12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гужвина Татьяна Леонидовна17
5

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ПРОФИЛЬНОМ И ПРЕДПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ПРОФИЛЬНОМ И ПРЕДПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ.

Аннотация

В данной статье анализируется специфика элективных курсов по информатике, их значение для формирования профессионально-образовательной траектории старшеклассников в условиях информатизации общества и образования.

Ключевые слова

Элективный курс, профильное обучение, профессионально-образовательная траектория, профессиональное самоопределение, информатика.

В 21-м веке, веке высоких технологий, вопрос об усовершенствовании системы образования стоит в нашей стране на первом месте. Чтобы реализовать возможности современного образования в школы вводится профильное и предпрофильное обучение, как один из компонентов усовершенствования образования. Профильное обучение — область, которая помогает обучающимся выпускных классов самоопределиться через некоторую профориентационную работу и различные элективные курсы.[2, с. 144]

Профильная подготовка состоит из системы различных психологических, педагогических, организационных и информационных мероприятий, которые способствуют правильному, а главное, успешному выбору для дальнейшего обучения выпускников школ. Таким образом, личностные образовательные цели находятся во главе при создании элективных курсов, которые играют основную роль в профильном обучении.[2, с.149]

Основное общее образование (основная школа, 5-9 классы) - наиболее продолжительный этап в школе. Именно на этом уровне формируются общие компетенции, на которые ориентирует ФГОС.[1, с. 70] Тогда как в старших классах приобретённые компетенции углубляются, расширяются в зависимости от выбранного профиля.

На сегодняшний день, к сожалению, не все учителя в полной мере реализуют возможности профильного, а также предпрофильного обучения, не используют все разнообразие методов и технологий. Одним из дополнительных инструментов подготовки к профильному обучению может стать элективный курс, который, как указано выше, является важной составляющей также и профильного обучения.

Недостаточное количество нормативно-правовых документов и методических материалов не позволяют учителю правильно составить элективный курс. Поэтому актуальными являются вопросы о систематизации информации по элективным курсам, обсуждение специфики, а также выявление особенностей методики их проведения.

При составление курса так же следует учитывать, что наиболее важными темами, в качестве подготовки к профильному обучению, являются темы, входящие в ОГЭ (по результатам ОГЭ определяется возможность дальнейшего профильного обучения).

Было организовано исследование по подготовке обучающихся 9-х классов к общему государственному экзамену (ОГЭ) по «информатике и ИКТ».

Гипотеза проведения исследования заключалась в том, что элективный курс «Подготовка к ОГЭ по информатике и ИКТ» повысит уровень знаний в определённых областях информатики, что послужит, в первую очередь, успешной сдаче экзамена, а также получению более глубоких знаний по многим разделам школьного курса информатики, укреплению межпредметных связей.

В процессе исследования решались такие задачи:

изучить психолого-педагогические особенности учащихся в процессе обучения информатике в рамках элективных курсов в средней школе;

разработать методический материал для элективного курса «Подготовка к ОГЭ по информатике и ИКТ»;

проанализировать качество усвоения материла в рамках разработанного элективного курса.

Предложенный элективный курс рекомендован профильным классам общеобразовательных учреждений, в которых обучающиеся имеют все шансы сдать экзамен на оценку 4 или 5, а также получить новые компетенции. Курс рассчитан на 15 часов учебной нагрузки. В него входит теория и практика, как по школьному курсу, так и дополнительная часть с углубленным уровнем.

Таблица 1. Тематическое планирование курса.

Раздел

Часы

Информация и информационные процессы

3

Математические основы

информатики, алгебра логики

2

Основные устройства,

используемые в ИКТ

1

Основы алгоритмизации и

программирования на языке Паскаль

6

Моделирование и

формализация

1

Решение задач средствами

электронных таблиц и баз данных

2


Ключевыми зачетными задания элективного курса могут быть:

Решение обучающимися в качестве классной и домашней работы заданий, предложенных учителем, для которых предварительно изложена теория, а далее следует практика.

Пример. Таблица 2.

ФИО


Системы счисления

Задание 1

Теория

Определение N-ой системы:


N-ая система счисления – это форма записи числа с использованием N цифр [0..N-1] и указанием нижнего индекса равного N.


Исключения:

10-ая – не указывается нижний индекс, 27=2710;

16-ая – в записи присутствуют латинские буквы, 1AEF316.

Пример:


существует в 10-ой, т.к. нет ни одной цифры старше 9;

2-существует в 2-ой, т.к. нет ни одной цифры старше 1; ABEFF – не существует в 10, т.к. цифры A,B,E,F,F старше 9;


3-не существует в 3-ой, т.к. цифра 4 старше 2;


Закрепление:

Проверить существование чисел

100

179

2716

123

4579

3215

1002

1255

AFE

4568

112

769

426

478

CDA12

3215

6789

11123


Практика














































Запишите числа входящие в указанный отрезок









12…11002 -




































7F16…8216 -




































345…535 -





































Запишите число, следующее за указанным:

1128





123




1168






3257









22710






1342



FF16





2379




325







2347









896






479



102





11616




1134






3659









1324






1123



3014





15




2279






3227









1769






278



1576







F




1102






499









1532






3678





2) Групповая работа над домашним заданием. Характерна для раздела «Основы алгоритмизации и программирования на языке Паскаль», а также для рефератов на предложенные учителем темы (реферативная работа предполагается в случае наличия времени, и когда обучающиеся выполняют всё сверх программы курса).

Если оценивать целесообразность элективных курсов, то важно не забывать, для чего они нужны и важны. Помнить о наиболее важной задаче: достижение образовательных целей для дальнейшего продвижения и поступления в ВУЗы, для реализации выбранного жизненного пути.

Очень важно продолжать разрабатывать различные пособия по элективным курсам, которые не только будут реализовывать программу курса, но и станут воплощением мотивационной функции учебника.

В заключении хотим отметить, что главной функцией образования является эффективность обучения. Багаж знаний с каждым годом увеличивается, соответственно увеличиваются и потребности в учебном материале, который должны освоить обучающиеся. Такое "масштабное" образование может быть достигнуто за счет повышения результатов обучения: важно увеличить не продолжительность обучения, а давать за такое же количество времени больший объем знаний и в более качественном для усвоения формате.

Список литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования http://минобрнауки.рф/документы/2365 - 11.10.2016

Элективные курсы в профильном обучении [Текст] /Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2014. – 144c.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.