Методическая разработка интегрированного урока литературы и географии на тему «По следам Робинзона Крузо» (5 класс)
Конспект интегрированного урока по литературе и географии в 5 классе.
Тема: "По следам Робинзона Крузо"
Цель урока: убедиться в том, что история жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове – это гимн созидательному труду человека.
Задачи:
- развить в учениках творческих способностей, социальной компетентности;
- обучить вдумчивому восприятию текста, быстрому реагированию на создавшуюся ситуацию.
Цель деятельности учителя: обратить внимание на интерес Д. Дефо к человеческой личности, подчиняющей себе природу; донести мысль о том, что труд оказался условием и способом спасения жизни.
Предметные умения: уметь анализировать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; доказывать, что роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Планируемые результаты обучения.
Предметные умения: уметь анализировать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; доказывать, что роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Метапредметные (критерии сформированности\оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, структурировать материал;
регулятивные: организовать своё рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность;
коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, соблюдает правила речевого поведения.
личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы, проявлять уважительное отношение к русской литературе, осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: интегрированный урок: литература и география.
Оборудование: портрет писателя, книга Д. Дефо “Робинзон Крузо”, иллюстрация «Робинзон Крузо» художник И. Ильинский, компьютер, проектор; толковый, литературоведческий словарь, тетрадь, учебник, карточки, таблицы (эталоны ответа).
Форма работы: индивидуальная, в парах, фронтальная.
Методические приемы: работа с учебником, аналитическая беседа и т.д.
Этапы урока |
Временная |
реализация |
|
|
|
Организационный момент |
1 минута |
Объявление уч-ся темы, цели и задачи сегодняшнего урока. |
2 минуты |
Знакомство с эпиграфом. Обыгрывание темы урока. |
|
Знакомство с биографией писателя (Инсценировка образа |
5 минут |
писателя). |
|
Беседа по прочитанному материалу. |
10 минут |
Работа с текстом |
|
Актуализация знаний |
8 минут |
Изучение нового материала (исследование) |
15 минут |
Выводы в результате работы |
2 минуты |
Рефлексия |
1 минута |
Домашнее задание |
1 минута |
Ход урока.
Книга щедро расплачивается за любовь к ней.
Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте, и, может
быть, не хотите.
Власть книги огромна.
Н.П. Смирнов-Сокольский.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Ф.Тютчев.
Учитель литературы (УЛ): Свой урок я хотела бы начать с китайской притчи. Она гласит: «Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления». Учитель предлагает поразмышлять: Какой же путь самый трудный.
Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь.
Посмотрите на иллюстрации, портрет и скажите, какое произведение мы будем рассматривать сегодня на уроке?
Мы с вами будем изучать Даниэля Дефо, и сегодня на уроке речь пойдет о произведении «Приключения Робинзона Крузо».
Главный герой попадает на необитаемый остров. Какова главная цель героя романа? (выжить) Как вы бы сформулировали тему урока? (выживание главного героя на необитаемом острове в произведении Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»)
Обратимся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете? Как они связаны с темой нашего урока?
Над чем нам сегодня необходимо задуматься?
Гипотеза урока: Произведение «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Вначале мы узнаем об авторе, который создал этот роман. Давайте послушаем самого Даниэля Дефо.
(Под звук фонограммы, на “театральной” сцене появляется сам Д. Дефо. На нём одета шкура зверя, оборванные джинсы, соломенная шляпа, корзинка с едой… Он садится в кресло на морском побережье и задумчиво смотрит вдаль вдруг, оторвавшись от своих мыслей, он начинает свой рассказ).
– Меня зовут Даниэль Дефо. Я купец и сын купца. Я родился в 1660 году в Лондоне. Больше всего на свете я люблю путешествовать в неведомые и таинственные края. Мой отец мечтал видеть сына священником и в 12 лет отдал меня в Академию, готовящую пасторов. С усердием и интересом я занимался историей, географией, физикой, астрономией. Но пастором я так и не стал.
Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения. Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию.
Я неоднократно достигал богатства и неоднократно в одночасье терял то, что приобретал долгие годы: становился жертвой мошенников и кредиторов. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове». Сегодня и вы познакомитесь с моим произведением. Хорошего урока, ребята!
(Уходит).
УЛ: При жизни Дефо книга выдержала 17 изданий и стала завоевывать читателей во всем мире. Книга вышла в свет 25 апреля 1719 года. Успех был небывалый! В том же году появились новые 4 издания!
Работа с текстом романа.
Как вы думаете, почему Дефо делает рассказчиком Робинзона, а не сам повествует о жизни героя? (так автор добивается большей выразительности повествования, живой, непосредственной формы, простоты и безыскусственности. Дефо подчеркивает безысходность положения героя. В романе, безусловно, видна реалистическая достоверность, искренность).
Мы знакомимся с героем задолго до того, как он попадает на остров. О жизни Робинзона Крузо до острова расскажет нам биограф. (Рассказ биографов о жизни Робинзона Крузо до острова).
Выходит докладчик (биограф).
Робинзон вырос в семье буржуа, который нажил торговлей своё состояние. Его не готовили ни к какому ремеслу. Голова его была "набита всякими бреднями". Отец считал, что Робинзону следует держаться "середины". Он мечтает о морских путешествиях и "не хотел слушать ни о чем другом". Нет, он никого не слышит, ничьи уговоры не воспринимает. Ради наживы Робинзон способен даже торговать людьми, забыв христианские заповеди. За это и был жестоко наказан. Все рушится тогда, когда Крузо решает купить рабов в Гвинее. Это является заслуженной карой за антигуманное, противоречащее природе человека поведение. «мне по-прежнему суждено было самому быть виновником всех моих несчастий:". "благоразумием я никогда не отличался".
Учитель:
Итак, напомним себе содержание текста. Для этого предлагаю поиграть. Для начала выясним вот что. Живя на острове, Робинзон овладел многими профессиями. Давайте их перечислим:
Охотник, строитель, пастух, земледелец, пекарь, гончар, портной, рыболов. Вот и мы сейчас с вами превратимся в рыболовов. Делимся на 3 команды (по рядам) и выясним, какая команда лучше всех рыбачит. Я задаю вопросы, вы поднимаете руку. Кто вперед поднял руку и правильно ответил, получает рыбку (карточку). Приготовились.
В каком городе родился Робинзон? (Йорк)
Сколько лет было Робинзону Крузо, когда он впервые отправился в морское путешествие? (18 лет)
К кому в плен попадал Робинзон? (К туркам)
Сколько лет Робинзон прожил в плену у турок? (Два года).
В какой стране жид Робинзон после побега из плена? (Бразилия).
Чем занимался Робинзон в Бразилии? (Выращивает сахарный тростник).
Как он снова попадает на корабль? Как происходит кораблекрушение? (Рассказ ученика).
Каких животных взял с корабля Робинзон? (Двух кошек и собаку)
На чем Робинзон переправлял вещи на остров? (На плоту)
В какой одежде ходил Робинзон? (Которую сшил из шкур убитых животных).
Что придумал Робинзон, чтоб не терять счет времени? (Столб, на котором
делал зарубки).
Какую дату написал Робинзон на доске, которую прибил к столбу? (30 сентября 1659)
Робинзон вел дневник. Чем и на чем он писал? (Он взял с корабля чернила, перо и бумагу).
Какие животные обитали на восточной части острова? (Козы)
Из каких зерен вырастил урожай Робинзон? (Ячменя и риса)
Когда Робинзон смог отделить себе часть зерна на еду? (На четвертый год)
На корабле Робинзон нашел книги. Какую книгу он читал чаще всего? (Библию)
Какие погодные периоды были на острове? (Период дождей и период засухи)
Как звали попугая, которого приручил Робинзон? (Попка)
Какой посудой пользовался Робинзон? (Глиняной)
Робинзон спас на острове дикаря. Как его звали? (Пятница)
Кого еще кроме Пятницы встретил на острове Робинзон? (Людоеды, испанцы)
Сколько лет прожил на острове Робинзон? (28)
На каком корабле спасся Робинзон? (На пиратском)
Кого взял с собой Робинзон, когда покидал остров? (Пятницу и попугая)
Молодцы! (Подсчитываю рыбок, говорю победителей).
Сегодняшний урок необычный. Мы говорим о путешественнике Робинзоне Крузо. А какое же путешествие обходится без знаний географии? К нам на урок пришел учитель географии, у нее для вас есть задания.
Учитель географии (УГ): здравствуйте, ребята. Приглашаю вас в путешествие по следам Робинзона Крузо. Внимание на карту. первой точкой на нашей карте становится Англия. Страна, которую поэтично называют туманным Альбионом. При упоминании об Англии всплывают в памяти Биг-Бен и Тауэр, английские короли и королевы. Все это — родина Даниеля Дефо. Мы двигаемся дальше. География Отправной точкой нашего путешествия является Англия и ее столица, откуда 1 сентября 1659 года отправился в путешествие Робинзон Крузо. Обратимся к карте. Покажите на физической карте мира Англию и обозначьте её столицу. Мы плывем дальше и следующий этап нашего путешествия – Гвинея, куда Робинзон отправляется за золотым песком. Отметьте на карте Гвинею. Но второе путешествие в Гвинею заканчивается трагедией. Между Канарскими островами и Африкой на корабль нападают турки. Отмечаем на карте примерную точку. Спустя 2 года плена Робинзону и его другу Ксури удается сбежать. Они садятся в лодку и направляются к Зеленому мысу. И это следующая отметка на карте. Это путешествие заканчивается счастливо, так как лодку подбирает португальский корабль и доставляет путешественников в Бразилию. Находим страну на карте и ставим крестик. Прожив там 4 года, Робинзон решается на новое путешествие в Гвинею. 1 сентября 1659 года корабль отходит от берегов Бразилии. На 12 день путешествия, переплыв экватор, корабль попадает в бурю и садится на мель. В живых остается только Робинзон Крузо. Он попадает на остров. Координаты острова записаны в дневнике Робинзона. Давайте попробуем отыскать этот остров. 10° с.ш., 62° з.д. (Остров Тринидад). Прожив на острове двадцать восемь лет два месяца и девятнадцать дней, 19 декабря 1686 года Робинзон Крузо взошел на борт корабля. И мы возвращаемся назад в Англию, в Лондон, где заканчиваем наше путешествие.
УЛ: Невероятное путешествие! Невероятные приключения! (Слова благодарности учителю географии).
- Ребята, ответе, какие качества помогли Робинзону выжить на острове?
Правильно. Сейчас мы рассмотрим отрывок из дневника Робинзона. Что вы думаете по этому поводу?
Зло |
Добро |
Я заброшен судьбой на мрачный, необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление. |
Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам. |
Я как бы выделен и отрезан от всего мира и обречен на горе. |
Но зато я выделен из всего нашего экипажа, смерть пощадила меня, и тот кто столь чудесным образом спас меня от серти, вызволить и из этого безотрадного положения. |
Я отделен от всего человечества, я отшельник, изгнанный из общества людей. |
Но я не умер с голоду и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем пропитаться. |
У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрыть свое тело |
Но я живу в жарком климате, где я не носил бы одежду, даже если бы она у меня была. |
Я беззащитен против нападения людей и зверей. |
На остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки, |
Мне не с кем перемолвиться словом, и некому утешить меня. |
Но бог сотворил чудо, пригнав наш корабль так близко к берегу, что я не только успел запастись всем необходимым для удовлетворения моих потребностей, но и получить возможность добывать себе пропитание до конца моих дней.) |
-Как эта запись характеризует Робинзона?
- Как изменился Робинзон за годы, проведенные на острове?
- Что вы почувствовали, читая эту книгу?
- Как вы думаете, как пригодится эта книга и знания, полученные из нее, лично вам?
– Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек. Помните всегда, что Робинзон жил один (до появления Пятницы) на острове, ему некому было помочь, не с кем поговорить, поделиться горем или радостью, ему было тоже нелегко, и всё же, он не озлобился, остался добрым человеком и даже к врагам своим проявил милосердие. Нам нужно учиться этому у Робинзона. И тем более важно, что именно обычный человек, подобный нам, сумел выжить, выстоять, остаться Человеком.
Никто из нас не застрахован от трагических случайностей, приводящих к различным экстремальным ситуациям. Выжить в экстремальных условиях может любой человек. Ведь все мы способны сделать во сто крат больше, чем предполагаем.
Робинзон жил почти триста лет назад, но до сих пор он может научить нас многому. Он может помочь нам оставаться людьми – чтобы с нами ни произошло.
На этом урок я заканчиваю.
Домашнее задание.
Письменно ответьте на вопросы:
1. Какие еще писатели писали в жанре приключенческих романов?
2. Какие вы знаете произведения о приключениях?
3. Напишите сочинение на тему: «Если бы я попал на необитаемы остров».