Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» (1 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
1 класс
Срок реализации -33часа
Составитель: И.Г.Шатохина,
учитель начальных классов
Пермь 2013г.
Пояснительная записка
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 6,6-8 лет.
При обучении используется режим групповых занятий - по одному часу в неделю –33 часа
Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.
Актуальность программы «Умелые руки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.
Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
Познакомить с окружающим миром.
Изготовить поделки и сувениры, в том числе и из бросового и природного материала.
Использовать в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)
Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ. Использование поделок-сувениров в качестве подарков.
К концу обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
Условия реализации программы
Инструменты и приспособления:
простой карандаш
линейка
фломастеры
цветные карандаши
ножницы канцелярские с закругленными концами
кисточка для клея и красок
иголки швейные
доски для работы с пластилином
Материалы:
пластилин
бумага цветная для аппликаций
двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
картон белый и цветной
ткань: ситец однотонный и цветной
мех
вата
нитки швейные – белые, черные и цветные
мулине
шерстяная пряжа
клей ПВА
ватные диски
Тематическое планирование и содержание программы
№ |
Тема |
Всего часов |
Теоретических |
Практических |
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
2 |
Работа с пластилином |
5 |
0,5 |
4,5 |
3 |
Работа с бумагой и картоном. |
20 |
2 |
18 |
4 |
Работа с соленым тестом |
3 |
0,5 |
2,5 |
5 |
Работа с бросовым материалом |
3 |
- |
3 |
6 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
- |
Всего |
33 |
5 |
28 |
№ |
Тема |
Содержание |
Часы |
Примечание |
1 |
Вводное занятие |
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля. |
1 |
|
2 |
Работа с пластилином |
История про пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. Лепка по замыслу детей. |
1 |
|
Лепка овощей, фруктов. Сказка о животных. |
1
1 |
Работа в группах |
||
Пластилиновая аппликация на картоне с использованием природного материала. |
2 |
|||
3 |
Работа с бумагой и картоном. |
Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Техника безопасности. Закладка. |
1 |
|
Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев. |
2 |
|||
Изготовление аппликаций. Использование дырокола. |
2 |
Работа в парах |
||
Плетёные листья. |
1 |
|||
Знакомство с оригами. Приемы сгибания. Оригами.
Панно «Лесная поляна» |
1
2
2 |
Работа в группах Коллективная творческая работа |
||
Изготовление елочных гирлянд, игрушек. |
4 |
|||
Квиллинг. Приемы бумагокручения. Снежинка. Объёмное изделие. Панно «Цветочная поляна» |
1
2
2 |
Коллективная творческая работа |
||
4 |
Работа с соленым тестом |
Технология изготовления. Творческая работа |
3 |
|
5 |
Работа с бросовым материалом |
Конструирование дома для сказочных героев. |
2 |
Работа в группах |
«Фантиковая фантазия» |
1 |
Коллективная творческая работа |
||
6 |
Итоговое занятие. |
Подведение итогов. |
1 |
Защита творческих проектов. |
Литература
Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.