Урок биологии в 6 классе на тему «Образование плодов и семян у цветковых растений»
«Образование плодов и семян у цветковых растений»
Цель: Создание условий для развития познавательных интересов в области биологии и формирование навыков практической деятельности обучающихся через реализацию технологии проектного обучения.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном генеративном органе цветкового растения,
2. Развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; самостоятельно работать с текстом; сформировать умения по классификации плодов; формировать навыки практической деятельности изучения цветковых растений через создание коллекции плодов и семян.
3. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде Воспитывать коммуникативные качества, работа в группах.
4. Развитие УУД: Личностные : готовность к самообразованию, самовоспитанию.
Коммуникативные : умение работать в группах, аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог;
Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.
Регулятивные : осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: натуральные объекты, лист самооценки, презентация
Ход урока
1. Организационный этап.
Добрый день, ребята!
-Ученые заметили, что человек лучше усваивает информацию, если в нём преобладают позитивные эмоции.
-Поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь и начинаем наш урок.
Ребята, обратите внимание на девиз сегодняшнего урока
«На уроке, как в лесу
Едва-едва отвлёкся – все ушли вперед.
Пожалуйста, не теряйся»
(В. Шаталов)
На столах у каждого из вас лежат листы самооценки, не забудьте в конце урока по 5-ти бальной шкале оценить свою работу на уроке.
2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
-Вы уже знаете, что растение – это живой организм. Он питается, дышит, растет, развивается и размножается. Эти функции выполняют органы, из которых состоит тело растений.
-Давайте вспомним что такое орган?
-На какие 2 группы по выполняемым функциям можно разделить все органы растений? (вегетативные, генеративные)
-Вегетативные органы? Назовите их?
-Генеративные органы?
-С особенностями строения, какого из генеративных органов мы познакомились на прошлых уроках? (цветок)
-Цветок-это?
-Ребята, а для чего нужны цветы в природе?
3. Постановка учебной задачи
- Я пришла к вам на урок с корзиной в ней находится то, что будет являться предметом нашего изучения. Найти ответ на этот вопрос вам поможет загадка:
Учитель загадывает загадку:
Весной повис-
Всё лето кис,
А сладок стал –
На землю пал.
(Плод)
- Так, что находится в корзине?
-Молодцы, действительно в корзине у меня находятся плоды растений.
Сформулируйте тему урока.
Тема нашего урока: (корректировка темы)
«Образование плодов и семян» Запись в тетрадь.
Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке? (Слайд 2)
(Узнать: что такое плод? какие плоды бывают? многообразии плодов и их классификации).
Сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании и значении , а также выполним проект – составим коллекцию плодов и семян цветковых растений. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос:
«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны?»
Давайте рассмотрим плоды растений лежащие у вас на столах, назовите их, внимательно рассмотрите. Все ли они одинаковые или есть отличия? Какие?
(размер, цвет, форма.)
Правильно, т.е вы назвали внешние признаки плодов -морфологические.
А теперь, опираясь на знания, которые вы получили, изучив особенности строения цветка, попробуйте сформулировать, что же такое плод?
Запись в тетради. Плод – это генеративный орган цветкового растения.
Какие процессы необходимы для образования плода?
Ответ: Процессы, необходимые для образования плода (слайд 5).
Образование цветка.
Опыление
Оплодотворение
Образование плода (Слайд 6).
Давайте дополним наше определение.
Плод – орган размножения цветкового растения, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ!
А какое практическое значение плодов в природе? (образование семян)
- Давайте посмотрим, из каких основных частей состоит плод.
- Возьмите сливу- разломите пополам. Что наблюдаете? (семя)
- Т.е. главная часть – семя –зародыш будущего растения.
- А чем окружено семя? (мягкое содержимое). Околоплодник. Из какой части цветка он образовался? ( из пестика-завязи) . Т.О. околоплодник-это разросшиеся стенки завязи пестика.
Запись в тетрадь: ПЛОД= СЕМЯ + ОКОЛОПЛОДНИК
- Ребята, сливу вы легко разделили пополам? Почему? Правильно, т.к. околоплодник- мягкий. В биологии такой тип околоплодника называют сочным.
- А теперь тоже самое проделайте с грецким орехом. Получилось разломить этот плод пополам? Почему? Такой тип околоплодника называется сухой.
-
Итак, мы выяснили, что плоды разнообразны по форме, размерам, окраске, но всех их разделяют на группы : СУХИЕ и СОЧНЫЕ. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ
- Приведите примеры растений с сухим и сочным околоплодником.
- А теперь возьмите виноград и разломите пополам, что наблюдаете? Сколько семян?
- Сравните со сливой.
- Оказывается плоды и сухие и сочные можно разделить еще на 2 группы: односемянные и многосемянные. Запись в тетрадь
- Приведите примеры односемянных и многосемянных плодов. Кто затрудняется может открыть учебник стр………
- Ребята, что нового узнали о таком органе как плод?
- Каковы общие признаки всех этих плодов? (Развиваются на месте цветка) - Что находится внутри плода независимо от того сочный он или сухой?(семена)
- А теперь, давайте приступим к следующей задачи урока и выполним проект - составим коллекцию плодов и семян цветковых растений. С какой целью? Где мы сможем использовать наш проект?
- Посмотрите коллекции плодов и семян, которые составили 6-тиклассники прошлого года, несет ли эта коллекция информационное пространство? Какие недостатки вы видите?
- Что бы вы хотели дополнить? Для чего?
- Для чего нужна информационная карта. Какие критерии выделите? Т.О. продуктом вашего проекта – создание информационной карты
- Давайте теперь определим основные этапы проекта. Проект –групповой, краткосрочный.
Подготовительный
Основной
Защита проекта (обсуждение, что должны сделать на каждом из этапов)
-У каждой группы, на столах есть информация о растении. Вашей задачей будет составить информационную карту, по тем критериям, которые мы определили. Время выполнения (7 минут???)
Обобщение полученных знаний на уроке.
- Давайте вспомним тот вопрос, который мы поставили в начале урока и ответим на него.
На месте чего образуются плоды и для чего они нужны? (Слайд 14)
Плоды образуются на месте цветка.
Плоды нужны для распространения семян. (Слайд 15)
Рефлексия:
Давайте подведём итоги урока:
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось… (СЛАЙД)
Домашнее задание: п. 34-читать, поработать с таб классификации плодов , подготовится к защите проекта. Подготовить информации(1чел из команды) о удивительных плодах!
- Ребята, обратите внимание на экран настроения. В виде чего он изображен? (плод-яблоко). Но он бесцветный и некрасивый! Я хочу, чтоб вы преобразили этот плод. Для этого каждый из вас возьмите стикер (красный цвет – у меня все получилось, я много узнал, желтый – не которые вопросы остались не понятными; зеленый- не доволен результатами работы) и и прилепите его на плод. Спасибо за работу!!!!
Плоды
Односемянные Многосемянные
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ (Слайд 9 -10)
СОЧНЫЕ ПЛОДЫ: СУХИЕ ПЛОДЫ:
ПОМЕРАНЕЦ: СЕМЯНКА:
- лимон - подсолнечник
- апельсин БОБ:
ЯГОДА: - фасоль
-виноград - горох
- банан - боб
- томат - акация
- черника КОРОБОЧКА:
- лён
КОСТЯНКА: - хлопчатник
- слива - мак
- вишня - фиалки
- малина - табака
-морошка - тюльпана
ТЫКВИНА: ЗЕРНОВКА:
- тыква - пшеница
-огурец - кукуруза
-арбуз ОРЕХ:
ЯБЛОКО: - лещина
- фундук
-яблоко ЖЁЛУДЬ:
-айва - дуб
СТРУЧОК:
- сурепка
- капуста
- редис
- репа
- брюква
-редьки
Трефилова Раиса Поликарповна
Чикурова Юлия Сергеевна