Статья на тему «Проект "Созвучие" как средство построения взаимодействия между участниками образовательных отношений в ДОУ»
Е.И. Шнайдер, старший воспитатель
МБОУ «СОШ №17» г. Бийска Алтайского края
Проект «Созвучие» как средство построения взаимодействия между участниками образовательных отношений в ДОУ
Созвучие – гармоническое сочетание двух или нескольких тонов,
звучащих одновременно.
Толковый словарь Ефремовой
На сегодня взаимодействие коллектива детского сада с родителями воспитанников является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов. В основе современной философии взаимодействия и коммуникации среди участников образовательных отношений лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ предполагает и новые отношения. Имея свои особые функции, они не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними контакта является необходимым условием успешного воспитания дошкольника.
Проблема существующих форм взаимодействия педагогов с семьей состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны детского сада. Поэтому необходим пересмотр информационной политики детского сада, который должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усилению субъектной позиции родителей в управлении этим процессом.
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательных отношений?
Итак, перед нами встали следующие проблемы, которые и составили актуальность проекта:
- проявление заинтересованности родителей в бытовом благополучии и низкий интерес к успехам ребенка в образовательной деятельности и к его отношениям среди сверстников;
- низкий уровень интереса, проявляемого со стороны родителей к жизнедеятельности дошкольной группы,
- снижение доли родителей, участвующих в образовательном процессе дошкольников и малочисленные посещения родительских собраний в группах;
- необходимость поиска интересных форм взаимодействия педагогов с семьёй.
Проект «Созвучие» направлен на формирование гармоничного и продуктивного взаимодействия детского сада и семьи с первых дней посещения ребенком дошкольной группы. Созвучие в музыке – это субъективное понятие, которое обычно меняется с течением времени, поскольку оно связано с определенными стилями и правилами, которые соблюдаются в композиции музыки [1]. А мы определили наш долгосрочный проект (4 учебных года), как созвучие всех участников в образовательном пространстве группы, которое формируется с течением времени на принятии правил добрососедства, на развитии демократичного стиля общения между родителями, детьми и педагогами – для построения процесса образования и гармоничного развития ребенка-дошкольника.
С одной стороны ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями, детьми и педагогами рассматривается как обязательное условие обеспечения образования и развития ребенка. В процессе реализации проекта идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон всех участников образовательных отношений, формирование общих правил, основанных на образовательных запросах родителей, возможностях детей и требованиях современной системы дошкольного образования.
В своей работе мы проводили различные формы включения мам и пап в образование их собственных детей – это и традиционные, и новые современные формы общения с семьёй дошкольника: собрания-семинары, собрания-брифинги, мастер-классы, совместные досуги и образовательные мероприятия с детьми, информационные модели взаимодействия.
Проект был реализован воспитателями в группе №13 (Л.В. Бабешко, Е.Д. Бобрышева) 2016-2020 гг. поэтапно.
Первый этап — подготовительный (оформление стендов наглядной информации, работа с детьми, родителями и педагогами).
Второй этап — организационно-практический (определение форм работы с родителями в группе, планирование этапов работы по взаимодействию с родителями, анализ, обработка материалов по проекту на каждый новый учебный год).
Третий этап — заключительный (подведение итогов, выводы).
Ожидаемые результаты были достигнуты:
• семья и ДОУ — два важных института социализации детей, их тесное взаимодействие играет положительную роль во всестороннем развитии ребенка;
• наблюдается отражение результатов проекта на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и общение родителей и ребенка;
• в семье появились общие интересы, увлечения, как для взрослых, так и для детей;
• наблюдается повышение достижений ребенка в области творчества, в области знаний и бытовых навыках;
• появились новые подходы к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного, всестороннего развития ребенка;
• выстроена преемственность в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания.
Критерии, которые помогли нам в определении результативности реализации проекта:
1. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно вести изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.
2. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые используются во время реализации этапов проекта, они соответствуют установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.
3. Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные достижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии. Поэтому нужно использовать любые достижения и прогресс в особенностях ребенка для оценки его успешности. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.
Количественные показатели результативности проекта:
- увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества (количество присутствующих родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в организации педагогического процесса);
- рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.
Качественные показатели результативности проекта:
- рост воспитательного потенциала семьи, мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей, расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива, изменение характера вопросов родителей к воспитателям и специалистам ДОУ как показатель их педагогической компетентности.
Формы реализации проекта:
- собрания-семинары,
- собрания-брифинги,
- мастер-классы,
- совместные досуги,
- совместные образовательные мероприятия с детьми (открытые занятия, проектная деятельность),
- информационные модели взаимодействия (общение через сайт, оформление тематических стендов, папки-передвижки),
- выставки творческих работ детей и родителей,
- фотовыставки,
- консультации,
- индивидуальные беседы.
В ходе реализации проекта проведены разные мероприятия, которые расширили рамки сотрудничества, взаимодействия и коммуникации между всеми участниками образовательных отношений, перечислим самые удачные:
- Родительская академия "Крылья". Реализация мероприятий цикла "Здравствуй, малыш!" по адаптации малышей к детскому саду, раскрытия пространства ДОУ для родителей.
- Тематическая неделя «Семейная мастерская» проведена с целью развития сотрудничества родителей и детей в совместной деятельности. Организовали выставку, на которой представлены результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей.
- Семейный физкультурный праздник «Весёлые тренировки» организован для того, чтобы помочь родителям ощутить радость от совместной с детьми двигательной деятельности, с целью оптимизации эмоционально-тактильных контактов детей и взрослых.
- Посещение Городского Дома престарелых. Акция «Дорогами добра». Цель: воспитывать уважение к старшему поколению. Через такое мероприятие мы ощутили, как родители переоценивают свои семейные отношения, как формируются детские духовно-нравственные чувства.
- Вечер вопросов и ответов «Путешествие в страну знаний продолжается» позволил раскрыть для родителей специфику образовательной деятельности в детском саду, акцентировать внимание родителей на разные стороны развития дошкольника. Произошло реальное погружение родителей в разнообразную совместную деятельность.
- Собрание-гостиная «Тепло сердец для милых мам». Мероприятие позволило поработать над формированием нравственно-этических ценностей не только у дошкольников, но и у их родителей, уважение к маме. В ходе детской деятельности развивали творческие способности детей и гармоничность отношений в семье.
- Интеллектуально-психологический марафон для родителей «Старший дошкольный возраст, какой он? Искусство хвалить детей» направлен на развитие партнёрских отношений между детьми и родителями. Марафон помог всем участникам мероприятия научиться действовать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности, освоить алгоритм создания проектов.
Все выше описанные мероприятия помогли повышению имиджа детского сада и авторитетности педагогов нашего ДОУ в глазах родителей.
Таким образом, цель проекта по формированию гармоничного и продуктивного взаимодействия детского сада и семьи с первых дней посещения ребенком дошкольной группы - достигнута. Задачи проекта (приобщать родителей к участию в жизни детского сада, установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников; создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки через подготовку, организацию и проведение совместных мероприятий для всех участников проекта; развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей; объединить усилия для развития и воспитания детей; повысить педагогическую культуру и активизировать воспитательные возможности родителей) решены. В настоящее время проект получил своё обновление и развитие, реализуется новыми участниками.
Список литературы:
1. Определение «Созвучие» [Электронный ресурс] / Сайт «Tax-definition.org» // Адрес доступа: https://ru.tax-definition.org/87980-consonance
2. Партнёрство дошкольной организации и семьи [Текст] / С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян. – Москва, 2016. – 96 с.
3