Образовательная программа дополнительного образования «Карусель» (ансамбль русских народных инструментов в общеобразовательной школе)

1
0
Материал опубликован 13 January 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

филиал «Цнинская средняя общеобразовательная школа №2»

в с. Донское

 

Рассмотрена на заседании Методического

совета школы

и рекомендована к утверждению 

протокол № 5 от 30 августа 2011года

 

Руководитель МС  ________/А.А.Воронцова/

 

Утверждена 

     Приказ № 100 от 31 августа 2011 г.

 

 Директор школы ________/С.В.Черникова/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа

дополнительного образования «Карусель»

(ансамбль русских народных инструментов

в общеобразовательной школе)

 

 

 

Возраст обучающихся:  от 7 до 12 лет

Срок реализации программы: 3 года

 

 

Автор - составитель:

Жернякова Ольга   Николаевна,

педагог дополнительного образования

Программа реализуется в с. Донское

Тамбовского района Тамбовской области

Программа разработана в 2011 году.

 

 

 

2011 г.

Краткая информационная справка

 

Сведения об авторе-составителе:

 

ФИО, должность: Жернякова Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 23 года.

 

Информация о программе:

Область применения: дополнительное образование детей

Направление деятельности: художественно–эстетическое

Тип программы: модифицированная

Вид программы: образовательная

Срок реализации: три года

Возраст обучающихся: от 7 до 12 лет

 

1.       В 2008 году  утверждена  научно– методическим советом Донской средней общеобразовательной школы;

2.       В 2011 году дополнена и переработана, утверждена Методическим советом МБОУ «Цнинская СОШ №2»: Протокол № 5 от 30.08.2011 г.

 

 

 

1.                Пояснительная записка

Возможности использования музыки в нравственном, эстетическом, духовном воспитании человека известны еще со времён античности. Философы того времени признавали музыку самым эффективным средством, которое способно привести в движение духовно - потенциальные возможности человека и внести изменения в мыслительные способности, в характер поведения и воспитания личности, умственную деятельность, а также научную и художественную работу.

Особое значение в современных социокультурных условиях, где активно развивается тенденция к глобализации, приобретает обращение к ансамблю русских народных инструментов, возможности которого позволяют обучающемуся не только развивать творческие способности, но, что особенно важно, сохранить способность к национальной самоидентификации, что позволяет ребенку осознавать себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.

В общеобразовательной школе ансамбль русских народных инструментовможет стать своеобразным центром культуры, пропагандирующим лучшие образцы русского музыкального искусства, возрождающим утраченные традиции коллективного музицирования, что изменяет психологическую структуру образовательного процесса, обеспечивает обучающимся внутреннюю стимуляцию самого разнообразного спектра взаимодействий, общения, а также формирует культуру досуговой деятельности.

Кроме того, специфика ансамбля русских народных инструментов заключается в его инструментарии, овладение которым не требует длительных и специальных индивидуальных занятий, что особенно важно в условиях общеобразовательной школы. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость от коллективного творчества, создаст необходимую мотивацию для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию музыки в разных её проявлениях.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и составлена на основе следующих программ:

1.                Петухова Т.А.. Программа дополнительного образования кружка «Ложкари» - п. Таёжный, 2004. – [электронный ресурс]. - http://festival.1september.ru/articles/513023/

2.                Рябова И.Ю.. Модифицированная образовательная программа дополнительного образования «Волшебная свирель» - М.; 2010.  – [электронный ресурс]. - http://www.sch1262.ru/up/1262dop_volshebnaya_svirel.pdf

Актуальность данной программы обусловлена противоречием между потребностью общества и государства в эффективном решении задачи гармонично развитой личности, способной понимать культуру, вести диалог, строить жизнь на принципах толерантности, сотрудничества, национальной самоидентификации, с одной стороны, и неиспользованием эффективного образовательного ресурса ансамблевого музицирования на русских народных инструментах в условиях общеобразовательной школы – с другой.

Целесообразность составления данной программы определяется возможностью и необходимостью создать коллектив не только из одаренных учащихся, но и детей с меньшими музыкальными способностями, но с огромным желанием прикоснуться к миру прекрасного.

Новизна и отличительная особенность программы связана с тем, что:

- ансамблевое музицирование на русских народных инструментах позволяет с первых же занятий организовать образовательный процесс с ориентацией на создание конечного творческого продукта - коллективное исполнение музыкального произведения, что является мощным психологическим стимулом не только для занятий музыкальной деятельностью, но и самосовершенствованию, саморазвитию и самовоспитанию учащихся;

- цикличностью (повторностью из года в год) народного календаря, в соответствие с которым осуществляется изучение музыкального материала, что дает возможность детям в течение трех лет изучать и воспроизводить одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.

- увеличением практической части учебного процесса и сокращение теоретической части, т.е. нотной грамоты. Это способствует более быстрому освоению приемов звукоизвлечения, что приносит наибольшее удовлетворение и вызывает интерес учащихся младших  классов. Дети почти с первых месяцев обучения в состоянии проявить свои творческие задатки на школьных концертах.

Данную программу можно использовать вариативно: при необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала и т.д.

Цель программы: развитие гармонично развитой личности обучающихся средствами ансамблевого музицирования на русских народных инструментах в системе общего образования.

Задачи программы:

Обучающие:

·                   сформировать у детей систему навыков игры на музыкальном инструменте;

·                   систематизировать знания в области музыкальной грамоты;

·                   сформировать знания в области истории музыкальной культуры и народного творчества;

·                   сформировать понятие о музыкальных стилях и жанрах;

·                   сформировать систему опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

·                   сформировать у детей «национальную широту» музыкального вкуса – стремление не только исполнять и слушать музыку своего народа, но также познакомиться с музыкой других народов как со способом эстетического освоения духовной культуры в её фольклорных образцах и в авторской аранжировке.

Развивающие:

·                   развить музыкальные способности детей, творческое музыкальное мышление;

·                   развить артистические способности;

·                   развить интерес и любовь к инструментальному исполнительствупутем приобщения учащихся к золотому фонду народной музыки (во всех её проявлениях).

Воспитывающие:

·                   воспитать у детей трудолюбие, усидчивость, терпение;

·                   воспитать стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности;

·                   воспитать культуру поведения на сцене во время выступления.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.

Для решения поставленных задач необходимо использовать следующиеметоды:

·                   метод сравнения (выявление сходства и различий);

·                   методы наглядно-слухового показа;

·                   словесные методы;

·                   объяснительно-иллюстративный метод;

·                   репродуктивный метод;

·                   исследовательский метод;

·                   метод побуждения к сопереживанию;

·                   метод создания поисковых ситуаций.

Направления работы:

·                   знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и др.);

·                   самостоятельное исполнение произведений на русских народных инструментах;

·                   развитие творческих способностей.

Обучение детей игре на музыкальном инструменте ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях: техническом и художественном.

Первое – овладение обучающимся техникой игры на музыкальном инструменте, как необходимым средством для достижения художественного результата.

Второе – становление и развитие навыков художественного исполнения музыкальных произведений на основе изучения, освоения и практического применения художественно-выразительных средств.

 

Организационные условия реализации программы

Вся деятельность ансамбля происходит под руководством педагога дополнительного образования, имеющего профессиональное музыкальное образование. Деятельность педагога строится на следующих принципах:

·                   единства музыкального обучения, воспитания и развития;

·                   доступности, увлекательности, последовательности и систематичности в организации музыкальных занятий;

·                   уподобления характера музыкальных занятий музыкально-творческому процессу;

·                   единства процесса слушания и исполнения музыки как способов личностного её переживания;

·                   самоценности личности обучающегося в его общении с музыкой;

·                   выявления разнообразных связей музыки с духовной жизнью.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

1 год обучения - освоение музыкальной грамоты, овладение музыкальным инструментом, приобретение навыков ансамблевой игры.

2 год  и 3 год обучения – дальнейшее совершенствование технических возможностей в овладении музыкальными инструментами, усложнение репертуара за счет введения новых приемов игры; знакомство с музыкальными жанрами, с творчеством композиторов; знакомство с лучшими исполнителями музыкальных произведений на народных инструментах.

Возраст учащихся 7-12 лет. Набор в группы проходит в зависимости от количества желающих: на конкурсной основе или свободное зачисление в коллектив. Но в том и другом случае дети проходят начальную диагностику: проверка слуха, чувства ритма и чистоты интонирования.

Программа составлена из расчета 360 часов:

1 год обучения - 72 часа

Занятия проводятся 2раза в неделю по 1 часу. Продолжительность одного занятия  30 минут. Норма наполнения группы – не менее 10 человек.

2 год обучения - 144 часа

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 40 минут. Норма наполнения группы – не менее 10 человек.

3 год обучения - 144 часа

 Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 40 минут. Норма наполнения группы – не менее 10 человек.

Форма занятий: групповая.

Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и в целом о русской народной культуре,на занятиях использую такие виды работы, как:

·                   беседа;

·                   знакомство с подлинными русскими народными инструментами;

·                   слушание народных музыкальных произведений;

·                   знакомство с русским народным костюмом, обрядами;

·                   знакомство с иллюстрациями, открытками, альбомами;

·                   просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет.

Материально-техническое обеспечение программы

Для  успешной  реализации программы  необходимо следующее материально - техническое обеспечение:

1.                учебный кабинет на 1 этаже с хорошим освещением и проветриванием, соответствующий требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам;

2.                стулья;

3.                пульты для нот;

4.                музыкальные инструменты: балалайка - прима, домра, баян, аккордеон, гармошка,  шумовые инструменты - самоделки  (стиральная доска, рубель), ударные инструменты  (ложки деревянные и металлические, бубен, трещётка, треугольник),  духовые инструменты (жалейка, свистулька, флейта);

5.                нотная и методическая литература,  партитуры; 

6.                фонотека; 

7.                сценарии концертов и  творческих встреч.

 

Планируемые результаты освоения содержания программы

К концу первого года обучения дети должны:

- знать: название русских народных инструментов, входящих в состав ансамбля; выразительные средства музыки, свойства и качества музыкального звука; приемы игры на русских народных инструментах; ритм, метр и размер; основные правила поведения на сцене во время выступления.

- уметь: правильно сидеть, держать инструмент и исполнять простейшие партии  на народных инструментах; играть в ансамбле несложный ритм и слушать музыку.

К концу второго года обучения дети должны:

- знать: название звуков, сложный ритм (синкопа), градацию динамики, темпа в музыке; культуру поведения на сцене во время выступления и за кулисами.

- уметь: правильно держать инструмент, извлекать звуки на инструментах; чувствовать темп во время игры в ансамбле; пользоваться динамикой; проявлять артистические качества в выступлении на концертах, конкурсах, праздниках;  исполнять простые и сложные ритмические рисунки.

К концу третьего года обучения дети должны:

- знать: правила нотной записи, ключи, знаки сокращенного нотного письма; приемы игры на балалайке, домре, аккордеоне, баяне; составы ансамблей русских народных инструментов и звучание отдельных групп инструментов; смешанные и однородные инструментальные составы ансамблей; культуру поведения артиста (во время концерта на сцене, за кулисами и в зале).

- уметь: читать нотную запись; играть на простых ударных народных инструментах; правильно вести себя во время выступления на сцене.

 

 

Успешность и результативность работы каждого участника коллектива определяется диагностическим исследованием, которое проводится два раза в год (сентябрь, май). При проведении диагностических исследований используется учебное пособие Анисимова В.П. «Диагностика музыкальных способностей детей» - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004 (см. Приложение 1)

Результаты работы  отражаются в диагностическом листке в начале и в конце года.

 

Диагностический конструктор музыкальных способностей ребенка

(на 2012-2013 учебный год)

 

 

Фамилия и имя ребенка _______________________________________

Возраст ____________________________________________________

Дата: констатирующего этапа (1) _______________________________

           контрольного этапа (2) ___________________________________

 

Уровень развития

Параметры музыкальных способностей

Метро-темпо-ритм

Чувство тембра

Гармоническое чувство

Чувство формы

1

2

1

2

1

2

1

2

Высокий

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний

 

 

 

 

 

 

 

 

Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень развития

Эмоциональ-ная отзывчивость

Личностные характеристики

Итоговые данные

Мотивоционный компонент

Когнитивный компонент

Операцио-

нальный компонент

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

Высокий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов реализации программы проводится в форме мини - концертов, мини-конкурсов, отчетных концертов и позволяет определить степень освоения программы каждым ребенком.

 

Основные уровни освоения программы

Первый год обучения

Низкий уровень:

-                     у ребенка не развито дифференцированное восприятие музыки- определяет не более двух средств музыкальной выразительности;

-                     неохотно высказывается о характере музыки;

-                     недостаточно проявляет интерес к игре в ансамбле;

-                     слабо владеет  приемами игры на музыкальных инструментах.

Средний уровень:

-                     у ребенка не достаточно развито дифференцированное восприятие музыки;

-                     определяет три и более средства музыкальной выразительности;

-                     выражает свои музыкальные впечатления словами и мимикой;

-                     владеет некоторыми способами игры на музыкальных инструментах. 

Высокий уровень:

-                     у ребенка достаточно развито дифференцированное восприятие музыки;

-                     определяет основные средства музыкальной выразительности;

-                     самостоятельно и полно высказывается о своих музыкальных впечатлениях;

-                     владеет различными способами игры на музыкальных инструментах.

 

Второй год обучения

Низкий уровень:

-                     ребенок не всегда успешно разбирается в образной основе музыки;

-                     не определяет взаимосвязь выразительных средств музыки;

-                     не достаточно верно отображает простые ритмы в игре на музыкальных инструментах;

-                     затрудняется в выражении своего отношения к эмоционально-образному содержанию музыки;

-                     не играет на инструментах в самостоятельной деятельности.

Средний уровень:

-                     ребенок достаточно успешно разбирается в образной основе музыки;

-                     с помощью педагога определяет взаимосвязь выразительных средств музыки;

-                     достаточно верно отображает простые ритмы и пытается освоить сложные музыкальные ритмы;

-                     достаточно эмоционально выражает себя в исполнительстве;

-                     использует инструментальный опыт в самостоятельной деятельности.

 

Высокий уровень:

-                     ребенок успешно разбирается в образной основе музыки;

-                     определяет взаимосвязь выразительных средств музыки;

-                     отражает в игре на инструментах простые и сложные ритмы;

-                     эмоционален в исполнительстве;

-                     с удовольствием использует инструментальный опыт в самостоятельном музицировании.

 

Третий год обучения

Низкий уровень:

-                     в целостном восприятии музыки ребенок часто прибегает к помощи педагога при обсуждении особенностей инструментального исполнения;

-                     не представляет возможностей использования звучания того или иного инструмента в конкретном случае;

-                     изредка проявляет вариативность в интерпретации музыкального произведения; эмоционален.

Средний уровень:

-                     в целостном восприятии музыки ребенок не прибегает к помощи педагога при обсуждении особенностей инструментального исполнения;

-                     выделяет возможности использования звучания того или иного инструмента в определенном случае;

-                     проявляет вариативность в интерпретации музыкального произведения; достаточно эмоционален.

Высокий уровень:

-                     в целостном восприятии музыки проявляет инициативу в обсуждении особенностей инструментального исполнения;

-                     проявляет незаурядные способности в оценке возможностей того или иного инструмента (группы инструментов) в исполнении произведения;

-                     достаточно хорошо владеет приемами игры на традиционных и нетрадиционных народных инструментах;

-                     проявляет творчество и артистизм в исполнительской деятельности.

 

 

 

2.     Учебно-тематический план

 

Учебно-тематический план 1 года обучения

Наименование раздела

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

Организация ансамбля. Диагностика

3

2

1

2

Музыкальная грамота

10

6

4

2.1

Понятие о музыкальном звуке

2

1

1

2.2

Название звуков. Скрипичный ключ. Нотный стан

2

1

1

2.3

Звукоряд из пяти нот

2

1

1

2.4

Метр, размер, ритм. Знаки альтерации

2

2

-

2.5

Динамика. Пауза. Темп.

2

1

1

3

Формирование исполнительских навыков

28

6

22

Струнные инструменты

13

2

11

3.1

Сведения об инструментах

1

1

-

3.2

Посадка, постановка рук, положение инструмента. Основные способы звукоизвлечения

2

-

2

3.3

Игра на открытых струнах

2

-

2

3.4

Игра на закрытых струнах. Игра с исходной ноты по грифу. Разучивание упражнений

4

1

3

3.5

Приемы игры. Штрихи

4

-

4

Клавишные инструменты

9

2

7

3.6

Функции клавишных в ансамбле, в инструментальном составе

1

1

-

3.7

Постановка рук

2

-

2

3.8

Игра на инструментах

6

1

5

Ударные инструменты

6

2

4

3.9

Сведения об инструменте, устройство

1

1

-

3.10

Ритмы, их обозначение, упражнения

5

1

4

4

Работа над исполнительским репертуаром

26

5

21

4.1

Ансамбль. Значение термина «ансамбль»

2

1

1

4.2

Разучивание пьес

24

4

20

5

Концертная деятельность.

Диагностика

5

1

4

 

Итого

72

20

52

           

 

 

 

 

Учебно-тематический план 2 года обучения

Наименование раздела

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

Диагностика

3

2

1

2

Музыкальная грамота

15

14

1

2.1

Аббревиатура нотного письма

5

5

-

2.2

Аккорд. Трезвучие

5

4

1

2.3

Знаки альтерации

5

5

-

3

Формирование исполнительских навыков

60

12

48

Струнные инструменты

25

5

20

3.1

Повторение  и закрепление знаний первого года обучения

6

2

4

3.2

Исполнение пьес. Чтение нот с листа. Отработка техники : бряцание (балалайка), глиссандо, вибрато, переменный удар медиатором (домра). Исполнение различных ритмических рисунков

19

3

16

Клавишные инструменты

25

5

20

3.3

Чтение нот с листа

6

2

4

3.4

Выразительные средства клавишных инструментов в ансамбле с другими ансамблевыми группами и солистами

19

3

16

Ударные инструменты

10

2

8

3.5

Устройство

2

1

1

3.6

Нотная запись ритмов. Исполнение различных ритмов

2

1

1

3.7

Подготовка композиций

6

-

6

4

Работа над исполнительским репертуаром

50

10

40

4.1

 Разучивание пьес

50

10

40

5

Концертная деятельность.

Диагностика

16

4

12

 

Итого

144

40

104

           

 

 

 

 

Учебно-тематический план 3 года обучения

Наименование раздела

Количество часов

общее

теория

практика

1

Вводное занятие.

Диагностика

3

2

1

2

Музыкальная грамота

15

13

2

2.1

Знаки сокращенного письма, реприза

4

4

-

2.2

Интервалы: прима, секунда, терция

6

5

1

2.3

Басовый ключ

5

4

1

3

Формирование исполнительских навыков

50

23

87

Струнные инструменты

17

6

11

3.1

Повторение  и закрепление знаний второго года обучения

8

2

6

3.2

Исполнение пьес. Чтение нот с листа. Отработка техники: легато, глиссандо, вибрато, тремоло, флажолет, сдергивание

9

4

5

Клавишные инструменты

17

6

11

3.3

Чтение нот с листа

8

2

6

3.4

Выразительные средства инструментов как солирующего и как аккомпанирующего инструмента. Работа над репертуаром

9

4

5

Ударные инструменты

6

2

4

3.5

Устройство

1

-

1

3.6

Исполнение различных ритмов

2

1

1

3.7

Подготовка музыкальных композиций

3

1

2

Духовые инструменты

10

3

7

3.8

Жалейка, свистульки. Устройство инструментов

2

1

1

3.9

Постановка рук

2

1

1

3.10

Способы извлечения звуков

6

1

5

4

Работа над исполнительским репертуаром

60

10

50

4.1

Разучивание пьес

60

10

50

5

Концертная деятельность.

Диагностика

16

3

13

 

Итого

144

41

103

           

 

 

 

 

3.                Содержание программы

 

Содержание программы 1 года обучения

1.Введение

Начальная диагностика музыкальных способностей. Создание эмоционально – комфортной обстановки. Правила безопасности.

Практика.  Прослушивание, беседа.

2. Музыкальная грамота

Понятие о музыкальном звуке

Теория. Что такое музыкальный звук. Звук как физическое явление. Источники звуков у музыкальных инструментов.

Практика. Музыкально – дидактические игры. Извлечение звука.

Название звуков

Теория. Общая школа звуков и их организация в музыкальную систему.

Практика. Письменные упражнения. Использование музыкальных инструментов. Зрительная наглядность.

Основные ступени звукоряда

Теория. Звукоряд из пяти нот. Главные ступени звукоряда.

Практика. Письменные упражнения. Чтение нот с листа.

Свойства звуков

Теория. Свойства музыкального звука – высота, сила, длительность, тембр. Зависимость свойств от частоты, продолжительности и амплитуды колебаний источника звука.

Практика. Вопросы – загадки. Музыкально – дидактические игры. Зрительная наглядность.

Метр, размер, ритм

Теория. Средства ритмической организации музыки и их выражение в записи: акцент; метр, метрические доли; такт и тактовая черта; размер, его обозначение на нотном стане.

Практика. Анализ музыкальных примеров. Определение размеров, тактирование.

Знаки альтерации

Теория. Сведения о свойствах музыкального звука.

Практика. Упражнения на музыкальных инструментах. Письменное упражнение: диез, бемоль, бекар.

Динамика, паузы, темп

Теория. Динамика в музыке. Динамические оттенки и их связь с мелодическим движением и ритмическим рисунком. Словесное и графическое обозначение силы звука и смены динамики. Штрихи.

Практика. Приемы игры: легато, стаккато, арпеджиато. Динамические оттенки.

Паузы.

Теория. Пауза и ее значение.

Практика. Разбор музыкальных примеров. Запись пауз.

Темп.

Теория. Темп как средство передачи образного содержания музыки. Разновидности темпов: Быстрые, медленные, умеренные. Обозначения темпов с помощью русских, итальянских и немецких терминов.

Практика. Анализ музыкальных примеров. Игра по нотам.

3.Формирование исполнительских навыков

Струнные инструменты

Теория. Знакомство с инструментом, общие сведения, устройство, посадка, положение инструмента, постановка рук, извлечение звука. Строй. Ноты. Чтение нот.

Практика. Способы звукоизвлечения. Игра на открытых струнах.  Игра на закрытых струнах. Игра от исходной открытой ноты на струне дальше по грифу. Разучивание упражнений. Приемы игры. Динамические оттенки. Освоение различных видов техники.

Клавишные инструменты

Теория. Аккордеон, баян, гармошка, гусли. Знакомство с устройством инструмента. Роль и функции, клавишных в ансамбле. Особенности ансамблевого исполнения.

Нотная грамота. Практика. Извлечение звука на инструменте. Правильное положение корпуса, постановка рук.

Понятие о штрихах, обозначениях музыкальной выразительности и приемах игры.

Практические упражнения: чтение, игра. Начальные навыки ансамблевой игры.

Ударные инструменты

Колокольчики, бубен, ложки (деревянные и металлические), треугольник.

Теория. Сведения об инструменте, устройстве. Нотная запись ритмов.

Практика. Упражнения для развития рук. Исполнение ритмов.        

4. Работа над исполнительским репертуаром

Теория. Ознакомление с основами оркестрового искусства. Роль каждого инструмента в группе. Слаженное исполнение произведения всеми инструментальными группами. Подчинение общему художественному замыслу. Понятие «аккомпанемент». Одновременное начало и окончание игры.  Единство темпа, согласованное изменение силы звука. Звуковой баланс между инструментальной и солирующей группами.

Практика. Упражнения на развитие музыкально – слуховой дисциплины. Разучивание песен, пьес и их исполнение. Творческие задания.

5.Концертная деятельность

Теория. Техника безопасности во время выступлений. Формы концертных выступлений: академическое и фольклорное. Правила поведения на концертных площадках.

Практика. Классные, внутришкольные концерты, отчетный концерт.

6. Разучиваемые произведения:

1.                Частушки.

2.                М. Качурбина. Мишка с куклой.

3.                Светит месяц. Русская народная песня.

4.                Яблочко. Матросская пляска.

5.                Кына – кырь. Частушки из репертуара М. Мордасовой.

6.                Янка. Белорусский народный танец.

7.                Ай, все, кумушки, домой. Русская народная песня.

8.                Рождественская песенка.

9.                Рождественские колядки.

10.           М. Парцхаладзе. Мамина песенка.

11.           Пасхальные песни.

12.           Календарные песни. Троицкие.

13.           Колядки троицкие.

 

Содержание программы 2 года обучения

1.Введение

Цели и задачи на новый учебный год. Диагностика знаний, умений, навыков. Музыкальная викторина.

2.Музыкальная грамота

Знаки альтерации

Диез, бемоль, бекар.

Аббревиатура

Теория. Аббревиатура (сокращенные обозначения нотного письма). Цель, необходимость, приемлемость в ансамблевой музыке.

Практика. Буквенные обозначения: ноты, аккорды; упражнения по чтению; игра на инструменте.

Другие способы сокращения нотного письма.

Аккорд. Трезвучие

Теория. Созвучность (согласие) и диссонантность (противоречие) ступеней лада. Трезвучие – определение. Гармония как ладовая основа.

Практика. Трезвучие и их роль в ладу. Игра на инструменте. 

3.Формирование исполнительских навыков

Струнные инструменты

Теория. Техника безопасности. Закрепление знаний первого года обучения; Настройка инструмента; тембры.

Практика. Исполнение пьес. Чтение нот с листа. Отработка технических приемов игры на инструменте: пиццикато, бряцание (переменный удар), вибрато, глиссандо. Переменный штрих при игре на домре. Исполнение различных ритмических рисунков. Отработка качественногозвукоизвлечения.

Клавишные инструменты

Теория. Закрепление знаний первого года обучения. Тембры.

Практика. Техника исполнения, легато, стаккато; ее совершенствование, упражнения, пьесы.

Солирующая и аккомпанирующая функция инструмента. Разучивание партий в пьесах. Исполнение партий в составе ансамбля. Понимание своей роли в каждом произведении. Значение штрихов в нотном материале: легато, стаккато. Значение динамических оттенков в выразительности музыкального произведения.

Ударные инструменты

Теория. Ложки деревянные.  Рубель. Стиральная доска. Устройство. Способы игры. Нотная запись ритмов.

Практика. Исполнение различных ритмов. Подготовка партий.

4. Работа над исполнительским репертуаром

Теория. Повторение и закрепление навыков игры. Роль каждого инструмента в группе. Соло и звуковой баланс между солистами и аккомпанементом.

Практика. Разучивание пьес группами однородных инструментов и в полном составе ансамбля. Дальнейшее развитие оркестровых навыков. Звуковой баланс. Разучивание пьес и их исполнение.

5. Концертная деятельность

Техника безопасности. Культура поведения на сцене. Внешний вид. Ситуация успеха. Конкурсы, концерты, фольклорные праздники, фестивали, шефская работа.

6. Разучиваемые произведения:

1.                Частушки.

2.                Яблочко. Матросская пляска.

3.                Кумушки. Русская народная песня.

4.                Заиграй, моя, волынка. Русская народная песня.

5.                Страдания. Частушки из репертуара М. Мордасовой.

6.                К. Листов. В землянке.

7.                Рождественская песенка.

8.                Рождественский тропарь.

9.                Рождественские колядки.

10.            Э. Колмановский. Наши  мамы.

11.            Пасхальные песни.

12.            Календарные песни. Троицкие.

13.            Колядки троицкие.

14.           Заклички. Игры.

 

Содержание программы 3 года обучения

1.                Введение

Цели и задачи на новый учебный год. Диагностика знаний, умений, навыков. Музыкальная викторина.

2.Музыкальная грамота

Знаки сокращенного письма, реприза. Интервалы: прима, секунда, терция. Басовый ключ.

3. Формирование исполнительских навыков

Струнные инструменты

Повторение и закрепление пройденного репертуара. Чтение нот с листа. Отработка техники: бряцание(переменный удар) глиссандо, вибрато, тремоло. Прием звукоизвлечения: флажолет, сдергивание пальцами левой руки.

Клавишные инструменты

Игра по нотам. Выразительные средства инструментов как солирующего и как аккомпанирующего инструмента. Изучение  нот в левой руке. Работа над репертуаром.

Ударные инструменты

Игра на трёх и более деревянных ложках. Сочетание последовательно нескольких инструментов в одном произведении.

Исполнение различных ритмов.

Подготовка музыкальных композиций.

Духовые инструменты

Жалейка, свистульки, флейта. Устройство инструментов. Постановка рук. Извлечение звуков.

4. Работа над исполнительским репертуаром

Теория. Повторение и закрепление навыков игры. Роль каждого инструмента в группе. Солист. Звуковой баланс между солистом и аккомпанементом.

Практика. Разучивание пьес индивидуально и в составе ансамбля. Исполнение с ансамблем. Дальнейшее развитие оркестровых навыков. Звуковой баланс. Разучивание пьес и их исполнение.

5.Концертная деятельность

Техника безопасности. Культура поведения на сцене. Внешний вид.  Конкурсы, концерты, фольклорные праздники, фестивали, шефские мероприятия.

6. Разучиваемые произведения:

1.                Коробейники. Русская народная песня.

2.                Посею лебеду на берегу. Русская народная песня.

3.                Ах, вы, сени. Русская народная песня.

4.                Летка – енка. Финский народный танец.

5.                Г. Хейд. Чарльстон.

6.                С.В. Рахманинов. Полька.

7.                Г. Петербургский. Утомленное солнце.

8.                М. Блантер. В городском саду.

9.                К. Листов. В землянке.

10.           Рождественские песенки.

11.           Рождественский тропарь.

12.           Рождественские колядки.

13.           Пасхальные песни.

14.           Календарные песни. Троицкие. Семицкие.

15.           Колядки троицкие.

16.           Заклички. Игры.

 

 

4.                Методическое обеспечение программы

 

1 класс

 

№ п/п

Наименование разделов

Форма занятий по разделу

Методы и методические приемы

Дидактический материал, техническое оснащение  занятий

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие. Организация ансамбля. Диагностика

Учебное занятие

Прослушивание, беседа. Инструктаж по технике безопасности

Игры-тесты на выявление уровней развития музыкальных способностей

Заполнение диагностического листа

2

Музыкальная грамота

Учебное занятие

Методы: объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядно-слухового показа, репродуктивные.. Письменные упражнения. Чтение нот с листа. Анализ музыкальных примеров. Приемы игры на музыкальных инструментах.

Музыкально-дидактические игры. Музыкальные инструменты.

 

3

Формирование исполнительских навыков

Учебное занятие

Методы: объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядно-слухового показа. Игра на инструментах..

Музыкальные инструменты

 

4

Работа над исполнительским репертуаром

Учебное занятие

Ознакомление с основами оркестрового искусства. Разучивание репертуара.

Упражнения на развитие музыкально-слуховой дисциплины. Тексты и ноты песен и пьес. Аудио и видеозаписи.

 

5

Концертная деятельность. Диагностика

Репетиция, концерт

Инструктаж по технике безопасности.

Игры-тесты на выявление уровней развития музыкальных способностей

Заполнение диагностического листа

 

2 класс

 

№ п/п

Наименование разделов

Форма занятий по разделу

Методы и методические приемы

Дидактический материал, техническое оснащение  занятий

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие. Диагностика

Учебное занятие

Инструктаж по технике безопасности.

Игры-тесты на выявление уровней развития музыкальных способностей

Заполнение диагностического листа

2

Музыкальная грамота

Учебное занятие

Методы: объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядно-слухового показа. Письменные упражнения. Чтение нот с листа. Приемы игры на музыкальных инструментах.

Музыкально-дидактические игры. Музыкальные инструменты.

 

3

Формирование исполнительских навыков

Учебное занятие

Методы: объяснительно-иллюстративный, сравнения,  словесные и наглядно-слухового показа. Исполнение различных ритмов. Чтение нот с листа. Разучивание новых приемов игры, партий в пьесах, исполнение партий в составе ансамбля.

Тексты и ноты песен и пьес. Аудио и видеозаписи.

 

4

Работа над исполнительским репертуаром

Учебное занятие

Методы: объяснительно-иллюстративный, сравнения,  словесные и наглядно-слухового показа. Исполнение различных ритмов. Чтение нот с листа. Разучивание новых приемов игры, партий в пьесах, исполнение партий в составе ансамбля.

Аудио и видеозаписи. Тексты и ноты песен и пьес. Музыкальные инструменты

 

5

Концертная деятельность. Диагностика

Репетиция, концерт

Инструктаж по технике безопасности.

Игры-тесты на выявление уровней развития музыкальных способностей

Заполнение диагностического листа

 

3 класс

№ п/п

Наименование разделов

Форма занятий по разделу

Методы и методические приемы

Дидактический материал, техническое оснащение  занятий

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие. Диагностика

Учебное занятие

Инструктаж по технике безопасности.

Игры-тесты на выявление уровней развития музыкальных способностей

Заполнение диагностического листа

2

Музыкальная грамота

Учебное занятие

Методы: объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядно-слухового показа. Письменные упражнения. Чтение нот с листа. Анализ музыкальных примеров. Приемы игры на музыкальных инструментах.

Музыкально-дидактические игры. Музыкальные инструменты.

 

3

Формирование исполнительских навыков

Учебное занятие

Методы: объяснительно-иллюстративный, сравнения, словесные и наглядно-слухового показа, исследовательский, создания поисковых ситуаций, побуждения к сопереживанию. Исполнение различных ритмов. Чтение нот с листа. Разучивание новых приемов игры, партий в пьесах, исполнение партий в составе ансамбля.

Тексты и ноты песен и пьес. Музыкальные инструменты

 

4

Работа над исполнительским репертуаром

Учебное занятие

Методы: объяснительно-иллюстративный, сравнения,  словесные и наглядно-слухового показа. Исполнение различных ритмов. Чтение нот с листа. Разучивание новых приемов игры, партий в пьесах, исполнение партий в составе ансамбля.

Аудио и видеозаписи. Тексты и ноты песен и пьес. Музыкальные инструменты

 

5

Концертная деятельность. Диагностика

Репетиция, концерт

Инструктаж по технике безопасности.

Игры-тесты на выявление уровней развития музыкальных способностей

Заполнение диагностического листа

 

  

5.     Список используемой литературы:

 Литература для педагога:

1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.

2. Афанасьев С. Работа с детским самодеятельным оркестром русских народных инструментов – М.: Музыка, 2005.

3. Буданков О. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах/Буданков О., Вахутинский М., Петров В. – М.: Музыка, 2000.

4. Васильев Ю. Рассказы о народных инструментах/Васильев Ю., Широков А.   -  М.: Музыка, 2005.

5. Паномотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах – М.: Музыка, 2004.

6. Розанов В. Инструментоведение. Пособие для руководителей оркестров русских народных инструментов - М.: Музыка, 1981.

7. Тютюнникова Т.Е. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей - М.: Музыка, 2009.

8. Фридкин Р. Практическое руководство по музыкальной грамоте - М.: Музыка, 1980.

 

Литература для обучающихся:

1.Головинский Г. Книга о музыке - М.: Сов. Композитор, 1988г. 

2.Ефремов В. Музыкальные картинки – М.: Русское муз. изд,, 2002.

3.Левицкая З.В. История отечества для детей - М.: ВЛАДОС;СИПКРО; ИЭКА «Поволжье» , 1996.

4.Сохранский В. Легенды и предания Тамбовского края - Тамбов: 000 «Издательство Юлис», 2004.

 

6.                Информационные ресурсы

3.                http://www.sch1262.ru/up/1262dop_volshebnaya_svirel.pdf

4.                http://festival.1september.ru/articles/517862/ 

5.                http://dshi6.aiq.ru/metodika/jashina.html

6.                http://mdkk11.mskzapad.ru/activity/additional_groups/orkestr_russkih_narodnyh_instrumentov_poteshki/program

7.                http://festival.1september.ru/articles/513023/ 

8.                http://www.pandia.ru/text/77/191/15458.php

9.                http://www.ethnodrums.ru/blogi/2011-04-27-19-49-47.html

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Игры-тесты на выявление уровней развития музыкальных способностей

1.                Игры – тесты на выявление уровня развития чувства метра

Тесты позволяют определить реактивно-метрические способности.

Все задания данного теста предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объеме четырех тактов.

Игра «Дорожка-мяч»

Ребенку дают ортопедический мяч с фиксацией кисти руки резинкой. Необходимо, последовательно ударяя мяч об пол, провести его по указанной дорожке под музыкальное сопровождение умеренного темпа.

Критерии оценки:

• 8-10 последовательных ударов - высокий уровень чувства метра;

• 4-7 ударов - средний уровень;

• 1-3 удара - низкий уровень.

Игра «Скакалка-часы»

Ребенку, находящемуся  на расстоянии 1,5-2-х метров от ведущего предлагают перепрыгивать через скакалку обеими ногами одновременно, которую взрослый вращает за один конец (параллельно полу) в умеренном темпе. Каждый прыжок ребенок сопровождает радостным возгласом - звоночком «дзынь».  Всего требуется сделать 10 прыжков.

Критерии оценки:

• 8-10 прыжков только в умеренном темпе- высокий уровень;

• 4-7 успешных прыжков в умеренном темпе соответствуют нормативному (среднему) уровню развития чувства метра;

• 1-3 прыжка - слабый уровень.

 

2.                Тесты - игры на изучение чувства ритма

Музыкально-ритмическое чувство проявляется в реактивно - двигательной

способности индивида воспроизводить различные сочетания интонационных длительностей в едином темпе. Временной ряд различных соотношений длительностей звуков - ритм - отражает все характеристики движения: темп и метр.

Игра «Ладошки»

Цель: выявление уровня сформированности  метроритмической способности.

-Сейчас мы споем песенку и прохлопаем её в ладоши. А затем «спрячем» голос и «споем» одними ладошками.

Интерпретация  данных:

• точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов –

 высокий уровень (3 балла);

• воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом) -                                 средний уровень (2балла);

• адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов –

слабый уровень (1 балл);

• неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень (0 баллов).

 

3.                Диагностика чувства тембра

Чувство тембра характеризуется способностью индивида идентифицировать источник звука. Это выражается в способности воспринимать и осознанно устанавливать совпадения характерного соотношения обертонов, сопровождающих звучание основного тона и его источника – материала (природных и технических объектов, голосовых связок при вокализации и музыкальных инструментов), из которого извлекается звук. Другими словами, способность

слышать красочность тона, специфика звучания которого обусловлена акустическими особенностями материала, мы и будем называть тембровым чувством (или слухом).

Изучать эту способность можно посредством предъявления  одной и той же мелодии (музыкального фрагмента) в последовательно дифференцированном ее исполнении различными инструментами и голосами.

 

4.                Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра «Незавершенная мелодия».

Цель: выявить уровень развития чувства завершенности (целостности) музыкальной мысли.

- Сейчас мелодии будут «прятаться»: одни из них прозвучат полностью, а другие - нет. Послушай, и постарайся определить, какая мелодия звучит до конца, а какая - «спряталась» раньше времени?

Вначале дается пробный вариант, на котором диагност должен убедиться, что ребенок правильно понял инструкцию. После настройки в тональности исполняется любая известная ребенку мелодия, например, «В лесу родилась елочка», в которой последний звук не доигрывается, прервавшись на словах «зеленая бы ... ».

Стимулирующий материал методики может подбираться диагностом самостоятельно.

Методика использования стимулирующего материала строится в следующем порядке:

1-я - мелодия - не доигрывается последний такт;

2-я-  мелодия- доигрывается до конца;

3-я - не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я - прерывается на середине второй фразы (из четырех);

5-я- доигрывается до конца.

Критерии оценки:

• слабый уровень  -  правильно определены 1-2 пункта;

• средний уровень -  правильно определены 3-4 пункта;

• высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.

 

5.                Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест «Музыкальная палитра»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т. е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Уровни проявления эмоциональной отзывчивости 
Низкий уровень (меньше 6 баллов). Ребёнок не умеет внимательно прослушивать всё произведение до конца, вникнуть в его содержание. Музыкальные произведения не вызывают у него соответствующего эмоционального отклика. Он не может ответить на вопросы о прослушанной музыке. Интерес к музыке у него неглубок и неустойчив. Плохо ориентируется в музыкальных средствах выразительности. В познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность. 
Средний уровень (9-6 баллов). Ребёнок внимательно слушает музыку, но до конца проследить за динамикой музыкального образа ему не удаётся. Эмоциональные реакции не всегда адекватны настроению музыкальных произведений. Музыкальные произведения вызывают у него живой отклик, но только если они просты по содержанию и форме. Ребёнок не всегда может самостоятельно ответить на вопросы о музыке, ожидает помощи взрослого, затрудняется в подборе нужных терминов. При интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт. 
Высокий уровень(12-10 баллов). Ребёнок умеет внимательно слушать музыкальное произведение, вникая в смену настроений, следя за динамикой музыкального образа. Он самостоятелен в своих ответах на вопросы взрослых, в процессе разбора музыкального произведения; правильно пользуется элементарной музыкальной терминологией. Обладает музыкальной отзывчивостью; суждения осмыслены и обусловлены вычленением главных элементов музыкальной речи. Ребёнок высказывает собственное отношение к воспринимаемому произведению. Интерес к музыке у него стабилен, мотивирован. Знает средства музыкальной выразительности в объёме программных требований, может указать на некоторые из них. Умеет оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способен воображать, отождествлять себя с музыкальным образом. Умеет анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки. 

 

 

6.                Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

Тест - опросник выявления когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций детей.

Изучение музыкально-эстетических ориентаций, предпочтений,

вкусов детей проводится по параметрам когнитивной и операциональной (поведенческой) направленности личности ребенка по отношению к музыке.

Получить сведения о личностных музыкальных предпочтениях ребенка можно с помощью краткой беседы-анкеты в ситуации доверительного общения. Эти данные сопоставляются с данными беседы на эту же тему с родителями.

Примерные вопросы (анкета) для учащихся.

1. Ты любишь музыку?

2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то что именно, какие песни?

3. Где тебе нравится петь больше - в школе или дома?

4. Поют ли твои мама и папа дома (или в гостях)?

5. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?

6. Где ты чаще всего слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?

7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?

8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо музыкальном инструменте? Каком?

9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если да, то какие?

Критерии оценки уровня развития когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов детей:

• низкий уровень – (1 балл)  развитие когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов ребенка характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;

• средний уровень – (2 балла) выражается в наличии интереса к музыке,

но с ярким предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высоко художественные, классические эталоны музыки;

• высокий уровень -  (3 балла) ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребенком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).

Анкета для родителей

1. Считаете ли вы важным музыкальное воспитание в общем развитии ребенка?

2. Существуют ли в вашей семье традиции домашнегомузицирования

(пения или игры на музыкальном инструменте) в присутствии ребенка (например, пение колыбельных для младших детей или слушание музыки, когда к вам приходят гости, или когда вы находитесь в гостях, или в свободное время- по вечерам, выходным дням и т.п.)?

3. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо музыкальные мероприятия или специальные занятия?

4. Какую роль вы придаете (отводите) музыкальному воспитанию вашего ребенка? (возможны примерные ответы):

• незначительную;

• пусть занимается для общего развития;

крайне важную для развития его музыкальных способностей.

5. Какая музыка чаще всего звучит у вас дома: легкая развлекательная, классическая (в том числе и эстрадная классика) или «какая придется- по принципу: не имеет особого значения»?

6. Какую музыку вы сами предпочитаете слушать (или исполнять)? Назовите, пожалуйста, ваши любимые произведения, или исполнителей, коллективы, направления музыки.

7. Как вы считаете, любит ли музыку ваш ребенок? Если да, то укажите, какую именно он предпочитает слушать (или исполнять).

8. Как и в чем конкретно проявляются музыкальные интересы вашего ребенка?

9. Считаете ли вы вашего ребенка музыкальным или полагаете, что ему «медведь на ухо наступил»?

10. Если бы у вас была возможность, уделяли бы вы больше внимания музыкальному развитию вашего ребенка? Что именно вы хотели бы предпринять для этого?

По анкете родителей проводится анализ ответов, результаты которого соотносятся с данными, полученными из анкеты для детей и данными педагогического наблюдения. В процессе обработки результатов следует придавать значение прежде всего двум факторам:

собственным музыкальным интересам родителей, обусловливающим

музыкальные интересы и вкус ребенка (известно, что прямое подражание детей поведению значимых для него людей формирует их жизненный, в том числе и музыкальный опыт);

пониманию родителями значения музыкального воспитания ребенка в развитии его общих (интеллектуальных) способностей.

Критерии оценки ответов родителей на анкету, направленную на изучение музыкальных предпочтений ребенка:

низкий уровень – (1 балл) открытое (откровенное) признание незначимости музыкального развития в полноценном воспитании ребенка и слабо выраженный интерес к музыке в целом;

средний уровень – (2 балла) признание роли музыкального воспитания в развитии ребенка, но незнание его музыкальных интересов или отсутствие времени и возможностей для полноценной реализации своих родительских функций в музыкальном воспитании ребенка;

• высокий уровень – (3 балла) наличие опыта семейного музицирования и реализация планов музыкального развития ребенка с помощью профессиональных педагогов-музыкантов.

 

7.                Методика изучения операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических предпочтений, вкусов, убеждений

Тест «Музыкальный магазин»

Выявление операционального (поведенческого) компонента музыкально-эстетических взглядов личности представляет собой определение уровня сформированности реально используемых ребенком приемов эстетической ориентировки, с помощью которых реализуется применение музыкальных

знаний и мотивов в качестве регуляторов собственного поведения в актах реального выбора музыки.

Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

Стимулирующий материал составляют три (возможно и более) серии по восемь музыкальных фрагментов, каждый из которых отражает жанр или самостоятельное направление музыкального искусства. Предъявление фрагментов осуществляется индивидуально в аудиозаписи последовательно

по одному образцу музыки из каждой серии заданий. Музыкальные направления, используемые в построении диагностики операционального (поведенческого) компонента музыкальных вкусов личности ребенка:

• народная вокально-хоровая музыка;

• народная инструментальная музыка;

народная вокально-инструментальная музыка;

классическая вокально-хоровая музыка;

классическая инструментально-симфоническая музыка;

классическая вокально-инструментальная музыка;

современная классика авангардного направления;

современная развлекательная (массовая) музыка;

музыкотерапевтические программы;

духовная музыка.

- Представь, что родители дали тебе денег для того, чтобы ты выбрал в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Ты отправился (с кем-то из взрослых) в магазин и продавец предложил тебе прослушать музыку из разных музыкальных альбомов. Остается лишь выбрать ту, которую

ты предпочитаешь остальным. Выбирать можно любое число музыкальных записей.

Критерии оценки:

низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства (1 балл);

средний уровень - выбор двух образцов различных направлений

музыкального творчества (2 балла);

высокий уровень - проявление интереса к трем (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений (3 балла).

 

8.                Методика изучения мотивационного компонента музыкальных вкусов ребенка

Тест «Музыкальная "поиграй-ка"»

Цель: выявить в какой степени выражена потребность ребенка в музыкальных видах деятельности.

Стимулирующим материалом служат различные игровые предметы, в числе которых находятся и музыкальные.

В разных секторах комнаты представлены три класса предметов:

• .музыкальные: металлофон, ксилофон, треугольник, флейта, синтезатор, гитара, балалайка, аккордеон, баян, пианино, магнитофон (с записями музыки и др.);

• изобразительные:  карандаши, краски, бумага (разная по формату и цвету), пластилин, ножницы, клей, нитки, журналы с красочными картинками и т.п.;

• спортивные: скакалка, различные по размеру мячи, игрушечный футбол или хоккей и т.п.

Тестирование  проводится в четыре  этапа.

1этап: диагност предлагает ребенку поиграть и при получении согласия вводит в комнату с игровыми предметами. Затем испытуемому сообщается, что педагогу нужно ненадолго отлучиться и он сам может поиграть в любые находящиеся в комнате игры. Оставив ребенка одного, исследователь наблюдает за тем, какой группе игр ребенок отдаст предпочтение. Если  его привлекла группа музыкальных инструментов, в протокол заносится 1 балл. Если реципиента первоначально заинтересовали другие (немузыкальные) группы предметов - О баллов.

2 этап: ведется наблюдение за тем, как ребенок использует музыкальные инструменты. Признаки мотивационной направленности на музыкальную деятельность: продолжительная увлеченность одним инструментом = + 1 балл; пробноемузицирование на нескольких инструментах = +2 балла;

увлеченное и продолжительное музицирование на одном-двух инструментах   =+ 3 балла.

3 этап: процедура исследования усложняется введением «сбивающего фактора». Диагност появляется в комнате и, похвалив ребенка за его самостоятельность  в использовании музыкальных игр (и проявив интерес к его игровым результатам), предлагает ему заняться чем-нибудь другим, например, порисовать, пораскрашивать или поиграть в мяч. Такое предложение выступает в качестве фактора помехи тому виду деятельности, который избрал ребенок самостоятельно. В случае, если ребенок отказывается от предложения взрослого и продолжает самостоятельно заниматься музыкальными играми-предметами, в протокол заносится еще + 4 балла.

4 этап: исследователь начинает заниматься рисованием (или другой, незвуковой игрой).  Если  и в этой ситуации отвлечения в течение 30-60 секунд ребенок  не подходит с заинтересованным видом к экспериментатору, в протокол заносится еще + 5 баллов.

Высокий уровень   1 0-16 баллов;

Средний  уровень  5- 9 баллов;

Низкий уровень     0- 4 балла.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации