12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дарья23
Нижегородская обл.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в первом и втором классах на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. В третьем и четвертом классах на изучение курса «Технология» отводится 2 часа в неделю. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы - 1 час в неделю. 
        Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности,  с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

 На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Очумелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели кружковой работы

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.

 

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи

·      развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

·       учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

· учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

·      воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 -11 лет, на 4 года обучения: 33 часа в год, 1 час в неделю.

Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

1 год (33 часа)

Первый год обучения определяет содержа­ние и характер совместной работы учителя и учащихся по осозна­нию предстоящей практической деятельности: это анализ конструк­ции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструмен­тами, название используемых материалов и ряда их свойств, подле­жащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством родного края – вышивкой.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклас­сники под руководством учителя составляют словесный план, разли­чая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготов­ление будет вестись подконтрольно.

Вводная беседа (1 час).

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Из истории происхождения  ножниц. Беседа.

Работа с бумагой и картоном (8 часов).

·         Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».

Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.

Изготовление карнавальных масок.

Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Работа с тканью (8 часов).

Знакомство с наперстком.

Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».

Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).

Знакомство и шитье мягкой игрушки.

Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).

Шитье коврика из лоскутков различной ткани.

Работа с бросовым материалом (7 часов).

Конструирование дома для сказочных героев.

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.

Игрушки из пластмассовых бутылок.

Работа с пластилином (8 часов).

·        Рассказ о глине и пластилине.

Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).

Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.

Лепка по замыслу детей.

Подведение итогов (1 час).

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

·           правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

·           соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

·           анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

·                       экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

 

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7- 11 лет, на 4 года обучения: 33 часа в первый год, 1 час в неделю.

Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.

4.ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  

 

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

   

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литера туры;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще го решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, по следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин формацию как ориентир для построения действия

5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

При отборе содержания и видов деятельности для детей, учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности педагога.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводная

беседа

1

1

-

 

2

Работа

с бумагой

и картоном.

8

 

8

 

3

Работа

с тканью

8

 

8

 

4

Работа

с бросовым материалом

7

 

7

 

5

Работа

с пластилином

8

 

8

 

6

Подведение итогов

1

1

-

 

 

Итого

33

2

31

 


 

Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема

Кол-во

часов

Формируемые УУД

Дата проведения

Корректировка

 

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

1

Личностные: формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Регулятивные:  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;Познавательные: умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.Коммуникативные: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

   

 

Аппликация «Угощение для зайчика»

1

Личностные: формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию;

   

 

Аппликация «Колючий недотрога»

1

   

 

Аппликация «Рыбка плавала в пруду»

1

   

 

Аппликация «Муха-цокотуха»

1

   

 

Аппликация «Птица волшебного леса»

1

   

 

Аппликация «Обитатели цветочной поляны»

1

Личностные: формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Регулятивные:  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;Познавательные: умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.Коммуникативные: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

   

 

Аппликация «Павлин»

1

   

 

Аппликация из чешуек шишек. «Львёнок и черепаха».

1

Личностные: формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию;

   

 

Сувениры из бересты.

1

   

 

Аппликация «Цапля»

1

   

 

Аппликация из мха, листьев «Шуба тёплая на нём и зимой и летом»

1

   

 

Аппликация «Перо жар-птицы»

1

   

 

Аппликация из иголок хвойных деревьев “Новогодняя ёлка”.

1

   

 

«Подводное царство»

1

Личностные: формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию;

   

 

Мозаика из яичной скорлупы «Цветной калейдоскоп»

1

   

 

Художественное моделирование из бумаги по шаблонам. Панно «Лесные мотивы».

1

Личностные: формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Регулятивные:  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;Познавательные: умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.Коммуникативные: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

   

 

Поздравительная открытка « День защитника Отечества»

1

   

 

Поздравительная открытка «День 8 марта»

1

   

 

Конструирование из бумаги «Теремок»

1

   

 

Конструирование из бумаги «Обитатели теремка»

1

   

 

Коллективное панно «На лесной опушке»

1

Личностные: формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию;

   

 

Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).

1

Личностные: формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию;

   

 

Коврик из лоскутков.

1

   

 

Аппликация на ткани «Мышка-норушка»

1

   

 

Аппликация на ткани «Зайчик с морковкой»

1

   

 

Конструирование дома для сказочных героев.

1

Личностные: формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Регулятивные:  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;Познавательные: умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.Коммуникативные: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

   

 

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.

1

   

 

Игрушки из пластмассовых бутылок. «Клоун»

1

   

 

Игрушки из пластмассовых бутылок. «Акробат»

1

   

 

Пластилиновая аппликация на картоне «Мир цветов»

1

Личностные: формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.Познавательные: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию;

   

 

Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.

1

   

 

Выставка работ. «Мир нашего творчества»

1

Личностные: формировании у детей мотивации к обучению,.Регулятивные:  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале Познавательные: умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска.Коммуникативные: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

26.05


 


 

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.   Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер.

2. Демонстрационный материал, наглядность, презентации.

 

8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ


Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.