5

Каждый интересен.

1

5 неделя


Этикет. 4 часа

6

Премудрости этикета.

1

6 неделя


7

Красота этикета.

1

7 неделя


8

Простые школьные и домашние правила этикета.

1

8 неделя


9

Чистый ручеек нашей речи.

1

9 неделя



Этика человеческих отношений. 4 часа

10

В развитии добрых чувств – творение души.

1

10неделя


11

Природа – волшебные двери к добру и доверию

1

11неделя


12

Чувство Родины.

1

12неделя


13

Жизнь протекает среди людей.

1

13 неделя


Этика отношений в коллективе. 3 часа

14

Чтобы быть коллективом.

1

14 неделя


15

Коллектив начинается с меня.

1

15 неделя


16

Мой класс – мои друзья.


1

16 неделя


Ежели душевны вы и к этике не глухи. 1 час

17

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

1

17 неделя


Простые нравственные истины. 4 часа

18

Жизнь священна.

1

18 неделя


19

Человек рождён для добра.

1

19 неделя


20

Милосердие – закон жизни.

1

20 неделя


21

Жить во благо себе и другим.

1

21 неделя


Душа обязана трудиться. 4 часа

22

Следовать нравственной установке.

1

22 неделя


23

Достойно жить среди людей.

1

23 неделя


24

Уметь понять и простить.

1

24 неделя


25

Простая этика поступков.

1

25 неделя


Посеешь поступок - пожнешь характер. 4 часа

26

Общение и источники преодоления обид.

1

26 неделя


27

Ростки нравственного опыта поведения.

1

27 неделя


28

Доброте сопутствует терпение.

1

28 неделя


29

Действия с приставкой «со»

1

29 неделя


Судьба и родина едины. 5часов

30

С чего начинается Родина.

1

30 неделя


31

В тебе рождается патриот и гражданин.

1

31 неделя


32

Человек – чело века.

1

32 неделя


33

Слово, обращённое к себе. Подготовка творческих проектов

1

33 неделя


34

Выступление обучающихся с проектами.

1

34 неделя



итого

34















ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта начального и общего образования, на основе авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики» (1-4), А. В. Кураева, утвержденной МО РФ, образовательной системы «Школа России», «Просвещение», 2014 год. Программа составлена из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год (из расчета 34 учебные недели) и обеспечеа учебно-методическим комплектом для 4 класса – учебник «Основы православной культуры, 4 класс». Издательство: М., «Просвещение», 2014 год.

Планируемые предметные результаты освоения основ православной культуры

Обучающиеся 4 класса:

приобретут социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни;

получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

получат опыт самостоятельного общественного действия.


Личностные результаты:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение

договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

адекватно оценивать поведение свое и окружающих.


Предметные результаты:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


Содержание учебного предмета «Основы православной культуры»

Наименование разделов и тем

Количество часов по программе

Сокращение и увеличение часов

Количество часов фактически

1.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

0

1

2.

Основы религиозных культур. Часть 1.

16

0

16

3

Основы религиозных культур. Часть 2.

12

0

12

4.

Духовные традиции многонационального народа России

5

0

5

Итого 34 часа


Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.

На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.


Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.


В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.

Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс.

Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».



Формы организации учебных занятий


1.Информационный поиск

2.Дифференцированные задания

3.Творческие задания

4.Проекты

5. Изучение нового материала

6. Совершенствование знаний, умений и навыков

7. Обобщение и систематизация знаний

8. Контрольный учет и оценка знаний, умений и навыков

9. Комбинированный урок





Виды учебной деятельности

1.Групповая работа

2.Коллективная работа

3.Фронтальная работа

4.Парная работа

5.Индивидуальная работа

6.Игровая работа

8.Урок с использованием мультимедийных средств

9.Установление метапредметных связей с окружающим миром

10.Самоконтроль

11. Самооценка







Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема урока

Количество часов по плану

Дата

Планируемая

Фактическая

I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1 час



1.

Россия – наша Родина

1

1 неделя


II Основы православной культуры 28 часов


2.

Культура и религия

1

2 неделя


3.

Человек и Бог в православии

1

3 неделя


4.

Православная молитва

1

4 неделя


5.

Библия и Евангелие

1

5 неделя


6.

Проповедь Христа

1

6 неделя


7.

Христос и его крест

1

7 неделя


8.

Пасха

1

8 неделя


9.

Православное учение о человеке

1

9 неделя


10.

Совесть и раскаяние

1

10 неделя


11.

Заповеди

1

11 неделя


12.

Милосердие и сострадание

1

12 неделя


13.

Золотое правило этики

1

13 неделя


14.

Храм

1

14 неделя


15.

Икона

1

15 неделя


16.

Творческие работы учащихся

1

16 неделя


17.

Подведение итогов

1

17 неделя


18.

Как христианство пришло на Русь

1

18 неделя


19.

Подвиг

1

19 неделя


20.

Заповеди блаженств

1

20 неделя


21.

Зачем творить добро?

1

21 неделя


22.

Чудо в жизни христианина

1

22 неделя


23.

Православие о Божием суде

1

23 неделя


24.

Таинство причастия

1

24 неделя


25.

Монастырь

1

25 неделя


26.

Отношение христианина к природе

1

26 неделя


27.

Христианская семья

1

27 неделя


28.

Защита Отечества

1

28 неделя


29.

Христианин в труде

1

29 неделя


III Духовные традиции многонационального народа 5 часов


30.

Любовь и уважение к Отечеству

1

30 неделя


31.

Подготовка творческих проектов

1

31 неделя


32.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моём городе» и т.д.

1

32 неделя


33.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества », «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.

1

33 неделя


34.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

1

34 неделя


Всего 34 часа





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.