Образовательная адаптированная программа «Английский в бизнесе» (10 класс)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 23
Английский в бизнесе
English in business
Образовательная адаптированная программа
для 10 класса
предмет английский язык
Составитель:
Герасимова Светлана Викторовна,
учитель английского языка
МБОУ г. Иркутска СОШ №23
Иркутск - 2016
Пояснительная записка
В это стремительно развивающееся и меняющееся время, когда наша страна перешла на рыночные отношения, последовал подъем деловой активности и установление контактов с зарубежными партнерами, появилась проблема грамотной деловой коммуникации на английском языке, которая коснулась представителей деловых кругов, лиц, отправляющихся в зарубежные командировки, специалистов, ищущих работу в зарубежных компаниях. Поэтому, знание основ обмена деловой информацией и владение навыками деловых отношений становятся востребованными на современном этапе.
В концепции модернизации Российского образования ставится задача создания системы специальной подготовки в старших классах общеобразовательных школ, ориентированной на индивидуализацию и социализацию учащихся.
В современном обществе актуальным становится компетентностный подход. Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции, а также готовность к самообразованию и развитию на протяжении всей жизни сегодня признаны необходимым условием для успешной реализации личностного потенциала в профессиональной деятельности.
Данный курс рекомендован будущим специалистам, чья деятельность будет связана с деловой сферой.
Программа курса расширяет и углубляет знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся.
Этот курс построен на равноценном обучении устным и письменным формам общения и таким образом реализует потребность в межличностной, межкультурной, межнациональной коммуникации с носителями языка и людьми, владеющими этим языком как средством общения.
Практическая часть курса позволит развивать коммуникативную и социокультурную компетенцию обучающихся, обогатить речевой запас дополнительной лексикой, совершенствовать умения и навыки необходимые для успешного взаимодействия с деловыми партнерами, а также сформировать умения и навыки работы с деловыми документами.
Предлагаемый курс представлен как курс практико-ориентированной деятельности и предназначен для профильной подготовки учащихся экономического направления. Курс рассчитан на 34 часа обучения в 10-м классе по 1 часу в неделю.
Актуальность данной программы обусловлена концепцией модернизации российского образования, предусматривающей создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся.
Тематика и содержание данного элективного курса имеют социальную и личностную значимость с точки зрения, как индивидуального развития, так и подготовки конкурентоспособных кадров и расширяют возможности социализации и адаптации учащихся.
В основу данного курса делового английского языка положен учебно-методический комплект из серии “Career Paths” “Business English” издательства Экспресс Паблишинг, разработанный авторами John Taylor,Jeff Zeter, 2011.
Новизна данного курса заключается в том, что само учебное пособие комбинирует несколько подходов, которые помогают учителю вести курс делового английского для разноуровневых групп и содействовать учащимся в достижении соответствующих языковых знаний, навыков и умений.
Цели курса
- усвоение основ общеэкономических знаний, необходимых каждому гражданину общества с рыночной экономикой;
- формирование практических умений и навыков, необходимых для успешных взаимоотношений с деловыми партнерами в будущей профессиональной деятельности;
- совершенствование иноязычной компетенции в единстве всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной.
Задачи курса
- обучить основам делового общения в устных и письменных формах;
- создать банк информации деловой лексики и деловых писем;
- научить пользоваться электронной почтой и отправлять электронное сообщение.
Материал курса позволит учащимся создать свой банк деловой лексики и деловой корреспонденции, впоследствии модернизировать его и адаптировать к реальным условиям.
Предметные задачи состоят в совершенствовании умений учащихся во всех видах речевой деятельности и аспектах языка, а именно:
В области письма – обучить школьников формам делового письма. Блок упражнений построен на написании рассуждений по разным аспектам деловой тематики, изложений бизнес-статей, составлении и анализе деловых писем, разного рода рекламных объявлений и т.д. для того, чтобы в итоговом проекте предложить план продвижения того или иного товара.
В области чтения – развить у учащихся навыки «эффективного» чтения. Для этого в предлагаемом учебном пособии предусмотрены следующие упражнения в рамках развития технологий ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового чтения:
на развитие беглости чтения для быстрого ознакомления с текстом;
на умение моментально опознавать смысл текста по ключевым словам (включает в себя игнорирование незнакомых слов, понимание их смысла из контекста);
на узнавание словарных эквивалентов.
В области аудирования и устной речи – научить воспринимать аутентичный текст на английском языке на слух. Данная задача реализуется с учетом введения аудирования в данном курсе как одного из основных видов речевой деятельности. Учащимся предоставляются разнообразные аутентичные аудиотексты с различными технологиями прослушивания как цель и средство обучения на определенном этапе. На послетекстовом этапе аудирования (после прослушивания) учащиеся выполняют упражнения по восстановлению диалога, после чего проходит закрепление прослушанного в форме составления диалогов.
В области лексики – расширить активный и пассивный словарный запас. Для решения данной задачи учебниками предусмотрена работа обучающихся с упражнениями по использованию предложенной лексики .
В области фонетики – развить у учащихся фонематический слух и навык восприятия иноязычной речи на слух посредством прослушивания аутентичных аудиотекстов бизнес-тематики.
В области грамматики – познакомить учащихся с наиболее часто употребительными в ситуациях делового общения грамматическими явлениями и структурами. Развитие лингвистической компетенции происходит опосредовано в рамках грамматических явлений и структур английского языка, употребляемых в контексте ситуаций делового общения.
В области проектной деятельности данная программа предполагает работу в сотрудничестве как один из наиболее оптимальных приемов обучения. Исходя из этого, учащимся предстоит как научиться планировать свою индивидуальную работу, так и прогнозировать работу всей группы, ставить и выполнять задачи проекта, используя все виды речевой деятельности.
Метапредметные задачи:
Развить у учащихся навыки логического изложения мысли.
Развить у учащихся критическое мышление.
Развить у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.
Развить у учащихся навыки исследовательской работы при написании школьниками статей и писем, выполнении проектных работ.
Развить у учащихся навык самооценки выполненной работы.
Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
Развить у учащихся фонематический слух и навык восприятия иноязычной речи в реальных ситуациях делового общения.
Научить планировать свою деятельность, проектировать и прогнозировать.
Личностные задачи:
Сформировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.
Воспитать у учащихся готовность и способность к саморазвитию.
Сформировать у учащихся мотивацию к изучению английского языка с целью самосовершенствования и дальнейшей самореализации на профессиональном фронте.
Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения учащегося.
Объяснить учащимся значимость коллективной работы, т.е. научить их быть ответственной единицей общего дела.
Научить принимать критику и противоположную точку зрения.
Содержание разделов и тем учебного курса
Программа не дублирует содержание государственных стандартов по иностранным языкам, содержит новые знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся.
Материал учебника представлен 3-мя разделами, в каждом из которых по 15 уроков. Тематика уроков распределена от простых базовых принципов организации работы в офисе до более сложных финансовых и маркетинговых проблем. В учебнике представлены аутентичные разноуровневые тексты и упражнения на бизнес-тематику, что позволяет задействовать учащихся с различным уровнем знаний. Наличие open-ended activities (открытые задания без вариантов ответов) позволяет учащимся отвечать в соответствии с их собственным уровнем знаний. В программу обучения включено освоение грамматики английского языка, специальной лексики делового английского языка, совершенствование навыков аудирования, чтения, делового письма. Простые грамматические структуры и письменные задания, представленные в первых разделах, сменяются более сложными и комплексными в последующих.
Тексты и статьи, взятые из деловых печатных и интернет-изданий, соответствуют современным реалиям и помогают расширить лексический запас. Послетекстовые задания в каждом разделе представлены упражнениями на закрепление и употребление предложенного материала в новых условиях.
Значительная часть работы над лексикой ориентирована на общеупотребительную терминологию делового общения. Знание делового английского расширит границы доступной информации: с ним у учащихся появится гораздо больше источников знаний, включая чтение иностранной прессы и неформальное общение. В программу обучения включены многочисленные диалоги, которые позволяют развивать разговорные навыки.
Данный курс включает тексты и диалоги, снабженные лингвокоммерческими, общеобразовательными и грамматическими комментариями с всесторонней информацией об англоязычных странах, а также образцы деловой корреспонденции.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Всего часов |
1. |
Цели и задачи курса «Деловой английский» |
1 |
2. |
Приветствие. |
1 |
3. |
Знакомство. |
1 |
4. |
Беседа. |
1 |
5. |
Завершение диалога. |
1 |
6. |
Важность чисел. |
1 |
7. |
Цифры бизнеса. |
1 |
8. |
Расписание. |
1 |
9. |
Время. |
1 |
10. |
Отдых. |
1 |
11. |
Цены. |
1 |
12. |
Заработок и доплаты. |
1 |
13. |
Совместимость с работой. |
1 |
14. |
Виды работы. |
1 |
15. |
Как добираться до работы? |
1 |
16. |
Навыки и образование. |
1 |
17. |
Описание продукции. |
1 |
18. |
Продажа товаров. |
1 |
19. |
Возврат или обмен товара. |
1 |
20. |
Разговор по телефону. |
1 |
21. |
Письма по электронной почте. |
2 |
22. |
Деловое письмо. |
2 |
23. |
Факс. |
1 |
24. |
Совещания. |
1 |
25 |
Организация проектной деятельности. |
4 |
26 |
Подготовка проектов. |
2 |
27 |
Защита проектов. |
2 |
Всего |
34 урока |
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- специфические особенности содержания и оформления деловой корреспонденции;
- основные принципы этикета ведения делового общения;
- стиль и язык деловых разговоров;
должны уметь:
- написать различные виды деловой корреспонденции;
- оформлять электронные сообщения;
- читать и переводить различные деловые документы;
- вести разговоры согласно ситуации делового общения.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Итоговый контроль проводится в форме творческой (проектной) работы. При оценке работы школьников по проектам необходимо учитывать их опыт в выполнении этого вида творческой работы. Результаты проекта могут быть представлены в форме реферата, курсовых работ, докладов. При оценке качества работы по проекту оцениваются как представленные в письменном виде материалы (результаты работы по проекту), так и устная или мультимедийная презентация проекта в аудитории.
При оценке устной и письменной речи необходимо учитывать критерии, соответствующие:
международному стандарту;
требуемому стилю;
требуемому варианту английского языка;
теме и целям изучаемого материала.
Перечень учебно-методического обеспечения
Оборудование и приборы
Мультимедийный проектор
Аудиомагнитофон
Список литературы
Литература для педагога:
John Taylor, Jeff Zeter . Business English. – Express Publishing, 2011.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2010.
Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Конобеев А.В. Создание программ к элективным курсам по английскому языку – принципы и практика. АЯШ 2/18.
Андрюшкин А.П. Business English. Деловой английский язык. СПб.: Норинт, 2000.
Кумарова М.Г. Новый бизнес-английский (Курс деловой лексики английского языка) – М.: Акалис, 1997.
Yeliseyeva A.G., Yershova I.A. English Words and How to Use Them. – M.: Higher School Publishing House, 1996.
Интернет-ресурсы:
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов http://ipkps.bsu.edu.ru/source/predprof/prof_soder.asp – примерные требования к программам элективных курсов.
Вопросы профильного обучения в старшей школе, нормативные документы, статьи на сайте "Профильное обучение в старшей школе" http:// www.profile-edu.ru/.
Нормативные документы по профильному обучению на сайте РГПУ имени А. И. Герцена http://edu.of.ru/profil/default.asp?ob_no=12603.
Портал "Российское образование" www.edu.ru – программы элективных курсов, нормативные документы, разнообразные ресурсы
Список литературы для ученика:
John Taylor, Jeff Zetter “Business English”. - Экспресс Паблишинг, 2011.
Календарно-тематическое планирование
По спецкурсу «Английский в бизнесе»
Класс: 10
Учитель: Герасимова С.В.
Количество часов: 34
Всего 34 часа, в неделю 1 час
Плановых тестов-1
Планирование составлено на основе примерной рабочей программы «Деловой английский»
Учебник: John Taylor, Jeff Zetter “Business English”. - Экспресс Паблишинг, 2011
Номер учебной недели в течение |
Поурочное планирование |
Формы работы |
Характеристика основных видов деятельности |
Методы оценки достижений |
1 |
Цели и задачи курса «Деловой английский» |
Введение в курс «Деловой английский» |
||
2 |
Приветствие. |
Лекция-диалог |
Приветствие. |
Диалог. |
3 |
Знакомство. |
Лекция-диалог |
Изучение правил этикета. |
Диалог. |
4 |
Беседа. |
Ролевая игра |
Изучение тем для бесед. |
Диалог. |
5 |
Завершение диалога. |
Ролевая игра |
Изучение вариантов завершения беседы в вежливой форме. |
Диалог. |
6 |
Важность чисел. |
Лекция-диалог |
Изучение правила использования порядковых числительных. |
Письмо. |
7 |
Цифры бизнеса. |
Ролевая игра |
Оценивание результатов бизнеса. |
Диалог. |
8 |
Расписание. |
Игра |
Правильная организация рабочего времени. |
Диалог. |
9 |
Время. |
Практика в процессе деятельности |
Использование фраз по указанию времени. |
Составление |
10 |
Отдых. |
Ролевая деловая игра |
Заполнение анкеты по предоставлению отпуска. |
Диалог. |
11 |
Цены. |
Ролевая деловая игра |
Изучение формирования цены товара. |
Диалог. |
12 |
Заработок и доплаты. |
Ролевая деловая игра |
Изучение формирования зарплаты и доплат. |
Диалог. |
13 |
Совместимость с работой. |
Урок-диспут |
Изучение способов выбора работы. |
Заполнение теста |
14 |
Виды работы |
Урок-диспут |
Знакомство с особенностями полной и частичной занятости. |
Письмо. |
15 |
Как добираться до работы? |
Урок-диалог |
Обсуждение способов добраться до работы. |
Диалог. |
16 |
Навыки и образование. |
Лекция. Диалог |
Изучение условий устройства на работу. |
Диалог. |
17 |
Описание продукции. |
Лекция. Диалог |
Изучение особенностей выпуска новой продукции. |
Написать пресс-релиз. |
18 |
Продажа товаров. |
Урок-диспут |
Изучение новой формы продажи товаров. |
Написать описание популярного товара. |
19 |
Возврат или обмен товара. |
Ролевая игра |
Обсуждение условий возврата или обмена товара. |
Диалог. |
20 |
Разговор по телефону. |
Ролевая деловая игра |
Изучение этикета телефонных разговоров. |
Диалог. |
21-22 |
Письма по электронной почте. |
Практика в процессе деятельности |
Изучение особенностей написания писем по эл. -почте. |
Написать письмо сотруднику. |
23-24 |
Деловое письмо. |
Практика в процессе деятельности |
Изучение требований к оформлению делового письма. |
Написать деловое письмо клиенту. |
25 |
Факс. |
Лекция-диалог |
Знакомство с правилами пользования факсом. |
Диалог. |
26 |
Совещания. |
Лекция. Ролевая игра |
Изучение условий успешных совещаний. |
Диалог. |
27-30 |
Организация проектной деятельности. |
Проект |
Выбор тем проектов. |
|
31-32 |
Подготовка проектов. |
Проект |
Анализ изученного материала. |
|
33-34 |
Защита проектов. |
Проект |
Представление результатов проектной работы. |
Защита проектов. |