Образовательный проект на тему: Технология «Письма» - современный способ по выстраиванию доверительных отношений между подростками и родителями»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско юношеский Центр «Каскад»
Образовательный проект на тему:
Технология «Письма» - современный способ по выстраиванию доверительных отношений между подростками и родителями»
Выполнила:
Клям Елена Андреевна,
социальный педагог
«Каждый, кто пишет письмо, даёт почти что
изображение своей души».
Деметр
Справка. О технологии.
Автор технологии «Письма» - Елена Владимировна Бачева, ректор краевого негосударственного образовательного учреждения «Академия родительского образования». Изначально «Почта для семьи» рекомендовалась автором как один из приёмов организации родительских уроков. Со временем педагоги видоизменили данный приём, который позже перерос в технологию.
В работе автор предлагает использовать не только письма педагогов, детей, родителей, но и свои, авторские. Каждую неделю, в каждую семью отправляется одно письмо. Сделать это можно через детей, объяснив, что это за письма. Если используются авторские письма в печатном виде, то рекомендуется прикладывать листок с добрыми словами в адрес мамы, папы или ребёнка. Отправив несколько писем, автор предлагает пригласить родителей на урок семейной любви. В процессе урока педагог выясняет, все ли письма были доставлены. Какие чувства они вызвали, что вызвало особый интерес? Помогли ли письма задуматься над своей родительской ролью? Пишут ли в семьях письма?
В письмах ведётся разговор или только с мамой, или только с папой, или это может быть письмо-обращение сразу к двум родителям. Письма затрагивают разные аспекты. На их страницах автор ведет разговор о родительских отношениях, взаимоотношениях мужа и жены, семейных традициях. В них она рассказывает о целительной силе прощения, поднимает вопрос о детском суициде, говорит о любви. Своим примером мы даём образец отношения к родителям.
По замыслу автора технологии, письмо это -
технология отлаживания межличностных отношений между мужем и женой, родителями и детьми;
механизм выстраивания диалоговых и доверительных отношений между образовательными учреждениями и семьями школьников и дошкольников;
форма заочного родительского образования отцов и матерей. Она эффективна даже в работе с семьями СОП. Благодаря ей, работу с родителями можно выстроить без упрёков и наставлений.
А форма письма бывает:
письмо-поздравление
письмо-благодарность
письмо-размышление
письмо-прощение
письмо-приглашение
письмо-напутствие
письмо-поддержка
письмо-обращение
письмо-знакомство
письмо счастья
письмо-жалоба
письмо-призыв
письмо-намёк
письмо в будущее
письмо-просьба
письмо-исповедь
письмо-пожелание
письмо-признание
официальное письмо и др.
Актуальность проекта
В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность. Благоприятные отношения между ребенком и родителями определяют его успехи в школе, вне школы; являются важнейшим условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми. Не секрет, что подростковый возраст – это один из самых трудных, когда обостряются отношения между родителями и их детьми, возникают все чаще конфликтные ситуации.
Даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.
В результате теряется контакт и уважение. Строятся баррикады и проходят революционные действия. Всем от этого неуютно. Кто же должен сделать первый шаг к примирению? В большинстве случаев — родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.
Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно.
От того, насколько доверительно сложатся взаимоотношения детей и родителей, зависит успешность процесса взросления, формирования подростка и приобретение необходимых новообразований возраста. Постоянно присутствующая в диалоге между родителем и подростком задача понимать ребенка предполагает проникновение в мир ценностей, идеалов, стремлений, переживаний подростка, что возможно только при условии четкого понимания особенностей подросткового возраста.
Таким образом, выстраивание доверительных отношений между подростками и родителями – задача, требующая к себе особого внимания в условиях образовательной организации.
Цель проекта: повышение уровня взаимопонимания между подростками и их родителями через овладение навыками написания письма.
Задачи проекта:
Познакомить подростков и их родителей с техникой написания письма, как способа выражения своего эмоционального состояния.
Организовать деятельность по освоению и творческому применению написания письма.
Провести анкетирование детей и родителей на выявление эффективности проделанной работы.
Оформить электронный сборник писем.
Главная идея реализации проекта.
Часто в своей работе сталкиваюсь с тем, что подросткам, да и родителям очень сложно выражать свои чувства. А ведь именно умение конструктивно, общественно приемлемыми способами, выражать свое внутреннее состояние, является главной профилактикой суицидальных настроений среди молодежи, противоправных поступков, межличностных конфликтов и жестокого обращения в семье. Все мы люди, и нам свойственно испытывать разные чувства и эмоции, не всегда положительного характера. Важно научиться выражать так, чтобы не навредить себе и другим, научиться управлять ими. Техника письма, на мой взгляд, универсальна. С ее помощью можно освободиться от негативных чувств – с одной стороны, и выразить слова любви и благодарности – с другой. Разница лишь в том, отдается ли письмо адресату или нет, но в том и в другом случае действие его неоценимо в первую очередь для того, кто его написал.
Благоприятные отношения между ребенком и родителями определяют его успехи в школе, вне школы; являются важнейшим условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми.
Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
Конечным продуктом реализации проекта будет электронный сборник «лучших» писем отцов, матерей, дочерей и отцов, а так же транслирование полученного опыта в педагогическом сообществе на конференциях, семинарах. Обобщенный опыт можно будет использовать на родительских собраниях и классных часах всем заинтересованным педагогам, с целью вовлечения родителей в жизнь своих детей, выстраиванию с ними конструктивных, доброжелательных взаимоотношений.
Для реализации поставленных задач необходимо четко сформулировать причины разногласий меду детьми и родителями.
В ходе реализации проекта необходимо поэтапно выстраивать процесс обучения детей и родителей технике написания письма, определить «контрольные» точки, приобщенные к датам календаря.
Краткое содержание.
Для осуществления, задуманного проекта, необходимо:
Провести диагностику детско – родительских отношений у обучающихся группы риска и СОП.
Разработка и проведение цикла занятий по овладению техникой письма детьми и их родителями.
Проведение акций к Дню семьи (в мае): «Письма, любящих детей», «Письма любящих родителей».
Оформление электронного сборника по результатам реализации проекта. Транслирование результатов реализации данного проекта в педагогическом сообществе.
План реализации проекта.
Период | Мероприятие | Результаты |
20.05.2022 | Диагностика детско-родительских взаимотношений «Моя семья» | Изучение отношений с родителями. |
20.05.2022 | Классный час: «Роль родителей в нашей жизни» | Обучение выражения чувств к отцу и маме через письмо. Отработка негативных эмоций, методами арт-терапии. |
25.05.2022 | Родительское собрание: «Понимать подростка?.. Как?» | Изучение детско-родительских отношений. Мотивирование родителей на работу по реализации проекта. Обучение выражения чувств к детям через письмо. Отработка негативных эмоций, методами арт-терапии. Мероприятие проводится при участии психолога. |
20.05 -25.05.2022 | Акция «Письма любящих детей» | Написание письма отцу и маме от любящей дочери, сына. |
20.05 -25.05.2022 | Акция «Письма любящих родителей» | Сбор писем от отца и матери к любящей дочери, сыну. |
июнь 2022 | Оформление электронного сборника, публикация статей по реализации проекта, транслирование опыта проделанной работы среди педагогической общественности. |
Планируемый результат.
Родители получили возможность:
- повысить родительские компетенции, умения организации семейного воспитательного процесса;
- научиться грамотно оценивать проблемные и критические ситуации во взаимоотношениях с детьми;
- овладеть умениями анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение.
Дети и родители научились выражать свои мысли, чувства на бумаге в виде письма, а так же поняли необходимость бережного отношения к друг другу.