12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кривова Галина Михайловна269
Работаю учителем музыки в начальной школе.Закончила муз.училищк и пед институт.Музыка-моё призвание.Люблю детей, ищу музыкальные новинки для них.
Россия, Челябинская обл., Челябинск
Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя »


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Челябинска»

454014, г. Челябинск, ул. Захаренко, д. 3-А. Тел./факс (351) 742-84-01, e-mail: mou13-74@mail.ru





Образовательная программа

«Обучение музыке. Семь нот»









Образовательная область: музыка, доп. образование

Группа: дети 6-7 лет

Количество часов: 68 ( 34-теория, 34-практика)







Автор Кривова Г.М.

педагог дополнительного образования

учитель музыки

высшей квалификационной категории

МАОУ « СОШ №13 г.Челябинска»













Челябинск

2019

Содержание

Введение.

Пояснительная записка.

Содержание.

Формы и методы образования.

Результаты музыкальной деятельности.

Критерии оценки результатов.

Распределение занятий по тематическим блокам.

Календарно-тематическое планирование.

Примерный конспект музыкального занятия.

Приложение.

Литература.

ВВЕДЕНИЕ

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие культуры, науки и, тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

Одним из аспектов реформирования образования является создание преддошкольной системы подготовки детей, не охваченных организованным дошкольным образованием, к поступлению в первый класс. Согласно документам международных организаций (Международная Конвенция о правах ребёнка, Декларация прав ребёнка) и Законам Российской Федерации (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании») каждый ребёнок имеет право на получение образования, гуманное отношение к его индивидуальности, охрану жизни и здоровья. Эти положения являются основными критериями для создания адаптивной системы преддошкольного образования, учитывающей уровень и особенности развития и подготовки детей, обеспечение их эмоционального благополучия, развития инициативности, формирования знаний, активности в различных видах деятельности, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе. Поэтому в содержании преддошкольного образования необходимо использовать все основные направления развития ребёнка дошкольного возраста: физическое, социально – личностное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, которые должны быть направлены на формирование общей и специальной готовности детей к обучению. Так, музыкальное образование является одним из компонентов художественно – эстетического развития, играет особую роль в духовно – практическом познании мира, знакомит ребёнка с элементарными основами музыкального искусства, формирует музыкальный вкус, развивает познавательные и музыкальные способности, физические возможности, обеспечивает активное отношение к социально – культурной среде, цельность и гармоническое развитие личности.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Просто кого – то из них не растормошили, недоучили, недоразвили. Нельзя упускать такой благодатный , с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребёнок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего его мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробившемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому, многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться.

По своей удивительной способности вызывать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения. Личности учителя и личности ученика, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию. Музыка, как «искусство, жизнью рождённое и к жизни обращённое», является посредником между творчеством и восприятием. Однако мало организовать процесс общения с музыкой так, чтобы соединить с ней детскую душу (как чем – то приходящим извне, придуманным людьми для тех или иных целей), необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них – это и есть сама жизнь их души.

Следует помнить: ученик – это слушатель, исполнитель, хотя и менее знающий и опытный, не проявляющий своё отношение к музыке. Недостаточно научить его каким – то музыкальным умениям, дать знания о музыке – важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Обучение музыке. Семь нот» в рамках художественно – эстетического развития предназначена для детей 6-7 лет.

ЦЕЛЬ- развитие у детей эстетического восприятия, интереса и любви к музыке, потребности в творческом самовыражении.

Данная программа решает общие задачи и задачи музыкального развития детей в восприятии музыки, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности.

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ:

-способствовать формированию музыкальной культуры;

-знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями, обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности в соответствии с возможностями каждого ребёнка;

-заложить основы гармонического музыкального развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, музыкальных способностей);

-развивать творческую активность, формировать умение воплощать переживаемое в творческой деятельности;

-развивать коммуникативные способности (понимание языка искусства, выражение собственного эмоционального состояния через использование невербальных средств общения и умения выступать публично);

-воспитывать эстетическое и сознательное отношение к музыкальному искусству в целом и через него ко всему окружающему.

ЗАДАЧИ развития восприятия музыки:

-познакомить детей с музыкальными произведениями отечественных, зарубежных композиторов в привлекательной и доступной форме;

-приобщать к истокам русской народной музыкальной культуры;

-обогащать музыкальное восприятие детей через взаимосвязь с явлениями окружающего мира;

-вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;

-побуждать к сопереживанию чувствам, выраженным в музыке;

-развивать умение высказывать собственное мнение о характере музыки, о своих переживаниях и музыкальных впечатлениях в процессе слушания;

-учить выделять средства музыкальной выразительности;

-учить определять и узнавать музыкальные жанры ( песня, танец, марш);

-развивать музыкальную память.

ЗАДАЧИ исполнительского развития:

ПЕНИЕ:

-обогащать представления детей о вокальном исполнительстве;

-формировать основы певческой культуры;

-способствовать развитию певческих навыков;

-поддерживать интерес к пению через создание фонда любимых песен;

-беречь детский певческий голос.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ:

-обогащать впечатления и представления детей о музыкальных жанрах, музыкальных движениях;

-развивать чувство ритма;

-формировать навыки исполнения музыкально- ритмических движений в соответствии с характером музыки, её эмоционально – образным содержанием;

-учить свободно ориентироваться в пространстве, менять движения в соответствии со сменой частей музыки;

-способствовать развитию навыков исполнения различных образов в играх, инсценировках;

-способствовать развитию навыков исполнения различных образов в играх, инсценировках;

-совершенствовать физическое развитие детей.

ЗАДАЧИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:

-подготовить детей к передаче музыкальных образов и представлений;

-формировать художественный вкус;

-развивать способности создавать собственные художественные образы.

ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

-обогащать музыкальный опыт детей в процессе восприятия музыки;

-развивать музыкальную память, мышление, творческое воображение;

-способствовать овладению детьми музыкальной терминологией: вокальная, инструментальная музыка, солист, аккомпанемент, композитор, исполнитель, мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, концерт, жанровая музыка (песня, танец, марш), оркестр (духовой, струнный), музыкальные инструменты (фортепиано,

балалайка, скрипка, баян, бубен, барабан).

Решая задачи приобщения ребёнка к миру музыки, программа не дублирует задачи школьной программы. А лишь готовит ребёнка для дальнейшего музыкального образования в общеобразовательной школе.

При построении программы соблюдаются основные требования и тенденции музыкального развития детей, учитываются факторы, влияющие на весь процесс музыкального воспитания:

-возрастные особенности детей;

-разный уровень музыкального развития детей;

-ограничение времени для осуществления образовательной деятельности по музыкальному развитию детей.

Программа рассчитана на один год обучения. Содержание программы можно осуществлять на базе начальной школы. Музыкальные занятия проводятся 2раза в неделю. Длительность одного занятия – 30 минут. Количество занятий 68часов.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание программы «Обучение музыке. Семь нот» разработано на основе программ:

-Образовательная система «Школа 2100» - «Путешествие в прекрасное» ( Е.А.Куревина, Г.Е.Селезнеева);

-«Пралеска» (Е.А.Панько);

-«Программа воспитания и обучения в детском саду» ( М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова, 2005);

- «Ладушки» ( И.И.Каплунова, И.А.Новоскольцева)

-«Программа преддошкольного образования. Музыкальное развитие детей в детском саду» ( Е.А.Минина,2008).

- Обобщение собственного практического опыта

В основу программы входят первоначальные знания и представления об особенностях музыки, а также навыки разнообразной практической музыкальной деятельности:

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

Слушание программных музыкальных произведений с целью определения характера музыки, формы произведения (1-3-частная), средств музыкальной выразительности (регистр, темп, динамика, ритм), жанра музыкального произведения (песня, танец, марш).

Слушание песен с целью определения их составных частей ( вступление, запев, припев, проигрыш, заключение), движения мелодии (вверх, вниз, скачкообразно), ритмического рисунка (передача хлопками долгих и коротких звуков), музыкальных фраз (показ с помощью жестов).

Слушание музыкальных произведений для исполнения танцев, хороводов, игр с целью определения формы (1-3-частная), характера музыки, жанров танца ( вальс, полька, галоп), марша (спортивный, походный, марш-парад, военный, детский и др.), музыкальных образов, игровых персонажей.

Слушание с цель. Определения свойства музыкального звука в дидактических играх (высота, тембр, динамика звучания, ритмический рисунок).

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПЕНИЕ:

Обучение певческим навыкам: певческая установка, вокальные навыки ( звукообразование, дыхание, дикция), хоровые навыки (строй, ансамбль) через разучивание попевок, артикуляционных упражнений.

Разучивание и выразительное исполнение песен в пределах ре1- си (до 2).

Исполнение любимых песен коллективно, индивидуально с аккомпанементом на музыкальном инструменте и без него.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ:

Разучивание общеразвивающих движений ( ходьба, бодрый шаг, лёгкий бег, прыжки на двух ногах, ходьба парами, тройками по периметру, диагонали, змейкой и др. в соответствии с ритмом и темпом музыки, упражнения для рук0.

Разучивание танцевальных движений ( хороводный шаг, дробный шаг, пружинящий шаг, шаг вперёд с приседанием и назад, шаг с притопом, приставной шаг, прямой галоп, боковой галоп, пружинка, выставление ноги на носок, на пятку, ковырялочка, поскоки и др.).

Освоение игр ( с правилами, с пением).

Приобретение навыков выразительных движений в соответствии с текстом, характером музыки, характером персонажей, музыкальным образом.

ТВОРЧЕСТВО

Работа над развитием чувства ритма ( воспроизведение ритмического рисунка знакомых песен, танцев, игр, сочинение собственных ритмических рисунков и передача их голосом, игрой на ударных детских музыкальных инструментах).

Детское исполнительство (выразительное, непосредственное и искреннее исполнение разученных песен, танцев, игр в соответствии с характером музыки).

Детское музыкальное творчество (сочинение и пропевание марша, колыбельной песни, пляски по примеру педагога, заданному тексту, а в дальнейшем самостоятельно; создание танцевальных композиций с использованием знакомых музыкально – ритмических движений, передача игровых образов в соответствии с характером музыки).

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Беседы о музыке ( характер, выразительные средства, форма, стиль, и др.), использование художественного слова.

2. Беседы о творчестве композиторов (П.И.Чайковский, Д.Б.Кабалевский, Г.Свиридов, М.Глинка, Д.Шостакович и др.).

3. Беседы о музыкальных инструментах.

4.Дидактические и развивающие игры (развитие звуковысотного, тембрового, динамического, ритмического восприятия музыки).

5. Развивающие упражнения – задания, игровые ситуации, роли («покажи в движении музыкальные жанры», «спой грустно, весело», «отличай стуком, хлопком музыкальную фразу», «угадай инструмент», «дирижируй оркестром, хором», сочини марш», «ты в роли композитора» и т.д.).

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР

Реализация задач и программного содержания осуществляется через разнообразный музыкальный репертуар, в основе которого классические музыкальные произведения, народная и современная музыка, написанная специально для детей. Классификация музыкального репертуара соответствует видам музыкальной деятельности и состоит из музыкальных произведений для слушания, пения, выполнения музыкально – ритмических упражнений, музыкально-дидактических игр, направленных на развитие звуковысотного, тембрового, динамического восприятия музыки, игры на детских музыкальных инструментах. Музыкальный репертуар можно рассматривать как примерный. Знания и опыт музыкального руководителя подскажут ему, какие музыкальные произведения можно включить в занятие взамен указанных.

РЕПЕРТУАР

Слушание

Первый квартал

«Колыбельная» Г.Свиридова, «Колыбельная» Е.Тиличеевой;

«Походный марш» Д.Кабалевского, «Марш» Д.Шостаковича; «Игра в лошадки»,

«Марш деревянных солдатиков”, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И.Чайковского, «Вальс» Д.Кабалевского;

«Вальс» Н.Леви.

Второй квартал

«Походный марш» Д.Кабалевского, «Вальс» Н.Леви;

«Вальс» Д.Кабалевского, «Марш» Д.Шостаковича;

«Детская полька» М.И.Глинки, «Грустная песня» Г.Свиридова;

«Времена года» (зима) А.Вивальди, «Баба Яга» П.Чайковского.

Третий квартал

«Мама» П.И.Чайковского;

«Клоуны» Д.Кабалевского, «Мотылёк» С.Майкапара, «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, «Камаринская» П.Чайковского;

«Марш» С.Прокофьева.

Пение

Первый квартал

Попевки (по выбору педагога), «Труба» Е.Тиличеевой; р.н.п. «Уж как шла лиса по травке»,

«Урожайная» А.Филиппенко, «Вот какие кочаны» Д.Львова – Компанейца, «Листопад» Т.Попатенко, «Гуси» А.Филиппенко,

«Дождик озорной» Е.Тиличеевой;

«Считалка» М.Иорданского;

«Все спортом занимаются» Е.Туманян;

«Кто пасётся на лугу» А.Пахмутовой;

«Лягушенция» П.Синявского;

«Как кричит крокодил?» А.Усачёва;

«Песенка крокодила Гены» В.Шаинского

Упражнения на артикуляцию.

Второй квартал

Попевки (по выбору педагога), упражнения на дыхание;

«Ёлочка» Л.Бекман, «Дед Мороз» В.Витлина;

«Что вам нравится зимой?» Е.Тиличеевой;

«Голубые санки» М.Иорданского;

«Новогодняя – хороводная» А.Александрова, «Как на тоненький ледок» (р.н.м., обр. Т.Попатенко), «Саночки» А.Филиппенко;

«Уж ты зимушка – зима» А.Александрова;

«Будёновец» Я.Дубравина;

«Маме в день 8 марта» Е.Тиличеевой;

«Солдатик оловянный» В.Кикты;

«Родители – крокодители», «Лунный кораблик» П.Синявского;

«Песня Чебурашки» В.Шаинский.

Третий квартал

«Морской капитан» М.Протасов;

«Солнце улыбается» Е.Тиличеевой;

«Песенка друзей» В.Герчик;

«Где был, Иванушка?» ( р.н.м., обр. М.Иорданского);

«Песенка о весне», «Мы теперь ученики» Г.Струве;

«Пять февральских роз» В.Цветков;

«Мамина песнка» М.Парцхаладзе;

«Прекрасен мир поющий» А.Абелян;

«Эй, бабушки и дедушки» А.Усачёва;

«Кот – мореход» О.Хромушина;

«Ворона» А.Пинегин.

Песни из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка», сл.А.Хайта, муз. Б.Савельева:

-«На крутом бережку»;

-«Позабудем всё, что было».

«Если добрый ты…» Б.Савельев;

«Неприятность эту мы переживём» Б.Савельев;

«Чему учат в школе» В.Шаинский

Музыкально – ритмические движения

Первый квартал

Упражнения

«Марш» Т.Ломовой, «Лёгкий бег» Т.Ломовой, «Марш» Ф.Обер;

«Кто лучше шагает?» (походный марш С.Васильевой);

«Росинки» С.Майкапара, «Ветерок и ветер» Л.Бетховена;

«Пружинка» Т.Ломовой, «Давай поскаччем» Т.Ломовой;

«Вальс» Н.Леви, «Боковой галоп» А.Жилина;

«Упражнение с хлопками», в.н.м., «Гномы и великаны»;

«Танцуй, как я!»

Пляски, хороводы

«Подгорка», р.н.м., «Приглашение», укр.н.м., обр. Г.Теплицкого;

«Танец с зонтиками» В.Костенко, «Весёлые скачки» Б.Можжевелова;

«Танец осенних листочков» А.Филиппенко.

Игры – инсценировки

«Осень спросим» Т.Ломовой, «Будь ловким» Н.Ладухина.

Второй квартал

Упражнения

«Иди за ведущим» (пляска С.Затеплицкого);

«Упражнение с хлопками», в.н.м., «Мячики» ( этюд А.Шнитке), упражнения по выбору педагога для разучивания танцевальных движений.

Игры – инсценировки

«Что вам нравится зимой?» Е.Тиличеевой, «Мы – военные» Л.Сидельникова, «Оркестр» Т.Попатенко, «Игра с бубном» Е.Тиличеевой.

Третий квартал

Упражнения по выбору педагога для разучивания хороводного , дробного бокового галопа, приставного и других шагов, танцевальных движений, а также на координацию и ориентировку в пространстве;

«Карусель» Е.Тиличеевой.

Пляски, хороводы

«Где был, Иванушка?», обр. М.Иорданского, «Чешский танец»;

«Земелюшка- чернозём», обр.Е.Тиличеевой, «Во поле берёза стояла», р.н.м.

Игры – инсценировки

«Кто скорее?» Л.Шварца, «Ищи» Т.Ломовой, «Теремок» Т.Попатенко;

«Не опаздай» Т.Ломовой.

Повторение знакомых игр.

Музыкально – дидактические игры

«Лесенка» Е.Тиличеевой, «Печь упала», ч.н.м.;

«Громко – тихо», «Высоко – низко», «Бубенчики» Е.Тиличеевой;

«Мы идём с флажками» Е.Тиличеевой, «Скоро в школу» Е.Тиличеевой;

«Эхо» Е.Тиличеевой, «Весёлые ладошки», «Ускоряй и замедляй»;

«Гномы и великаны», «Танцуй, как я» Т.Ломовой;

«В нашем оркестре» Т.Попатенко, «Догадайся, кто поёт» Е.Тиличеевой.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Музыкальное искусство обладает особой действенной силой. Собственным уникальным образом, формирующим духовное самосознание человека.

Дошкольный возраст – благоприятный период для знакомства ребёнка с элементарными основами музыкального искусства, формирования нравственно – эстетических представлений, эмоционального сопереживания, личностного отношения к музыкальным образам. Ребёнок, любящий и понимающий музыку, отличается тонкостью восприятия, отзывчивостью, эмоциональностью переживаний, одобрению прекрасного и неприятию безобразного в жизни и искусстве. Ребёнка невозможно заставить полюбить музыку – его нужно увлечь ею в процессе организации музыкальных занятий, развлечений и праздников, самостоятельной музыкальной деятельности.

Музыкальные занятия – основная форма работы с детьми. По методике проведения они приближены к традиционным, используются типовые, сюжетные и театрализованные, которые объединяются в блоки, подчинённые определённой теме.

Все музыкальные занятия объединяются единым игровым сюжетом. Некоторые музыкальные занятия предполагают выполнение домашнего задания. Это способствует взаимодействию и сотрудничеству педагога с семьёй.

Вокальные занятия имеют следующую структуру:

1.Распевание. Цель: последовательное расширение диапазона, формирование правильного голосообразования.

2.Разучивание и исполнение новых песен. Цель: обучение исполнению песен различного характера и темпа. Исполнение песен с эмоциональным настроем.

3.Музыкальная грамота. Цель: расширение представлений о музыке (в частности вокальной), об основных средствах выразительности.

4.Рече – ритмические игры и упражнения. Цель: развитие чувства метро-ритма.

5. Исполнение знакомых песен (группой и индивидуально). Цель: закрепление навыков выразительного исполнения.

Формирование у детей навыков музыкального восприятия и практической музыкальной деятельности осуществляется поэтапно.

Этапы формирования навыков восприятия:

-развитие целостности восприятия музыки, осознание общего характера музыкальных произведений;

-восприятие эмоционально – образного содержания музыкальных произведений (какие чувства передаёт музыка?);

-выделение черт программности и выразительности (о чём рассказывает музыка?);

-дифференцированное восприятие музыкальных произведений, характеристика музыкальной выразительности (как рассказывает музыка?);

-соотношение средств музыкальной выразительности с характером, образом, жанром музыкальных произведений.

Этапы формирования навыков исполнительства:

-ознакомление, восприятие (выразительное исполнение, беседа о характере музыки, образное слово, создание интереса к разучиванию);

-разучивание ( повторное слушание, закрепление содержания, исполнение);

-углублённое разучивание (уточнение исполнительских элементов. Упражнение в исполнении, создание настроения музыкального произведения);

- работа над музыкально – художественным образом;

-повторение (закрепление представлений о технике исполнения, музыкальном образе, движении);

-активизация детей к самостоятельному исполнению.

Этапы формирования творческих способностей:

-изучение средств музыкальной выразительности;

-приобретение опыта восприятия окружающего мира в музыке;

-воспитание чувства ритма;

-овладение певческими, двигательными навыками;

-развитие ладового, тембрового восприятия музыки, образного мышления, музыкально – слуховых представлений;

-содействие развитию творческой активности детей.

Этапы формирования музыкально – образовательной деятельности:

-подготовка детей к усвоению знаний о музыкальной культуре в соответствии с детскими возможностями;

-расширение кругозора при помощи бесед, художественного слова, вопросов. Посильных задач;

-использование проблемной ситуации с целью формирования музыкальной памяти, мышления через виды работ детей, основанных на действии;

-закрепление полученных знаний, активизация музыкального словаря.

Цель дополнительных музыкальных занятий – научить ребёнка мыслить. Для этого преподносимые знания применяются непосредственно в процессе их получения. Все музыкальные задания упираются на игру и на творчество. Обучение должно начинаться с понятных слов. Маленькие задачи, которые стоят перед ребёнком при выполнении задания, стимулируют его мысль, внимание, убеждают ребёнка, что он способен творить и открывать новое.

При выполнении заданий должно учитываться следующее:

- быстрая смена задач, от одной до 5-6 минут;

-после задач, требующих умственного напряжения, необходимо перейти на более легкие виды работ;

-чувствовать ритм занятия, поддерживать на должном уровне активность детей;

-сделать так, чтобы все дети были заняты делом, даже если задание выполняет один;

- эмоциональная атмосфера, создание творческой обстановки.

РЕЗУЛЬТАТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ожидаемые результаты музыкальной деятельности детей – к концу года обучения.

Восприятие музыки:

-знают народную и авторскую музыку; эмоционально откликаются на неё, словесно выражают своё отношение к ней;

-знают понятие «композитор», «жанровая музыка» и определяют на слух марш, танец, песню;

-с помощью взрослого умеют охарактеризовать музыкальное произведение по динамике, тембровой окраске, ритму, темпу;

-Различают 2-3-частную форму музыкального произведения;

-различают звуки по высоте, тембру, длительности, динамике звучания;

-узнают знакомые песни по мелодии, ритмическому рисунку;

-имеют знания о творчестве П.И.Чайковского, Д.Б.Кабалевского, узнают знакомые произведения этих композиторов;

-используют полученные знания о музыке в высказываниях, рисунках.

Исполнительство:

-имеют знания о составных частях песни. узнают знакомые песни по вступлению, мелодии. Поют эмоционально, выразительно, в ансамбле и соло с музыкальным сопровождением, начинают пение после вступления, правильно берут дыхание, поют лёгким звуком, соблюдают певческую установку;

-умеют шагать, бегать, прыгать в ритме музыки;

-исполняют танцевальные движения: хороводный шаг, приставной шаг, прямой и боковой галоп, поскоки, «ковырялочку», выполняют различные движения для рук, ориентируются в пространстве;

-используют знакомые танцевальные движения в творческих плясках;

-соблюдают правила игры, выполняют игровые задания.

Творчество:

-воспроизводят ритмы попевок и простых песенок, а также самостоятельно придумывают ритмы (с помощью хлопков, ударных детских музыкальных инструментов);

-поют, танцуют в соответствии с характером музыки;

-придумывают танцы, используя при этом знакомые движения;

-с помощью педагога выбирают средства выразительности для передачи образа в музыке;

-проявляют желание осуществлять творческую деятельность.

Музыкально – образовательная деятельность:

-правильно используют в речи музыкальные термины ( ритм, темп, динамика, жанр, композитор, оркестр и др.);

-называют музыкальные произведения и композиторов (П.И.Чайковский, Д.Б,Кабалевский и др.);

-различают музыкальные инструменты по звучанию и виду;

-выделяют виды танцевального жанра: полька, хоровод, вальс;

-с помощью взрослого определяют движение мелодии, передают ритмический рисунок хлопками, притопами и пропеванием («там», «тим»);

-по наводящим вопросам педагога высказываются о характере и средствах выразительности музыкальных произведений;

-имеют представления о народной, авторской музыке.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПАРАМЕТРАМИ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ЯВЛЯЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЙСТВИЙ, А НЕ СЛОВЕСНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ.

Эффективность осуществления программы «Обучение музыке. Семь нот» определяется уровнем музыкального развития ребёнка к моменту поступления его в школу, который должен быть достаточно приближен к нормативным требованиям уровня эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Критериями оценки музыкальных способностей может служить методика О.П.Радыниной.

Цель: изучить особенности проявления у детей музыкальных способностей и начал музыкальной культуры.

Рекомендации. Проводить диагностику можно индивидуально и на музыкальных занятиях2-3 раза в год ( на усмотрение музыкального руководителя), руководствуясь следующими критериями:

Ладовое чувство:

*внимание;

*узнавание знакомой мелодии по фрагменту;

*высказывания о музыке с контрастными частями.

Музыкально – слуховые представления:

*пение знакомой мелодии с сопровождением и без сопровождения;

*пение малознакомой мелодии с сопровождением и без сопровождения (после нескольких прослушиваний).

Чувство ритма:

*воспроизведение в хлопках, притопах ритмического рисунка мелодии;

*соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями;

* соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Оценивать уровень развития музыкальных способностей рекомендуется по трёхбалльной системе: 3балла-высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием); 2 балла- средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого); 1балл- низкий уровень (не справляется с заданием).

Музыкальный материал для проведения диагностики музыкальный руководитель подбирает по своему усмотрению.

Распределение занятий по тематическим блокам


Блок

Тема

Номер занятия

Кол-во занятий

1

Вводное

Входит музыка в наш дом

1

1

2

Музыкальные жанры

Три кита

Вслед за песенкой

Музыкальные подарки

Посиделки

Детский фольклор

Формы и жанры вокальной музыки

Детские песни на эстраде

Хороводные песни и шутки

2

4

15

21

39

45

40,49

50

9

3

Какие чувства передаёт музыка?

Музыка и наше настроение

Настроение в музыке

Готовимся к Новогоднему празднику

Новый год в музыкальном городе

Я хочу увидеть музыку

Я хочу услышать музыку

Настроение нежности и веселья

Добрым быть совсем непросто

Веселей встречай друзей!

3

5

12

16

51

52

56

59

62

9

4

О чём рассказывает музыка?

Музыкальные картинки

Зимнее путешествие

Природа и музыка:

-осень

-зима

Весна

Шёл по улице солдат

Мама – солнышко моё

В гостях у сказки

Музыкальная прогулка

14

20


8

19

30

24

25

55

63

9

5

Как рассказывает музыка?

Контрасты в музыке

Прогулка в парк музыкальных загадок

Петрушка в музыкальном городе

Пауза в музыке

Музыкальные встречи

В парке музыкальных загадок

Волшебная страна звуков

Краски музыки и голоса

Необычные звуки и голоса

7,11

10

13

18

33

27

54

57

58

10

6

Юные музыканты

На оркестровой площади

Юные музыканты

Мы – артисты


Музыкальные игры и загадки

Концерт

Ноги сами в пляс пустились

И хорошее настроение не покинет нас!

22,29

31

32.34

35

42,43

48

53

61

11

7

Что узнал – всем расскажи, что умеешь - покажи

Типовое



Нотная грамота

Каникулы – весёлая пора

Улыбка – это здорово!

Весёлый калейдоскоп

Дружная семейка

До встречи!

6.7.17

23

26,28

40.41,64

37,38

60

66

67

36

15

8

Итоговое

Семь нот ведут нас за собой

68

1


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата

Тема

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37,38

39

40,41

42,43

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68


Входит музыка в наш дом

Три кита

Музыка и наше настроение

Вслед за песенкой

Настроение в музыке

Типовое

Контрасты в музыке

Природа и музыка – осень

Типовое

Прогулка в парк музыкальных загадок

Контрасты в музыке

Готовимся к Новогоднему празднику. Сказка «Колобок-ледяной бок»

Прогулка в парк музыкальных загадок

Музыкальные картинки

Музыкальные подарки

Готовимся к Новогоднему празднику

Типовое

Петрушка в музыкальном городе

Природа в музыке – зима

Зимнее путешествие

Посиделки

На оркестровой площади

Типовое

Шёл по улице солдат

Мама – солнышко моё

Типовое

Пауза в музыке

Типовое

На оркестровой площади

Природа в музыке – весна

Юные музыканты

Мы – артисты

Петрушка в музыкальном городе

Мы – артисты

Мы - артисты

Семь нот ведут нас за собой

Каникулы – весёлая пора

Детский фольклор

Нотная грамота

Музыкальные игры и загадки

Формы и жанры вокальной музыки

Детские песни на эстраде

Нотная грамота

Концерт

Детские песни на эстраде

Хороводные песни и шутки. Игры

Я хочу увидеть музыку

Я хочу услышать музыку

Ноги сами в пляс пустились

Волшебная страна звуков

В гостях у сказки

Настроение нежности и веселья

Краски музыки и голоса

Необычные звуки и голоса

Добрым быть совсем непросто

Улыбка – это хорошо!

И хорошее настроение не покинет нас!

Веселей встречай друзей.

Музыкальная прогулка

Нотная грамота

Весенний вальс

Весёлый калейдоскоп

Дружная семейка

До встречи!

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА: «Входит музыка в наш дом»

ЦЕЛЬ: формирование эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, определние уровня знаний о музыке, музыкальных способностей.

ЗАДАЧИ:

-дать представление о музыкальных и немузыкальных звуках;

-вызвать эмоциональный отклик на музыку спокойного, нежного характера (Колыбельная - по выбору педагога. «Колыбельная» Г.Свиридова, «Колыбельная» Е.Тиличеевой, «Колыбельная» Р.Паулса, «Колыбельная Умки» Д.Крылатова, «Колыбельная» В.А.Моцарт);

-выполнять различные танцевальные движения по показу педагога в ритме музыки (Упражнение «танцуй, как я!» под звучание песен «Антошка» В.Шаинского или «Лягушенция» П.Синявского, «Мышонок» в исполнении челябинского ансамбля «Мультики»);

-учить детей внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца (по выбору педагога, например «Марш» С.Прокофьева).

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. ПОСОБИЯ. АТРИБУТЫ: кукла Фея Музыки, портреты композиторов, изображения музыкальных инструментов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в музыкальный зал. На стенах висят портреты композиторов. На доске прикреплены изображения музыкальных инструментов. Тихо звучит музыка по выбору педагога. На столе поставлена кукла Фея Музыки.

Педагог: Куда же вы попали? Надо у кого – нибудь узнать, где мы? Здесь всё необычно и тка загадочно. Мы сейчас спросим вот у этой прекрасной незнакомки. Здравствуйте, скажите, кто Вы?

Фея Музыки: Здравствуйте! Я – Фея Музыки!

Педагог: Скажите, а куда мы попали?

Фея Музыки: Вы попали в музыкальный зал. Рада вас видеть.

Педагог: Да, мы тоже рады. Правда, ребята? Фея Музыки, скажи, ты здесь живёшь?

Фея Музыки: Нет. Я живу в чудесном городе, полном волшебных музыкальных звуков. А сюда я приехала к детям в гости, чтобы помочь им научиться слышать волшебство музыки. А вы. Ребята, где живёте?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, наши дети и я живём в городе, где много домов, улиц, парков. Город наш называется –Челябинск.

Фея Музыки: А я живу в необычном волшебном городе, называется он Гармония. Это музыкальный город. Там живут музыкальные звуки. Вот у вас в городе какие звуки можно услышать?

Ответы детей.

Фея Музыки: Это звуки шума. Можно их назвать шумовыми. А в моём городе звуки музыкальные, поющие (можно включить музыкальную шкатулку0. Все жители нашего города не умеют говорить, как вы,- они общаются с помощью музыкальных звуков. Хотите, я вас научу, как в нашем городе здороваются?

Педагог: Да, хотим.

Фея Музыки (поёт). Здравствуйте, ребята!

Педагог: Давайте и мы в ответ пропоём: «Здравствуйте!»

Дети поют с помощью педагога.

Фея Музыки: А теперь покажу, как в нашем городе знакомятся. (Поёт) Как тебя зовут?

Педагог (поёт, называя своё имя и отчество)…

Фея Музыки ( к детям) : Как тебя зовут?

Педагог помогает каждому из детей пропеть своё имя.

Фея Музыки: Молодцы! Вы уже можете знакомиться с жителями музыкального города. Спросите. как меня зовут.

Дети с помощью педагога поют: « Как тебя зовут?».

Фея Музыки (поёт): До-ми-солька.

Педагог: До-ми-соль-ка, нам бы очень хотелось попасть в твой город, хотелось узнать всё о музыке.

Фея Музыки: Я очень этому рада. До встречи со мной вы уже слышали разную музыку. Вспомните, как пела вам мама колыбельные песни.

Звучит фонограмма колыбельной песни по выбору педагога.

Фея Музыки: Это были ваши первые встречи с музыкой. А потом вы учились плясать под музыку, которую вам напевала бабушка. А бабушки наши современные, потому и движения были современными. Давайте попробуем потанцевать!

Упражнение «Танцуй, как я!»

Фея Музыки: Вы, наверное , не раз были в кукольном театре, на концерте, смотрели музыкальные мультфильмы, где обязательно звучала музыка. Давайте послушаем её.

Тихо – тихо рядом сядем –

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит

И ведёт нас за собой.

Педагог: Какая прекрасная музыка! Скажи, Домисолька. Кто сочиняет музыку?

Фея Музыки: Музыку создаёт человек (композитор). Состоит музыка из звуков определённой высоты, которые наполняют окружающую природу : шум моря, пение птиц, шум грома. Музыка имеет свою интонацию, так же, как и голос человека, поэтому часто говорят, что музыка рассказывает. Звучащая музыка даёт возможность общаться людям, передавать звуками свои чувства. Эмоции, то есть то, что переполняет душу человека. Исполнитель (музыкант) исполняет на музыкальных инструментах музыкальные произведения. А мы, слушатели. Переживаем услышанную музыку. Поэтому часто говорят: «Музыка выражает наши чувства. Учит переживать».

Посмотрите сюда – здесь вы видите портреты великих композиторов, которые подарили нам волшебный музыкальный мир, а здесь разные музыкальные инструменты, на которых играют музыканты, чтобы мы могли услышать чудесную музыку, созданную композиторами.

Педагог: Домисолька, а как называется самый первый музыкальный инструмент?

Фея Музыки: Этот инструмент называется «голос». Это самый древний инструмент, и он есть у каждого из вас. Давайте послушаем наши голоса.

Детям предлагают спеть хорошо им знакомую песню из любимого мультфильма.

Фея Музыки: Как хорошо звучат ваши инструменты! А вы, наверное, хотите исполнить музыку не только своим голосом? Посмотрите, сколько здесь различных детских музыкальных инструментов, но, чтобы вы научились играть на них, а также вслушиваться в музыку, понимать её мысли и чувства, я приглашаю вас в музыкальный город. Перенесёт нас туда эта волшебная музыка. Полетели!

Упражнение «Вальс цветов», музыка П.Чайковского. Это музыкальное произведение можно использовать в качестве темы Феи Музыки.

Фея Музыки: Я предлагаю вам попробовать поиграть на музыкальных инструментах (детям раздать музыкальные инструменты). Вот видите, чтобы научиться играть, надо нам с вами встречаться с музыкой в нашем музыкальном городе, и, чем больше вы будете узнавать о ней, тем вам понятнее будет музыка. Ну, а теперь нам пора расставаться. Скоро увидимся. С нетерпением буду ждать встречи с вами (поёт): «До свидания, дети!»

Дети и педагог (поют). До – сви – да – ни –я!

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ

- Какие бывают звуки? (Шумовые и музыкальные.)

- Кто сочиняет музыку? (Музыкант.)

- На чём музыкант исполняет музыку? (На музыкальном инструменте.)

-Какой самый древний музыкальный инструмент? (Голос человека.)

-Активный словарь: композитор, исполнитель, слушатель. Чтобы ими стать, надо учиться.

*Использование дополнительного материала зависит от уровня развития детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Детский альбом» П.И.Чайковского

П.И.Чайковский «Детский альбом» - 24 лёгкие пьесы, такие знакомые и гениальные в своей простоте. Это день ребёнка, прожитый им с утра («Утренняя молитва») до вечера («В церкви»), с его играми, радостями и печалями, и сказками. В самом общем виде эта идея была высказана И.В.Кошминой (научный сотрудник Лаборатории музыкального искусства Исследовательского центра эстетического воспитания Института развития личности РАО) на одной из её лекций перед учителями музыки.

Мир современного ребёнка с его скоростями, эмоциями, культурой мышления, воспитанием, мироощущением так отличается от того, что он услышит в «Детском альбоме». Цель учителя: помочь ребёнку сегодняшнему ощутить те радости и переживания, которые сопровождали жизнь ребёнка в далёком прошлом, и через эти эмоции лучше понять внутренний мир детской души. Многое из того, что на бытовом уровне отошло в прошлое, оказывается близко и дорого нашим детям и должно найти живой отклик в их душах.

Занятие строится на вопросах учителя и ответах детей. (Следующие ответы детей предполагаются исходя из опыта работы педагога и уровня развития детей.) Пьесы П.Чайковского являются составной частью занятий с детьми.

Марши бывают разные

Учитель: Какой это кит? Какая основа музыки?

Звучит первая часть «Марша деревянных солдатиков».

Дети: Это марш.

У.: Кто может так маршировать?

Д.: Кто-то очень маленький. Куклы, котята и т.д.

У.: Почему так решили?

Д.: Музыка тихая, быстрая, но это марш.

У.: Вам не кажется, что это какой-то инструмент?

Наиграть аккомпанемент, изображающий трубу и барабан.

Д.: Похоже на трубу, на дудочку, только маленькую, на барабанчик.

У.: Ещё раз послушайте аккомпанемент. Кто же играет эту музыку?

Д.: Похоже на маленький оркестр.

У.: А теперь послушайте мелодию и аккомпанемент. Кто это марширует?

Звучит опять первая часть марша.

Д.: Это маленькие солдатики идут с оркестром, как на параде.

У.: Что значит «маленькие»?

Д.: Игрушечные.

У.: Эту пьесу П.И.Чайковский назвал «Марш деревянных солдатиков». Как вы думаете, почему?

Д.: Значит, когда он был маленький, он играл в деревянных солдатиков.

У.: Я ещё раз сыграю вам «Марш деревянных солдатиков», а вы послушайте, как изменилась музыка.

Звучит весь марш.

Д.: Музыка менялась. Словно солдатики куда – то свернули, а потом пошли назад.

У.: Там, куда свернули, темно или светло?

Д.: Давайте изобразим «Игрушечный парад» Наши пальчики - ноги солдатиков.

Пальчиками изображают движения солдатиков во время звучания второй части.

У.: Прекрасно! Какую пьесу мы сейчас слушали?

Д.: «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского. Музыка тихая и быстрая. Чайковский написал этот марш, чтобы мы слушали и представляли этих солдатиков. Марши бывают разные: для взрослых, детей и даже кукол.

«Болезнь куклы» и «Новая кукла»

У.: Какое настроение передаёт музыка?

Звучит «Болезнь куклы».

Д.: Это кто-то плачет. Это девочка. Её обидели.

У.: Да, это девочка. Да, она плачет, а в руках у неё кукла.

Д.: Кукла сломалась!

У.:Заболела?

Д.: Да.

У.: Послушайте внимательно окончание пьесы. Может быть, кукла выздоровела?

Д.: Нет, она умерла.

Звучит «Новая кукла».

Д.: Девочка радуется, подпрыгивает, танцует.

У.: Почему?

Д.: Ей подарили новую куклу!

У.: Музыка называется «Новая кукла». Как вы смогли угадать названия пьес?

Наиграть начало «Болезнь куклы»

Д.:Музыка тихая, словно капают слёзы.

Наиграть начало «Новой куклы».

Д.: Музыка весёлая, радостная, похожа на быстрый вальс, словно девочка кружится на радостях, что получила куклу.

ЛИТЕРАТУРА ​​​​​​​

Е.А.Минина. Музыкальное развитие детей 5-7 лет в детском саду. Программа преддошкольного образования. Ярославль. Академия развития,2008.

М.А.Давыдова. Мастерская учителя. Уроки музыки. М., ВАКО, 2008.

И.Л.Дзержинская. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М., Просвещение,1985.

Т.И.Бакланова. Музыка для детей. Ярославль. Издательство Астрель, 2009.

Л.Г.Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. Методика музыкального воспитания в школе. М., Акдемия, 1998.

О.С.Блейз. Всё о музыке. Ярославль. Издательство Астрель,2001.

Н.Н.Рябенко Уроки музыки. М., Айрис пресс, 2006.

Е.А.Смолина. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития,2006.

Т.А.Замятина. Современный урок музыки. М.,Глобус, 2008.

Т.Н.Образцова. Музыкальные игры для детей. М.,ЛАДА, 2005.

В.П.Ватаман. Мир народной культуры. Волгоград, «Учитель», 2009.

В.Владимирова. Музыкальная литература. М.,»Музыка»,1986.

В.Васина – Гроссман. Первая книжка о музыке. М.,»Музыка»,1988.

М.Г.Рыцарева. Музыка и я. М., «Музыка», 1994.

М.А.Давыдова, И.А.Агапова. Музыкальные вечера в школе. М., Рольф, 2001.

В.И.Зайцев. Обучение с увлечением. Вып.3. М., 2008.

Л.И.Счастливенко. В свободный час. Новосибирск, Окарина, 2007.

И.Л.Дзержинская. Музыкальное воспитание дошкольников. М.Просвещение, 1985.

С.И.Бекина. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7лет),

М. Просвещение, 1984.

Ф.М.Орлова и Е.Н.Соковнина «Нам весело». Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада., М.Просвещение, 1973.

Детская энциклопедия. №5-2007 «Музыка и музыканты». ( Познавательный журнал для девочек и мальчиков).

Н.В.Пикулева. Слово на ладошке.Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2006г.

Елена Сыч. Замечательный день. Челябинск: Издательство Татьяны Лурье,2004г.

Е.Поплянова. Жили – были Трали – Вали. Челябинск: «Урал LTD», 1997г.




















Опубликовано в группе «Музыкальная копилка учителя »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.