Общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Весёлый оркестр»
Управление образования администрации находкинского городского округа
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Арт-Центр» г. Находка
СОГЛАСОВАНО протокол педагогического совета №_____от_____________ | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «Арт-Центр» г. Находка _____________И.В. Аверьянова Приказ №__________________ от___________20_______года | | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________ Т.В. Лугинина «____»_____20____г. | |
Общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Веселый оркестр»
Возраст обучающихся 4 - 7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Новомлинская Виктория Ивановна
педагог дополнительного образования
г. Находка
2020 г.
Пояснительная записка
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребѐнка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно – речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.
Данная программа воспитательно - образовательной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС и в соответствии нормативно - правовыми документами:
Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2731-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 20.12.2010;
Письмом министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
Актуальность данной программы определяется потребностью построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, инструментальной музыки.
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чье
«искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на различных инструментах (народных, шумовых). Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.
Педагогическая целесообразность - доступность шумовых инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносит детям радость, создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Отличительная особенность программы – заключается в том, что она позволяет в условиях детского сада через дополнительное образование расширить возможности образовательной деятельности в сфере «Инструментальное исполнительство»; - она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей детей дошкольного возраста за 2 года обучения
Адресат программы - образовательная программа дифференцирована на два уровня освоения: 1 этап – начальное обучение, освоение первоначальных навыков 2 этап – этап основного эстетического образования, предусматривает дальнейшее освоение навыков в области инструментального исполнительства.
Объем и сроки освоения программы
Уровень Освовоения образовательной программы | возраст обучающихся | Год обучающихся | Срок реализации | За весь период обучения |
Подготовительный этап | 5-6 лет | 1 | 35 недель в год | 70 часов в год |
2 этап | 6-7 лет | 2 | 35 недель в год | 70 часов в год |
Формы обучения:
Программа «Веселый оркестр» предполагает очную форму обучения. Занятия проводятся в группах по 13-15 человек. В связи с индивидуальными особенностями групп дошкольных учреждений занятия проводятся по 25-30 минут 2 раза в неделю, в соответствии с требованиями СанПиН. На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения,
осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка. Основные занятия в группе делятся на теорию и практику. Теоретические занятия предполагают обучение основным ритмическим модулям, способам исполнения на различных музыкальных и шумовых инструментах.
Практические занятия предусматривают непосредственную работу в инструментальных ансамблях.
Другие формы работы:
- подготовка к концертным выступлениям
- участие в творческих мероприятиях, конкурсах и др.
Особенности организации образовательного процесса:
1.Практические занятия (работа в группах) – происходит знакомство и разбор произведения. Отрабатываются навыки оркестровой игры.
2.Репетиции и концертные занятия - подготовка и публичные выступления.
3.Игровые занятия – игры, внутригрупповые конкурсы на лучшее исполнение номера.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики (возрастные особенности детей 4-7 лет)
Средняя группа (от 4 до 5лет) Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её услышать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии и музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры
Старшая группа (от 5 до 6 лет) В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: музыкальный слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.
Подготовительная группа (от 6-7 лет) В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется музыкальный слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжают развиваются навыки движения под музыку.
Принципы и подходы к формированию программы Построение образовательного процесса осуществляется с учётом следующих принципов:
1. поддержки разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2. личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;
3. уважения к личности ребенка;
4. реализации дополнительного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
5. полноценного проживания ребенком данного этапа детства (дошкольного возраста), обогащение детского развития;
6. построения образовательной деятельности на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
7. принцип интеграции, основные задачи дошкольного образования каждой образовательной области могут и должны решаться в ходе реализации других образовательных областей.
Цели и Задачи Программы:
Цель - приобщить детей, начиная с раннего возраста, к традиционной и современной народной, классической и инструментальной музыке.
Задачи:
1. Обучающие:
- изучение произведений различных стилей (классические, джазовые, эстрадные);
- технический рост и приобретение исполнительских навыков;
- приобретение навыков игры в ансамбле;
- разучивание пьес для домашнего музицирования.
2. Развивающие:
- обучение детей игре на музыкальных инструментах, развитие музыкальных способностей у детей (ритма, слуха, памяти);
- развитие артистических способностей;
- развитие образного мышления, творческого воображения и фантазии через музыкальные произведения.
3. Воспитательные:
- формирование музыкальной культуры;
- воспитание нравственных качеств;
- развитие художественного вкуса.
Решение задач основывается на принципах межпредметных связей с дисциплинами теоретического цикла (нотная грамота, музыкальная литература). Взаимосвязь практикуемых на занятиях различных видов музыкально-творческой деятельности ведет к их взаимному обогащению.
В результате обучения дети, не ориентированные профессионально, смогут значительно развить свои возможности и стать просвещенными любителями музыки.
Планируемые результаты
Личностные:
воспитать у детей музыкальный и художественный вкус;
воспитать эмоциональную отзывчивость на музыку;
воспитать исполнительскую, сценическую, слушательскую культуру, умение вести себя в коллективе;
воспитать творчески активную личность.
Метапредметные:
развить психологические способности (мышление, память, внимание и пр.);
развить творческие задатки;
приобщить детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, к классической музыкальной культуре.
Образовательные:
сформировать и развить музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма и лада, музыкальную память, музыкальные представления и пр.), музыкальное мышление;
научить применять необходимые умения и навыки в самостоятельной работе с музыкальным текстом: анализировать, соотносить технические и художественные задачи, уметь слушать себя и других
Выпускник Оркестра должен овладеть следующими универсальными учебными действиями:
Личностные УУД:
у обучающихся должны быть сформированы ценностные ориентиры в области музыкального искусства, уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей;
сформированы духовные и эстетические потребности;
обучающийся должен владеть основными приёмами и техниками музыкальной деятельности;
иметь навыки самостоятельной и групповой работы.воспитана культура поведения на сцене и во время массовых мероприятий, исполнительская культура;
Регулятивные УУД:
отличать верно выполненное задание от неверного; развить способность к объективной оценке своей деятельности;
совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
стремиться применять исполнительское умение и навыки в досуговой деятельности.
Познавательные УУД:
знать формы исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ.
стойкий интерес к музыкальным занятиям и желание заниматься в творческом коллективе;
потребность в самообразовании, желание продолжать изучение музыкальной культуры
Коммуникативные УУД:
пользоваться языком музыкального искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать высказывания собеседников;
согласованно работать в оркестре: планировать, распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в коллективе.
Условия реализации программы
- наличие просторного помещения с хорошим освещением;
- наличие музыкальных инструментов (шумовых, фортепиано);
- музыкальный центр, проектор
- наглядно – дидактический материал
- игровые атрибуты
Механизм оценки реализации программы
Методы отслеживания результатов весьма разнообразны. Это и конкурсы на лучшее исполнение партии, концертные выступления, наблюдение, диагностика. В конце каждого полугодия руководитель оркестрового класса проводит мониторинг продвижения учащегося, а результат заносит в диагностическую карту воспитанника. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины. Каждое выступление оркестра (концерт, участие в конкурсе и т. п.) является одновременно зачетом, как для всего оркестра, так и для каждого оркестранта.
Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль, промежуточную аттестацию (в декабре), итоговую аттестацию (в мае). В качестве текущего контроля используются прослушивания, участие в утренниках, тематических развлечениях, конкурсные выступления.
Содержание программы
Умения и навыки личностного роста заносятся в протокол результатов промежуточной и итоговой аттестации.
Уровень | Критерии оценивания выступления |
«высокий» освоено 80%-100%образовательной программы | предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения: знание партии, владение необходимыми техническими приемами, правильное звукоизвлечение. |
«средний» освоено 60%-70%образовательной программы | программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа. |
«низкий» освоено менее 60% образовательной программы | программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено слабое знание партии, технические ошибки. |
Протокол результатов промежуточной и итоговой аттестации
№ | Фамилия,имя учащихся | Год обучения | Форма аттестации | Уровень осовения образовательной программы |
| | | | |
Учебный план
1-й год обучения
Цель программы: освоить первоначальные навыки исполнительского искусства
Задачи программы: развитие музыкального слуха, двигательных навыков
Тематическое планирование (1 год обучения)
| Наименование темы | теория | практика | всего |
1 | Организационная работа (корпус, постановка рук) | 0.5 | 1 | 1.5 |
2 | Вокально-ритмические упражнения | 0.5 | 10,5 | 11 |
3 | Вступление в сильную долю | 0.5 | 2,5 | 3 |
4 | Исполнение по руке | 0.5 | 2,5 | 3 |
5 | Вокально-ритмическая работа | 0.5 | 2,5 | 3 |
6 | Координация слуха и движения | 0.5 | 9,5 | 10 |
7 | Разучивание репертуара | 0.5 | 9.5 | 10 |
8 | Сценический образ | 0.5 | 3 | 3,5 |
9 | Постановка концертных номеров | 1 | 14 | 15 |
10 | Концертная деятельность | - | 10 | 10 |
| | 5 | 65 | 70 |
В конце 1 года обучения учащиеся Оркестра будут:
знать:
правила поведения в коллективе, на сцене и в концертном зале;
иметь представление о:
штрихах, артикуляции, значении координации между слухом и движением;
детских музыкальных инструментах;
культуре поведения на занятиях;
уметь:
играть вместе в одном темпе, по руке дирижера уметь менять темп (замедлять ускорять);
элементарно музицировать на детских музыкальных инструментах и сопровождал пение ложками, трещотками, колокольчиком, бубном, колотушкой.
У детей будет воспитан интерес к занятиям в творческом коллективе
2-ой год обучения
Цель программы: развить творческие и музыкальные способности учащихся
Задачи программы: развитие музыкального слуха ребенка формирование исполнительских навыков
Тематическое планирование (2 год обучения)
| Наименование темы | теория | практика | всего |
1 | Организационная работа (корпус, постановка рук) | 0.5 | 1 | 1.5 |
2 | Вокально-ритмические упражнения | 0.5 | 10,5 | 11 |
3 | Вступление в сильную долю | 0.5 | 2,5 | 3 |
4 | Исполнение по руке | 0.5 | 2,5 | 3 |
5 | Вокально-ритмическая работа | 0.5 | 2,5 | 3 |
6 | Координация слуха и движения | 0.5 | 9,5 | 10 |
7 | Разучивание репертуара | 0.5 | 9.5 | 10 |
8 | Сценический образ | 0.5 | 3 | 3,5 |
9 | Постановка концертных номеров | 1 | 14 | 15 |
10 | Концертная деятельность | - | 10 | 10 |
| | 5 | 65 | 70 |
В конце 2 года обучения учащиеся Оркестра будут:
знать:
правила поведения в коллективе, на сцене и в концертном зале;
иметь представление о:
штрихах, артикуляции, значении координации между слухом и движением;
профессии дирижера,
детских музыкальных инструментах;
культуре поведения на занятиях;
уметь:
одновременно со всем коллективом усиливать или ослаблять звучность;
играть вместе в одном темпе, по руке дирижера уметь менять темп (замедлять ускорять);
правильно исполнять простейшие ритмические рисунки;
вместе начинать и заканчивать произведение и отдельные его фразы;
элементарно музицировать на детских музыкальных инструментах и сопровождал пение ложками, трещотками, колокольчиком, бубном, колотушкой.
Занятия имеют следующую структуру:
1. Музыкальная грамота.
Цель: расширение представлений о музыке (в частности инструментальной), об основных средствах выразительности.
2. Ритмические и темповые игры и упражнения.
Цель: развитие и тренировка чувства метроритма.
3. Разучивание и исполнение музыкальных произведений.
Цель: обучение навыкам коллективной игры, развитие чувства ансамбля.
4. Творческое музицирование.
Цель: обучение детей импровизационно обращаться со знакомым материалом.
На каждом занятии представлены все элементы структуры. В течение учебного года показателями результативности обучения ансамблевой игре на детских музыкальных инструментах могут быть выступления детей на различных мероприятиях (концертах, праздниках, развлечениях, конкурсах и т.д.)
Качества, которые дети приобретают в музыкальном оркестре и которые так важны для успешной учебы и активного участия в школьной жизни, послужат надѐжным фундаментом для формирования высоко – нравственного человека. В оркестре, как показывает опыт, находится место практически каждому воспитаннику, что в свою очередь побуждает детей с оптимизмом относится к своим возможностям и способностям, ощущать радость от собственной игры. Занятия детей в оркестре формируют не только специальные, связанные с исполнением музыкальных произведений, навыки и умения. Эти занятия развивают у детей чувство товарищества, взаимопомощи, вырабатывающей дисциплинированность, ответственность за порученное дело.
Список используемой литературы:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа образования./ Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой, Т.С., Васильевой, М.А. М.: Мозаика-Синтез, 2016.
2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2016
3. Радынова О. Музыкальные шедевры. Парциальная программа по развитию восприятия музыки (слушание).
4. Интернет – ресурсы