Адаптированная образовательная программа по биологии
6 класс
Составила учитель биологии ОКОУ "Курская школа" Локтионова Е.А.
Биология
Курс «Биология» в 6 классе включает раздел: «Неживая природа».
По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, о неживой природе.
Цели и задачи обучения биологии.
Цели:
- всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию;
- расширение кругозора об окружающем мире;
- воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе;
- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;
- методах познания неживой природы;
- о неживой природе и присущих ей закономерностях;
Задачи:
образовательные:
-дать элементарные научные и систематические сведения об основных компонентах неживой природ(воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
-формировать правильное понимание таких явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др. а также их роль в неживой природе;
-показать особенности взаимодействия человека и природы;
коррекционно-развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за неживой природой, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности обучающихся.
воспитательные:
- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;
-- выявление оценок последствий своей деятельности по отношению к неживой природе;
-содействие патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета "неживая природа" являются умения:
-пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
-пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
-соотносить содержание иллюстрированного материала с текстом учебника;
-логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
-понимание и установление причинно-следственных зависимостей.
Личностными результатами изучения курса являются:
-развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса биологии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
-воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
-развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметные связи:
-Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса; с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
_ формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации( справочные издания на печатной основе и в виде СД, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
_ формирование учебно-логических умений и навыков
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе:
- здоровьесберегающие;
- рефлексия;
- развивающего обучения;
- сотрудничества;
- совместной продуктивной деятельности;
- коммуникативного обучения;
- разноуровневого обучения;
- работа по простейшим алгоритмам;
- игровые;
- перспективно-опережающее обучение;
- построение учебного процесса на проблемной основе;
- дифференцированные задания;
- тестирование и программированные опросы;
- информационно-коммуникационные;
- самостоятельная работа.
Преподавание биологии детям с ОВЗ направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе знакомства с неживой природой развиваю у обучающихся наблюдательность, речь, мышление, учу устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов с неживой природой, взаимосвязь человека с неживой природой, влияние на нее.
В 6 классе обучающиеся знакомятся с отличительными признаками неживой природы. Особое внимание уделяю экологическим проблемам, связанных с загрязнением окружающей среды, и покорять пути их решения человеком.
Считаю необходимым изменить количество часов, выделенных на изучение отдельных разделов. Так в 6 классе на «Введение» достаточно 2 ч. Необходимо увеличить количество часов на изучение раздела «Полезные ископаемые», т.к. раздел очень объемный. При изучении цветных металлов необходимо включить изучение таких металлов, как медь и олово.
При изучении программного материала важное место занимают самостоятельные, лабораторные и практические работы. На уроках используются следующие методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа (работа с учебником, таблицами, рабочими тетрадями) и т.д.
Все учебные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете биологии.
6 класс
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
(68 ч; 2 ч. в неделю)
Введение(2 ч.)
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода (15 ч.)
Вода в природе.
Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком.
Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус.
Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе.
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
2. Расширение воды при замерзании.
3. Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.
4. Очистка мутной воды.
5. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
Практические работы:
Определение текучести воды.
Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.
Определение чистоты воды ближайшего водоема.
Воздух (13 ч.)
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.
Состав воздуха.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
2. Объем воздуха в какой-либо емкости.
3. Упругость воздуха.
4. Воздух — плохой проводник тепла.
5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Практические работы:
Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция).
Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Полезные ископаемые (24 ч.)
Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид свойства. Добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства.
Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). Цветные металлы: алюминий, медь, олово.
Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагкоемкость торфа и хрупкость каменного угля.
2. Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.
3. Определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).
Практическая работа:
Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Экскурсии:
- краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).
Почва (10 ч.)
Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.
Основное свойство почвы — плодородие.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы.
Виды почв.
Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Местные типы почв: название, краткая характеристика.
Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Выделение воздуха и воды из почвы.
2. Обнаружение в почве песка и глины.
3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.
4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практические работы:
Различие песчаных и глинистых почв.
Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.
Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.
Экскурсия:
- к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
Повторение (4 ч.)
ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
Планируемый уровень знаний:
• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
• характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;
• расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;
• текучесть воды и движение воздуха.
Планируемый уровень умений:
• обращаться с простым лабораторным оборудованием;
• определять температуру воды и воздуха;
• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Учебно-тематическое планирование
уроков по биологии в 6 классе
(66 ч.)
№ |
Разделы (темы) |
Кол-во часов |
Практические и лабораторные работы, экскурсии |
1. |
Введение |
2 ч. |
|
2. |
Вода |
15 ч. |
Практическая работа: Определение текучести воды. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. Определение чистоты воды ближайшего водоема. |
3. |
Воздух |
13 ч. |
Практическая работа: Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи. |
4. |
Полезные ископаемые |
23 ч. |
Практическая работа: Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов. Экскурсия в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий). |
5. |
Почва |
10 ч. |
Практическая работа: Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами. Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке. Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза. |
6. |
Повторение |
3 |
Календарно-тематическое планирование
6 класс
Неживая природа
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Введение |
2 ч. |
||
1. |
Живая и неживая природа. |
02.09 |
|
2. |
Для чего нужно изучать неживую природу. |
05.09 |
|
Вода |
15 ч. |
||
1. |
Вода в природе. Свойства воды. Практическая работа «Определение текучести воды». |
09.09 |
|
2. |
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. |
12.09 |
|
3. |
Расширение воды при замерзании. |
16.09 |
|
4. |
Вода – растворитель некоторых твердых веществ. |
19.09 |
|
5. |
Растворимые и нерастворимые вещества. |
23.09 |
|
6. |
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Практическая работа «Определение чистоты воды ближайшего водоема». |
26.09 |
|
7. |
Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). |
30.09 |
|
8. |
Растворы в природе: минеральная и морская вода. |
03.10 |
|
9. |
Питьевая вода. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. |
07.10 |
|
10. |
Практическая работа «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей». |
10.10 |
|
11. |
Три состояния воды. |
14.10 |
|
12. |
Учет и использование свойств воды человеком. |
17.10 |
|
13. |
Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. |
21.10 |
|
14. |
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. |
24.10 |
|
15. |
Обобщающий урок по теме «Вода». |
28.10 |
|
Воздух |
13 ч. |
||
1. |
Свойства воздуха. |
07.11 |
|
2. |
Воздух сжимаем и упруг. |
11.11 |
|
3. |
Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком. |
14.11 |
|
4. |
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. |
18.11 |
|
5. |
Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха. Практическая работа «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция)». Практическая работа «Наблюдение за отклонением пламени свечи». |
21.11 |
|
6. |
Кислород, его свойство поддерживать горение. |
25.11 |
|
7. |
Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. |
28.11 |
|
8. |
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. |
02.12 |
|
9. |
Применение углекислого газа. |
05.12 |
|
10. |
Состав воздуха. |
09.12 |
|
11. |
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе. |
18.12 |
|
12. |
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. |
16.12 |
|
13. |
Повторение по теме «Воздух». |
19.12 |
|
Полезные ископаемые |
24 ч. |
||
1. |
Полезные ископаемые и их значение. |
23.12 |
|
2. |
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит |
26.12 |
|
|
|||
3. |
Известняки. |
13.01 |
|
4. |
Песок и глина. |
16.01 |
|
5. |
Горючие полезные ископаемые. |
20.01 |
|
6. |
Торф. |
23.01 |
|
7. |
Каменный уголь. |
27.01 |
|
8. |
Нефть. |
30.01 |
|
9. |
Природный газ. |
03.02 |
|
10. |
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. |
06.02 |
|
11. |
Калийная соль. |
10.02 |
|
12. |
Фосфориты. |
13.02 |
|
13. |
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. |
17.02 |
|
14. |
Железные руды. |
22.02 |
|
15. |
Медная и алюминиевая руды. |
24.02 |
|
16. |
Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). |
27.02 |
|
17. |
Цветные металлы. Алюминий. |
03.03 |
|
18. |
Медь и олово. |
06.03 |
|
19. |
Практическая работа: «Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов». |
10.03 |
|
20. |
Экскурсия в краеведческий музей. |
13.03 |
|
21. |
Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения. |
17.03 |
|
22. |
Повторение по теме «Полезные ископаемые». |
03.04 |
|
23. |
Экскурсия к местам добычи и переработки полезных ископаемых. |
07.04 |
|
Почва |
10 ч. |
||
1. |
Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Основное свойство почвы — плодородие. |
10.04 |
|
2. |
Перегной — органическая часть почвы. |
14.04 |
|
3. |
Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы. |
17.04 |
|
4. |
Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Практическая работа «Различие песчаных и глинистых почв». |
21.04 |
|
5. |
Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. |
24.01 |
|
6. |
Местные типы почв: название, краткая характеристика. Практические работы «Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке». |
28.04 |
|
7. |
Обработка почвы: вспашка, боронование. |
05.05 |
|
8. |
Практическая работа «Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами». |
08.05 |
|
9. |
Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения. |
12.05 |
|
10. |
Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза. |
15.05 |
|
Повторение пройденного |
3ч. |
||
1. |
Повторение по теме «Вода» |
19.05 |
|
2. |
Повторение по теме «Воздух» |
22.05 |
|
3. |
Повторение по теме « Полезные ископаемые». "Почва" |
26.05 |
Ресурсное обеспечение программы
Литература для учителя
1. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -4-е изд., стереотип. -М: Дрофа, 2002.
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5 -9 классы; Москва; Гуманитар. изд. центр Владос 2012, Авторы: Воронкова В.В. Перова М.Н., Эк В.В.
Под редакцией доктора биологических наук, профессора В.В.Воронковой.
3. Полуянов И.И. Наши соседи Северно–Западное книжное издательство 2005г.
Литература для учащихся
1. Плешаков А.А. зеленые страницы: -М: Просвещение 1994.
2. Никишов А.И,.Теремов А.В. Биология Животные, 8 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида -М, : Просвещение, 2008.
3. Никишов А.И, Арсиневич Н.И. Неживая природа. –М: Просвещение, 2000.
4. Клепинина З.А., Капралова В.С. Естествознание (растения). –М: Просвещение, 2000.
5. Сивоглазов В.И.Естествознание (человек). –М: Просвещение, 2000.
Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы
1. Учебный мультимедийный и киноматериал материал, презентации.
Материально-техническое обеспечение (оборудование)
1.Таблицы к темам по биологии.
2. Коллекции, модели и муляжи к темам по биологии.
3. Оборудование к лабораторным работами практическим работам на уроках, компьютер.
Учебно-тематическое планирование
уроков по биологии в 6 классе
(65 ч.)
№ |
Разделы (темы) |
Кол-во часов |
Практические и лабораторные работы, экскурсии |
1. |
Введение |
1 ч. |
|
2. |
Вода |
15 ч. |
Практическая работа: Определение текучести воды. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. Определение чистоты воды ближайшего водоема. |
3. |
Воздух |
13 ч. |
Практическая работа: Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи. |
4. |
Полезные ископаемые |
23 ч. |
Практическая работа: Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов. Экскурсия в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий). |
5. |
Почва |
10 ч. |
Практическая работа: Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами. Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке. Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза. |
6. |
Повторение |
3 |
Календарно-тематическое планирование
6 класс
Неживая природа
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
|
Введение |
1 ч. |
|||
1. |
Живая и неживая природа. |
05.09 |
||
|
Для чего нужно изучать неживую природу |
|||
Вода |
15 ч. |
|||
1. |
Вода в природе. Свойства воды. Практическая работа «Определение текучести воды». |
07.09 |
||
2. |
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. |
12.09 |
||
3. |
Расширение воды при замерзании. |
14.09 |
||
4. |
Вода – растворитель некоторых твердых веществ. |
19.09 |
||
5. |
Растворимые и нерастворимые вещества. |
21.09 |
||
6. |
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Практическая работа «Определение чистоты воды ближайшего водоема». |
26.09 |
||
7. |
Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). |
28.09 |
||
8. |
Растворы в природе: минеральная и морская вода. |
03.10 |
||
9. |
Питьевая вода. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. |
05.10 |
||
10. |
Практическая работа «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей». |
10.10 |
||
11. |
Три состояния воды. |
12.10 |
||
12. |
Учет и использование свойств воды человеком. |
17.10 |
||
13. |
Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. |
19.10 |
||
14. |
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. |
24.10 |
||
15. |
Обобщающий урок по теме «Вода». |
26.10 |
||
Воздух |
13 ч. |
|||
1. |
Свойства воздуха. |
07.11 |
||
2. |
Воздух сжимаем и упруг. |
09.11 |
||
3. |
Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком. |
14.11 |
||
4. |
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. |
16.11 |
||
5. |
Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха. Практическая работа «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция)». Практическая работа «Наблюдение за отклонением пламени свечи». |
21.11 |
||
6. |
Кислород, его свойство поддерживать горение. |
23.11 |
||
7. |
Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. |
28.11 |
||
8. |
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. |
30.12 |
||
9. |
Применение углекислого газа. |
05.12 |
||
10. |
Состав воздуха. |
07.12 |
||
11. |
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе. |
12.12 |
||
12. |
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. |
14.12 |
||
13. |
Повторение по теме «Воздух». |
19.12 |
||
Полезные ископаемые |
23 ч. |
|||
1. |
Полезные ископаемые и их значение. |
21.12 |
||
2. |
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. |
26.12 |
||
3. |
Гранит |
28.12 |
||
4. |
Известняки. |
11.01 |
||
5. |
Песок и глина. |
16.01 |
||
6. |
Горючие полезные ископаемые. |
18.01 |
||
7. |
Торф. |
23.01 |
||
8. |
Каменный уголь. |
25.01 |
||
9. |
Нефть. |
30.01 |
||
10. |
Природный газ. |
01.02 |
||
11. |
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. |
06.02 |
||
12. |
Калийная соль. |
08.02 |
||
13. |
Фосфориты. |
13.02 |
||
14. |
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. |
15.02 |
||
15. |
Железные руды. |
20.02 |
||
16. |
Медная и алюминиевая руды. |
22.02 |
||
17. |
Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). |
27.02 |
||
18. |
Цветные металлы. Алюминий. |
01.03 |
||
19 |
Медь и олово. |
06.03 |
||
Практическая работа: «Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов». |
||||
20. |
Экскурсия в краеведческий музей. |
13.03 |
||
21. |
Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения. |
17.03 |
||
22. |
Повторение по теме «Полезные ископаемые». |
15.03 |
||
23. |
Экскурсия к местам добычи и переработки полезных ископаемых. |
07.04 |
||
Почва |
10 ч. |
|||
1. |
Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Основное свойство почвы — плодородие. |
10.04 |
||
2. |
Перегной — органическая часть почвы. |
12.04 |
||
3. |
Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы. |
17.04 |
||
4. |
Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Практическая работа «Различие песчаных и глинистых почв». |
19.04 |
||
5. |
Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. |
24.01 |
||
6. |
Местные типы почв: название, краткая характеристика. Практические работы «Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке». |
26.04 |
||
7. |
Обработка почвы: вспашка, боронование. |
03.05 |
||
8. |
Практическая работа «Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами». |
08.05 |
||
9. |
Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения. |
10.05 |
||
10. |
Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза. |
15.05 |
||
Повторение пройденного |
3ч. |
|||
1. |
Повторение по теме «Вода» |
12.05 |
||
2. |
Повторение по теме «Воздух» |
22.05 |
||
3. |
Повторение по теме « Полезные ископаемые». "Почва" |
24.05 |