Образовательное значение элективных курсов по информатике в профильном и предпрофильном обучении
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ПРОФИЛЬНОМ И ПРЕДПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ.
Аннотация
В данной статье анализируется специфика элективных курсов по информатике, их значение для формирования профессионально-образовательной траектории старшеклассников в условиях информатизации общества и образования.
Ключевые слова
Элективный курс, профильное обучение, профессионально-образовательная траектория, профессиональное самоопределение, информатика.
В 21-м веке, веке высоких технологий, вопрос об усовершенствовании системы образования стоит в нашей стране на первом месте. Чтобы реализовать возможности современного образования в школы вводится профильное и предпрофильное обучение, как один из компонентов усовершенствования образования. Профильное обучение — область, которая помогает обучающимся выпускных классов самоопределиться через некоторую профориентационную работу и различные элективные курсы.[2, с. 144]
Профильная подготовка состоит из системы различных психологических, педагогических, организационных и информационных мероприятий, которые способствуют правильному, а главное, успешному выбору для дальнейшего обучения выпускников школ. Таким образом, личностные образовательные цели находятся во главе при создании элективных курсов, которые играют основную роль в профильном обучении.[2, с.149]
Основное общее образование (основная школа, 5-9 классы) - наиболее продолжительный этап в школе. Именно на этом уровне формируются общие компетенции, на которые ориентирует ФГОС.[1, с. 70] Тогда как в старших классах приобретённые компетенции углубляются, расширяются в зависимости от выбранного профиля.
На сегодняшний день, к сожалению, не все учителя в полной мере реализуют возможности профильного, а также предпрофильного обучения, не используют все разнообразие методов и технологий. Одним из дополнительных инструментов подготовки к профильному обучению может стать элективный курс, который, как указано выше, является важной составляющей также и профильного обучения.
Недостаточное количество нормативно-правовых документов и методических материалов не позволяют учителю правильно составить элективный курс. Поэтому актуальными являются вопросы о систематизации информации по элективным курсам, обсуждение специфики, а также выявление особенностей методики их проведения.
При составление курса так же следует учитывать, что наиболее важными темами, в качестве подготовки к профильному обучению, являются темы, входящие в ОГЭ (по результатам ОГЭ определяется возможность дальнейшего профильного обучения).
Было организовано исследование по подготовке обучающихся 9-х классов к общему государственному экзамену (ОГЭ) по «информатике и ИКТ».
Гипотеза проведения исследования заключалась в том, что элективный курс «Подготовка к ОГЭ по информатике и ИКТ» повысит уровень знаний в определённых областях информатики, что послужит, в первую очередь, успешной сдаче экзамена, а также получению более глубоких знаний по многим разделам школьного курса информатики, укреплению межпредметных связей.
В процессе исследования решались такие задачи:
изучить психолого-педагогические особенности учащихся в процессе обучения информатике в рамках элективных курсов в средней школе;
разработать методический материал для элективного курса «Подготовка к ОГЭ по информатике и ИКТ»;
проанализировать качество усвоения материла в рамках разработанного элективного курса.
Предложенный элективный курс рекомендован профильным классам общеобразовательных учреждений, в которых обучающиеся имеют все шансы сдать экзамен на оценку 4 или 5, а также получить новые компетенции. Курс рассчитан на 15 часов учебной нагрузки. В него входит теория и практика, как по школьному курсу, так и дополнительная часть с углубленным уровнем.
Таблица 1. Тематическое планирование курса.
Раздел | Часы |
Информация и информационные процессы | 3 |
Математические основы информатики, алгебра логики | 2 |
Основные устройства, используемые в ИКТ | 1 |
Основы алгоритмизации и программирования на языке Паскаль | 6 |
Моделирование и формализация | 1 |
Решение задач средствами электронных таблиц и баз данных | 2 |
Ключевыми зачетными задания элективного курса могут быть:
Решение обучающимися в качестве классной и домашней работы заданий, предложенных учителем, для которых предварительно изложена теория, а далее следует практика.
Пример. Таблица 2.
ФИО | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Системы счисления | Задание 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Теория Определение N-ой системы: N-ая система счисления – это форма записи числа с использованием N цифр [0..N-1] и указанием нижнего индекса равного N. Исключения: 10-ая – не указывается нижний индекс, 27=2710; 16-ая – в записи присутствуют латинские буквы, 1AEF316. Пример: – существует в 10-ой, т.к. нет ни одной цифры старше 9; 2-существует в 2-ой, т.к. нет ни одной цифры старше 1; ABEFF – не существует в 10, т.к. цифры A,B,E,F,F старше 9; 3-не существует в 3-ой, т.к. цифра 4 старше 2; Закрепление: Проверить существование чисел
Практика
Запишите число, следующее за указанным:
|
2) Групповая работа над домашним заданием. Характерна для раздела «Основы алгоритмизации и программирования на языке Паскаль», а также для рефератов на предложенные учителем темы (реферативная работа предполагается в случае наличия времени, и когда обучающиеся выполняют всё сверх программы курса).
Если оценивать целесообразность элективных курсов, то важно не забывать, для чего они нужны и важны. Помнить о наиболее важной задаче: достижение образовательных целей для дальнейшего продвижения и поступления в ВУЗы, для реализации выбранного жизненного пути.
Очень важно продолжать разрабатывать различные пособия по элективным курсам, которые не только будут реализовывать программу курса, но и станут воплощением мотивационной функции учебника.
В заключении хотим отметить, что главной функцией образования является эффективность обучения. Багаж знаний с каждым годом увеличивается, соответственно увеличиваются и потребности в учебном материале, который должны освоить обучающиеся. Такое "масштабное" образование может быть достигнуто за счет повышения результатов обучения: важно увеличить не продолжительность обучения, а давать за такое же количество времени больший объем знаний и в более качественном для усвоения формате.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования http://минобрнауки.рф/документы/2365 - 11.10.2016
Элективные курсы в профильном обучении [Текст] /Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2014. – 144c.