Образовательная ситуация по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Дерево доброты»
Образовательная ситуация по социально-коммуникативному развитию
в средней группе «Дерево доброты».
Цель: содействовать нравственному развитию детей.
Задачи: - конкретизировать первоначальные представления о правилах поведения в группе детского сада;
- способствовать развитию интереса к сфере взаимоотношений со сверстниками в детском саду;
- обучать способам проявления заботы, доброжелательного отношения к сотрудникам детского сада, к сверстникам.
Оборудование: «Дерево доброты», карточки-иллюстрации с хорошими и плохими поступками, листья, цветы.
Предварительная работа: тематические беседы, чтение художественной литературы (А. Барто «Двояшки», Е. Стеквашова «Друзья», В. Мажная «Такая дружба», р. нар. сказка «Зимовье зверей», В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и др.), пословиц, поговорок о дружбе, доброжелательности, взаимоуважении; знакомство с пословицами и поговорками о дружбе и доброте; рассматривание иллюстраций книги «Уроки добра»; составление простых рассказов из личного опыта, экскурсия-знакомство в младшую группу.
Ход занятия:
Звучит песня о дружбе.
Воспитатель собирает детей возле себя и рассказывает:
1. Введение в ситуацию.
Воспитатель: Сегодня утром я вошла в группу и увидела, что у нас появилось нечто удивительное. Хотите посмотреть? (Да).
Воспитатель вносит «дерево доброты», ставит перед детьми.
Воспитатель: Что это? (Дерево). Оно вам нравится? (Да). Но чего-то не хватает. (Нет ни листьев, ни цветов, ни плодов). На дереве висит записка! Сейчас прочтем.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я – дерево Доброты. Послушайте мою историю. Раньше я росло в другом детском саду. Но дети там не умели здороваться, постоянно ссорились, обижали друг друга, не помогали воспитателю. Мои листья и цветы осыпались, яблок не уродилось. Помогите мне, пожалуйста, дети! Мне хочется быть с листочками, цветами и яблоками. Надеюсь, что у вас в группе мне будет хорошо!»
Воспитатель: Оказывается - это дерево Доброты. Чтобы оно расцвело и зазеленело, нужно быть вежливыми и дружными, творить добро. Вы хотите помочь дереву Дружбы? Сможете? (да).
2. Актуализация знаний и умений.
Игра «Вежливые слова».
Воспитатель: Дереву станет лучше, если вы будете соблюдать правила поведения в детском саду. Сейчас мы постараемся быть дружелюбными друг с другом, поиграем в игру «Вежливые слова».
- Скажите, пожалуйста, какими словами люди приветствуют друг друга?
- … благодарят за что-то? («спасибо, благодарю»)
- … извиняются? («извини, прости, мне очень жаль»).
- … прощаются друг с другом? («до свидания, до встречи, пока»).
- Молодцы! Отлично! Вы знаете много вежливых слов.
- А здороваться можно по-разному. Например, приветствовать друг друга и без слов. Давайте поздороваемся так:
- для этого потрем свою ладошку о ладошку своего соседа. Я потрусь ладошками с Арсением, Арсений с Настей и т. д.
- встанем, протянем и пожмём друг другу руки;
- обнимем друг друга;
- прикоснёмся щёчками,
- давайте поздороваемся коленями,
- плечами,
- спинами. Замечательно!
Дети «приветствуют» друг друга разными способами.
Воспитатель прикрепляет к дереву листья.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, на дереве появились зеленые листочки, потому что вы были вежливыми друг с другом. Дерево распускается. Отлично! Итак, продолжаем добрые дела.
Воспитатель: На мои вопросы вы будете отвечать «да-да-да!» или «нет-нет-нет!»
Игра: «Да-да-да», «нет-нет-нет».
Будем крепко мы дружить?
(да-да-да)
Нашей дружбой дорожить?
(да-да-да)
Мы научимся играть?
(да-да-да)
Другу будем помогать?
(да-да-да)
Друга нужно разозлить?
(нет-нет-нет)
А улыбку подарить?
(да-да-да)
Друга стоит обижать?
(нет-нет-нет)
Чай с друзьями будем пить?
(да-да-да)
Будем крепко мы дружить? (да-да-да)
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием, много знаете о дружбе. Сейчас на дереве распустятся цветы. Подойдите к нему, пожалуйста, и прикрепите цветы дружбы.
Дети прикрепляют цветы к дереву.
Воспитатель: Но бывает так, что вы ссоритесь. Что же делать? Конечно, мириться.
Дети выходят парами, один ребенок рассказывает стихотворение-мирилку.
На столе лежат яблоки из картона, на которых иллюстрации с хорошими и плохими поступками.
3. Игра «Хорошо-плохо».
Воспитатель: Ребята, поиграем в игру «Хорошо-плохо». Перед вами иллюстрации. Необходимо определить, какие поступки детей радуют всех, а какие – огорчают.
И тогда на дереве доброты вырастут яблочки – хорошие поступки.
Дети отделяют хорошие поступки от плохих, вешают «яблоки хороших поступков» на дерево, объясняя свой выбор с помощью вопросов воспитателя: «Что делает ребенок на картинке? Повесишь это яблочко на дерево? Почему?» Это хороший поступок или плохой?»
Воспитатель: Молодцы! Смотрите, как преобразилось наше дерево!
4. Речевая игра «Самые хорошие поступки».
Воспитатель: Дети! Возьмитесь за руки, встаньте в круг. Подумайте, какой самый лучший поступок каждый из вас совершил. Расскажите о нем.
Ребенок рассказывает о своем добром поступке,
воспитатель вешает на дерево цветок.
Воспитатель: Отлично! Я вижу, что вы умеете делать добрые дела. И дереву стало еще лучше у нас!
5. Физкультминутка «Игра на пальцах».
Дети рассаживаются на ковре.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
(Дети соединяют пальцы обеих рук в «замок» с соседями)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(Прижимают ладони друг к другу.)
Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять.
(Подушечками постукивают пальцами друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(Опускают руки, встряхивают кистями.)
6. Осмысление.
Воспитатель: Кому мы сегодня помогали?
- Почему нам это удалось? (Были вежливыми, дружелюбными).
Воспитатель: Вот какое чудесное дерево у нас получилось. Оно будет расти у нас. А мы постараемся быть добрыми и вежливыми. Мир, дружба, веселое настроение навсегда поселятся в нашей группе. И тогда дерево будет становиться с каждым днем все красивее. Согласны, дети? Чтобы на нем появилось еще одно яблоко, поблагодарим наших гостей и вежливо попрощаемся с ними.
Звучит песня «От улыбки».