12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Локтионова Елена Анатольевна5355 Учитель ОКОУ "Курская школа" В коррекционной школе работаю 30 лет. Много лет являюсь классным руководителем.
Учитель дефектолог -
по- первому образованию, по - второму - учитель биологии и химии Россия, Курская обл., Курск Материал размещён в группе «Рабочие программы» |
Адаптированная образовательная программа по биологии, (6 класс)
Адаптированная образовательная программа по биологии
6 класс
Составила учитель биологии ОКОУ "Курская школа" Локтионова Е.А.
Биология
Курс «Биология» в 6 классе включает раздел: «Неживая природа».
По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, о неживой природе.
Цели и задачи обучения биологии.
Цели:
- всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию;
- расширение кругозора об окружающем мире;
- воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе;
- освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;
- методах познания неживой природы;
- о неживой природе и присущих ей закономерностях;
Задачи:
образовательные:
-дать элементарные научные и систематические сведения об основных компонентах неживой природ(воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
-формировать правильное понимание таких явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др. а также их роль в неживой природе;
-показать особенности взаимодействия человека и природы;
коррекционно-развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за неживой природой, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности обучающихся.
воспитательные:
- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;
-- выявление оценок последствий своей деятельности по отношению к неживой природе;
-содействие патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета "неживая природа" являются умения:
-пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
-пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
-соотносить содержание иллюстрированного материала с текстом учебника;
-логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);
-понимание и установление причинно-следственных зависимостей.
Личностными результатами изучения курса являются:
-развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса биологии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
-воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
-развитие мотивации к изучению предмета.
Метапредметные связи:
-Овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса; с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
_ формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации( справочные издания на печатной основе и в виде СД, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;
_ формирование учебно-логических умений и навыков
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе:
- здоровьесберегающие;
- рефлексия;
- развивающего обучения;
- сотрудничества;
- совместной продуктивной деятельности;
- коммуникативного обучения;
- разноуровневого обучения;
- работа по простейшим алгоритмам;
- игровые;
- перспективно-опережающее обучение;
- построение учебного процесса на проблемной основе;
- дифференцированные задания;
- тестирование и программированные опросы;
- информационно-коммуникационные;
- самостоятельная работа.
Преподавание биологии детям с ОВЗ направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития обучающихся. В процессе знакомства с неживой природой развиваю у обучающихся наблюдательность, речь, мышление, учу устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязь живых организмов с неживой природой, взаимосвязь человека с неживой природой, влияние на нее.
В 6 классе обучающиеся знакомятся с отличительными признаками неживой природы. Особое внимание уделяю экологическим проблемам, связанных с загрязнением окружающей среды, и покорять пути их решения человеком.
Считаю необходимым изменить количество часов, выделенных на изучение отдельных разделов. Так в 6 классе на «Введение» достаточно 2 ч. Необходимо увеличить количество часов на изучение раздела «Полезные ископаемые», т.к. раздел очень объемный. При изучении цветных металлов необходимо включить изучение таких металлов, как медь и олово.
При изучении программного материала важное место занимают самостоятельные, лабораторные и практические работы. На уроках используются следующие методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа (работа с учебником, таблицами, рабочими тетрадями) и т.д.
Все учебные занятия проводятся в специально оборудованном кабинете биологии.
6 класс
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
(68 ч; 2 ч. в неделю)
Введение(2 ч.)
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода (15 ч.)
Вода в природе.
Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком.
Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус.
Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе.
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
2. Расширение воды при замерзании.
3. Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде.
4. Очистка мутной воды.
5. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
Практические работы:
Определение текучести воды.
Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.
Определение чистоты воды ближайшего водоема.
Воздух (13 ч.)
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара.
Состав воздуха.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль).
Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
2. Объем воздуха в какой-либо емкости.
3. Упругость воздуха.
4. Воздух — плохой проводник тепла.
5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Практические работы:
Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция).
Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Полезные ископаемые (24 ч.)
Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид свойства. Добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства.
Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). Цветные металлы: алюминий, медь, олово.
Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагкоемкость торфа и хрупкость каменного угля.
2. Определение растворимости калийной соли и фосфоритов.
3. Определение некоторых свойств черных и цветных металлов (упругость, хрупкость, пластичность).
Практическая работа:
Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Экскурсии:
- краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).
Почва (10 ч.)
Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.
Основное свойство почвы — плодородие.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы.
Виды почв.
Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Местные типы почв: название, краткая характеристика.
Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения.
Демонстрация опытов:
1. Выделение воздуха и воды из почвы.
2. Обнаружение в почве песка и глины.
3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.
4. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практические работы:
Различие песчаных и глинистых почв.
Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.
Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке.
Экскурсия:
- к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
Повторение (4 ч.)
ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
Планируемый уровень знаний:
• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
• характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;
• расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;
• текучесть воды и движение воздуха.
Планируемый уровень умений:
• обращаться с простым лабораторным оборудованием;
• определять температуру воды и воздуха;
• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Учебно-тематическое планирование
уроков по биологии в 6 классе
(66 ч.)
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Практические и лабораторные работы, экскурсии |
1. | Введение | 2 ч. | |
2. | Вода | 15 ч. | Практическая работа: Определение текучести воды. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. Определение чистоты воды ближайшего водоема. |
3. | Воздух | 13 ч. | Практическая работа: Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи. |
4. | Полезные ископаемые | 23 ч. | Практическая работа: Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов. Экскурсия в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий). |
5. | Почва | 10 ч. | Практическая работа: Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами. Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке. Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза. |
6. | Повторение | 3 |
Календарно-тематическое планирование
6 класс
Неживая природа
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Введение | 2 ч. | ||
1. | Живая и неживая природа. | 02.09 | |
2. | Для чего нужно изучать неживую природу. | 05.09 | |
Вода | 15 ч. | ||
1. | Вода в природе. Свойства воды. Практическая работа «Определение текучести воды». | 09.09 | |
2. | Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. | 12.09 | |
3. | Расширение воды при замерзании. | 16.09 | |
4. | Вода – растворитель некоторых твердых веществ. | 19.09 | |
5. | Растворимые и нерастворимые вещества. | 23.09 | |
6. | Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Практическая работа «Определение чистоты воды ближайшего водоема». | 26.09 | |
7. | Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). | 30.09 | |
8. | Растворы в природе: минеральная и морская вода. | 03.10 | |
9. | Питьевая вода. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. | 07.10 | |
10. | Практическая работа «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей». | 10.10 | |
11. | Три состояния воды. | 14.10 | |
12. | Учет и использование свойств воды человеком. | 17.10 | |
13. | Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. | 21.10 | |
14. | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. | 24.10 | |
15. | Обобщающий урок по теме «Вода». | 28.10 | |
Воздух | 13 ч. | ||
1. | Свойства воздуха. | 07.11 | |
2. | Воздух сжимаем и упруг. | 11.11 | |
3. | Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком. | 14.11 | |
4. | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | 18.11 | |
5. | Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха. Практическая работа «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция)». Практическая работа «Наблюдение за отклонением пламени свечи». | 21.11 | |
6. | Кислород, его свойство поддерживать горение. | 25.11 | |
7. | Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. | 28.11 | |
8. | Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. | 02.12 | |
9. | Применение углекислого газа. | 05.12 | |
10. | Состав воздуха. | 09.12 | |
11. | Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе. | 18.12 | |
12. | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. | 16.12 | |
13. | Повторение по теме «Воздух». | 19.12 | |
Полезные ископаемые | 24 ч. | ||
1. | Полезные ископаемые и их значение. | 23.12 | |
2. | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит | 26.12 | |
| |||
3. | Известняки. | 13.01 | |
4. | Песок и глина. | 16.01 | |
5. | Горючие полезные ископаемые. | 20.01 | |
6. | Торф. | 23.01 | |
7. | Каменный уголь. | 27.01 | |
8. | Нефть. | 30.01 | |
9. | Природный газ. | 03.02 | |
10. | Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. | 06.02 | |
11. | Калийная соль. | 10.02 | |
12. | Фосфориты. | 13.02 | |
13. | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. | 17.02 | |
14. | Железные руды. | 22.02 | |
15. | Медная и алюминиевая руды. | 24.02 | |
16. | Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). | 27.02 | |
17. | Цветные металлы. Алюминий. | 03.03 | |
18. | Медь и олово. | 06.03 | |
19. | Практическая работа: «Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов». | 10.03 | |
20. | Экскурсия в краеведческий музей. | 13.03 | |
21. | Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения. | 17.03 | |
22. | Повторение по теме «Полезные ископаемые». | 03.04 | |
23. | Экскурсия к местам добычи и переработки полезных ископаемых. | 07.04 | |
Почва | 10 ч. | ||
1. | Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Основное свойство почвы — плодородие. | 10.04 | |
2. | Перегной — органическая часть почвы. | 14.04 | |
3. | Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы. | 17.04 | |
4. | Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Практическая работа «Различие песчаных и глинистых почв». | 21.04 | |
5. | Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. | 24.01 | |
6. | Местные типы почв: название, краткая характеристика. Практические работы «Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке». | 28.04 | |
7. | Обработка почвы: вспашка, боронование. | 05.05 | |
8. | Практическая работа «Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами». | 08.05 | |
9. | Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения. | 12.05 | |
10. | Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза. | 15.05 | |
Повторение пройденного | 3ч. | ||
1. | Повторение по теме «Вода» | 19.05 | |
2. | Повторение по теме «Воздух» | 22.05 | |
3. | Повторение по теме « Полезные ископаемые». "Почва" | 26.05 |
Ресурсное обеспечение программы
Литература для учителя
1. Козлова, Т. А., Кучменко, В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -4-е изд., стереотип. -М: Дрофа, 2002.
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5 -9 классы; Москва; Гуманитар. изд. центр Владос 2012, Авторы: Воронкова В.В. Перова М.Н., Эк В.В.
Под редакцией доктора биологических наук, профессора В.В.Воронковой.
3. Полуянов И.И. Наши соседи Северно–Западное книжное издательство 2005г.
Литература для учащихся
1. Плешаков А.А. зеленые страницы: -М: Просвещение 1994.
2. Никишов А.И,.Теремов А.В. Биология Животные, 8 класс учебник для специальных (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида -М, : Просвещение, 2008.
3. Никишов А.И, Арсиневич Н.И. Неживая природа. –М: Просвещение, 2000.
4. Клепинина З.А., Капралова В.С. Естествознание (растения). –М: Просвещение, 2000.
5. Сивоглазов В.И.Естествознание (человек). –М: Просвещение, 2000.
Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы
1. Учебный мультимедийный и киноматериал материал, презентации.
Материально-техническое обеспечение (оборудование)
1.Таблицы к темам по биологии.
2. Коллекции, модели и муляжи к темам по биологии.
3. Оборудование к лабораторным работами практическим работам на уроках, компьютер.
Учебно-тематическое планирование
уроков по биологии в 6 классе
(65 ч.)
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов | Практические и лабораторные работы, экскурсии |
1. | Введение | 1 ч. | |
2. | Вода | 15 ч. | Практическая работа: Определение текучести воды. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. Определение чистоты воды ближайшего водоема. |
3. | Воздух | 13 ч. | Практическая работа: Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи. |
4. | Полезные ископаемые | 23 ч. | Практическая работа: Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов. Экскурсия в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий). |
5. | Почва | 10 ч. | Практическая работа: Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами. Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке. Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза. |
6. | Повторение | 3 |
Календарно-тематическое планирование
6 класс
Неживая природа
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
Введение | 1 ч. | |||
1. | Живая и неживая природа. | 05.09 | ||
| Для чего нужно изучать неживую природу | |||
Вода | 15 ч. | |||
1. | Вода в природе. Свойства воды. Практическая работа «Определение текучести воды». | 07.09 | ||
2. | Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. | 12.09 | ||
3. | Расширение воды при замерзании. | 14.09 | ||
4. | Вода – растворитель некоторых твердых веществ. | 19.09 | ||
5. | Растворимые и нерастворимые вещества. | 21.09 | ||
6. | Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Практическая работа «Определение чистоты воды ближайшего водоема». | 26.09 | ||
7. | Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). | 28.09 | ||
8. | Растворы в природе: минеральная и морская вода. | 03.10 | ||
9. | Питьевая вода. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. | 05.10 | ||
10. | Практическая работа «Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей». | 10.10 | ||
11. | Три состояния воды. | 12.10 | ||
12. | Учет и использование свойств воды человеком. | 17.10 | ||
13. | Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. | 19.10 | ||
14. | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. | 24.10 | ||
15. | Обобщающий урок по теме «Вода». | 26.10 | ||
Воздух | 13 ч. | |||
1. | Свойства воздуха. | 07.11 | ||
2. | Воздух сжимаем и упруг. | 09.11 | ||
3. | Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком. | 14.11 | ||
4. | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | 16.11 | ||
5. | Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха. Практическая работа «Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция)». Практическая работа «Наблюдение за отклонением пламени свечи». | 21.11 | ||
6. | Кислород, его свойство поддерживать горение. | 23.11 | ||
7. | Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. | 28.11 | ||
8. | Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. | 30.12 | ||
9. | Применение углекислого газа. | 05.12 | ||
10. | Состав воздуха. | 07.12 | ||
11. | Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе. | 12.12 | ||
12. | Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. | 14.12 | ||
13. | Повторение по теме «Воздух». | 19.12 | ||
Полезные ископаемые | 23 ч. | |||
1. | Полезные ископаемые и их значение. | 21.12 | ||
2. | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. | 26.12 | ||
3. | Гранит | 28.12 | ||
4. | Известняки. | 11.01 | ||
5. | Песок и глина. | 16.01 | ||
6. | Горючие полезные ископаемые. | 18.01 | ||
7. | Торф. | 23.01 | ||
8. | Каменный уголь. | 25.01 | ||
9. | Нефть. | 30.01 | ||
10. | Природный газ. | 01.02 | ||
11. | Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. | 06.02 | ||
12. | Калийная соль. | 08.02 | ||
13. | Фосфориты. | 13.02 | ||
14. | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. | 15.02 | ||
15. | Железные руды. | 20.02 | ||
16. | Медная и алюминиевая руды. | 22.02 | ||
17. | Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). | 27.02 | ||
18. | Цветные металлы. Алюминий. | 01.03 | ||
19 | Медь и олово. | 06.03 | ||
Практическая работа: «Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов». | ||||
20. | Экскурсия в краеведческий музей. | 13.03 | ||
21. | Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения. | 17.03 | ||
22. | Повторение по теме «Полезные ископаемые». | 15.03 | ||
23. | Экскурсия к местам добычи и переработки полезных ископаемых. | 07.04 | ||
Почва | 10 ч. | |||
1. | Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Основное свойство почвы — плодородие. | 10.04 | ||
2. | Перегной — органическая часть почвы. | 12.04 | ||
3. | Глина, песок и минеральные соли — минеральная часть почвы. | 17.04 | ||
4. | Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Практическая работа «Различие песчаных и глинистых почв». | 19.04 | ||
5. | Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. | 24.01 | ||
6. | Местные типы почв: название, краткая характеристика. Практические работы «Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке». | 26.04 | ||
7. | Обработка почвы: вспашка, боронование. | 03.05 | ||
8. | Практическая работа «Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами». | 08.05 | ||
9. | Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения. | 10.05 | ||
10. | Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза. | 15.05 | ||
Повторение пройденного | 3ч. | |||
1. | Повторение по теме «Вода» | 12.05 | ||
2. | Повторение по теме «Воздух» | 22.05 | ||
3. | Повторение по теме « Полезные ископаемые». "Почва" | 24.05 |