12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Локтионова Елена Анатольевна5355
Учитель ОКОУ "Курская школа" В коррекционной школе работаю 30 лет. Много лет являюсь классным руководителем. Учитель дефектолог - по- первому образованию, по - второму - учитель биологии и химии
Россия, Курская обл., Курск
Материал размещён в группе «Рабочие программы»
2

Адаптированная образовательная программа по биологии, ( 9 класс)

Адаптированная образовательная программа по биологии

9 класс

Составила учитель биологии ОКОУ "Курская школа" Локтионова Е.А.

Биология

Курс «Биология» в 9 классе включает раздел «Человек».

По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, об организме человека и охране его здоровья.

Цели:

- всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию;

- расширение кругозора об окружающем мире;

- воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе;

- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

- о строении, жизнедеятельности человека;

- о человеке как биосоциальном существе.

Задачи:

образовательные:

- формирование способности и готовности использовать приобретенные

знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;

- оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей

-формирование умений соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

-. привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

-научить обучающихся применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма.

коррекционно-развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за человеком, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти. Развитие и интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности обучающихся.

воспитательные:

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,

собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни людей);

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета "живая природа" являются умения:

-пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

-пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

-соотносить содержание иллюстрированного материала с текстом учебника;

-логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);

-понимание и установление причинно-следственных зависимостей.

Личностными результатами изучения курса являются:

-развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса биологии;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

-воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

-развитие мотивации к изучению предмета.

Метапредметные связи:

-Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса; с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

_ формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации( справочные издания на печатной основе и в виде СД, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;

_ формирование учебно-логических умений и навыков

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе:

- здоровьесберегающие;

- рефлексия;

- развивающего обучения;

- сотрудничества;

- совместной продуктивной деятельности;

- коммуникативного обучения;

- разноуровневого обучения;

- работа по простейшим алгоритмам;

- игровые;

- перспективно-опережающее обучение;

- построение учебного процесса на проблемной основе;

- дифференцированные задания;

- тестирование и программированные опросы;

- информационно-коммуникационные;

- самостоятельная работа.

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Обучающиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека обучающимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.

При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности.

Считаю необходимым добавить в раздел «Человек» следующие темы: «Строение и значение мышц», «Осанка и здоровье человека», «Дыхательные движения», «Искусственное дыхание», «Значение и состав пищи», «Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы пищеварения», «Режим дня».

Для проведения занятий имею наглядные пособия, влажные препараты, скелет человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал.

Все учебные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете биологии.

9 класс

ЧЕЛОВЕК

(68 ч; 2 ч. в неделю)

Введение (1 ч.)

Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

Общий обзор организма человека (3 ч.)

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).

Демонстрация торса человека.

Опора тела и движение (12 ч.)

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Строение и значение мышц. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Осанка и здоровье человека. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.

Кровь и кровообращение (9 ч.)

Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).

Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.

Лабораторные работы

1. Микроскопическое строение крови.

2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

Дыхание (7 ч.)

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Искусственное дыхание. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

Пищеварение (11 ч.)

Значение и состав пищи. Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений. Отрицательное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы пищеварения.

Демонстрация опытов:

1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.

2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.

3. Действие слюны на крахмал.

4. Действие желудочного сока на белки.

Почки (2 ч.)

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

Кожа (4 ч.)

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма.

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Нервная система (8 ч.)

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Режим дня. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Органы чувств (6 ч.)

Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации (5 ч.)

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.

Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.

ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Планируемый уровень знаний:

названия, строение и расположение основных органов организма человека;

элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

влияние физических нагрузок на организм;

вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

основные санитарно-гигиенические правила.

Планируемый уровень умений:

применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Учебно-тематическое планирование

уроков по биологии в 9 классе

(63 ч.)

 

Разделы (темы)

Кол-во часов

Практические и лабораторные работы, экскурсии

1.

Введение

1 ч.

 

2.

Общий обзор организма человека

3 ч.

 

3.

Опора тела и движение

12 ч.

 

4.

Кровь и кровообращение

9 ч.

Лабораторные работы

1. Микроскопическое строение крови.

2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

5.

Дыхание

7 ч.

 

6.

Пищеварение

11 ч.

 

7.

Почки

2 ч.

 

8.

Кожа

4 ч.

 

9.

Нервная система

7 ч.

 

10.

Органы чувств

4 ч.

 

11.

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

3 ч.

 


 

Календарно-тематическое планирование

9 класс

ЧЕЛОВЕК

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

     

 

Введение

1 ч.

   

1.

Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных.

     
 

Общий обзор организма человека

3 ч.

   

1.

Общее знакомство с организмом человека.

     

2.

Краткие сведения о строении клеток и тканей человека.

     

3.

Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).

     
 

Опора тела и движение

12 ч.

   

1.

Значение опорно-двигательной системы.

     

2.

Состав и строение костей.

     

3.

Скелет головы.

     

4.

Скелет туловища.

     

5.

Скелет конечностей.

     

6.

Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

     

7.

Строение и значение мышц.

     

8.

Основные группы мышц человеческого тела.

     

9.

Работа мышц.

     

10.

Осанка и здоровье человека.

     

11.

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

     

12.

Повторение по теме «Опора тела и движение».

     
 

Кровь и кровообращение

9 ч.

   

1.

Значение крови и кровообращения. Состав крови, плазма крови. Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови».

     

2.

Сердце, его строение и работа.

     

3.

Органы кровообращения: сердце и сосуды.

     

4.

Большой и малый круги кровообращения.

     

5.

Движение крови по сосудам. Пульс. Лабораторная работа «Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег)».

     

6.

Первая помощь при кровотечениях.

     

7.

Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний.

     

8.

Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды.

     

9.

Повторение по теме «Кровь и кровообращение».

     
 

Дыхание

7 ч.

   

1.

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции.

     

2.

Голосовой аппарат.

     

3.

Газообмен в легких и тканях.

     

4.

Дыхательные движения.

     

5.

Болезни, передающиеся через воздух. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания.

     

6.

Гигиена органов дыхания. Искусственное дыхание.

     

7.

Необходимость чистого воздуха для дыхания.

     
 

Пищеварение

11 ч.

   

1.

Значение и состав пищи.

     

2.

Значение пищеварения. Органы пищеварения.

     

3.

Пищеварение в ротовой полости.

     

4.

Пищеварение в желудке.

     

5.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь.

     

6.

Гигиена питания.

     

7.

Питательные вещества и витамины.

     

8.

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний и глистных заражений.

     

9.

Предупреждение пищевых отправлений.

     

10.

Отрицательное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы пищеварения.

     

11.

Обобщающий урок по теме «Пищеварение».

     
 

Почки

2 ч.

   

1.

Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме.

     

2.

Предупреждение почечных заболеваний.

     
 

Кожа

4 ч.

   

1.

Строение кожи человека и ее значение.

     

2.

Роль кожи в терморегуляции организма. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

     

3.

Закаливание организма человека.

     

4.

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде.

     
 

Нервная система

7 ч.

   

1.

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).

     

2.

Спинной мозг, его строение и значение.

     

3.

Головной мозг, его строение и значение.

     

4.

Гигиена умственного труда.

     

5.

Режим дня.

     

6.

Сон и его значение.

     

7.

Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина.

     

Обобщающий урок по теме «Нервная система».

 

Органы чувств

4ч.

   

1.

Значение органов чувств.

     

Строение, функции органа зрения.

Гигиена органа зрения.

2.

Строение органа слуха.

     

3.

Предупреждение нарушений слуха.

     

4.

Органы обоняния и вкуса.

     
 

Охрана здоровья человека в Российской Федерации

3 ч.

   

1.

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

     

2.

Здоровье человека и современное общество (окружающая среда).

     

Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом

3.

Болезни цивилизации: герпес, онкология.

     

ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.

Опубликовано в группе «Рабочие программы»


Комментарии (1)

Дементьева Ирина Михайловна, 28.10.17 в 07:34 0Ответить Пожаловаться
Елена Анатольевна, почему расхождение в количестве часов? Было 68, а стало 63???
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.