Образовательный проект «Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы»

0
0
Материал опубликован 2 December

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.УРМИЯЗЫ

МР АСКИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН











Образовательный проект



«Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы»






Автор проекта: учитель начальных классов

Ярмухаметова Фларида Киямутдиновна







Содержание

Паспорт проекта………………………………………………………………....3

Введение…………………………………………………………………….. ….4

Сроки реализации проекта……………………………………………………...7

План-график мероприятий по выполнению проекта………………………….8

Перспективы дальнейшего развития проекта………………………………...10

Заключение………………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………………13

Приложение



























Паспорт проекта

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ с.Урмиязы МР Аскинский район Республики Башкортостан

Тема проекта: «Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы»

Директор школы: Ибрагимова Резеда Раузатовна

Автор проекта: Ярмухаметова Фларида Киямутдиновна

Адрес школы: 452891, Республика Башкортостан, Аскинский район,

с.Урмиязы, ул.Трактовая,6

Тел. (8-347-71) 2-31-32























Введение

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится – таковы наши современные реалии. На нас сегодня ежедневно обрушивается бесконечный поток информации, если раньше источником были только газеты, журналы и телевещания, то сегодня трудно представить себе молодого человека, который не пользовался бы глобальной всемирной сетью. И поэтому важнейшим становится умение понимать, анализировать использовать любую поступающую информацию. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных школьников. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом. Формированию функциональной грамотности на уроках помогут задания, соответствующие уровню логических приемов. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

По мнению Л.С. Выготского, чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры. Чтение выступает посредником в общении и средством для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование человека, которое продолжается в течение всей его жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта [2].



Цель проекта: изучить целесообразность внедрения практических приемов по формированию функциональной грамотности обучающихся начальных классов

Объект исследования: знания, умения, навыки обучающихся при работе с текстом.

Предмет исследования: содержание, методы работы учащихся с текстом.

Методы реализации проекта: изучение психолого-педагогической, методической литературы, обобщение полученных результатов; подведение итогов.

Гипотеза: если научить учащихся быть самостоятельными, обладающими определенными качествами, ключевым компетенциям, то будут готовы вступить в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Направляющие принципы в этой работе:

учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

уважение к результатам учащихся в сочетании с разумной требовательностью;

вариативность содержания и форм проведения занятий;

преемственность;

наглядность;

систематичность и последовательность;

прочность полученных знаний;

Целевая аудитория: учащиеся 1-4 классов МБОУ СОШ с.Урмиязы.

Участники проекта: обучающиеся 1-4 классов МБОУ СОШ с.Урмиязы, родители, библиотекарь.учитель начальных классов Ярмухаметова Ф.К.

Новизна данного проекта продиктована следующими факторами:

изменившимися ценностями современного образования;

активизацией процесса обучения;

ученик – главная фигура в классе;

деятельность учителя ориентирована на индивидуальные особенности учащихся.

Практическая значимость – использование результатов образовательного проекта и рекомендаций учителям начальных классов в учебном процессе. Трудно переоценить значение развития функциональной грамотности чтения ребенка для его будущего, ибо в этом – основа умения человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Современные образовательные технологии:

Технология развития критического мышления, информационные технологии.

Ресурсное обеспечение проекта:

-информационные ресурсы (мультимедийные средства, сеть Интернет);

-материально-технические ресурсы (библиотека, классные кабинеты, снащенные оборудованные в соответствии с требованиями ФГОС, книги).





Ожидаемые результаты:

повышение результативности обучения,

способность быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия

решений;

уметь отвечать за свои решения;

легко адаптироваться в любом социуме и уметь активно влиять на

него;

владеть современными информационными технологиями;

готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся

окружающим миром;

возможность решать различные учебные и жизненные задачи.

Сроки реализации проекта

Внедрение проекта осуществляется в течение 2024 – 2025учебного года

Этапы реализации проекта


Временной промежуток

Цель
I этап - проектировочный Август-сентябрь 2024 года подготовить условия для формирования системы работы
II этап - экспериментальный В течение 2024-2025учебного года апробация системы работы
III этап - анализ опыта работы по реализации проекта. Август 2025 года  анализ опыта работы по реализации проекта и корректировка его содержания с учетом результатов.



План-график мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся начальной школы

МБОУ СОШ с. Урмиязы на 2024-2025 учебный год

I этап - проектировочный

Тема мероприятия,

форма проведения

Содержание деятельности


Сроки реализации

Участники мероприятия

1

Организация информационной работы над проектом.

Включение в планы ШМО разделов по формированию оценке функциональной грамотности обучающихся

Август

2024 года

Руководи-

тель ШМО

2

Разработка памяток, рекомендаций для

родителей.


1)Беседы с родителями учащихся по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности, в том числе с целью популяризации вопросов функциональной грамотности и формирования позитивного общественного мнения.

2)Выступления учителей на классных и общешкольных родительских собраниях;

3)Выявление лучших практик по формированию ФГ и создание условий для трансляции опыта

Сентябрь

2024 года

Учителя начальных классов


II этап – экспериментальный

3

Отбор и использование технологий, методов и приемов, которые будут обеспечивать успешное формирование у обучающихся ФГ.

1)Разработка и внедрение в образовательный процесс курсов внеурочной деятельности

2)Разработка КТП.


Сентябрь

2024 года

Учителя начальных классов

4

Работа со слабоуспевающими учащимися

Организация помощи обучающимся, имеющим трудности в обучении, развитии социальной адаптации в части их ФГ

В течение учебного года

Учителя начальных классов


5

Выстраивание системы работы

Размещение на сайте школы актуальных материалов по формированию функциональной грамотности

На протяжении учебного года

Заместитель директора по УВР

6

Работа с одаренными детьми

Обеспечение участия обучающихся в конкурсах, олимпиадах, конференциях.

На протяжении 2024-2025 года


Учителя начальных классов

7

Повышение квалификации педагога.


1)Прохождение курсов повышения квалификации по вопросам ФГ учителями начальных классов;

2) активное участие в вебинарах и различных мероприятиях по самообразованию

3)Обобщение опыта педагогов и представление на МО, педагогических советах школы.


В течение учебного года


Учителя начальных классов



III этап – анализ опыта работы.

8

Обобщение результатов работы


1) Презентация результатов проектной деятельности

2) Подведение итогов работы за 2024 -2025 учебный год по программе проекта на заседании ШМО

Август 2025 года

Учителя начальных классов




Перспективы дальнейшего развития проекта.

1)Для развития функциональной грамотности у младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания;

2)создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся;

3) совместная работа педагогов и метапредметные связи помогут быстро развить нужные компетенции;

4)создание банка заданий;

5) повышение функциональной (читательской, математической. естественнонаучной) грамотности обучающихся;

6) применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Заключение

«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»,- утверждает А.А. Леонтьев.

Функциональная грамотность младшего школьника-это:

готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Читательская грамотность – важнейший метапредметный результат обучения. На уроках обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную информацию, замечать различные взаимосвязи.

Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью. Еще один компонент функциональной грамотности - глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями.

Таким образом, данный образовательный проект даст возможность равномерно распределять задания разного вида по развитию функциональной грамотности начального уровня в учебном процессе на протяжении всего года. Необходимо придерживаться основных особенностей:

-привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;

-соответствовать возрасту обучающихся;

-системность взаимосвязь знаний и факторов.

В заключение хочется сказать, что современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике.

























Литература

1.Выготскй Л.С. Сборник сочинений: В 6 т. М., 1982-1984.-138с.

2. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы. // Начальное образование. 2017 № С. 3–7.

3. Классен Н.И. Развитие функциональной грамотности чтения в начальной школе /Педагогическое сообщество.k:сборник материалов статей сертифицированных учителей, Павлодар, 2014.-193с.

  4. Козлова М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования. Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2020. - с. 116-125. 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.