Образовательная ситуация в старшей группе "Дождевой червяк"
Образовательная ситуация в старшей группе.
Тема: «Дождевой червяк».
Цель: расширять знания о дождевых червяках.
Обучающие задачи:
- расширять кругозор: познакомить детей с обитателем почвы – дождевым червяком, с особенностями его внешнего вида, формировать представление о роли дождевого червяка в природе.
- дать представление о почве, учить устанавливать связь между состоянием почвы (рыхлая) и наличием в ней обитателей (дождевых червей). Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи в природе;
- учить вступать в диалог, отвечать на вопросы, грамматический строй речи – употреблять существительные с предлогами (на поверхности; в земле; под землей). Активный словарь: почва, дождевой червяк, рыхлить. Пассивный словарь: обитатели почвы, головной конец, задний конец;
Развивающие задачи:
- способствовать развитию основ логического мышления (сравнивать, сопоставлять). Сравнить несколько червяков, их цвет, поверхность, длину, толщину.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей желание помогать дождевому червяку, который оказался в трудной ситуации (на асфальте).
Методы:
- рассказ воспитателя;
- наблюдение.
Материалы и оборудование: лопатки, пластилин, солёное тесто, стеки, клеёнки, салфетки.
Ход образовательной ситуации:
На прогулке.
Воспитатель: - Ребята, мы видели вчера дождевых червей на земле?
- Ответы детей.
А сегодня мы их видим? Как вы думаете, почему дождевые черви выползли?
- Ответы детей.
Воспитатель: - Почему черви называются дождевыми?
-Ответы детей.
Воспитатель: - Вчера дождя не было, а сегодня утром?
- Ответы детей.
Детям предлагается послушать отрывки из сказок: «Как червяк дождевым стал», Н.Павловой «Большое чудо». (Дети вместе с воспитателем проходят в беседку и садятся вокруг воспитателя.)
Воспитатель: - А теперь ребята давайте порассуждаем и ответим на вопросы ещё раз:
- Почему черви называются дождевыми?
- Почему они выползают именно после дождя, а в солнечную сухую погоду находятся в земле?
- Ответы детей.
Воспитатель: - А теперь давайте возьмем лопатки и покопаем землю на дорожке и около клумбы. Ребята, на каком участке в почве мы наблюдаем дождевых червей?
- Ответы детей.
Воспитатель: - Какую землю любит дождевой червяк сухую или влажную?
- Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята давайте рассмотрим внешний вид дождевого червяка. Дотроньтесь до него, погладьте, что вы о нем узнали?
- Ответы детей.
Воспитатель: - Теперь погладьте в обратном направлении, что теперь почувствовали?
- Ответы детей.
Воспитатель: - Какой дождевой червяк на ощупь? Какого он цвета?
- Ответы детей.
Воспитатель: - Как он двигается? Давайте положим дождевого червяка на землю и понаблюдаем!
Воспитатель: - Дождевого червя не следует долго держать без земли, т.к. его поверхность может высохнуть, и он погибнет. Поэтому весной, летом и осенью, когда тепло, жарко, мы не увидим на поверхности земли дождевого червяка.
Детям предлагается послушать сказку Т. А. Шорыгиной «Дождевой червяк». (Дети вместе с воспитателем проходят в беседку и садятся вокруг воспитателя.)
Воспитатель: - Ребята как вы думаете, для чего дождевые червяки рыхлят почву?
- Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте сформулируем «Правил обращения с дождевыми червями».
- Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы отправляемся в группу, и каждый из вас придумает свою форму движения дождевого червяка и нарисует её. (Воспитатель с детьми сидят за одним столом).
Воспитатель: Ребята, о ком мы сегодня разговаривали? Что узнали нового? Что понравилось делать?
- Ответы детей.