Конспект НОД с использованием образовательной технологии «Ситуация» по изобразительной деятельности в старшей группе
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Улыбка» с. Вавож
Конспект НОД
с использованием образовательной технологии «Ситуация»
по изобразительной деятельности в старшей группе
Автор: Афанасьева А.Н.
Вавож, 2019 г.
Конспект НОД
с использованием образовательной технологии «Ситуация»
по изобразительной деятельности в старшей группе
Автор: Афанасьева А.Н.(воспитатель МДОУ д/с «Улыбка» с. Вавож)
Тема «Пригласительные ко Дню День Государственности Удмуртии»
Цель: Учить отражать в аппликации характерные особенности удмуртского орнамента.
Задачи:
Учить детей располагать элементы удмуртского орнамента и соединять их в единую композицию;
Упражнять в умении самостоятельно подбирать цвета, исходя из особенностей колорита удмуртского орнамента;
Воспитывать интерес к удмуртской культуре.
Материал: цветная бумага, клей ПВА, кисточки, розетки под клей, клеёнки, салфетки, иллюстрации.
Предварительная работа:
Экскурсия в мини-музей детского сада; слушание удмуртских песен, стихов;
рассматривание кукол в удмуртском костюме.
Ход:
Введение в тему
Скажите, вы любите играть?
В какие игры вы играете? (хороводные, настольные, народные).
Почему игры называют народными? (придумал народ).
Какие удмуртские народные игры вы играете? («Быж», «Копка»…).
Скоро праздник День Государственности Удмуртии, День рождение нашей республики. Меня попросили, сделать пригласительные билеты на праздник. Сделать нужно сегодня. Я волнуюсь, успею ли сделать…(пауза - дети предлагают свою помощь). На пригласительном билете должен быть удмуртский орнамент.
Актуализация знаний и умений
Какие удмуртские орнаменты вы знаете? (Знают-толезъ-луна, кизили-звезда).
А вы знаете, как правильно расположить элементы орнамента? (нет)
А хотели бы узнать? (ответы детей)Где можно узнать? (спросить у взрослого, поискать в интернете, прочитать в книге…). Где будем искать? (спросим у взрослого).
Открытие нового знания
У удмуртского народа свой характерный орнамент.
Орнамент – это художественное украшение, узор, в котором повторяются одни и те же элементы. Орнамент располагается на полосе (рассматривают книгу «Удмуртские орнаменты»).
У удмуртов орнамент состоят из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т.п.
Обратите внимание, какие цвета преобладают в орнаменте удмуртов: (черный, красный, синий, белый - север Удмуртии). У южных удмуртов цвета орнаментов более красочные: зеленый, оранжевый, фиолетовый цвет.
Посмотрите красоту удмуртских орнаментов (просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=78Q0g2Fl1TY).
Что же мы с вами будем делать? (пригласительный билет с удмуртским орнаментом). Какие цвета используем?
Прежде чем нам отправиться в мастерскую для изготовления пригласительных билетов, предлагаю размяться (проводится физкультминутка
«Диськут»
Надел на голову – изьы,
На руке моей – позьы,
Много шапок – изьос,
Руковицы – позьос.
Одеты в шубы – шубаос
Гуляют дети – нылпиос,
Не мерзнут ноги их – пыдъёс
В валенках – гынсапегъёс.
Можно использовать цветную бумагу, самим подготовить геометрические фигуры, а затем наклеить их на пригласительный билет. А можно взять готовые удмуртские узоры и ими украсить пригласительный билет.
Не забывайте, правила пользования ножницами и клеем (вытереть остатки клея салфеткой).
Напоминаю, узоры должны чередоваться.
Самостоятельная работа
Дети, быстро выполнившие свою работу, оказывают необходимую помощь другим детям.
Включение нового знания в систему знаний и умений
Интерактивная игра «Найди удмуртский орнамент»
Осмысление
Что полезное сделали и узнали?
Что вам было трудно при выполнении вашей работы?
Что бы хотели смастерить или сделать своими руками на следующем занятии?
Ребята посмотрим, какие замечательные пригласительные у нас получились. Кто хочет рассказать про свой пригласительный билет, какими элементами удмуртского орнамента он выполнен? Рассматривают работы.
Если вы считаете, что у вас хорошо получилась, возьмите элемент орнамента красного цвета, а если не все удалось, что хотелось, то синий.
Спасибо, ребята, вы мне очень помогли.
Приложение
Структура технологии «Ситуация»
Технология «Ситуация» включает в себя шесть последовательных шагов (этапов).
Введение в ситуацию.
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, он может предложит детям рассказать о любимых праздниках, или о своих домашних обязанностях, о своей семье и т.п. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».
Нужно отметить, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью, это то, что ребенок «сам хочет» сделать. Проектируя образовательный процесс, следует учитывать, что младшие дошкольники руководствуются своими сиюминутными желаниями (например, поиграть), а старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому–либо).
Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель не только полноценно включает методологически обоснованный механизм мотивации («надо» - «хочу» - «могу»), но и целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом, позой взрослый дает понять, что и он верит в них. Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!». Одновременно у детей формируется такое важное интегративное качество как «любознательность, активность».
2) Актуализация.
На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. Вместе с тем, у детей формируется опыт понимания инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым открытиям.
3) Затруднение в ситуации.
Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основным компоненты, структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Этот этап чрезвычайно важен также с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать, что «я чего-то пока не знаю (или не умею)». Как гласит известная китайская мудрость: «Не знать – не страшно, страшно – не узнать».
Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.
В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, вам надо узнать…». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения формирования предпосылок универсальных учебных действий вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, при этом цель проговаривается ими во внешней речи.
Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.
4) Открытие детьми нового знания (способа действий).
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший раннее вопрос проблемного характера.
С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «придумать самому», а если не получается самому догадаться, «спросить у того кто знает». Взрослый побуждает детей придумывать, догадываться, не бояться задавать вопросы, грамотно формулировать их.
В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ – «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), педагог организует построение нового знания (способа действий), которое фиксируется детьми в речи и знаках. Таким образом, дети получают начальный опыт выбора метода разрешения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.
5) Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.
На данном этапе воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее.
При этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»). В старшей и подготовительной группах используется игровой сюжет «школа», когда дети играют роль учеников и выполняют задания в рабочих тетрадях. Такие игры также способствуют формированию положительной мотивации детей к учебной деятельности.
Дети учатся самоконтролю способа выполнения своих действий и контролю действий сверстников.
6) Осмысление (итог).
Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт выполнения самооценки – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт выполнения таких важных УУД, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.
С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопроса: «Почему нам это удалось?» подводить детей к тому, что они что-то узнали, чему-то научились, то есть объединяет «детскую» и учебную цели: «Вам удалось…, потому что вы узнали… (научились…)». В младшем дошкольном возрасте воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а в старших группах определить и озвучить их дети уже способны самостоятельно. Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый характер.
На данном этапе очень важно создать условия для получения ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела. Этим реализуется его потребность в самоутверждении, признании и уважении взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).
Следует отметить, что технология «Ситуация» может реализовываться как целостно, когда дети «проживают» все шесть этапов, то есть весь путь преодоления затруднения на основе метода рефлексивной самоорганизации (например, при формировании элементарных математических представлений). А может ограничиваться его отдельными компонентами (например, только лишь фиксация затруднения, преодоление которого планируется в течение сравнительно длительного времени, наблюдение и анализ некоторой ситуации, обобщение, выбор способа действий и др.). при этом часть ситуаций может заранее планироваться взрослыми, другая же часть – возникать спонтанно, по инициативе детей, а взрослые – подхватывают ее и продумывают, как насытить данную ситуации важным развивающим содержанием.
Итак, технология «Ситуация», как методическое средство обеспечивает условия, при которых дети имеют возможность «прожить» (на уровне приобретения первичного опыта) как отдельные шаги рефлексивной самоорганизации, так и весь путь преодоления затруднения – самостоятельного выполнения пробного действия, фиксации того, что пока не получается, исследования ситуации, понимания причин затруднения, проектирования, построения и применения правил, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. Этим решаются многие вопросы не только качественного формирования у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий, но и личностного становления дошкольников с позиции непрерывности образовательного процесса между различными ступенями обучения.