12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Николаевна Кострич16
1

Образовательная робототехника как способ формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы


Образовательная робототехника как способ формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Кострич Е.Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ города Абакана «Лицей имени Н.Г. Булакина»


Федеральные государственные образовательные стандарты нацеливают учителей на создание условий для разностороннего развития личности ребёнка. Вместе с этим результаты образования рассматриваются на основе системно деятельностного подхода, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в ходе собственной учебно-познавательной деятельности. В процессе обучения мы, учителя, формируем универсальные учебные действия (УУД): личностные, регулятивные, коммуникативные, предметные, сочетая их с деятельностью творческой, связанной с развитием у ученика познавательных процессов.

Учитель в своей педагогической деятельности должен учитывать то, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Ребёнку легче учиться, усваивать материал, когда ему учиться интересно. Такой познавательный интерес формируется разными способами на уроках и во внеурочной деятельности. Это и игра, и элементы занимательности, проблемные ситуации и другие способы. Успех обучения зависит от желания ребёнка учиться, познавать. Значит наша цель – привить интерес к знаниям, способность их получать, опираясь на занимательный и в тоже время содержательный материал.

Для преодоления трудностей в усвоение материала и формирования УУД у обучающихся я применяю на уроках и занятиях внеурочной деятельности образовательную робототехнику. И, хотя я с ней познакомилась сравнительно недавно, могу сделать вывод, что действительно конструктор ЛЕГО служит удобным инструментом, позволяющим легко преодолевать ряд типичных трудностей при изучении учебного материала учащимися. Во время работы с деталями Лего-конструктора предметно-практическая деятельность, осуществляемая учащимися, способствует коррекции мелкой моторики, пространственной ориентации, повышает мотивацию к обучению. Работа с деталями Лего-наборов помогает учащимся лучше запомнить новые слова и их лексическое значение. Создается ситуация, в которой у учащегося будет возможность говорить, комментировать практические действия. Учащиеся учатся работать в группе и совместно находить решение поставленных перед ними задач. Деятельность выступает как внешнее условие развитие у ребёнка познавательных процессов. Это означает, что для развития ребенка необходимо организовать его деятельность. Такую стратегию обучения легко реализовать через групповые занятия с образовательной робототехникой.

Я апробирую образовательную робототехнику при проведении учебных занятий с пятого класса на уроках. Конечно, не всегда и не часто можно использовать такую технологию на уроке. Все зависит от целей и задач урока, не в каждой теме целесообразно использование робототехники, но при использовании это всегда работает на позитивное настроение, положительный результат, развитие воображения и логического мышления.

Применение ЛЕГО-кирпичиков даёт положительные результаты при усвоении учебного материала, помогает овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиску средств её осуществления, способствуют освоению способов решения проблем творческого и поискового характера. Кирпичики ЛЕГО являются наглядно – образными моделями тех интеллектуальных операций, которые учащиеся производят в ходе учебной деятельности.

Очень продуктивным и запоминающимся оказался интегрированный урок русского и английского языков. Реализуя системно-деятельностный подход с помощью образовательной робототехники, совместно с учителем английского языка мы успешно применяли конструктор Лего. Проект включал в себя несколько блоков подготовки. Изучение новых слов на английском языке – английский язык, изучение написания слов-переводов – русский язык, сбор информации по предложенным темам.

В процессе данной игровой деятельности формируются не только коммуникативные УУД, но и личностные, регулятивные и познавательные, такие как внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, учебно-познавательный интерес к новым знаниям и способам решения поставленной задачи, умения принимать и сохранять учебную задачу, умение адекватно воспринимать оценку учителя.

На уроке русского языка в 5 классе образовательная робототехника использовалась мной для лучшего запоминания графического образа состава слова и понимания словообразования. Учащимся предлагалось построить модель слова из деталей Лего-конструктора так, чтобы было сразу видно и понятно, где корень или приставка. В ходе работы усложняла задание: например, подобрать родственные слова. При этом части слова, обозначенные деталями красного цвета менять нельзя. В результате дети ловко придумывали однокоренные слова, изменяя только суффикс или приставку. При изучении правописании определённой приставки или НЕ с глаголами - подбирали новые слова, добавляя детали, отвечающие за основу, корень, суффикс или окончание слова.

При изучении и закреплении темы «Предложение» можно схему предложения выкладывать с помощью кирпичиков ЛЕГО. Можно определять количество гласных звуков в слове, количество слогов.

В 6 классе при изучении склонения имен существительных, прилагательных их падежных окончаний ЛЕГО – кирпичики выступают в роли цветового сигнала как при устном счете.

На уроке литературы во 5 классе образовательная робототехника применялась при работе над словарем. Ребята прочитали произведение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и собрали с помощью деталей Лего-конструктора ветхую землянку, корыто, избу со светелкой, терем к тексту сказки. Затем уточняли в толковом словаре такие слова, как «невод, крыльцо, ступеньки, терем», отрабатывали грамматические конструкции, падежные окончания. После этого учащиеся пересказывали текст с демонстрацией действий. В процессе уроков у учащихся формировались коммуникативные учебные действия: инициативное сотрудничество, умение договариваться и совместно решать поставленную задачу.

В 7 классе при изучении темы «Описание действий» ученикам было предложено творческое задание: описать действие – процесс программирования робота, или придумать название сочинения-описания действия связанного с роботами, а потом и написать сочинение.

Такие коллективные формы работы вызывают живой интерес у учащихся к учебно-познавательной деятельности.


Диапазон возможностей использования образовательной робототехники достаточно широк и зависит от фантазии, творчества учителя, но в любом случае можно сделать вывод о том, что ее применение в преподавании русского языка и литературы не только возможно, но позволяет работу на уроке сделать более интенсивной, а также повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.






Список литературы

Справочно-информационный портал «Русский язык»http://www.gramota.ru

http://www.rusedu.ru/

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» – www.eidos.ru.

Комплект методических материалов «Перворобот». Институт новых технологий.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.