Адаптированная образовательная программа по биологии
9 класс
Составила учитель биологии ОКОУ "Курская школа" Локтионова Е.А.
Биология
Курс «Биология» в 9 классе включает раздел «Человек».
По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, об организме человека и охране его здоровья.
Цели:
- всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию;
- расширение кругозора об окружающем мире;
- воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе;
- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;
- о строении, жизнедеятельности человека;
- о человеке как биосоциальном существе.
Задачи:
образовательные:
- формирование способности и готовности использовать приобретенные
знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
- оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей
-формирование умений соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
-. привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
-научить обучающихся применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма.
коррекционно-развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за человеком, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти. Развитие и интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности обучающихся.
воспитательные:
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни людей);
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета "живая природа" являются умения:
-пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
-пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
-соотносить содержание иллюстрированного материала с текстом учебника;
-логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
-понимание и установление причинно-следственных зависимостей.
Личностными результатами изучения курса являются:
-развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса биологии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
-воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
-развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметные связи:
-Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса; с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
_ формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации( справочные издания на печатной основе и в виде СД, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
_ формирование учебно-логических умений и навыков
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе:
- здоровьесберегающие;
- рефлексия;
- развивающего обучения;
- сотрудничества;
- совместной продуктивной деятельности;
- коммуникативного обучения;
- разноуровневого обучения;
- работа по простейшим алгоритмам;
- игровые;
- перспективно-опережающее обучение;
- построение учебного процесса на проблемной основе;
- дифференцированные задания;
- тестирование и программированные опросы;
- информационно-коммуникационные;
- самостоятельная работа.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Обучающиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека обучающимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания.
При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности.
Считаю необходимым добавить в раздел «Человек» следующие темы: «Строение и значение мышц», «Осанка и здоровье человека», «Дыхательные движения», «Искусственное дыхание», «Значение и состав пищи», «Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы пищеварения», «Режим дня».
Для проведения занятий имею наглядные пособия, влажные препараты, скелет человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал.
Все учебные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете биологии.
9 класс
ЧЕЛОВЕК
(68 ч; 2 ч. в неделю)
Введение (1 ч.)
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).
Общий обзор организма человека (3 ч.)
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Демонстрация торса человека.
Опора тела и движение (12 ч.)
Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Строение и значение мышц. Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Осанка и здоровье человека. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.
Кровь и кровообращение (9 ч.)
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).
Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Лабораторные работы
1. Микроскопическое строение крови.
2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).
Дыхание (7 ч.)
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Искусственное дыхание. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.
Пищеварение (11 ч.)
Значение и состав пищи. Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений. Отрицательное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы пищеварения.
Демонстрация опытов:
1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
3. Действие слюны на крахмал.
4. Действие желудочного сока на белки.
Почки (2 ч.)
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа (4 ч.)
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма.
Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Нервная система (8 ч.)
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Режим дня. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Органы чувств (6 ч.)
Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.
Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации (5 ч.)
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом.
Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики.
ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
Планируемый уровень знаний:
• названия, строение и расположение основных органов организма человека;
• элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
• влияние физических нагрузок на организм;
• вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
• основные санитарно-гигиенические правила.
Планируемый уровень умений:
• применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
• соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Учебно-тематическое планирование
уроков по биологии в 9 классе
(63 ч.)
№ |
Разделы (темы) |
Кол-во часов |
Практические и лабораторные работы, экскурсии |
1. |
Введение |
1 ч. |
|
2. |
Общий обзор организма человека |
3 ч. |
|
3. |
Опора тела и движение |
12 ч. |
|
4. |
Кровь и кровообращение |
9 ч. |
Лабораторные работы 1. Микроскопическое строение крови. 2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег). |
5. |
Дыхание |
7 ч. |
|
6. |
Пищеварение |
11 ч. |
|
7. |
Почки |
2 ч. |
|
8. |
Кожа |
4 ч. |
|
9. |
Нервная система |
7 ч. |
|
10. |
Органы чувств |
4 ч. |
|
11. |
Охрана здоровья человека в Российской Федерации |
3 ч. |
Календарно-тематическое планирование
9 класс
ЧЕЛОВЕК
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
9А |
9Б |
|||
Введение |
1 ч. |
|||
1. |
Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных. |
|||
Общий обзор организма человека |
3 ч. |
|||
1. |
Общее знакомство с организмом человека. |
|||
2. |
Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. |
|||
3. |
Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств). |
|||
Опора тела и движение |
12 ч. |
|||
1. |
Значение опорно-двигательной системы. |
|||
2. |
Состав и строение костей. |
|||
3. |
Скелет головы. |
|||
4. |
Скелет туловища. |
|||
5. |
Скелет конечностей. |
|||
6. |
Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. |
|||
7. |
Строение и значение мышц. |
|||
8. |
Основные группы мышц человеческого тела. |
|||
9. |
Работа мышц. |
|||
10. |
Осанка и здоровье человека. |
|||
11. |
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. |
|||
12. |
Повторение по теме «Опора тела и движение». |
|||
Кровь и кровообращение |
9 ч. |
|||
1. |
Значение крови и кровообращения. Состав крови, плазма крови. Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови». |
|||
2. |
Сердце, его строение и работа. |
|||
3. |
Органы кровообращения: сердце и сосуды. |
|||
4. |
Большой и малый круги кровообращения. |
|||
5. |
Движение крови по сосудам. Пульс. Лабораторная работа «Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег)». |
|||
6. |
Первая помощь при кровотечениях. |
|||
7. |
Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. |
|||
8. |
Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды. |
|||
9. |
Повторение по теме «Кровь и кровообращение». |
|||
Дыхание |
7 ч. |
|||
1. |
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. |
|||
2. |
Голосовой аппарат. |
|||
3. |
Газообмен в легких и тканях. |
|||
4. |
Дыхательные движения. |
|||
5. |
Болезни, передающиеся через воздух. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. |
|||
6. |
Гигиена органов дыхания. Искусственное дыхание. |
|||
7. |
Необходимость чистого воздуха для дыхания. |
|||
Пищеварение |
11 ч. |
|||
1. |
Значение и состав пищи. |
|||
2. |
Значение пищеварения. Органы пищеварения. |
|||
3. |
Пищеварение в ротовой полости. |
|||
4. |
Пищеварение в желудке. |
|||
5. |
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. |
|||
6. |
Гигиена питания. |
|||
7. |
Питательные вещества и витамины. |
|||
8. |
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний и глистных заражений. |
|||
9. |
Предупреждение пищевых отправлений. |
|||
10. |
Отрицательное влияние курения и употребления спиртных напитков на органы пищеварения. |
|||
11. |
Обобщающий урок по теме «Пищеварение». |
|||
Почки |
2 ч. |
|||
1. |
Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. |
|||
2. |
Предупреждение почечных заболеваний. |
|||
Кожа |
4 ч. |
|||
1. |
Строение кожи человека и ее значение. |
|||
2. |
Роль кожи в терморегуляции организма. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении. |
|||
3. |
Закаливание организма человека. |
|||
4. |
Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. |
|||
Нервная система |
7 ч. |
|||
1. |
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). |
|||
2. |
Спинной мозг, его строение и значение. |
|||
3. |
Головной мозг, его строение и значение. |
|||
4. |
Гигиена умственного труда. |
|||
5. |
Режим дня. |
|||
6. |
Сон и его значение. |
|||
7. |
Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. |
|||
Обобщающий урок по теме «Нервная система». |
||||
Органы чувств |
4ч. |
|||
1. |
Значение органов чувств. |
|||
Строение, функции органа зрения. |
||||
Гигиена органа зрения. |
||||
2. |
Строение органа слуха. |
|||
3. |
Предупреждение нарушений слуха. |
|||
4. |
Органы обоняния и вкуса. |
|||
Охрана здоровья человека в Российской Федерации |
3 ч. |
|||
1. |
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. |
|||
2. |
Здоровье человека и современное общество (окружающая среда). |
|||
Воздействие окружающей среды на системы органов и здоровье человека в целом |
||||
3. |
Болезни цивилизации: герпес, онкология. |
|||
ВИЧ-инфекция и другие. Меры профилактики. |
Дементьева Ирина Михайловна