Образовательная программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» (1–4 классы)
Образовательная программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» (папье-маше).
Пояснительная записка.
Программа кружка «Умелые ручки» (папье-маше) рассчитана на детей с 6,5 до 10 лет (1-4 классы) во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Работа в кружке представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами (бумагой, клеем, пластилином, изготовление папье-маше) в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Умелые ручки» (папье-маше) уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов; трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об
эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными
примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая
выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых
отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с
инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые ручки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Занятия в кружке способствуют развитию у ребёнка:
• мелкой моторики пальцев рук;
• сенсорного восприятия;
• глазомера;
• логического мышления;
• воображения;
• волевых качеств.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить: место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Работа кружка спланирована так, что для учащихся 1-2 классов приемы работы изготовления папье-маше упрощены, на изготовление одной поделки отведено больше времени, для более старших детей (3-4 классы) приемы работы и поделки представлены в более сложном варианте. Работа в кружке организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Умелые ручки» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.
Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить на более простое или сложное выполнение поделки, выбрать удобный для него материал, рисунок и т.д.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем.
Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей.
Для практической работы отводится большая часть времени.
Перечень и объём материалов следует предусмотреть заранее. Очень важно чтобы родители были ознакомлены с планом работы кружка. Они помогут заранее приобрести нужные материалы к работе. Тесная связь семьи и школы будет способствовать воспитанию школьников. На занятиях с детьми необходимо сосредоточить внимание учащихся не на изготовлении поделки, а на её построении, на общей закономерности устройства подобного изделия, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям. А это является главным отличием от уроков трудового обучения.
Занятие кружка «Умелые ручки» (папье-маше) проводится 1 раз в неделю в течение 40 минут. Каждое занятие по темам включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические занятия - это объяснения нового материала, информационно-познавательного характера, о видах и приемах работы с бумагой, клеем, о применении изготовленной поделки. Большая часть времени отводится практической работе.
Новизна программы
В такой многонациональной стране как Россия особую актуальность приобретает сбалансированный подход к воспитанию у детей уважения к истории, традициям своего народа и народов, населяющих нашу страну. Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством России способствует формированию национального самосознания, взаимопроникновению культур, воспитывает чувство взаимопонимания между народами, формирует этническую толерантность.
Актуальность программы
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:
-принципы культуросообразности - ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;
-принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);
-принцип дифференцированности и последовательности - в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
-принцип креативности - развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;
-принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.
Цель программы:
Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться, расширить кругозор, реализовать свои способности и потенциал личности.
Основные цели:
- формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение)
- формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего -времени
- формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Задачи программы:
- развивать природные задатки и способности;
- научить приемам исполнительского мастерства;
- научить видеть, слушать, понимать и анализировать;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в работе.
Учебные задачи:
- воспитание интереса к искусству папье-маше;
- научить выполнять простые поделки папье-маше;
- расширение коммуникативных способности детей;
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
-развитие стремления к общению с искусством.
Воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
- развитие стремления к творческой самореализации.
Основные виды деятельности учащихся:
-навыки дискуссионного общения;
-опыты;
-игра,
-практическая работа.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.
2-й год обучения 1 час в неделю, 4 часа в месяц.
3-й год обучения 1час в неделю, 4часа в месяц.
4-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Количество учащихся составляет 15-20 человек.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые ручки»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
№ |
Тема |
Количество часов |
||
всего |
теор. |
прак. |
||
1 |
Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий. |
1 |
1 |
- |
2 |
Что такое папье-маше? Виды бумаги, клея. Для чего нужен пластилин? |
1 |
0,5 |
0,5 |
3 |
Тарелочка. |
3 |
0,5 |
2,5 |
4 |
Чашка. |
3 |
0,5 |
2,5 |
5 |
Овощи. Огурец. (Плоские). |
3 |
0,5 |
2,5 |
6 |
Фрукты. Апельсин. (Плоские). |
2 |
0,5 |
1,5 |
7 |
Новогодние игрушки. Звезда. (Плоские) |
3 |
0,5 |
2,5 |
8 |
Новогодние игрушки. Елочка. (Плоские) |
3 |
0,5 |
2,5 |
9 |
Валентинки. (Плоские) |
2 |
0,5 |
1,5 |
10 |
Подарок папе. Карандашница. |
3 |
0,5 |
2,5 |
11 |
Подарок маме. Ваза. |
3 |
0,5 |
2,5 |
12 |
Магниты (кошка, слоник). (Плоские) |
3 |
0,5 |
2,5 |
13 |
Мыльница. |
2 |
0,5 |
1,5 |
14 |
Обобщение изученного за год. Выставка работ. |
1 |
1 |
- |
Всего: |
33 ч. |
8 ч. |
25ч. |
Содержание курса.
1.Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий. (1 час). Познакомить с правилами техники безопасности при проведении занятий.
2. Что такое папье-маше? Виды бумаги, клея. Для чего нужен пластилин? (1 час). Папье-маше из Японии и Китая. История возникновения и применения. Исторические сведения о появлении игрушек из папье-маше, применение игрушек, виды и назначение игрушек и сувениров.
Папье-маше из Европы и России. История возникновения и применения. Исторические сведения о появление игрушек из папье-маше, применение игрушек, виды и назначение игрушек и сувениров.
3. Тарелочка. (3 часа). Учить создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач. Выполнить изделие.
4. Чашка. (3 часа). Учить планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий, оценивать промежуточный и итоговый результат, осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы. Выполнить изделие.
5. Овощи. Огурец. (Плоские). (3 часа).Сравнить плоскую модель с объемной. Выполнить изделие. Показать практическое применение выполненного изделия.
6. Фрукты. Апельсин. (Плоские). (2 часа). Сравнить плоскую модель с объемной. Выполнить изделие. Показать практическое применение выполненного изделия.
7. Новогодние игрушки. Звезда. (Плоские). (3 часа). Рассказать о новогоднем празднике, его традициях, символах. Показать разнообразие новогодних игрушек, материалов из которых они сделаны. Провести сравнительный анализ. Выполнить изделие.
8. Новогодние игрушки. Елочка. (Плоские). (3 часа). Рассказать о новогоднем празднике, его традициях, символах. Показать разнообразие новогодних игрушек, материалов из которых они сделаны. Провести сравнительный анализ. Выполнить изделие.
9. Валентинки. (Плоские). (2 часа). Рассказать о происхождении праздника. Для чего придумали «Валентинки», их предназначение. Показать разнообразие Валентинок и материалов с помощью которых они выполнены. Выполнить изделие.
10. Подарок папе. Карандашница. (3 часа). Воспитывать любовь к родителям, внимание к ним. Показать новую технологию выполнения работы папье-маше. Выполнить изделие.
11. Подарок маме. Ваза. (3 часа). Воспитывать любовь к родителям, внимание к ним. Показать новую технологию выполнения работы папье-маше. Выполнить изделие.
12. Магниты (кошка, слоник). (Плоские). (3 часа). Учить планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий, оценивать промежуточный и итоговый результат, осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы. Выполнить изделие.
13. Мыльница. (2 часа). Учить создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач. Выполнить изделие.
14. Обобщение изученного за год. Выставка работ. (1 час).
К концу года учащиеся должны знать:
наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;
сравнивать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности.
анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать оптимальные средства и способы работы;
находить необходимую информацию в учебнике и справочных материалах;
организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;
знать технологические свойства используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож и др. ) и технику безопасности при работе с ними;
создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач;
осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы;
моделировать несложные изделия;
К концу года учащиеся должны уметь:
- уметь искать в разных источниках (для практической работы в проекте или при изготовлении изделия) и перерабатывать информацию (анализировать, классифицировать, систематизировать);
- уметь планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий,
- оценивать промежуточный и итоговый результат;
-осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы;
- уметь готовить сообщение на заданную тему;
- знать о материалах и инструментах, используемых человеком, выполнять практические работы (изготовлять изделие по плану);
- задавать вопросы, необходимые для того или иного действия в рамках своей работы; выполнять простые поделки папье–маше.
Учебно-тематический план для 2 класса.
№ |
Тема |
Количество часов |
||
всего |
теор. |
прак. |
||
1 |
Вводное занятие.Правила техники безопасности при проведении занятий. |
1 |
1 |
- |
2 |
Корзинка для овощей и фруктов. |
3 |
0,5 |
2,5 |
3 |
Овощи: кабачок, баклажан. (Объемные). |
2 |
0,5 |
1,5 |
4 |
Фрукты: груша, лимон. (Объемные). |
2 |
0,5 |
1,5 |
5 |
Рамка для семейного фото. |
2 |
0,5 |
1,5 |
6 |
Снеговик. |
2 |
0,5 |
1,5 |
7 |
Ёлочная игрушка. Шар. (Объемный). |
2 |
0,5 |
1,5 |
8 |
Ёлочная игрушка. Шишка. (Объемная). |
2 |
0,5 |
1,5 |
9 |
Шкатулка. |
2 |
0,5 |
1,5 |
10 |
Валентинка. (Объемная). |
2 |
0,5 |
1,5 |
11 |
Пингвин. |
2 |
0,5 |
1,5 |
12 |
Колокольчик. |
2 |
0,5 |
1,5 |
13 |
Горшочек для цветов. |
3 |
0,5 |
2,5 |
14 |
Пасхальные яица. |
2 |
0,5 |
1,5 |
15 |
Грибок. |
2 |
0,5 |
1,5 |
16 |
Браслет. |
2 |
0,5 |
1,5 |
17 |
Обобщение изученного за год. Выставка работ. |
1 |
1 |
- |
Всего: |
34 ч. |
10ч. |
24 ч. |
Содержание курса.
1. Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий. (1час). Познакомить с правилами техники безопасности при проведении занятий.
2. Корзинка для овощей и фруктов.(3 часа). Рассмотреть овощи и фрукты. Сравнить их формы, цвета и размеры. Составить план выполнения работы. Выполнить изделие.
3. Овощи: кабачок, баклажан. (Объемные). (2 часа).Сравнить кабачок и баклажан по цвету, форме, размеру. Выбрать понравившийся овощ. Рассмотреть порядок выполнения работы. Выполнить изделие.
4. Фрукты: груша, лимон. (Объемные). (2 часа). Сравнить грушу и лимон. Выбрать необходимый материал для изделия. Наметить порядок выполнения работы. Выполнить изделие.
5. Рамка для семейного фото. (2 часа). Показать образцы выполненных работ. Определить назначение. Сравнить формы, декорирование. Выбрать нужный материал. Выполнить изделие.
6. Снеговик. (2 часа).Показать различные образцы и поделки снеговиков. Сравнить материалы для выполнения работы. Определить необходимые. Составить план выполнения работы. Оформление поделки. Выполнить изделие.
7. Ёлочная игрушка. Шар. (Объемный). (2 часа). Рассказать о новогоднем празднике, его традициях, символах. Показать разнообразие новогодних игрушек, материалов из которых они сделаны. Провести сравнительный анализ плоской и объемной игрушек. Выполнить изделие.
8. Ёлочная игрушка. Шишка. (Объемная). Показать разнообразие новогодних игрушек, материалов из которых они сделаны. Провести сравнительный анализ плоской и объемной игрушек. Выполнить изделие.
(2 часа). Выполнить изделие.
9. Шкатулка.(2 часа). Рассказать историю создания шкатулки. Показать ее образцы из различных материалов и в разнообразном оформлении, применение. Выполнить изделие.
10. Валентинка. (Объемная). (2 часа). Рассказать о происхождении праздника. Для чего придумали «Валентинки», их предназначение. Показать разнообразие Валентинок (плоских и объемных). Определить кому будет предназначен подарок. Выполнить изделие.
11. Пингвин. (2 часа). Рассмотреть образец. Из чего выполнена поделка. Составить наиболее простой план выполнения работы. Выполнить изделие.
12. Колокольчик. (2 часа). Сравнить форму колокольчика и форму предыдущей поделки (пингвина). Составить план работы, оформление поделки, назначение. Выполнить изделие.
13. Горшочек для цветов. (2 часа). Рассмотреть оригинальные образцы. Сравнить с готовым образцом (папье-маше). Продумать план выполнения работы, декорирование поделки. Выполнить изделие.
14. Пасхальные яица. (2 часа). Рассказать о происхождении праздника. Основных символах Пасхи. Рассмотреть разнообразие пасхальных яиц. Выполнить изделие.
15. Грибок. (2 часа). Сравнить грибы по цвету, форме, размеру. Выбрать понравившийся гриб. Рассмотреть порядок выполнения работы. Выполнить изделие.
16. Браслет. (2 часа). Рассмотреть изделие. Выбрать необходимый материал. Правильно организовывать свое рабочее место. Составить план выполнения работы. Определить назначение подарка. Выполнить изделие.
17. Обобщение изученного за год. Выставка работ. (1час). Подвести итоги за год. Оформить выставку работ.
К концу года учащиеся должны знать:
- правильно организовывать свое рабочее место;
- правила пользования клеем, кисточкой, красками;
- правила пользования справочной литературой.
- роль трудовой деятельности в жизни человека.
К концу года учащиеся должны уметь:
- получить необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделий под контролем учителя;
- изготавливать изделия из доступных материалов;
- осуществлять декоративное оформление изделия красками;
- соблюдение правил личной гигиены и использование безопасных приёмов работы с материалами, инструментами;
- составлять словесный план собственной трудовой деятельности.
Учебно-тематический план для 3 класса.
№ |
Тема |
Количество часов |
||
всего |
теор. |
прак. |
||
1 |
Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий. |
1 |
1 |
- |
2 |
Композиция из фруктов и овощей для украшения кухни. По выбору. |
3 |
0,5 |
2,5 |
3 |
Цыпленок. |
3 |
0,5 |
2,5 |
4 |
Игрушки. Смешарики. По выбору. |
3 |
0,5 |
2,5 |
5 |
Матрешка. |
3 |
0,5 |
2,5 |
6 |
Новогодняя гирлянда. |
3 |
0,5 |
2,5 |
7 |
Новогодняя маска. По выбору. |
2 |
0,5 |
1,5 |
8 |
Валентинки для друзей. |
3 |
0,5 |
2,5 |
9 |
Разноцветные мячи. |
3 |
0,5 |
2,5 |
10 |
Конфетница. |
2 |
0,5 |
1,5 |
11 |
Пасхальные яйца для друзей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
12 |
Копилка. |
3 |
0,5 |
1,5 |
13 |
Декоративная тарелка. |
2 |
0,5 |
1,5 |
14 |
Обобщение изученного за год. Выставка работ. |
1 |
1 |
- |
Всего: |
34 ч. |
10ч. |
24 ч. |
Содержание курса.
1. Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий.(1 час). Провести инструктаж безопасности при проведении занятий.
2. Композиция из фруктов и овощей для украшения кухни. По выбору.(3 часа). Дать понятие: композиция. Научить составлять композицию из овощей и фруктов. Учить работать в группе. Выполнить изделие.
3. Цыпленок. (3 часа). Учить планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий, оценивать промежуточный и итоговый результат, осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы. Выполнить изделие.
4. Игрушки. Смешарики. По выбору. (3 часа). Учить работать в группе. Учить планировать практическую работу. Выполнить изделие.
5. Матрешка. (3 часа). Рассмотреть образцы матрешек с различными видами росписи. Познакомить с историей появления матрешки. Учить работать в группе. Учить планировать практическую работу. Выполнить изделие.
6. Новогодняя гирлянда. (3 часа). Рассмотреть различные виды гирлянд. Учить работать в группе. Учить проявлять свою инициативу, свое творчество, самостоятельность. Выполнить изделие.
7. Новогодняя маска. По выбору. (2 часа). История происхождения масок: когда и где впервые появились. Учить планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий. Выполнить изделие.
8. Валентинки для друзей. (3 часа). Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу. Осуществлять декоративное оформление и отделку подарка. Выполнить изделие.
9. Разноцветные мячи. (3 часа).Учить выполнять коллективную работу. Выяснить существенность и назначение этой поделки. Выполнить изделие.
10. Конфетница. (2 часа). Рассмотреть различные виды подарков. Сравнить форму конфетниц. Выполнить изделие.
11. Пасхальные яйца для друзей. Учить планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий, оценивать промежуточный и итоговый результат, осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы. Выполнить изделие.
12. Копилка. (3 часа). Показать различные образцы и поделки копилок. Сравнить материалы для выполнения работы. Определить необходимые. Составить план выполнения копилки. Оформление поделки. Выполнить изделие.
13. Декоративная тарелка.(2 часа). Учить оформлять тарелки различными способами.Выполнить изделие.
14. Обобщение изученного за год. Выставка работ. (1 час).Подвести итоги о проделанной работе за год. Оформит выставку работ.
К концу года учащиеся должны знать:
- правильно организовывать свое рабочее место;
- правила пользования клеем, кисточкой, красками
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, рисунку, схеме;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
- соблюдать правила личной гигиены и безопасные приемы работы с материалами;
- осуществлять сотрудничество в трудовом процессе;
- правила пользования справочной литературой.
К концу года учащиеся должны уметь:
-выполнять инструкцию под руководством учителя;организовывать рабочее место;
-обсуждать последовательность изготовления изделия по схеме и соотносить результаты деятельности с образцом под руководством учителя;
-получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных носителях);
-изготавливать изделия из доступных материалов по схеме, эскизу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
-соблюдать последовательность технологических операций при
изготовлении изделия под контролем учителя;
-осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, накладными деталями, рисунками;самостоятельно приготовить клей;
-работать по плану.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска и применения информации для решения различных задач;
соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;
создания различных изделий по собственному замыслу;
осуществления сотрудничества в совместной работе
Учебно-тематический план для 4 класса.
№ |
Тема |
Количество часов |
||
всего |
теор. |
прак. |
||
1 |
Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий. |
1 |
1 |
- |
2 |
Соблюдаем личную гигиену. Подставка под зубную щетку и пасту. |
2 |
0,5 |
1,5 |
3 |
В помощь учителю. Муляжи овощей. |
3 |
0,5 |
2,5 |
4 |
В помощь учителю. Муляжи фруктов. |
3 |
0,5 |
2,5 |
5 |
Карандашница для малышей. (Подарок детям в дет. сад). |
3 |
0,5 |
2,5 |
6 |
Новогодние украшения для ёлки с использованием пуговиц, лент, бисера. |
3 |
0,5 |
2,5 |
7 |
Маски для карнавальных утренников. |
3 |
0,5 |
1,5 |
8 |
Подарок другу. Копилка. |
3 |
0,5 |
1,5 |
9 |
В подарок папе. Подставка для телефона. |
3 |
0,5 |
1,5 |
10 |
В подарок маме. Шкатулка для украшений. |
3 |
0,5 |
1,5 |
11 |
Кукольный театр для малышей. Герои сказки «Репка». |
4 |
0,5 |
1,5 |
12 |
Декоративный поднос. Украшение учебного кабинета. |
2 |
0,5 |
1,5 |
13 |
Обобщение изученного за год. Выставка работ. Подведение итогов. |
1 |
1 |
- |
Всего: |
34 ч. |
10ч. |
. |
Содержание курса.
1.Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий.(1 час). Правила поведения в кружке. Оборудование учебного кабинета. Организация учебного процесса и рабочего места. Знакомство с основными используемыми инструментами. Правила безопасного обращения с острыми инструментами. Правила использования материалов, необходимых для работы. Содержание в порядке рабочего места.
2. Соблюдаем личную гигиену. Подставка под зубную щетку и пасту.(2 часа). Выполнить изделие.
3. В помощь учителю. Муляжи овощей. (3 часа). Практическое применение поделки. Работа в группах. Выполнить изделие.
4. В помощь учителю. Муляжи фруктов. (3 часа). Практическое применение поделки. Работа в группах. Выполнить изделие.
5. Карандашница для малышей. (Подарок детям в дет. сад). (3 часа). Практическое применение поделки. Работа в группах. Выполнить изделие.
6. Новогодние украшения для ёлки с использованием пуговиц, лент, бисера. (3 часа). Рассмотреть и применить различные виды и материалы декорирования. Выполнить изделие.
7. Маски для карнавальных утренников. (3 часа). Практическая значимость поделки. Выполнить изделие.
8. Подарок другу. Копилка. (3 часа). Воспитывать любовь и внимание к близким. Практическая значимость поделки. Выполнить изделие.
9. В подарок папе. Подставка для телефона. (3 часа). Выполнить изделие.
10. В подарок маме. Шкатулка для украшений. (3 часа). Выполнить изделие.
11. Кукольный театр для малышей. Герои сказки «Репка». (4 часа). Выполнить изделие.
12. Декоративный поднос. Украшение учебного кабинета. (2 часа). Выполнить изделие.
13. Обобщение изученного за год. Выставка работ. (1 час).Подвести итоги о проделанной работе за год. Оформит выставку работ.
К концу года учащиеся должны знать:
- правильно организовывать свое рабочее место;
- правила пользования клеем, кисточкой, красками;
- правила пользования справочной литературой.
- влияние деятельности человека на окружающую среду и здоровье.
К концу года учащиеся должны уметь:
- выполнять инструкцию, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- изготавливать изделия из доступных материалов; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемых по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия;
- осуществлять декоративное оформление изделий.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в групповой работе и в работе парами;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Условия реализации программы
Для обеспечения занятий необходимо:
-помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией;
-общее освещение лучше обеспечивать люминесцентными лампами, которые наиболее близки к естественному освещению;
-столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;
- нужна доска для демонстрации схем, рисунков;
-расходные материалы: мука, пластилин, стеки, краски (гуашь), лак ПФ-283 или нитролаки НЦ, АК, газетная бумага, ванночки для воды;
- демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, репродукции картин, образцы рисунков.
Материалы к занятиям.
Поделки делятся на два вида:
-с наполнением, т.е. внутри находится бумага или какой-нибудь предмет; полые поделки обклеиваются на основе, внутри остаются пустые, т.к. основа вынимается. Поделки с бумагой внутри. Например: яблоки, яички, колобок, грибы, лебедь, крокодил, медведь, конь и т. д. Для этого нужно смазать поверхность газеты клеем, предварительно разорвав газету на необходимые части. Если делаем круглую форму, газету смачиваем комочком. Далее с силой выжимаем клей из комка. Затем придаём с помощью пальцев необходимую форму. Дать поделки высохнуть. Потом зашкурить, чтобы поверхность была гладкой или ровной. А белой бумагой мы обклеиваем поверхность изделия для того, чтобы окрасив белой краской/светлой/, не появились чёрные буквы от газеты. Более длинные поделки делаются таким же способом, только добавляется приём упражнения со жгутом. Сначала складывается бумага и сжимается по длине, т.е. и получается жгут.
Показ приёмов, руководя действиями педагогов.
Объяснения гриба: - жгут делится две части и зажимается кистью руки. Верхняя часть жгута идёт на шляпку гриба и закручивается верхней части кисти, затем накладываются комочки, а нижняя часть подгибается, и на неё накладываются жгуты. Всё это потом обклеивается бумагой, как и другие поделки. Особое место играют кончики пальцев, которые постоянно сглаживают поверхность изделия. Лебедь, медведь, крокодил, конь, и др. изделия с бумагой внутри делаются из жгутов и комочков.
Медведь: (уши, голова, туловище – комочки), (лапы, туловище – жгуты); глаза, рот, нос - отрывная мелкая бумага – метод наложения.
Крокодил – изготавливается набором жгутов и оборачивается бумагой.
Работа этапами – снова, лапы и бугры на спине, язык и зубы /бумага для зуб скручивается в виде треугольника /острая форма/.
Полные поделки /пустые/.
Это могут быть: вазы, салфетницы, шкатулки, сувениры, тарелки, бокалы, игрушки – сюрпризы и т. д. На первый слой заготовки, которая может быть из пластилина или из любого предмета, положить бумагу, смоченную водой. Если клейстер крепкий, то на сырую бумагу, смоченную водой, положить сухую бумагу. Затем обклеить изделие. Придать ему нужную форму. Чем больше газет, тем крепче изделие. Можно при этом использовать картон и толстую бумагу. Чтобы поправить высохшую форму, изделие нужно опустить в горячую воду, т.е. размочить.
Лепнина.
Каждое изделие можно украсить лепниной. Особое место занимают при этом изделия с пустотой внутри.
Для лепнины лучше всего использовать ячейки из-под яиц. Их предварительно рвут на кусочки, затем сделать предварительную обработку, смешать с клеем и наносить на изделие.
Рекомендация занятий с детьми старших и подготовительных групп.
ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ (ПТИЦ)
Папье-маше из бумажной массы. Основные способы лепки из бумажной массы. Основные особенности строения тела животного, расположения частей тела в движении (туловище, конечности, шея, голова). Рассматривание иллюстраций со схематичным изображением животных (птиц) в разных позах. Изучение формы животных и птиц, пропорций тела, особенности силуэта. Передача динамики при лепке животного (по наблюдению, представлению).
Подбор цвета в соответствии с эмоциональным содержанием образов (радостный, печальный). Способы оформления и декорирования образа. Связь украшения (декора) с формой и назначением предмета.
Индивидуальная работа. Выбор модели. Работа над созданием эскиза (зарисовка и стилизация образов). Определение размеров, цветовой гаммы модели. Подготовка материала. Показ последовательности выполнения работы (техника исполнения), готовых изделий. Изготовление бумажной массы. Изготовление каркаса из проволоки, газеты, оклеивание бумажной лентой, нанесение бумажной массы на каркас. Лепка фигуры животного (птицы). Шпаклевание, шлифовка модели. Порядок росписи. Роспись изделия. Дополнение модели элементами других материалов. Покрытие изделия лаком.
Примерные практические задания: изготовление фигурок животных (птиц): (улитка, овечка, кот, ящерица, собака, черепаха, рыба, динозавр, петух).
ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА
Показ образцов последовательного выполнения работы (техника исполнения), готовых изделий. Рассматривание и анализ образцов.
Анализ формы, пропорций и конструкции предмета. Передача характерных особенностей формы предметов. Способы оформления и декорирования образа. Связь украшения (декора) с формой и назначением предмета. Правила работы с бумажной массой.
Индивидуальная работа. Выбор модели. Создание эскиза. Определение размеров, цветовой гаммы модели.
Подготовка материала. Изготовление бумажной массы. Изготовление каркаса из газеты (проволоки). Создание формы модели путём оклеивания каркаса бумажной лентой. Нанесение бумажной массы на каркас.
Лепка модели. Шпаклевание, шлифовка модели. Порядок росписи. Роспись изделия. Способы оформления и декорирования образа. Дополнение модели элементами других материалов. Покрытие изделия лаком.
Примерные практические задания: изготовление различных предметов в технике папье-маше (рамка для фотографии, зеркала, карандашница, коробочка для канцелярских принадлежностей, подсвечник, подставка для мобильного телефона, салфетница).
ФИГУРА ЧЕЛОВЕКА
Папье-маше из бумажной массы. Основные способы лепки из бумажной массы. Основные особенности строения тела человека, расположения частей тела в движении (туловище, конечности, шея, голова).
Лепка фигуры человека в движении. Пропорции тела человека. Передача пропорций тела, динамичного и статичного образцов модели. Рассматривание иллюстраций со схематичным изображением человека в разных позах. Передача динамики при лепке человека (по наблюдению, представлению). Показ образцов последовательного выполнения работы (техника исполнения), готовых изделий. Рассматривание и анализ образцов. Передача характерных особенностей внешнего облика и настроения человека.
Декоративное решение образа при лепке модели. Подбор цвета в соответствии с эмоциональным содержанием образов (радостный, печальный). Способы оформления и декорирования образа. Связь украшения (декора) с формой и назначением предмета.
Индивидуальная работа. Выбор модели. Работа над созданием эскиза (зарисовка и стилизация образов). Определение размера, цветовой гаммы модели.
Подготовка материала. Изготовление бумажной массы. Изготовление проволочного каркаса. Изготовление основы. Изготовление подставки. Создание формы модели путём оклеивания каркаса бумажной лентой. Закрепление каркаса с помощью бумажной ленты. Нанесение бумажной массы на каркас. Шпаклевание, шлифовка модели. Монтировка куклы на подиуме.
Порядок росписи. Роспись готового изделия. Покрытие изделия лаком. Дополнение модели элементами других материалов.
Примерные практические задания: изготовление фигуры человека в технике папье-маше (мужская и женская фигуры в различных положениях).
МАСКА
Театрально-интерьерные маски как часть современного искусства. Маски - стилизация в декоративном искусстве. Разнообразие и выразительность мимики. История культуры маски: ритуальная маска (архаическая), карнавальная маска, театральная маска.
Изучение пропорций человеческого лица. Подбор цвета в соответствии с эмоциональным содержанием образов (радостный, печальный).
Принципы художественного оформления, обработки и росписи масок. Показ образцов последовательности выполнения работы (техника исполнения), готовых изделий. Способы оформления и декорирования образа. Связь украшения (декора) с формой и назначением предмета.
Индивидуальная работа. Создание эскиза. Определение размеров, цветовой гаммы.
Подготовка материала. Маширование модели внешним способом. Снятие папье-маше с формы. Приклеивание модели на картон. Шпаклевание, шлифовка модели.
Порядок росписи. Роспись изделия. Художественное оформление маски. Дополнение модели элементами других материалов. Покрытие лаком. Размещение маски в интерьере.
Примерные практические задания: изготовление театрально-интерьерной маски.
Литература.
1.И. И. Кобитина «В стране чудес», Минск, 2003.
2.В. И. Коваленко «Художественное конструирование из бумаги», Минск, 2003.
3.В. В. Выгонов «Изделия из бумаги», Москва, 2001.
4.Пер. с нем. Н. Лебедевой «Детская энциклопедия животных», Москва, 2002.
5.И. А. Лыкова «Лепим, фантазируем, играем», Москва, 2001
6.Н.М. Коеышева. Наш рукотворный мир-Ярославль: Linka-press, 1997.
7. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги, - Ярославль: Академия развития, 2006.
8. Е. П. Иванова. Поделки из папье-маше, ООО "Книжный клуб семейного досуга"- 2011.
9. Г. Чаянова. "Папье-маше", - Дрофа Плюс, 2001. 10.И.А. Лыкова. Наше папье-маше, –Мастерилка-Карапуз ,2008 . 11. Р. ГибсонПоделки – Папье - маше, Бумажные цветы-"Росмэн"= 199812. Н. Лопусова-Томская . Кукла из папье-маше -ООО "Дизайн Кора" - 2007
13. Сайт Страна Мастеров
14. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru