12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Локтионова Елена Анатольевна5355
Учитель ОКОУ "Курская школа" В коррекционной школе работаю 30 лет. Много лет являюсь классным руководителем. Учитель дефектолог - по- первому образованию, по - второму - учитель биологии и химии
Россия, Курская обл., Курск
Материал размещён в группе «Рабочие программы»
2

Адаптированная образовательная программа по биологии, (6 класс)

Адаптированная образовательная программа по биологии

6 класс

Составила учитель биологии ОКОУ "Курская школа" Локтионова Е.А.

Биология

Курс «Биология» в 6 классе включает раздел: «Неживая природа».

По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, о неживой природе.

Цели и задачи обучения биологии.

Цели:

- всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию;

- расширение кругозора об окружающем мире;

- воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе;

- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;

- методах познания неживой природы;

- о неживой природе и присущих ей закономерностях;

Задачи:

образовательные:

-дать элементарные научные и систематические сведения об основных компонентах неживой природ(воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);

-формировать правильное понимание таких явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др. а также их роль в неживой природе;

-показать особенности взаимодействия человека и природы;

коррекционно-развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за неживой природой, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности обучающихся.

воспитательные:

- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;

-- выявление оценок последствий своей деятельности по отношению к неживой природе;

-содействие патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета "неживая природа" являются умения:

-пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

-пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

-соотносить содержание иллюстрированного материала с текстом учебника;

-логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);

-понимание и установление причинно-следственных зависимостей.

Личностными результатами изучения курса являются:

-развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса биологии;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

-воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

-развитие мотивации к изучению предмета.

Метапредметные связи:

-Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса; с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

_ формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации( справочные издания на печатной основе и в виде СД, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;

_ формирование учебно-логических умений и навыков

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе:

- здоровьесберегающие;

- рефлексия;

- развивающего обучения;

- сотрудничества;

- совместной продуктивной деятельности;

- коммуникативного обучения;

- разноуровневого обучения;

- работа по простейшим алгоритмам;

- игровые;

- перспективно-опережающее обучение;

- построение учебного процесса на проблемной основе;

- дифференцированные задания;

- тестирование и программированные опросы;

- информационно-коммуникационные;

- самостоятельная работа.

Преподавание биологии детям с ОВЗ направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе знакомства с неживой природой развиваю у обучающихся наблюдательность, речь, мышление, учу устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов с неживой природой, взаимосвязь человека с неживой природой, влияние на нее.

В 6 классе обучающиеся знакомятся с отличительными признаками неживой природы. Особое внимание уделяю экологическим проблемам, связанных с загрязнением окружающей среды, и покорять пути их решения человеком.

Считаю необходимым изменить количество часов, выделенных на изучение отдельных разделов. Так в 6 классе на «Введение» достаточно 2 ч. Необходимо увеличить количество часов на изучение раздела «Полезные ископаемые», т.к. раздел очень объемный. При изучении цветных металлов необходимо включить изучение таких металлов, как медь и олово.

При изучении программного материала важное место занимают самостоятельные, лабораторные и практические работы. На уроках используются следующие методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа (работа с учебником, таблицами, рабочими тетрадями) и т.д.

Все учебные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете биологии.

6 класс

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

(68 ч; 2 ч. в неделю)

Введение(2 ч.)

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.

Вода (15 ч.)

Вода в природе.

Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком.

Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус.

Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе.

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

2. Расширение воды при замерзании.

3. Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.

4. Очистка мутной воды.

5. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

Практические работы:

Определение текучести воды.

Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

Определение чистоты воды ближайшего водоема.

Воздух (13 ч.)

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.

Состав воздуха.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).

2. Объем воздуха в какой-либо емкости.

3. Упругость воздуха.

4. Воздух — плохой проводник тепла.

5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Практические работы:

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция).

Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Полезные ископаемые (24 ч.)

Полезные ископаемые и их значение.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид свойства. Добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые.

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства.

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). Цветные металлы: алюминий, медь, олово.

Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагкоемкость торфа и хрупкость каменного угля.

2. Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.

3. Определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).

Практическая работа:

Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Экскурсии:

- краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).

Почва (10 ч.)

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.

Основное свойство почвы — плодородие.

Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы.

Виды почв.

Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Местные типы почв: название, краткая характеристика.

Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.

Демонстрация опытов:

1. Выделение воздуха и воды из почвы.

2. Обнаружение в почве песка и глины.

3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.

4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

Практические работы:

Различие песчаных и глинистых почв.

Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.

Экскурсия:

- к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

Повторение (4 ч.)

ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Планируемый уровень знаний:

отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;

расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;

текучесть воды и движение воздуха.

Планируемый уровень умений:

обращаться с простым лабораторным оборудованием;

определять температуру воды и воздуха;

проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Учебно-тематическое планирование

уроков по биологии в 6 классе

(66 ч.)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Практические и лабораторные работы, экскурсии

1.

Введение

2 ч.

 

2.

Вода

15 ч.

Практическая работа:

Определение текучести воды.

Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

Определение чистоты воды ближайшего водоема.

3.

Воздух

13 ч.

Практическая работа:

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция).

Наблюдение за отклонением пламени свечи.

4.

Полезные ископаемые

23 ч.

Практическая работа:

Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Экскурсия в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).

5.

Почва

10 ч.

Практическая работа:

Различие песчаных и глинистых почв.

Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.

Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

6.

Повторение

3

 


 

Календарно-тематическое планирование

6 класс

Неживая природа

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

 

Введение

2 ч.

 

1.

Живая и неживая природа.

 

02.09

2.

Для чего нужно изучать неживую природу.

 

05.09

 

Вода

15 ч.

 

1.

Вода в природе. Свойства воды. Практическая работа «Определение текучести воды».

 

09.09

2.

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

 

12.09

3.

Расширение воды при замерзании.

 

16.09

4.

Водарастворитель некоторых твердых веществ.

 

19.09

5.

Растворимые и нерастворимые вещества.

 

23.09

6.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Практическая работа «Определение чистоты воды ближайшего водоема».

 

26.09

7.

Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.).

 

30.09

8.

Растворы в природе: минеральная и морская вода.

 

03.10

9.

Питьевая вода. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус.

 

07.10

10.

Практическая работа «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей».

 

10.10

11.

Три состояния воды.

 

14.10

12.

Учет и использование свойств воды человеком.

 

17.10

13.

Круговорот воды в природе. Значение воды в природе.

 

21.10

14.

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.

 

24.10

15.

Обобщающий урок по теме «Вода».

 

28.10

 

Воздух

13 ч.

 

1.

Свойства воздуха.

 

07.11

2.

Воздух сжимаем и упруг.

 

11.11

3.

Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком.

 

14.11

4.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

 

18.11

5.

Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха. Практическая работа «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция)». Практическая работа «Наблюдение за отклонением пламени свечи».

 

21.11

6.

Кислород, его свойство поддерживать горение.

 

25.11

7.

Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

 

28.11

8.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение.

 

02.12

9.

Применение углекислого газа.

 

05.12

10.

Состав воздуха.

 

09.12

11.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе.

 

18.12

12.

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.

 

16.12

13.

Повторение по теме «Воздух».

 

19.12

 

Полезные ископаемые

24 ч.

 

1.

Полезные ископаемые и их значение.

 

23.12

2.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит

 

26.12

 

 

   

3.

Известняки.

 

13.01

4.

Песок и глина.

 

16.01

5.

Горючие полезные ископаемые.

 

20.01

6.

Торф.

 

23.01

7.

Каменный уголь.

 

27.01

8.

Нефть.

 

30.01

9.

Природный газ.

 

03.02

10.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

 

06.02

11.

Калийная соль.

 

10.02

12.

Фосфориты.

 

13.02

13.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

 

17.02

14.

Железные руды.

 

22.02

15.

Медная и алюминиевая руды.

 

24.02

16.

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

 

27.02

17.

Цветные металлы. Алюминий.

 

03.03

18.

Медь и олово.

 

06.03

19.

Практическая работа: «Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов».

 

10.03

20.

Экскурсия в краеведческий музей.

 

13.03

21.

Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.

 

17.03

22.

Повторение по теме «Полезные ископаемые».

 

03.04

23.

Экскурсия к местам добычи и переработки полезных ископаемых.

 

07.04

 

Почва

10 ч.

 

1.

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Основное свойство почвы — плодородие.

 

10.04

2.

Перегной — органическая часть почвы.

 

14.04

3.

Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы.

 

17.04

4.

Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Практическая работа «Различие песчаных и глинистых почв».

 

21.04

5.

Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

 

24.01

6.

Местные типы почв: название, краткая характеристика. Практические работы «Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке».

 

28.04

7.

Обработка почвы: вспашка, боронование.

 

05.05

8.

Практическая работа «Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами».

 

08.05

9.

Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.

 

12.05

10.

Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

 

15.05

 

Повторение пройденного

3ч.

 

1.

Повторение по теме «Вода»

 

19.05

2.

Повторение по теме «Воздух»

 

22.05

3.

Повторение по теме « Полезные ископаемые». "Почва"

 

26.05

Ресурсное обеспечение программы

Литература для учителя

1. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -4-е изд., стереотип. -М: Дрофа, 2002.

2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5 -9 классы; Москва; Гуманитар. изд. центр Владос 2012, Авторы: Воронкова В.В. Перова М.Н., Эк В.В.

Под редакцией доктора биологических наук, профессора В.В.Воронковой.

3. Полуянов И.И. Наши соседи Северно–Западное книжное издательство 2005г.

Литература для учащихся

1. Плешаков А.А. зеленые страницы: -М: Просвещение 1994.

2. Никишов А.И,.Теремов А.В. Биология Животные, 8 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида -М, : Просвещение, 2008.

3. Никишов А.И, Арсиневич Н.И. Неживая природа. –М: Просвещение, 2000.

4. Клепинина З.А., Капралова В.С. Естествознание (растения). –М: Просвещение, 2000.

5. Сивоглазов В.И.Естествознание (человек). –М: Просвещение, 2000.

Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы

1. Учебный мультимедийный и киноматериал материал, презентации.

Материально-техническое обеспечение (оборудование)

1.Таблицы к темам по биологии.

2. Коллекции, модели и муляжи к темам по биологии.

3. Оборудование к лабораторным работами практическим работам на уроках, компьютер.

Учебно-тематическое планирование

уроков по биологии в 6 классе

(65 ч.)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Практические и лабораторные работы, экскурсии

1.

Введение

1 ч.

 

2.

Вода

15 ч.

Практическая работа:

Определение текучести воды.

Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

Определение чистоты воды ближайшего водоема.

3.

Воздух

13 ч.

Практическая работа:

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция).

Наблюдение за отклонением пламени свечи.

4.

Полезные ископаемые

23 ч.

Практическая работа:

Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Экскурсия в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).

5.

Почва

10 ч.

Практическая работа:

Различие песчаных и глинистых почв.

Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.

Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

6.

Повторение

3

 


 

Календарно-тематическое планирование

6 класс

Неживая природа

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

 

Введение

1 ч.

 

1.

Живая и неживая природа.

 

05.09

 

Для чего нужно изучать неживую природу

   
 

Вода

15 ч.

 

1.

Вода в природе. Свойства воды. Практическая работа «Определение текучести воды».

 

07.09

2.

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

 

12.09

3.

Расширение воды при замерзании.

 

14.09

4.

Водарастворитель некоторых твердых веществ.

 

19.09

5.

Растворимые и нерастворимые вещества.

 

21.09

6.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Практическая работа «Определение чистоты воды ближайшего водоема».

 

26.09

7.

Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.).

 

28.09

8.

Растворы в природе: минеральная и морская вода.

 

03.10

9.

Питьевая вода. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус.

 

05.10

10.

Практическая работа «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей».

 

10.10

11.

Три состояния воды.

 

12.10

12.

Учет и использование свойств воды человеком.

 

17.10

13.

Круговорот воды в природе. Значение воды в природе.

 

19.10

14.

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.

 

24.10

15.

Обобщающий урок по теме «Вода».

 

26.10

 

Воздух

13 ч.

 

1.

Свойства воздуха.

 

07.11

2.

Воздух сжимаем и упруг.

 

09.11

3.

Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком.

 

14.11

4.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

 

16.11

5.

Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха. Практическая работа «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция)». Практическая работа «Наблюдение за отклонением пламени свечи».

 

21.11

6.

Кислород, его свойство поддерживать горение.

 

23.11

7.

Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.

 

28.11

8.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение.

 

30.12

9.

Применение углекислого газа.

 

05.12

10.

Состав воздуха.

 

07.12

11.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе.

 

12.12

12.

Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.

 

14.12

13.

Повторение по теме «Воздух».

 

19.12

 

Полезные ископаемые

23 ч.

 

1.

Полезные ископаемые и их значение.

 

21.12

2.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

 

26.12

3.

Гранит

 

28.12

4.

Известняки.

 

11.01

5.

Песок и глина.

 

16.01

6.

Горючие полезные ископаемые.

 

18.01

7.

Торф.

 

23.01

8.

Каменный уголь.

 

25.01

9.

Нефть.

 

30.01

10.

Природный газ.

 

01.02

11.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

 

06.02

12.

Калийная соль.

 

08.02

13.

Фосфориты.

 

13.02

14.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

 

15.02

15.

Железные руды.

 

20.02

16.

Медная и алюминиевая руды.

 

22.02

17.

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

 

27.02

18.

Цветные металлы. Алюминий.

 

01.03

19

Медь и олово.

 

06.03

Практическая работа: «Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов».

20.

Экскурсия в краеведческий музей.

 

13.03

21.

Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.

 

17.03

22.

Повторение по теме «Полезные ископаемые».

 

15.03

23.

Экскурсия к местам добычи и переработки полезных ископаемых.

 

07.04

 

Почва

10 ч.

 

1.

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Основное свойство почвы — плодородие.

 

10.04

2.

Перегной — органическая часть почвы.

 

12.04

3.

Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы.

 

17.04

4.

Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Практическая работа «Различие песчаных и глинистых почв».

 

19.04

5.

Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

 

24.01

6.

Местные типы почв: название, краткая характеристика. Практические работы «Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке».

 

26.04

7.

Обработка почвы: вспашка, боронование.

 

03.05

8.

Практическая работа «Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами».

 

08.05

9.

Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.

 

10.05

10.

Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.

 

15.05

 

Повторение пройденного

3ч.

 

1.

Повторение по теме «Вода»

 

12.05

2.

Повторение по теме «Воздух»

 

22.05

3.

Повторение по теме « Полезные ископаемые». "Почва"

 

24.05

Опубликовано в группе «Рабочие программы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.