Образовательный проект «Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.УРМИЯЗЫ
МР АСКИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Образовательный проект
«Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы»
Автор проекта: учитель начальных классов
Ярмухаметова Фларида Киямутдиновна
Содержание
Паспорт проекта………………………………………………………………....3
Введение…………………………………………………………………….. ….4
Сроки реализации проекта……………………………………………………...7
План-график мероприятий по выполнению проекта………………………….8
Перспективы дальнейшего развития проекта………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………………13
Приложение
Паспорт проекта
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ с.Урмиязы МР Аскинский район Республики Башкортостан
Тема проекта: «Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы»
Директор школы: Ибрагимова Резеда Раузатовна
Автор проекта: Ярмухаметова Фларида Киямутдиновна
Адрес школы: 452891, Республика Башкортостан, Аскинский район,
с.Урмиязы, ул.Трактовая,6
Тел. (8-347-71) 2-31-32
Введение
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится – таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно обрушивается бесконечный поток информации, если раньше источником были только газеты, журналы и телевещания, то сегодня трудно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. И поэтому важнейшим становится умение понимать, анализировать использовать любую поступающую информацию. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных школьников. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом. Формированию функциональной грамотности на уроках помогут задания, соответствующие уровню логических приемов. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
По мнению Л.С. Выготского, чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры. Чтение выступает посредником в общении и средством для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование человека, которое продолжается в течение всей его жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта [2].
Цель проекта: изучить целесообразность внедрения практических приемов по формированию функциональной грамотности обучающихся начальных классов
Объект исследования: знания, умения, навыки обучающихся при работе с текстом.
Предмет исследования: содержание, методы работы учащихся с текстом.
Методы реализации проекта: изучение психолого-педагогической, методической литературы, обобщение полученных результатов; подведение итогов.
Гипотеза: если научить учащихся быть самостоятельными, обладающими определенными качествами, ключевым компетенциям, то будут готовы вступить в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Направляющие принципы в этой работе:
– учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
– уважение к результатам учащихся в сочетании с разумной требовательностью;
– вариативность содержания и форм проведения занятий;
– преемственность;
– наглядность;
– систематичность и последовательность;
– прочность полученных знаний;
Целевая аудитория: учащиеся 1-4 классов МБОУ СОШ с.Урмиязы.
Участники проекта: обучающиеся 1-4 классов МБОУ СОШ с.Урмиязы, родители, библиотекарь.учитель начальных классов Ярмухаметова Ф.К.
Новизна данного проекта продиктована следующими факторами:
– изменившимися ценностями современного образования;
– активизацией процесса обучения;
– ученик – главная фигура в классе;
– деятельность учителя ориентирована на индивидуальные особенности учащихся.
Практическая значимость – использование результатов образовательного проекта и рекомендаций учителям начальных классов в учебном процессе. Трудно переоценить значение развития функциональной грамотности чтения ребенка для его будущего, ибо в этом – основа умения человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Современные образовательные технологии:
Технология развития критического мышления, информационные технологии.
Ресурсное обеспечение проекта:
-информационные ресурсы (мультимедийные средства, сеть Интернет);
-материально-технические ресурсы (библиотека, классные кабинеты, снащенные оборудованные в соответствии с требованиями ФГОС, книги).
Ожидаемые результаты:
– повышение результативности обучения,
– способность быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия
решений;
– уметь отвечать за свои решения;
– легко адаптироваться в любом социуме и уметь активно влиять на
него;
– владеть современными информационными технологиями;
– готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся
окружающим миром;
–возможность решать различные учебные и жизненные задачи.
Сроки реализации проекта
Внедрение проекта осуществляется в течение 2024 – 2025учебного года
Этапы реализации проекта | Временной промежуток | Цель |
I этап - проектировочный | Август-сентябрь 2024 года | подготовить условия для формирования системы работы |
II этап - экспериментальный | В течение 2024-2025учебного года | апробация системы работы |
III этап - анализ опыта работы по реализации проекта. | Август 2025 года | анализ опыта работы по реализации проекта и корректировка его содержания с учетом результатов. |
План-график мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся начальной школы
МБОУ СОШ с. Урмиязы на 2024-2025 учебный год
I этап - проектировочный | |||||||
№ | Тема мероприятия, форма проведения | Содержание деятельности | Сроки реализации | Участники мероприятия | |||
1 | Организация информационной работы над проектом. | Включение в планы ШМО разделов по формированию оценке функциональной грамотности обучающихся | Август 2024 года | Руководи- тель ШМО | |||
2 | Разработка памяток, рекомендаций для родителей. | 1)Беседы с родителями учащихся по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности, в том числе с целью популяризации вопросов функциональной грамотности и формирования позитивного общественного мнения. 2)Выступления учителей на классных и общешкольных родительских собраниях; 3)Выявление лучших практик по формированию ФГ и создание условий для трансляции опыта | Сентябрь 2024 года | Учителя начальных классов | |||
II этап – экспериментальный | |||||||
3 | Отбор и использование технологий, методов и приемов, которые будут обеспечивать успешное формирование у обучающихся ФГ. | 1)Разработка и внедрение в образовательный процесс курсов внеурочной деятельности 2)Разработка КТП. | Сентябрь 2024 года | Учителя начальных классов
| |||
4 | Работа со слабоуспевающими учащимися | Организация помощи обучающимся, имеющим трудности в обучении, развитии социальной адаптации в части их ФГ | В течение учебного года | Учителя начальных классов | |||
5 | Выстраивание системы работы | Размещение на сайте школы актуальных материалов по формированию функциональной грамотности | На протяжении учебного года | Заместитель директора по УВР | |||
6 | Работа с одаренными детьми | Обеспечение участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях. | На протяжении 2024-2025 года | Учителя начальных классов | |||
7 | Повышение квалификации педагога. | 1)Прохождение курсов повышения квалификации по вопросам ФГ учителями начальных классов; 2) активное участие в вебинарах и различных мероприятиях по самообразованию 3)Обобщение опыта педагогов и представление на МО, педагогических советах школы. | В течение учебного года | Учителя начальных классов | |||
III этап – анализ опыта работы. | |||||||
8 | Обобщение результатов работы | 1) Презентация результатов проектной деятельности 2) Подведение итогов работы за 2024 -2025 учебный год по программе проекта на заседании ШМО | Август 2025 года | Учителя начальных классов |
Перспективы дальнейшего развития проекта.
1)Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания;
2)создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся;
3) совместная работа педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции;
4)создание банка заданий;
5) повышение функциональной (читательской, математической. естественнонаучной) грамотности обучающихся;
6) применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Заключение
«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»,- утверждает А.А. Леонтьев.
Функциональная грамотность младшего школьника-это:
• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
• возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Читательская грамотность – важнейший метапредметный результат обучения. На уроках обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную информацию, замечать различные взаимосвязи.
Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью. Еще один компонент функциональной грамотности - глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями.
Таким образом, данный образовательный проект даст возможность равномерно распределять задания разного вида по развитию функциональной грамотности начального уровня в учебном процессе на протяжении всего года. Необходимо придерживаться основных особенностей:
-привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
-соответствовать возрасту обучающихся;
-системность взаимосвязь знаний и факторов.
В заключение хочется сказать, что современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике.
Литература
1.Выготскй Л.С. Сборник сочинений: В 6 т. М., 1982-1984.-138с.
2. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы. // Начальное образование. 2017 № С. 3–7.
3. Классен Н.И. Развитие функциональной грамотности чтения в начальной школе /Педагогическое сообщество.k:сборник материалов статей сертифицированных учителей, Павлодар, 2014.-193с.
4. Козлова М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования. Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2020. - с. 116-125.