Программа дополнительного образования «Умелые ручки. Резьба по дереву»
Детский центр творчества и воспитания БЕКІТІЛДІ
село Красный яр УТВЕРЖДЕНО
педагогикалық кеңесімен
педагогическим советом
«___»_________________
директор
__________Мукашев Б.Г.
БІЛІМ БАҒДАРЛАМАСЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Умелые ручки»
(Резьба по дереву)
Балалардың жасы: 8-17 жас/Возраст детей: 8-17 лет
Іске асыру мерзімі: 3 жыл/Срок реализации: 3 года
ҚОСЫМША БІЛІМ БЕРЕТІН ПЕДАГОГ
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пархоменко Геннадий Владимирович
Красный яр-2015
Пояснительная записка.
Цель создания программы.
С учётом каких принцпов она составленна.
На что направленны задачи учебной программы.
С помощью каких условий реализуется программа.
Как решаются воспитательные задачи.
Пояснительная записка образовательной программы кружка «Резьба по дереву» Пархоменко Геннадий Владимирович
Образовательная программа «Резьба по дереву» это система, включающая совокупность образовательной, воспитательной, методической и самообразовательно -творческой деятельности. Все направления программы взаимосвязанны и взаимодействуют между собой. Миниатюрная пластика, а именно резьба по дереву и кости развиты на территориях смежных и отдалённых государств, имеет глубокие корни в России, Китае, Индии, Японии и др. государств. В Японии миниатюрная скульптура НЭЦКЭ развилась как особое направление в искусстве резьбы и по праву считается элитарным отвечая самым тонким и изысканым вкусам эстэтов от искусства. На территории Казахстана издревле были развиты народные промыслы резьбы по дереву, камню и кости. Казахстан носитель древней и богатой истории, в наше время является полиэтническим и поликультурным государством. Казахстан может в короткое историческое время стать не только региональным, политическим, но и культурным центром всей Евразии. Для этого есть все предпосылки. Если в Японии миниатюрная скульптура НЭЦКЭ исчерпав свои утилитарные, прикладные, этнические и экономические ресурсы стала искусством прошлого, то на территории Казахстана этот вид искусства находится в самом начале своего развития. Богатый национальный коллорит, древний эпос, народный фолклёр, легенды и сказки помноженные на мастерство и фантазию современных резчиков, вот те составляющие развития миниатюрной пластики как отдельного направления в искусстве Казахстана.
Задачи программы: 1.Формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и художественно-творческого опыта
2. Развитие интереса и способности к художественно- творческой деятельности
3. Воспитание нравственности и культуры поведения
Цель программы: Формирование основ эстетической культуры в процессе приобщения детей среднего школьного возраста к изобразительной художественно-творческой деятельности /резьба по дереву в миниатюрной пластике/
В образовательной программе предусмотрено и проводится с учащимися:
- участие в обучающихся выставках,
- посещение музеев на территории области и республики,
- творческая работа учащихся,
- проведение воспитательных мероприятий в группе,
- индивидуальные творческие работы учащихся,
- профессиональная ориентация,
-повышение культуры поведения,
Введение
Творчество – высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Расположенность к творчеству может выступить в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, хозяйственной и т.д.
Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового.
Творчество в труде – это не редкость, не исключение, а наиболее естественное, полноценное выражение человеческих возможностей.
Важное значение в процессе творчества имеет воображение, т. е. мысленное представление образов и оперирование ими. Известно также, что творческие возможности зависят не только от способностей, ума, но и от определённых черт характера.
Истоки творческих сил человека восходят к детству – к той поре, когда творческие проявления во многом не произвольны и жизненно необходимы.
В определённые годы детства обнаруживаются возрастные предпосылки творчества. Очевидно необходимы своевременные и целенаправленные воспитательные воздействия, чтобы закрепить их, обогатить и направить в желаемую сторону.
Доказано, что подготовку детей к творчеству следует начинать с простейшего – с того, чтобы приучать их полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них. Начальные задания направлены на развитие внимания, зрительной чувствительности. Чтобы развитие творческих способностей ребёнка проходили успешно и гармонично, он должен приобрести или раскрыть в себе свои качества. Этому должны помочь многочисленные практические занятия, в том числе на кружке “Резьба по дереву”.
Вся система занятий не только пробуждает творческую активность, но и позволяет овладеть средствами воплощения задуманного.
Таким образом, правильно организованное творческое развитие выявляет и укрепляет творческое начало в детях. Своевременное приобщение ребёнка к миру помогает становлению творческой активности не только в художественно-творческой сфере, но и в любой другой, которой будет заниматься в дальнейшем.
Только благодаря постоянным упражнениям, связанным систематическими занятиями, поддерживается и развиваются соответствующие способности. Обучение и руководство со стороны взрослых совершенно необходимы для их развития.
Одной из основных задач стоящих перед учителем является задача всестороннего развития личности ребёнка. Реализация этой задачи осуществляется в процессе обучения и воспитания каждодневно. Переоценить значение учителя, его роли в формировании всестороннего развития личности школьника невозможно. Цели, которые стоят перед учителем, настолько же сложны насколько и необходима их успешная реализация.
Знания, полученные школьниками на уроках технологии, с одной стороны повышают общий уровень интеллекта и, с другой стороны создают основу для развития умений правильно планировать и регулировать свою мыслительную и трудовую деятельность при решении трудовых задач.
Вполне осуществимая самими учителями технологии задача – формирование у учащихся трудолюбия, культуры труда, других нравственных качеств, без которых даже знающий и умеющий рабочий или специалист будет плохим работником.
Учащимся нужно обязательно объяснить, что при рыночной экономике потребности в работниках различных профессий будет изменчивым, а требования к ним возрастут. На рынке рабочей силы возникает конкуренция, компетентные и добросовестные работники будут цениться, людям плохо подготовленным, угрожает безработица.
Главное в профессиональной работе учителей технологии – это не столько рассказы о профессиях, сколько предоставление школьникам широких возможностей попробовать свои силы на практике, найти себя в работе. Особое значение имеет организация деятельности учащихся, у которых проявляются технические и творческие способности.
Она окажется плодотворней, если будет сопровождаться встречными усилиями учащихся, заинтересованных в том, чтобы стать отличными работниками, образованными, культурными людьми.
Одной из важнейших задач современной школы является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рациональных навыков. В связи с этим повышается роль технического творчества в формировании личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности.
Внеклассная работа по техническому творчеству в сочетании с учебными занятиями на уроках помогает школьникам приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки: воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Занимаясь техническим творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Немаловажное значение техническое творчество имеет для расширения политехнического кругозора школьников. В процессе творческой технической деятельности учащиеся сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях по технике: изучении специальной литературы, ознакомлении с новинками техники, консультациях специалистов.
Техническое творчество способствует также приобретению опыта технической творческой деятельности, имеющего огромное значение для формирования личности. Во-первых, он позволяет на основе полученных знаний и умений приобретать новые. Во-вторых, опыт в определенной степени уменьшает вероятность выбора ошибочного пути при решении технических задач. В-третьих, опыт способствует выработке умений переноса знаний и умений в новые условия применения. В практике творческой деятельности известно много случаев, когда сложные технические задания решались именно благодаря переносу опыта решения аналогичных задач.
Предмет исследования – методика выявления методов, способствующих развитию творческого мышления на занятиях кружка «Резьба по дереву».
Объект исследования – внеклассная работа с учащимися в общеобразовательной школе.
Цель исследования - рассмотреть возможности развития творческого мышления у учащихся в процессе внеклассной работы.
Задачи исследования:
1. Дать понятие мышления, творческого мышления;
2. Выявить средства и методы развития творческого мышления;
3. Проанализировать возможности использования творческого мышления в процессе внеклассной работы в кружке «Резьба по дереву»;
4. Разработать фрагмент календарно-тематического плана занятий кружка «Резьба по дереву» и план-конспект на эти занятия;
5. Разработать и изготовить конструкцию рамки для зеркала.
Глава 1 Развитие творческого мышления школьников на занятиях кружка «Резьба по дереву»
1.1 Мышление как психологический процесс
Мышление - процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к сущности». В отличие от ощущения и восприятия, т.е. процессов непосредственно - чувственного отражения, мышление дает непрямое, сложно опосредствованное отражение действительности. Хотя мышление имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно- чувственного познания и позволяет человеку получать знания о таких свойствах, процессах, связях и отношениях действительности, которые не могут быть восприняты его органами чувств.
Специальное устройство, например, нашего глаза потому и не ставит абсолютной границы человеческому познанию, что к нему присоединяются, по выражению Ф.Энгельса, не только другие органы чувств, но и деятельность нашего мышления [16].
Мышление, есть функция человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс; однако мышление человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человеком знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности: логических, математических и т.п. действий и операций. Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт развития общественно – исторической практики; даже задачи, которые он ставит перед своим мышлением, порождаются общественными условиями, в которых он живет. Таким образом, мышление человека имеет общественную природу.
Как показывают современные психологические и генетикоэпистемологические исследования, внутренняя мыслительная деятельность не только является дериватом внешней, практической деятельности, но и имеет принципиально то же строение, что и практическая деятельность. Как и деятельность практическая, внутренняя, мыслительная деятельность также отвечает тем или иным потребностями побуждениям и соответственно испытывает на себе регулирующее действие эмоций.
Мышление как процесс осуществляется посредством мыслительных операций, к числу которых в современной психологии и логике относят: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракцию и конкретизацию. Ведущими из них являются анализ и синтез.
Анализ – это мысленное разделение предметов и явлений на части. Например, приступая к решению задачи, мы анализируем ее условие; изучая автомобиль, мы изучаем составляющие его части. Большое место анализ занимает при восприятии и понимании родной и иностранной речи: весь речевой поток мы членим на фразы, предложения, выделяем слова, находим отдельные грамматические конструкции и т.д.
Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Прежде всего, синтез проявляется в объединении частей предметов и явлений. Так, из отдельных деталей мы мысленно конструируем целостный механизм, из звуков и букв составляем слоги, из слогов - слова, из слов – предложения и т.д.
Анализ и синтез тесно взаимосвязаны. Они всегда протекают в единстве. Ф.Энгельс подчеркивал, что «мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство. Без анализа нет синтеза [16].
Высокий уровень мыслительной деятельности связан с высоким уровнем анализа. Одним из признаков высокого уровня анализа является всестороннее рассмотрение предмета или явления; при этом выделяются не только внешние, очевидные, но и скрытые стороны и свойства. Так, рассматривая картину, ученик не только называет, что изображено на ней, но и указывает, какая эпоха здесь отражена, каковы характеры изображенных героев и многое другое, что непосредственно нам не дано. Такой всесторонний анализ достигается через соотнесение (синтезирование) различных элементов картины: одежды, обстановки, выражения лиц и др. это и есть так называемый анализ через синтез.
Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства различий между ними.
К.Д.Ушинский считал, что «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если нам представится какой–нибудь новый предмет, которого мы не могли бы к чему приравнять и ни от чего отличить… то мы не могли бы сказать о нем ни одного слова» [16].
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщение производится на основе анализа и сравнения. Сравнивая предметы и явления, мы находим вначале лишь их общие и различные свойства, а затем уже объединяем эти предметы и явления по общим, существенным свойствам. Но это объединение возможно лишь потому, что мы отвлекаемся от несущественных признаков.
Такое мысленное отвлечение от несущественных (в данном случае) признаков с одновременным выделением существенных называется абстракцией. Так, например, рассматривая цветы, мы можем отвлечься от формы, запаха и других свойств и сконцентрировать внимание лишь на цвете.
В зависимости от того, какой признак выделяется, предметы могут попадать в различные группы. Например, мы говорим о равнобедренном, равностороннем, разностороннем треугольниках, когда объединяем по признаку сторон, и о прямоугольном, тупоугольном и остроугольном, когда объединяем их по признаку углов. В данном случае обобщение выступает в виде классификации или систематизации.
Обобщения протекают в единстве с конкретизацией. Конкретизация – это мысль о частном, которое соответствует определенному общему. Конкретизация проявляется в иллюстрировании общего (обобщенных, теоретических знаний) отдельными, частными фактами и примерами.
Высокий уровень протекания мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и др.) характеризуется системностью. Например, ученик сравнивает образы «лишних людей» в разных произведениях. Существенно важно - делает ли он это по плану, в определенной системе или бессистемно.
Высокий уровень мыслительных операций дает возможность проникнуть в сущность предметов и явления, т.е. понять их. Понимание – в общепринятом смысле – это своеобразный результат мыслительной деятельности. Но понимание – это и процесс, достойный специального психологического анализа.
Основными логическими формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – это такая форма мышления, в которой отражаются общие, существенные свойства предметов и явлений.
Понятие формируется в общественно – историческом опыте и фиксируется отдельными словами или группой слов. Каждый человек овладевает понятиями, причем овладевает более или менее полно и глубоко.
Понятия могут быть общими и единичными. Общие понятия относятся к группе однородных предметов или явлений. При этом степень общности может быть различной. Единичные понятия относятся лишь к определенному предмету или явлению.
Другой формой мышления является суждение. Суждение отражает связи между предметами и явлениями и выражается в предложениях. Суждения могут быть общими, частными и единичными, причем как утвержденными, так и отрицательными. В суждениях часто проявляется личность, ее отношение к происходящему. Поэтому суждение может оцениваться как средство, дающее объективно достоверную информацию о личности, хотя объективно оно может быть и ложным, если не соответствует истинным научным знаниям.
Ряд суждений, направленных на установление выводов (следствий) из известных положений (посылок), называется рассуждением. В результате рассуждений мы получаем новое суждение, которое называется умозаключением. Это новое суждение (умозаключение) может служить основой для дальнейших рассуждений.
Другими словами, умозаключение – это логическая форма мышления, в процессе которой на основе некоторых посылок приходят к определенному выводу.
Выделение видов мышления в психологии и смежных науках производят по различным основаниям:
по форме, а соответственно и содержанию знаний выделяют конкретно– действенное, наглядно – образное и абстрактно – логическое;
по характеру решаемых задач мышление может быть теоретическим и практическим;
по степени развернутости и осознания мышление может быть дискурсивным интуитивным;
по степени новизны и оригинальности мышление можно отнести к репродуктивному (воспроизводящему) и продуктивному творчеству.
Конкретно - действенное мышление – мышление, опирающееся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Слово здесь играет преимущественно констатирующую роль.
Наглядно – образное мышление характеризуется опорой на представления. Это мышление очень ярко проявляется при понимании, например, сложных картин, сложных ситуаций.
Понять сложную картину – значит понять ее внутренний смысл. Понимание смысла требует сложной аналитико–синтетической работы, выделения деталей, сопоставления их друг с другом.
В наглядно – образном мышлении участвуют и речь, которая помогает назвать признак, сопоставить признаки.
Абстрактно – логическое с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражается в словах или других знаках.
Все рассмотренные виды мышления находятся в тесной взаимосвязи. При решении более или менее сложной задачи словесные рассуждения опираются на яркие образы, сопровождаются практическими действиями. В свою очередь, решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует сплошь и рядом словесных обобщений.
Деление мышления на практическое и теоретическое весьма условно и относительно, речь может идти лишь о преобладании тех или иных компонентов и его направленности. Лучшим вариантом всегда является органическое сочетание в процессе мышления теории и практики, будь то при решении задач научных, организационных, производственных, педагогических и т.д.
Для того, чтобы работать творчески, надо обладать способностью самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность предметов и явлений, быть пытливым [7].
1.2 Понятие творчества
Что такое творчество? Словари отвечают на этот вопрос: «Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей».
Творчество начинается с самой постановки задачи. Ведь эту задачу не вычитаешь в задачнике и не найдешь на нее ответ в конце учебника. Научиться правильно решать задачу, а главное творчески нелегко, ведь каждое такое решение – сложный, многоэтапный, творческий процесс. Можно ли развивать в себе способность к творчеству, потребность в творческой работе? Или, может быть, творчество – идеи талантливых и особо одаренных? Вот что, например, думал по этому поводу А.С. Макаренко: «Я добивался освоения этого мастерства, сначала даже не верил, да есть такое мастерство или нужно говорить о нем, как о мастерстве талантов».
Как же развить свои творческие способности? Прежде всего, следует отметить, что задатки творческих способностей есть у каждого человека. Особенно ярко они проявляются в детском возрасте в стремлении ребенка играть, фантазировать, воображать себя кем и чем угодно. И наша задача развивать это у детей, начиная с младших классов и заканчивая старшими.
Творчество требует прежде всего системы глубоких знаний, которую мы им даем, однако решающая роль в развитии творческих способностей принадлежит активной самостоятельной работе.
Творчество рождается там, где образуется сплав глубоких и прочных знаний с опытом практической деятельности.
С.Л.Рубенштейн определяет творчество как деятельность, созидающую «нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития науки, искусства и т.д.».
По мнению М.Г.Ярошевского, «творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты».
Наиболее глубокое определение творчества принадлежит В.М.Бехтереву. Он определяет творчество как созидание чего – либо нового в ситуации, когда проблема – раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.
Один из первых экспериментально обоснованных перечней особенностей мышления, способствующих творческим достижениям, был предложен Д.Гилфордом, который считал необходимым для творчества интеграцию конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, релятивного) мышления.
В частности, он выделил как результат интеграции обоих измерений мышления такие его особенности:
1. беглость как способность генерировать максимальное количество идей;
2. гибкость как способность к порождению широкого многообразия идей;
3. оригинальность как способность генерировать нестандартные идеи;
4. точность как способность придавать завершенный вид продуктам мышления.
1.3 Творческое мышление
Одной из областей человеческого ума в которую пока еще не вторглись компьютеры является творческое (креативное) мышление. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект – не одно и то же. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований не все люди с высоким показателем интеллекта обладают креативностью.
Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование решения той или иной задачи. Оно направлено на создание новых идей.
Глава 2 Учебно-методический комплекс кружка «Резьба по дереву»
При планирование учебного процесса предусматриваются формы занятий
1) фронтальные, 2) индивидуальные 3) групповые.
Для организации учебной деятельности используются следующие методы обучения:
1) Словесный 3) Практический 5) Самостоятельная (творческая) работа
2) Наглядный 4) Частично – поисковый 6) Демонстрационный
7.) Эвристический и т.д.
Основной формой организации учебной деятельности является учебное занятие, дополнительной – экскурсия.
Программа предусматривает посещение выставок декоративно – прикладного творчества, участие и организация выставок, подведение итогов после изучения разделов.
Форма оценки занятий.
1. Поощрение.
2. Награждение призеров выставок и конкурсов.
Формы проверки знаний, умений и навыков.
1. Проверка качества выполнения приемов работ.
2. Устный ответ.
3. Участие в выставках, конкурсах, творческих отчетах.
4. Контрольный срез знаний.
5. зачетное занятие после изучения раздела и в конце года.
2.1 Прогнозируемые предметно – практические результаты обучения
Оценка результатов обучения.
После изучения каждого раздела программы проводится заключительное контрольное задание, которое состоит из двух частей.
1. Контрольный зачет в форме тестов по теоретической части раздела.
2. Контрольный осмотр выполненных практических работ.
Период обучения |
Цели и задачи обучения |
Содержание обучения |
Прогнозируемые результаты |
Формы обучения |
1-год обучения 8-17лет подготовительный этап |
1.Познакомить детей с деревом в качестве материала для художественного творчества; 2. Научить организовывать свое рабочее место, узнать назначение инструментов и научиться правильно ими пользоваться 3 Обучить различным приемам и способам резьбы, простейшим приемам декора 4. Познакомить с многообразием декоративно-прикладных ремесел, использующих резьбу по дереву; изготовление деревянной посуды: ложки, подносы, двигающаяся игрушка, «дергуны», «акробат» и др. |
1.Знакомство с деревом в качестве материала для художественного творчества ; 2. Правила работы, организация рабочего места, 3. Овладение способами и приемами резьбы по дереву, простейшим приемам декорирования; 4.Резьба изделий декоративно-прикладных ремесел; воспроизведение несложных форм |
Подросток знает: -название материала и его свойства; -название и назначение инструментов; -правила безопасности труда и личной гигены; -основные приемы и способы резьбы; -главные и отрицательные черты резьбы различных направлений декоративно-прикладных ремесел; -Значение понятия «древесина», «резьба», «линия», «форма», «объем», «ритм», «композиция», «орнамент». Умеет: -организовывать свое рабочее место, -использовать в своей работе различные способы и приемы резьбы; -пользоваться инструментом, ножом, стамеской, киянкой, резцом; -Вырезать несложные фигурки и декорировать их / нанеснеие орнамента/ |
Теоретические знания Практические занятия Экскурсии в краеведческий музей Работа с образцами работ народных мастеров, работа по таблицам, выставка детских работ, праздник изделии миниатюрной пластики |
2 год обучения 9-17 лет Работа над выразительностью формы |
1.Выявить и запомнить свойства древесины в процессе работы над формой 2 Освоить средства художественной выразительности объем, рельеф, форма, пропорции, пластика, динамика 3 Сформировать умение передать выразительность формы, движения в резьбе с эскиза, по памяти и представлению самостоятельно выбирать способ резьбы 4. Сформировать умение передать отличительные особенности формы традиционных образов сюжетов и декорирования на основе традиций |
1.Постижение свойств материала в процессе работы над формой; 2. Выбор способа и приемов резьбы в зависимости от формы 3. Работа над выразительностью формы /.освоение средств художественной выразительности/ 4. Резьба по мотивам народных сказок, национального фольклора, мифических сказании народного эпоса: 5. Передача отличительных особенностей формы традиционных сюжетов и образов |
Подросток знает: -правила безопасности и личной гигиены при работе с материалом и инструментами , -значение слов «резчик», «резьба по дереву», -название материалов используемых для работы в объеме -отличительные свойства древесины -. выразительные средства / объем, рельеф, форма,пропорции, линия, пластика, динамика, цвет/ -Отличительные особенности изделии миниатюрной пластики Умеет: -Свободно пользоваться резцом и ножом, -самостоятельно комбинировать различные способы и приемы резьбы по дереву для достижения выразительности образа; -использовать свойства материала в работе. -вырезать фигурки животных, птиц в стиле миниатюрной пластики -Декороирвать различными приемами поверхности одежды, предметов, тела животных, птиц |
Практические занятия -работа с образцами,фигурки мастеров, киндер-сюрприза, - сбор и исследование различных сортов деревьев - выставка детских работ, -праздник изделий миниатюрной пластики |
3 год обучения 10-17 лет Декорирование формы |
1.Обучение различным способам декорирования /рельефному и гладкому/ 2 Познакомить с композицией в миниатюрной пластике последовательностью работы над ней и правилами построения 3.Дать представления о народных художественных промыслах и народных мастерах как хранителях традиций и приемственности в резьбе по дереву и кости в миниатюрной пластике 4. Научить: -отличать изделие разных школ народного мастерства; - создавать изделия по мотивам сатирических сказок, народного эпоса, национального фольклора , мифологии. |
1.Использовать своиства материала в работе над декором, 2.Оовладение приемами рельефного и гладкого декорирования /дутый стиль/ . 3. Сочетание различных приемов декорирования в работе; 4.Создание изделии по мотивам народных сказок /импровизации/ |
Подросток знает: -технологию изготовления миниатюрной пластики; - взаимосвязь между понятиями: «форма художественной вещи», «назначение», «декор»; - способы декоративной отделки -значение понятии: «промысел», «народное искусство», «традиции в народном творчестве», «миниатюрная пластика», «нэцкэ», «народный мастер»; - название традиционных школ резьбы по дереву и кости ближнего и дальнего зарубежья, их отличительные признаки. Умеет: -выполнять изделие миниатюрной пластики и декорировать их; -вырезать различные виды изделии по класификации миниатюрной пластики; -импровизировать по мотивам народного орнамента -декорирование готовых изделии. |
Практические занятия, экскурсии в музей изобразительного искусства, мастерскую народного мастера, «Путешествия по карте-центры традиционных школ резьбы по дереву» Исследование: -сбор информации о народных промыслах резьбы по дереву и мастерах -выставка детских работ -праздник детского творчества «миниатюрная скульптура» |
Учебно- методический план
1 год обучения
№ урока |
Содержание програмного материала кружка |
теор |
прак |
Самостоятельная работа |
I. Образы устного народного творчества. |
||||
1 |
Ознакомление с устным народным творчеством. |
4 |
Прочитать и предложить сюжеты |
|
2 |
Материал для сюжета. Народные сказки. |
4 |
Выбрать сюжет для сценки |
|
ІІ. Сюжетно - ролевые композиции. |
||||
3 |
Разыгрывание небольших сценок по ролям. |
4 |
Выбрать заинтересо-вавшую вас ситуацию |
|
4 |
Статическое положение представляемого героя (после команды «замри»). |
4 |
Упражнения перед зеркалом |
|
5 |
Жесты и мимика представляемого героя для конкретной ситуации. |
4 |
Изобразить схема-тично мимику героя |
|
6 |
Эмоциональное состояние героя |
4 |
Жесты эмоционально-го состояния. |
|
7 |
Пластика, движение, поворот. |
4 |
Напряжение мышц при движении |
|
III. Устное описание сюжета |
||||
8 |
Описать в деталях внешний вид персонажа. |
2 |
2 |
Какую эмоцию выражает лицо. |
IV. Описание сюжета в тетради |
||||
9 |
Описание образа героя индивидуально или в группе в рабочей тетради, по памяти |
4 |
Найти в литературе описание героя. |
|
10 |
Проявить фантазию при описании работы и добавить от себя новое, необычное |
4 |
Придумать образ и описать |
|
V. Рисунок или набросок |
||||
11 |
Изображение того, что увидели и представили. |
4 |
Изображение представленного |
|
12 |
Изображение одной ситуации с нескольких сторон, с разных ракурсов. |
4 |
Изобразить вид снизу |
|
VI. Изображение сюжета в пластилине |
||||
13 |
Оформление сюжета объёмно в пластилине. |
6 |
Четкая деталировка отдельных частей |
|
14 |
Компоновка фигуры и охудожествление сюжета. |
6 |
Сдвигание по плоскостям. |
|
15 |
Изменение пропорций для компоновки с сохранением основной идеи |
4 |
Убрать все высту-пающие части фигуры |
|
VII. Техника безопасности с режущими инструментами |
||||
16 |
Соблюдение правил техники безопасности при работе с режущими инструментами |
6 |
Правильное положе-ние рук и инструмента |
|
VIII. Перевод сюжета из пластилина в дерево |
||||
17 |
Перевод сюжета из пластилина в дерево. Подготовительные работы. |
6 |
Последовательность перевода |
|
18 |
Технические решения. Переноса изображения в дерево. |
4 |
Работа с циркулем |
|
19 |
Сохранение основных параметров сюжета с допуском при грубой обработке материала |
4 |
Оставление допуска на загодовке |
|
20 |
Детализация. Высокая точность трактовки мельчайших элементы изображения. |
6 |
Проработка мелких элементов |
|
21 |
Декоративность в оформлении миниатюрной пластики, использование гравировального узора. |
4 |
Декоративное оформление миниатюры |
|
22 |
Расширение сюжетов. Многофигурные сюжеты, а также бытовые сцены. |
6 |
Подобрать по выбору иллюстрацию |
|
23 |
Оформление выставки как результат работы |
6 |
Правильное формле-ние выставки |
|
24 |
Места обработки древесины. |
6 |
Отработать способы обработки. |
|
25 |
Режущие инструменты. |
6 |
В.А.Заваротов «Группа где всем интересно». |
|
26 |
Изделия заданных размеров. |
6 |
Измерить готовое изделие. |
|
27 |
Виды пиления. |
6 |
Три вида пиления |
|
28 |
Строгание. |
6 |
Строгание ножом и резцом. |
|
29 |
Сверление, точение. |
2 |
Сверление коловоротом |
|
30 |
Долбление. |
4 |
Долбление долотом и киянкой. |
|
31 |
Раскалывание. |
2 |
Раскалывание ножом. |
|
44 |
100 |
|||
Всего часов |
144 |
Учебно - методический план
2 год обучения
№ урока |
Содержание програмного материала кружка |
теор |
прак |
Техника безопасности с режущими инструментами. |
|||
1-4 |
Соблюдение правил техники безопасности при работе с режущими инструментами |
4 |
|
5-6 |
Основные опасности при работе. Правильные приемы работы. Охрана труда. Оказание доврачебной помощи при травмах. |
2 |
|
Декоративно - прикладное искусство. |
|||
7-10 |
Перевод сюжета из пластилина в дерево. Подготовительные работы. |
4 |
|
11-14 |
Технические решения. Переноса изображения в дерево. |
4 |
|
15-18 |
Сохранение основных параметров сюжета с допуском при грубой обработке материала |
4 |
|
19-22 |
Детализация. Высокая точность трактовки мельчайших элементы изображения. |
4 |
|
23-28 |
Декоративность в оформлении миниатюрной пластики, использование гравировального узора. |
6 |
|
Художественная обработка древесины |
|||
29-32 |
Места обработки древесины. |
4 |
|
33-36 |
Режущие инструменты. |
4 |
|
37-40 |
Ножи, резаки, наборы стамесок. |
4 |
|
41-44 |
Измерительные инструменты: циркуль, угольник, малка, ерунок, нутромер. |
4 |
|
45-48 |
Электрифицированные инструменты: лобзик, шлифовальные машины, фрезер, токарный станок и др. |
4 |
|
49-52 |
Изделия заданных размеров. |
4 |
|
53-56 |
Технологические процессы обработки |
4 |
|
57-64 |
Подготовка поверхности под резьбу |
8 |
|
65-70 |
Дизайн изделий. |
2 |
|
Художественное проектирование. |
|||
71-92 |
Виды резьбы. Контурная резьба |
22 |
|
93-110 |
Плоскорельефная резьба |
18 |
|
111-142 |
Геометрическая резьба. |
32 |
|
Материаловедение: древесина. |
|||
143-146 |
Породы древесины. Основные свойства.. |
4 |
|
147-150 |
Строение древесины. Пороки древесины. |
4 |
|
151-154 |
Определение влажности. Сушка древесины. Правила хранения пиломатериалов |
4 |
|
155-160 |
Виды пиления. |
6 |
|
161-188 |
Выполнение резьбы, соединение |
2 |
26 |
189-192 |
Строгание. |
4 |
|
193-194 |
Ручная обработка. Работа с электрифицированными инструментами |
2 |
|
195-196 |
Основные и вспомогательные технологические операции. Трудоемкость операций. Точность и качество. |
2 |
|
197-198 |
Технология как рациональный выбор заготовок, инструментов, приспособлений, технологических операций. |
2 |
|
199-200 |
Сверление, точение. |
2 |
|
201-204 |
Долбление. |
4 |
|
205-208 |
Раскалывание. |
4 |
|
209-212 |
Высечка, вырубка. |
4 |
|
213-218 |
Шлифование. |
6 |
|
219-220 |
Отделка лакокрасочными материалами. |
2 |
|
44 |
172 |
||
Всего часов |
216 |
Учебно- методический план
Экспериментальная группа
№ урока |
Содержание програмного материала кружка |
теор |
прак |
Техника безопасности с режущими инструментами. |
|||
1-4 |
Соблюдение правил техники безопасности при работе с режущими инструментами |
4 |
|
5-6 |
Основные опасности при работе. Правильные приемы работы. Охрана труда. Оказание доврачебной помощи при травмах. |
2 |
|
7-8 |
Вводное занятие. |
2 |
|
9-12 |
Электроинструменты, станки и механизмы для производства резчицких работ. |
4 |
|
13-16 |
Изготовление и заточка резцов по дереву. |
4 |
|
17-28 |
Рельефная резьба по дереву. Техника выпуклорельефной резьбы. |
12 |
|
29-38 |
Резьба выпуклорельефных элементов. |
10 |
|
39-46 |
Составление композиции из элементов выпуклорельефной резьбы. |
8 |
|
47-62 |
Изготовление выпуклорельефного панно. |
16 |
|
63-88 |
Изготовление изделия с рельефным декором по замыслу (самостоятельная работа. |
26 |
|
89-92 |
Прорезная резьба по дереву. Техника и приемы резьбы. |
4 |
|
93-96 |
Особенности построения рисунка (композиции) в прорезной резьбы. |
4 |
|
97-100 |
Изготовление предмета с элементами прорезной резьбы. |
6 |
|
101-128 |
Изготовление панно с применением прорезной резьбы ( самостоятельная работа). |
28 |
|
129-140 |
Скульптурная резьба по дереву. Техника скульптурной резьбы). |
12 |
|
141-144 |
Особенности построения скульптурного рисунка. |
4 |
|
145-162 |
Вырезание простой скульптуры. Упражнение. |
18 |
|
163-176 |
Выполнение скульптуры по образцу. |
14 |
|
175-178 |
Дизайн изделий. |
4 |
|
Художественное проектирование. |
|||
179-184 |
Виды резьбы. Контурная резьба |
2 |
4 |
185-196 |
Плоскорельефная резьба |
12 |
|
197-204 |
Геометрическая резьба. |
8 |
|
Материаловедение: древесина. |
|||
205-206 |
Породы древесины. Основные свойства.. |
2 |
|
207-208 |
Строение древесины. Пороки древесины. |
2 |
|
209-212 |
Определение влажности. Сушка древесины. Правила хранения пиломатериалов |
4 |
|
22 |
Виды пиления. |
4 |
|
23 |
Выполнение резьбы, соединение |
4 |
|
24 |
Строгание. |
4 |
|
25 |
Ручная обработка. Работа с электрифицированными инструментами |
4 |
|
26 |
Основные и вспомогательные технологические операции. Трудоемкость операций. Точность и качество. |
4 |
|
27 |
Технология как рациональный выбор заготовок, инструментов, приспособлений, технологических операций. |
4 |
|
28 |
Сверление, точение. |
4 |
|
29 |
Долбление. |
10 |
|
30 |
Раскалывание. |
8 |
|
31 |
Высечка, вырубка. |
14 |
|
Шлифование. |
8 |
||
Отделка лакокрасочными материалами. |
2 |
||
Заключительное занятие. Подведение итогов |
2 |
||
32 |
256 |
||
Всего |
288 |
Список литературы:
1.Конвенция о правах ребенка(Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) …………………………………………………………………………………………...1
2.Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, с изменениями и дополнениями от 21.05.2007)…………………………………….2
3.ЗАКОН «О ПРАВАХ РЕБЕНКА ( Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 августа 2002 года N 345)…………………………………………………………………………....3
4.Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-ΙΙΙ, с изменениями и дополнениями, внесёнными в соответствии с законами РК от 27.07.2007г. №320- ΙΙΙ………………………………………………………………………………………………………..4
5.Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 г.г. (Указ Президента Республики Казахстан от7 .12.2010г№1118)……………………………………...5
6.Настройка образовательных структур в Европе. /iori.hse.ru>tuning/materials/introduction_...... ..6
7. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. ,(утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от « 23 » август 2012 г. № 1080) .....................................................................................................................................7
8.Типовые правила деятельности организаций дополнительного образования для детей (постановлениие Правительства Республики Казахстан от «20» мая 2013 года № 499)..................................................................................................................................................8
9. Новичихина М.Е. Ведение спора : учебное пособие / М.Е. Новичихина. – Воронеж : Областная типография, 1994. – 84 с…………………………………………………………………9
10. А. Мартенсон. Начинаем мастерить из древесины. Москва. «Просвещения» 1992г.
.11 Г.Федотов. Волшебный мир дерева. Москва. «Просвещение» 1987г.
12 В.Шпаковский. Для тех, кто любит мастерить. Москва. «Просвещения» 1990г.
13 Э. В. Рихвк. Мастерим из древесины. Москва. «Просвещения» 1989г.
14 Ю. В. Максимов. У истоков мастерства. Москва. «Просвещения» 1983г.
15 Г. А. Громов. Практикум по деревообработке. Москва. «Просвещения» 1981г.
16. Д. Ельников. Воспитание школьников в процессе трудового обучения. Москва. «Просвещения» 1989г.
17. Л. П. Антонов. Обработка конструктивных материалов. Москва. «Просвещения» 1982г.
18 В. П. Семенихин. Изготовление инструментов в школьных мастерских. Москва. «Просвещения» 1987г.
19. Журнал «Школа и производства».
20. Журнал «Сделай сам».