12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шарапова Аюна Бабасановна35

Тема «По следам Робинзона».

Предмет

Литература, биология, математика

Класс

5

цель

1.Комплексное использование предметных знаний и способов действий в модельной ситуации для формирования правил безопасного поведения в природной среде.

2.Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах

метапредметные результаты

Регулятивные:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

составлять план выполнения учебной задачи;

работать в соответствии с поставленной задачей;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

Познавательные:

систематизировать и обобщать различные виды информации;

выделять в тексте смысловые части

самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты;

узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные

Биологические

Учащиеся должны знать:

правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, Учащиеся должны Учащиеся должны уметь:

объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

объяснять роль растений в жизни человека;

соблюдать правила поведения в природе;

различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и грибов.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

умения, работая в малой возрастной группе, создавать конечный «продукт»- памятку таежным Робинзонам.

Способ и формат оценивания результатов работы (самооценка, взаимооценка, оценка учителя)

1.При подведении итогов работы оцениваются:

Владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

Умение выделять нужную информацию;

Умение преобразовывать ее в презентацию

2. Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа;

3. Получившийся в ходе работы «продукт» предлагается для оценивания экспертов через оценочный литст с заданными критериями;

4. Учащиеся также могут оценить свою работу, используя лист самооценки.

Оборудование: компьютеры, листы ватмана, краски, фломастеры, салфетки, инструктивные карточки, листы самооценки, папки на рабочем столе с текстами и иллюстрациями, экспертные листы, фотоаппарат.

1 Группа. Кладовая Робинзона.

Коллекция муляжей съедобных и ядовитых грибов, корзинка.

3- 4 .Группа. Жилище Робинзона.

Ветки сосны, проволока, пластилин, лотки для оборудования.

5. Группа. Зеленая аптечка.

гербарий лекарственных и нелекарственных растений: тысячелистник, сфагнум, подорожник, кукушкин лен, земляника, черемуха.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент. (3 мин.)

Часть 1.Знакомство с темой. (10 минут)

Звуки шторма и изображение моря.

корабля на экране.

Учитель:

Ребята, эти звуки и шторм на экране какое произведение вам напомнили? («Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» Даниэля Дефо)

Какую роль сыграл шторм в жизни героя?

Ученики:

Благодаря морскому шторму мы узнали интересную историю о Робинзоне Крузо или произошло кораблекрушение и Р.Крузо попал на необитаемый остров.

Презентация.

Слайд 1, 2.

Вопрос (команда 1): Ребята, как повел себя Р.К., оказавшись на острове? (перевозит сколько может вещей и продуктов с разбившегося корабля)

Слайд 3.

Таким образом, Р.К. был вполне обеспечен всем необходимым.

Вопрос (команда 2): Успокоился ли Р.К. после этого? О чем задумывается человек, оказавшись под открытым небом в неизвестной местности? (о жилище)

Слайд 4.

Вопрос (команда 3): Хватило ли продуктов, перевезенных с корабля, Р.К. во все время пребывания на острове? Чем он начал заниматься дальше? (земледелие, скотоводство)

Слайд 5.

Вопрос (команда 4):Какие знания помогли Р.К. на острове? Да, действительно…(знание раст.мира и арифметики)

Слайд 6.

Вопрос (команда 5): Помимо всего этого чему еще научился Р.К.? (шитье, гончарное дело, плетение корзин, пекарское дело)

Слайд 7.

Но, занимаясь всем этим, Р.К. не забывает о духовном.

Вопрос (команда 6): Чтобы «хоть сколько-нибудь облегчить душу» Р.К. что делает? (ведет дневник)

Слайд 8.

Вопрос всем: Чем закончилась история Р.К.? (возвращается на Большую Землю)

Слайд 9.

Вопрос всем: После возвращения, что происходит дальше с нашим главным героем? (ответы разные)

Слайд 10.

Вопрос всем: Назовите, ребята, главные, на ваш взгляд, качества Р.К., которые помогли ему, не только выжить, но и остаться человеком, даже стать лучше, чем раньше? (ответы разные)

Часть 2. Работа в группах.

А теперь, дорогие ребята, представим себя на месте Р.К.

Большую часть нашего региона занимает тайга, лес, поэтому при любых обстоятельствах и в любое время мы можем оказаться в таком экстремальном случае как наш герой Р.К., т.е. оказаться одними на необитаемой местности.

Ребята, так как сидите вы сейчас, не случайно. Предположим, вы туристические группы…А мы знаем, что ни один турист не застрахован от такого страшного случая, как оказаться в глухой тайге. Поэтому каждый турист должен знать и иметь при себе ПАМЯТКУ ВЫЖИВАНИЯ.

Ваша задача создать эту памятку. Мы помним, что Р.К. применил знания по математике и биологии, поэтому на его примере каждая команда составляет свои версии памятки. После отведенного времени представители каждой команды показывают и рассказывают о своей работе. После этого мы у всех команд соберем их, и нас получится одна ПАМЯТКА ВЫЖИВАНИЯ.

Прежде чем вы начнете работать, мы объясним, что нужно делать. Во-первых

На экране – слайд с инструкцией. У каждой группы компьютер, в котором находится папка. В этой папке шаблон-презентации, который вы используете для создания своей памятки, а также весь материал по вашей теме: картинки с изображениями растений и грибов, сведения о них.

На всю работу дается __30_ минут.
 

1 Группа. Кладовая Робинзона.

1. Назовите и нарисуйте продукты, которые Робинзон смог переправить на остров с корабля.
( Продукты: рис, сухари, три круга голландского сыру, пять больших кусков вяленой козлятины, несколько ящиков вина, до шести галлонов рисовой водки и др.)

2. Из каких зерен вырастил урожай Робинзон? (Ячменя и риса)
Задание 3. Робинзон обеспечил себя всем необходимым. У него были большие запасы съестного. А ваша туристическая группа осталась без запасов продовольствия.

Для нормального питания человеку нужны углеводы, крахмал, сахар, жиры и белки. Крахмал и жиры можно найти в растениях, а белками богато мясо. Но где в лесу достать мясо? У вас ведь нет ружей, нет пуль и пороха, чем обладал счастливый Робинзон Крузо. Вы не можем настрелять лесной дичи. Придется поискать заменителей мяса. И такие заменители есть - это грибы. Но среди грибов есть как съедобные, так и ядовитые.

На вашей поляне (коллекция грибов) растут разные грибы.

- Какие два из них вы положите в свою корзину?

- Какой гриб, по вашему мнению, самый ядовитый?

Информацию об этих грибах внесите в памятку «Съедобные и несъедобные грибы», сформулируйте и запишите правила сбора грибов.

Прочитайте предложенные тексты, рассмотрите рисунки, используйте данный вам материал для составления памятки.

2 Группа. Кладовая Робинзона.

1. Какие съедобные растения нашел Робинзон на острове? (Множество кокосовых пальм, апельсинных и лимонных деревьев и виноград, дыни)

2. В каком виде Робинзон придумал употреблять виноград? ( В виде изюма)

Задание 3. Робинзон обеспечил себя всем необходимым. Но он писал в своем дневнике: «Я был ботаническим невеждой. Во время пребывания в Бразилии я мало обращал внимание на её флору, настолько мало, что не знал даже самых обыкновенных полевых растений. Я искал кассаву, из корня которой индейцы получали муку, но не находил её. Там были и другие растения, каких раньше я никогда не видел: знай я их свойства – мог бы извлечь из них пользу.»

Ваша туристическая группа осталась без запасов продовольствия, но в отличие от Робинзона, вы знаете основы ботаники – науки о растениях.

Прочитайте предложенные тексты, рассмотрите рисунки, используйте данный вам материал для составления памятки.

- Какие лесные растения помогут вам утолить жажду?

- Из корня какого растения вы сможете испечь хлеб, и приготовить салат?

- Из чего в лесу можно приготовить вкусный десерт?

- Но помните, среди растений леса есть ядовитые! Что это за растения?

Информацию о трех выбранных вами растениях внесите в памятку «Съедобные и несъедобные лесные растения».

3.Группа. Жилище Робинзона.

1. С помощью каких инструментов построил свое жилище? (Инструменты: ящик плотника со всеми рабочими инструментами, три мешка с гвоздями, отвертка, два десятка топоров, точило, трос, бечевки, большой кусок запасной парусины, канаты три бочонка с порохом, два прекрасных охотничьих ружья и два пистолета, различное платье, гамак и несколько тюфяков и подушек и др.)

2. Какие предметы мебели Робинзон сделал прежде всего? (Стол и стул)

Задание 3. Ваша туристическая группа оказалась в тайге без палатки, спальных мешков.

Приближается ночь, вы устали, пора подумать и о месте для ночлега.

Прочитайте предложенные тексты, рассмотрите рисунки, используйте данный вам материал для составления памятки.

- Где вы расположитесь для ночлега?

- Как построить убежище из подручного материала, защищающее от ветра, дождя, ночного холода?

- Из веток какого дерева можно устроить удобную постель?

Постройте макет своего временного жилища из предложенного материала, описание его сооружения внесите в памятку для таежных Робинзонов «Жилище Робинзона»

4.Группа. Жилище Робинзона.

1. Как выглядело жилище Робинзона? ( Двойная палатка, окруженная сплошным забором без дверей, для входа была приставная лестница)

2. Что научился плести Робинзон? (Корзины)
Задание 3. Ваша туристическая группа оказалась в тайге без палатки, спальных мешков.

Приближается ночь, вы устали, замерзли, пора подумать и о месте для ночлега, приготовить пищу. Прочитайте предложенные тексты, рассмотрите рисунки, используйте данный вам материал для составления памятки.

- Где вы расположите место для костра?

- Какие использовать будете дрова?

- Какие правила пожарной безопасности надо помнить при разведении костра?

Постройте макет своего костра из предложенного материала, описание его сооружения внесите в памятку для таежных Робинзонов «Костер Робинзона», сформулируйте и запишите правила разведения костра.

5. Группа. Зеленая аптечка.

1. Какую первую помощь оказал Робинзон раненому козленку? (забинтовал перебитую ногу)

2. Чем лечился Робинзон, когда заболел? (табачной настойкой и ромом)

  Задание 3.  Робинзон Крузо на необитаемом острове почти ничем не болел, несмотря на многократные холодные ванны в море и ночевки на дереве.      Далеко не всем путешественникам так везет. Ваша туристическая группа оказалась в тайге без медицинской аптечки - и вдруг несчастье: один из вас натер ногу или поранил ее. Что делать?

Прочитайте предложенные тексты, рассмотрите рисунки, используйте данный вам материал для составления памятки.

- Выберите из предложенных гербарных образцов те, которые вы использовали бы для лечения ран.

-Листья каких растений можно использовать для лечения ран?

- Какое растение может быть и ватой, и бинтом в лесу?

Информацию о трех выбранных вами растениях внесите в памятку «Зеленая аптечка».

6. Группа. Зеленая аптечка.

1. Какое лекарственное растение нашел Робинзон на острове? (алоэ)

2. Какая книга помогала Робинзону на острове для душевного здоровья? (Библия)
  Задание 3.  Робинзон Крузо на необитаемом острове почти ничем не болел, несмотря на многократные холодные ванны в море и ночевки на дереве.  Далеко не всем путешественникам так везет. Ваша туристическая группа оказалась в тайге без медицинской аптечки - и вдруг несчастье: один из вас простудился и заболел. Что делать?

Прочитайте предложенные тексты, рассмотрите рисунки, используйте данный вам материал для составления памятки.

- Какие лесные растения помогут вам вылечится от простуды?

- Какие растения поддержат ваши силы и обеспечат витаминами?

- Назовите растения убивающие бактерий. Какие вещества они содержат?

Информацию о трех выбранных вами растениях внесите в памятку «Зеленая аптечка».

Часть 3. Выступления команд. Рефлексия. Заключение.

После отведенного времени, команды выходят и презентуют свои работы.

Рефлексия: ученики оценивают работу в группе смайликом.

После выступления 2х групп по одной теме обсуждение работы. ( Правильно ли решена задача? Что понравилось в работе группы? На что можно было бы обратить внимание?)

После выступления всех команд, заключительное выступление:

Итак, ребята, скажите - Природа друг или враг? Да, действительно, оказавшись наедине с ней, она покажется злейшим и страшнейшим врагом. Но если, не упасть духом, набраться терпения и мужественности, как наш ЛИТЕРАТУРНЫЙ герой Робинзон Крузо, а также включить свои знания по БИОЛОГИИ И МАТЕМАТИКЕ можно выжить даже в экстремальных условиях ТАЙГИ. Но при этом, ребята думайте не только о себе, но и о том как БЕРЕЖНО пользоваться её дарами. Любите и берегите ПРИРОДУ! Трек12

Критерии самодиагностики

Да

Нет

Я знаю содержание романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»

   

Я узнал правила безопасного поведения в лесу

   

Я умею решать математические задачи

   

Я умею искать нужную информацию и использовать ее для решения поставленных задач

   

Я умею создавать презентации Power Point

   

Мне понравилось работать в команде

   

Критерии самодиагностики

Да

Нет

Я знаю содержание романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»

   

Я узнал правила безопасного поведения в лесу

   

Я умею решать математические задачи

   

Я умею искать нужную информацию и использовать ее для решения поставленных задач

   

Я умею создавать презентации Power Point

   

Мне понравилось работать в команде

   

Критерии самодиагностики

Да

Нет

Я знаю содержание романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»

   

Я узнал правила безопасного поведения в лесу

   

Я умею решать математические задачи

   

Я умею искать нужную информацию и использовать ее для решения поставленных задач

   

Я умею создавать презентации Power Point

   

Мне понравилось работать в команде

   

Критерии самодиагностики

Да

Нет

Я знаю содержание романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»

   

Я узнал правила безопасного поведения в лесу

   

Я умею решать математические задачи

   

Я умею искать нужную информацию и использовать ее для решения поставленных задач

   

Я умею создавать презентации Power Point

   

Мне понравилось работать в команде

   

Критерии самодиагностики

Да

Нет

Я знаю содержание романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»

   

Я узнал правила безопасного поведения в лесу

   

Я умею решать математические задачи

   

Я умею искать нужную информацию и использовать ее для решения поставленных задач

   

Я умею создавать презентации Power Point

   

Мне понравилось работать в команде

   

Критерии самодиагностики

Да

Нет

Я знаю содержание романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»

   

Я узнал правила безопасного поведения в лесу

   

Я умею решать математические задачи

   

Я умею искать нужную информацию и использовать ее для решения поставленных задач

   

Я умею создавать презентации Power Point

   

Мне понравилось работать в команде

   

Критерии самодиагностики

Да

Нет

Я знаю содержание романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»

   

Я узнал правила безопасного поведения в лесу

   

Я умею решать математические задачи

   

Я умею искать нужную информацию и использовать ее для решения поставленных задач

   

Я умею создавать презентации Power Point

   

Мне понравилось работать в команде

   

Критерии самодиагностики

Да

Нет

Я знаю содержание романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»

   

Я узнал правила безопасного поведения в лесу

   

Я умею решать математические задачи

   

Я умею искать нужную информацию и использовать ее для решения поставленных задач

   

Я умею создавать презентации Power Point

   

Мне понравилось работать в команде

   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.