12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шатохина Ирина Григорьевна5670
Россия, Воронежская обл., Лиски
Материал размещён в группе «Я - учитель начальных классов!»
7

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки»


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Умелые ручки»

1 класс


 

Срок реализации -33часа

Составитель: И.Г.Шатохина,

учитель начальных классов


 


 


 

Пермь 2013г.

 

 Пояснительная записка

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 6,6-8 лет.

При обучении используется режим групповых занятий - по одному часу в неделю –33 часа

Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

Актуальность программы «Умелые руки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.


 

Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.


 

Задачи:

Познакомить с окружающим миром.

Изготовить поделки и сувениры, в том числе и из бросового и природного материала.

Использовать в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)

Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.


 

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.


 

Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.


 

Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.


 

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.


 

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.


 

Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.


 

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.


 

Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).


 

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.


 

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ. Использование поделок-сувениров в качестве подарков.


 

К концу обучения учащиеся должны знать:

название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.


 

К концу обучения учащиеся должны уметь:

анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.


 

Условия реализации программы

Инструменты и приспособления:

простой карандаш

линейка

фломастеры

цветные карандаши

ножницы канцелярские с закругленными концами

кисточка для клея и красок

иголки швейные

доски для работы с пластилином

Материалы:

пластилин

бумага цветная для аппликаций

двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга

картон белый и цветной

ткань: ситец однотонный и цветной

мех

вата

нитки швейные – белые, черные и цветные

мулине

шерстяная пряжа

клей ПВА

ватные диски


 


 


 

Тематическое планирование и содержание программы


 

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Работа с пластилином

5

0,5

4,5

3

Работа с бумагой и картоном.

20

2

18

4

Работа с соленым тестом

3

0,5

2,5

5

Работа с бросовым материалом

3

-

3

6

Итоговое занятие

1

1

-

 

Всего

33

5

28


 

Тема

Содержание

Часы

Примечание

1

Вводное занятие

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

1

 


 

2


 

Работа с пластилином

История про пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. Лепка по замыслу детей.

1

 

Лепка овощей, фруктов.

Сказка о животных.

1


 

1


 


 

Работа в группах

Пластилиновая аппликация на картоне с использованием природного материала.

2

 


 

3


 

Работа с бумагой и картоном.

Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Техника безопасности. Закладка.

1

 

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.

2

 

Изготовление аппликаций. Использование дырокола.

2

Работа в парах

Плетёные листья.

1

 

Знакомство с оригами. Приемы сгибания.

Оригами.


 

Панно «Лесная поляна»

1


 


 

2


 

2


 


 


 

Работа в группах

Коллективная творческая работа

Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

4

 

Квиллинг. Приемы бумагокручения.

Снежинка. Объёмное изделие.

Панно «Цветочная поляна»

1


 

2


 

2


 


 


 


 

Коллективная творческая работа

4

Работа с соленым тестом

Технология изготовления.

Творческая работа


 


 

3

 

5

Работа с бросовым материалом

Конструирование дома для сказочных героев.

2

Работа в группах

«Фантиковая фантазия»

1

Коллективная творческая работа

6

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

1

Защита творческих проектов.

 

Литература

Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru

Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.

М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.

М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.

Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.

В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.

Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.

В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.

Опубликовано в группе «Я - учитель начальных классов!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.