Общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселый оркестр»

1
0
Материал опубликован 13 November 2020

Управление образования администрации находкинского городского округа

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Арт-Центр» г. Находка




СОГЛАСОВАНО

протокол педагогического совета

_____от_____________


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО

«Арт-Центр» г. Находка

_____________И.В. Аверьянова

Приказ №__________________

от___________20_______года


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________ Т.В. Лугинина

«____»_____20____г.









Общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Веселый оркестр»

Возраст обучающихся 4 - 7 лет

Срок реализации программы: 2 года





Автор:

Новомлинская Виктория Ивановна

педагог дополнительного образования







г. Находка

2020 г.


Пояснительная записка


Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребѐнка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно – речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.

Данная программа воспитательно - образовательной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС и в соответствии нормативно - правовыми документами:

Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2731-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 20.12.2010;

Письмом министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

Актуальность данной программы определяется потребностью построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, инструментальной музыки.

К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чье

«искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на различных инструментах (народных, шумовых). Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.

Педагогическая целесообразность - доступность шумовых инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносит детям радость, создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.


Отличительная особенность программы – заключается в том, что она позволяет в условиях детского сада через дополнительное образование расширить возможности образовательной деятельности в сфере «Инструментальное исполнительство»; - она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей детей дошкольного возраста за 2 года обучения


Адресат программы - образовательная программа дифференцирована на два уровня освоения: 1 этап – начальное обучение, освоение первоначальных навыков 2 этап – этап основного эстетического образования, предусматривает дальнейшее освоение навыков в области инструментального исполнительства.


Объем и сроки освоения программы

Уровень Освовоения образовательной программы

возраст обучающихся

Год обучающихся

Срок реализации

За весь период обучения

Подготовительный этап

5-6 лет

1

35 недель в год

70 часов в год

2 этап

6-7 лет

2

35 недель в год

70 часов в год



Формы обучения:

Программа «Веселый оркестр» предполагает очную форму обучения. Занятия проводятся в группах по 13-15 человек. В связи с индивидуальными особенностями групп дошкольных учреждений занятия проводятся по 25-30 минут 2 раза в неделю, в соответствии с требованиями СанПиН. На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения,

осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка. Основные занятия в группе делятся на теорию и практику. Теоретические занятия предполагают обучение основным ритмическим модулям, способам исполнения на различных музыкальных и шумовых инструментах.

Практические занятия предусматривают непосредственную работу в инструментальных ансамблях.

Другие формы работы:

- подготовка к концертным выступлениям

- участие в творческих мероприятиях, конкурсах и др.


Особенности организации образовательного процесса:

1.Практические занятия (работа в группах) – происходит знакомство и разбор произведения. Отрабатываются навыки оркестровой игры.

2.Репетиции и концертные занятия - подготовка и публичные выступления.

3.Игровые занятия – игры, внутригрупповые конкурсы на лучшее исполнение номера.



Значимые для разработки и реализации Программы характеристики (возрастные особенности детей 4-7 лет)

Средняя группа (от 4 до 5лет) Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её услышать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии и музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры

Старшая группа (от 5 до 6 лет) В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: музыкальный слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.

Подготовительная группа (от 6-7 лет) В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется музыкальный слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжают развиваются навыки движения под музыку.


Принципы и подходы к формированию программы Построение образовательного процесса осуществляется с учётом следующих принципов:

1. поддержки разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2. личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;

3. уважения к личности ребенка;

4. реализации дополнительного образования в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

5. полноценного проживания ребенком данного этапа детства (дошкольного возраста), обогащение детского развития;

6. построения образовательной деятельности на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

7. принцип интеграции, основные задачи дошкольного образования каждой образовательной области могут и должны решаться в ходе реализации других образовательных областей.


Цели и Задачи Программы:


Цель - приобщить детей, начиная с раннего возраста, к традиционной и современной народной, классической и инструментальной музыке.

Задачи:


1. Обучающие:

- изучение произведений различных стилей (классические, джазовые, эстрадные);

- технический рост и приобретение исполнительских навыков;

- приобретение навыков игры в ансамбле;

- разучивание пьес для домашнего музицирования.

2. Развивающие:

- обучение детей игре на музыкальных инструментах, развитие музыкальных способностей у детей (ритма, слуха, памяти);

- развитие артистических способностей;

- развитие образного мышления, творческого воображения и фантазии через музыкальные произведения.

3. Воспитательные:

- формирование музыкальной культуры;

- воспитание нравственных качеств;

- развитие художественного вкуса.

Решение задач основывается на принципах межпредметных связей с дисциплинами теоретического цикла (нотная грамота, музыкальная литература). Взаимосвязь практикуемых на занятиях различных видов музыкально-творческой деятельности ведет к их взаимному обогащению.

В результате обучения дети, не ориентированные профессионально, смогут значительно развить свои возможности и стать просвещенными любителями музыки.


Планируемые результаты


Личностные:

воспитать у детей музыкальный и художественный вкус;

воспитать эмоциональную отзывчивость на музыку;

воспитать исполнительскую, сценическую, слушательскую культуру, умение вести себя в коллективе;

воспитать творчески активную личность.

Метапредметные:

развить психологические способности (мышление, память, внимание и пр.);

развить творческие задатки;

приобщить детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, к классической музыкальной культуре.

Образовательные:

сформировать и развить музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма и лада, музыкальную память, музыкальные представления и пр.), музыкальное мышление;

научить применять необходимые умения и навыки в самостоятельной работе с музыкальным текстом: анализировать, соотносить технические и художественные задачи, уметь слушать себя и других


Выпускник Оркестра должен овладеть следующими универсальными учебными действиями:

Личностные УУД:

у обучающихся должны быть сформированы ценностные ориентиры в области музыкального искусства, уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей;

сформированы духовные и эстетические потребности;

обучающийся должен владеть основными приёмами и техниками музыкальной деятельности;

иметь навыки самостоятельной и групповой работы.воспитана культура поведения на сцене и во время массовых мероприятий, исполнительская культура;

Регулятивные УУД:

отличать верно выполненное задание от неверного; развить способность к объективной оценке своей деятельности;

совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

стремиться применять исполнительское умение и навыки в досуговой деятельности.

Познавательные УУД:

знать формы исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ.

стойкий интерес к музыкальным занятиям и желание заниматься в творческом коллективе;

потребность в самообразовании, желание продолжать изучение музыкальной культуры

Коммуникативные УУД:

пользоваться языком музыкального искусства: донести свою позицию до собеседника; оформить мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать высказывания собеседников;

согласованно работать в оркестре: планировать, распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; уметь выполнять различные роли в коллективе.


Условия реализации программы

- наличие просторного помещения с хорошим освещением;

- наличие музыкальных инструментов (шумовых, фортепиано);

- музыкальный центр, проектор

- наглядно – дидактический материал

- игровые атрибуты


Механизм оценки реализации программы

Методы отслеживания результатов весьма разнообразны. Это и конкурсы на лучшее исполнение партии, концертные выступления, наблюдение, диагностика. В конце каждого полугодия руководитель оркестрового класса проводит мониторинг продвижения учащегося, а результат заносит в диагностическую карту воспитанника. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины. Каждое выступление оркестра (концерт, участие в конкурсе и т. п.) является одновременно зачетом, как для всего оркестра, так и для каждого оркестранта.

Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль, промежуточную аттестацию (в декабре), итоговую аттестацию (в мае). В качестве текущего контроля используются прослушивания, участие в утренниках, тематических развлечениях, конкурсные выступления.


Содержание программы

Умения и навыки личностного роста заносятся в протокол результатов промежуточной и итоговой аттестации.


Уровень

Критерии оценивания выступления


«высокий»

освоено 80%-100%образовательной программы

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения: знание партии, владение необходимыми техническими приемами, правильное звукоизвлечение.

«средний»

освоено 60%-70%образовательной программы

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа.

«низкий» освоено менее 60% образовательной программы

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено слабое знание партии, технические ошибки.

Протокол результатов промежуточной и итоговой аттестации


Фамилия,имя учащихся

Год обучения

Форма аттестации

Уровень осовения образовательной программы








Учебный план


1-й год обучения

Цель программы: освоить первоначальные навыки исполнительского искусства

Задачи программы: развитие музыкального слуха, двигательных навыков


Тематическое планирование (1 год обучения)


Наименование темы

теория

практика

всего

1

Организационная работа (корпус, постановка рук)

0.5

1

1.5

2

Вокально-ритмические упражнения

0.5

10,5

11

3

Вступление в сильную долю

0.5

2,5

3

4

Исполнение по руке

0.5

2,5

3

5

Вокально-ритмическая работа

0.5

2,5

3

6

Координация слуха и движения

0.5

9,5

10

7

Разучивание репертуара

0.5

9.5

10

8

Сценический образ

0.5

3

3,5

9

Постановка концертных номеров

1

14

15

10

Концертная деятельность

-

10

10



5

65

70

В конце 1 года обучения учащиеся Оркестра будут:

знать:

правила поведения в коллективе, на сцене и в концертном зале;

иметь представление о:

штрихах, артикуляции, значении координации между слухом и движением;

детских музыкальных инструментах;

культуре поведения на занятиях;

уметь:

играть вместе в одном темпе, по руке дирижера уметь менять темп (замедлять ускорять);

элементарно музицировать на детских музыкальных инструментах и сопровождал пение ложками, трещотками, колокольчиком, бубном, колотушкой.

У детей будет воспитан интерес к занятиям в творческом коллективе

2-ой год обучения

Цель программы: развить творческие и музыкальные способности учащихся

Задачи программы: развитие музыкального слуха ребенка формирование исполнительских навыков

Тематическое планирование (2 год обучения)


Наименование темы

теория

практика

всего

1

Организационная работа (корпус, постановка рук)

0.5

1

1.5

2

Вокально-ритмические упражнения

0.5

10,5

11

3

Вступление в сильную долю

0.5

2,5

3

4

Исполнение по руке

0.5

2,5

3

5

Вокально-ритмическая работа

0.5

2,5

3

6

Координация слуха и движения

0.5

9,5

10

7

Разучивание репертуара

0.5

9.5

10

8

Сценический образ

0.5

3

3,5

9

Постановка концертных номеров

1

14

15

10

Концертная деятельность

-

10

10



5

65

70

В конце 2 года обучения учащиеся Оркестра будут:

знать:

правила поведения в коллективе, на сцене и в концертном зале;

иметь представление о:

штрихах, артикуляции, значении координации между слухом и движением;

профессии дирижера,

детских музыкальных инструментах;

культуре поведения на занятиях;

уметь:

одновременно со всем коллективом усиливать или ослаблять звучность;

играть вместе в одном темпе, по руке дирижера уметь менять темп (замедлять ускорять);

правильно исполнять простейшие ритмические рисунки;

вместе начинать и заканчивать произведение и отдельные его фразы;

элементарно музицировать на детских музыкальных инструментах и сопровождал пение ложками, трещотками, колокольчиком, бубном, колотушкой.


Занятия имеют следующую структуру:

1. Музыкальная грамота.

Цель: расширение представлений о музыке (в частности инструментальной), об основных средствах выразительности.

2. Ритмические и темповые игры и упражнения.

Цель: развитие и тренировка чувства метроритма.

3. Разучивание и исполнение музыкальных произведений.

Цель: обучение навыкам коллективной игры, развитие чувства ансамбля.

4. Творческое музицирование.

Цель: обучение детей импровизационно обращаться со знакомым материалом.

На каждом занятии представлены все элементы структуры. В течение учебного года показателями результативности обучения ансамблевой игре на детских музыкальных инструментах могут быть выступления детей на различных мероприятиях (концертах, праздниках, развлечениях, конкурсах и т.д.)



Качества, которые дети приобретают в музыкальном оркестре и которые так важны для успешной учебы и активного участия в школьной жизни, послужат надѐжным фундаментом для формирования высоко – нравственного человека. В оркестре, как показывает опыт, находится место практически каждому воспитаннику, что в свою очередь побуждает детей с оптимизмом относится к своим возможностям и способностям, ощущать радость от собственной игры. Занятия детей в оркестре формируют не только специальные, связанные с исполнением музыкальных произведений, навыки и умения. Эти занятия развивают у детей чувство товарищества, взаимопомощи, вырабатывающей дисциплинированность, ответственность за порученное дело.



Список используемой литературы:


1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа образования./ Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой, Т.С., Васильевой, М.А. М.: Мозаика-Синтез, 2016.

2. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2016

3. Радынова О. Музыкальные шедевры. Парциальная программа по развитию восприятия музыки (слушание).

4. Интернет – ресурсы



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации