12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гордеева Татьяна Владимировна50
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ОРКЕСТР КАРЛА ОРФА»


Возраст детей: 6–7 лет.

Срок реализации программы:

сентябрь 2020г.-май 2021 г.

Количество детей в подгруппах: до 12 детей

Количество часов в год:

72 занятия для детей 6 – 7 лет.

Составитель программы: Гордеева Т.В.

учитель музыки


г.Сургут, 2020


СОДЕРЖАНИЕ:


1. Паспорт дополнительной развивающей программы художественной направленности

«Ор кестр Карла Орфа»

2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Пояснительная записка

2.2.

Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы

2.3.

Цели и задачи программы

2.4.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характе- ристики особенностей развития детей дошкольного возраста

2.5.

Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы

2.6

Принципы и подходы к построению Программы

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАДЕЛ

3.1.

Пояснительная записка о реализации учебно-тематического плана на 2020- 2021 образова- тельный период

3.2.

Учебно-тематический план на 2020-2021 образовательный период

3.3.

Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 образовательный период

3.4.

План-график проведения работы с детьми на 2020-2021 образовательный период

3.5

Описание вариативных форм, способов, методов, и средств реализации Программы

3.6

Оценка качества освоения программы

4.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

4.1.

Организационно-педагогические условия

4.2.

Материально-техническое оснащение Программы

4.3.

Особенности Программы и учебно-методическое обеспечение

4.4.

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

5.Список литературы

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «ОРКЕСТР КАРЛА ОРФА»

Наименование образовательной организации МБДОУ № 89 «Крепыш»


Название программы

«Оркестр К. Орфа»

Направленность программы

Художественной направленности

Ф.И.О. педагога, реализующего

дополнительную общеобразовательную программу

Гордеева Татьяна Владимировна

Год разработки

2020 г.

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Принята педагогическим советом от 20.08.2020 прото- кол №1; приказ «21» августа 2020г 145/0

Информация о наличии рецензии

отсутствует

Информация о наличии рецензии

-

Цель

Развитие музыкальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством

элементарного музицирования.

Задачи

Образовательные:

Привлечь внимание детей к богатому и разнооб- разному миру звуков.

Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

Исполнять несложный аккомпанемент в виде ости- натных ритмоформул.

Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозна- чать их звучащими жестами или

музыкальными инструментами.

Использовать музыкальные инструменты для озву- чивания стихов, сказок.

Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом.

Развивающие:

Формировать навык ансамблевой игры.

-Развивать творческое мышление, приобретение навы- ков импровизации.

Развивать музыкальные способности: чувство ритма, тембровый слух, музыкальную память.

Воспитательные:

Формировать у детей чувство коллективизма и от- ветственности.

Воспитывать творческую инициативу, эмоцио-

нально-позитивное общение детей друг с другом и взрослыми.

Информация об уровне дополнительной об- щеобразовательной программы

Стартовый 1год (1 модуль)

Ожидаемые результаты

К концу обучения у детей сформирован устойчи- вый интерес к инструментальному музицированию.

Дети могут:

знать ударные инструменты К. Орфа: мелодиче- ские (звуковысотные): ксилофон, металлофон, гло- кеншпили; ударно-шумовые: треугольники, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, маракасы, каста- ньеты, бубенцы и т. д.

владеть основными навыками игры на этих ин- струментах,

-уметь играть соло и в ансамбле заранее выучен- ную партию,

использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок,

-аккомпанировать звучащими жестами и на шумо- вых инструментах на основе знакомых ритмоформул,

-импровизировать на основе заданного остинато,

-разыгрывать сюжетные и игровые песни,

-самостоятельно организовать небольшой оркестр (ансамбль),

-играть по одному и в ансамбле, своевременно всту- пая и заканчивая свою партию,

-играть ритмично, с динамическими оттенками.

Срок реализации программы

1 год

Количество часов в неделю/год

2 раза в неделю/72 часа в год

Возраст обучающихся

От 6 до 7лет

Формы занятий

Подгрупповые- (12 человек)

Методическое обеспечение

Планирование, распределение материала зависит от конечной цели занятий, концентрирующихся на общей музыкальной подготовке или нацеленных на исполнение музыкальных произведений. Статич- ные занятия можно сочетать и чередовать с дина- мичными. Главное, чтобы всё происходящее на за- нятии, все его разделы и аспекты дополняли друг

друга, составляли единое целое.

Условия реализации программы (оборудова- ние, инвентарь, специальные помещения,

ИКТ и др.)

Музыкальный зал; комплект инструментов К. Орфа, дидактический материал, соответствующий принци-

пам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам.


2.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Оркестр К.Орфа» основана на программе «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой (создана по системе музыкальной педагогики К.Орфа) и направ- лена на формирование и развитие навыков коллективного элементарного музицирования, развития музыкальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием ударных инструментов оркестра Карла Орфа. Дополнительная образовательная программа (далее по тексту – Программа) разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ от 21.12.2013

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зареги стрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726 «Концепция раз- вития дополнительного образования РФ».

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 о Порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразо- вательным программам.

Постановление от 04.07.2014г. №41 об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпиде- миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образова- тельных организаций дополнительного образования.

Методические рекомендации по проектированию дополнительных образовательных программ Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г № 09-3242.

Коллективное элементарное музицирование для детей старшего дошкольного возраста явля- ется сравнительно новой музыкальной дисциплиной дополнительного образования и одной из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Творческая, игровая атмосфера таких заня- тий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса ребенка к этому виду искусства. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его спо- собностей и навыков на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди воспитанников. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустрем- ленность, коллективизм. Знакомство с выдающимися образцами мировой музыкальной классики фор- мирует музыкальный кругозор дошкольников.

Данная программа реализуется в МБДОУ №89 «Крепыш» по запросам родителей (законных пред- ставителей) воспитанников, посещающих ДОУ.

    1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкаль- ного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Осуществить поставленные задачи возможно лишь на основе комплексного развития музыкальности у детей: эффективности развития метроритми- ческого чувства, тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха, его чуткости, реактивности,

быстроты, навыков элементарного импровизационного движения, речедвигательной координации, а также развития социально-коммуникативных качеств.

Отличительной особенностью данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих программ является срок реализации, а именно: программа ознакомительная, по воз- растным параметрам – одновозрастная, по принципам разработки - интегрированная. Кроме этого, ав- торская программа изменена с учетом особенностей организации и формирования групп детей, ре- жима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных ре- зультатов обучения и воспитания.

Программа требует широкого использования детских музыкальных инструментов, а также са- модельных шумовых инструментов. Работа по программе предполагает вариативное её использование, педагогу открываются горизонты собственного творчества, так как программа подразумевает инициа- тивный, самостоятельный подход к любой части её содержания.

Наряду с вышеперечисленным, в планировании программы упражнения и игры подобраны та- ким образом, что они подходят для занятий с детьми как общеразвивающих групп, так и групп детей с ОВЗ, в частности нарушением зрения, так как эти игры и упражнения уже содержат в себе элементы коррекции. Создание комфортных условий (атмосферы игрового общения), где каждый ребёнок мо- жет проявить свою индивидуальность, помогают компенсировать патологию, подготовить детей к массовой общеобразовательной школе и социально адаптировать в общество здоровых людей.

    1. Цель и задачи Программы


Цель: развитие музыкальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по- средством элементарного музицирования.

Задачи:

Образовательные:

Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

Исполнять несложный аккомпанемент в виде остинатных ритмоформул.

Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальными инструментами.

Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.

Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом.

Развивающие:

Формировать навык ансамблевой игры.

-Развивать творческое мышление, приобретение навыков импровизации.

Развивать музыкальные способности: чувство ритма, тембровый слух, музыкальную память.

Воспитательные:

Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

Воспитывать творческую инициативу, эмоционально-позитивное общение детей друг с другом и взрослыми.


    1. Планируемые результаты освоения воспитанниками Программы

К концу обучения у детей сформирован устойчивый интерес к инструментальному музицированию. Дети могут:

знать ударные инструменты К. Орфа: мелодические (звуковысотные): ксилофон, металлофон, глокен- шпили; ударно-шумовые: треугольники, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, маракасы, каста- ньеты, бубенцы и т. д.

владеть основными навыками игры на этих инструментах,

-уметь играть соло и в ансамбле заранее выученную партию,

использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок,

-аккомпанировать звучащими жестами и на шумовых инструментах на основе знакомых ритмоформул,

-импровизировать на основе заданного остинато,

-разыгрывать сюжетные и игровые песни,

-самостоятельно организовать небольшой оркестр (ансамбль),

-играть по одному и в ансамбле, своевременно вступая и заканчивая свою партию,

-играть ритмично, с динамическими оттенками.


    1. Принципы и подходы в организации образовательного процесса и реализации программы


принцип интеграции – решение задач, способствующих формированию индивидуального своеоб- разия личности в системе всего учебно-воспитательного процесса;

принцип полноты - содержание программы должно быть реализовано по всем разделам; принцип взаимодействия с ребёнком, родителями, социальной средой. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей;

принцип эмоциональной заинтересованности - развивать эмоциональное отношение к тому или иному виду деятельности, весь процесс познания должен вызывать у ребёнка интерес к познанию; принцип индивидуального подхода и возрастной адресованности – при работе с детьми учитывается возраст и индивидуальные особенности. Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнози- рование деятельности. Структура занятий может быть вариативной, в зависимости от поставленной цели и заявленной темы


    1. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 6-7 лет

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников про- должает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существитель- ные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образова- тельной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подго- товительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошколь- ного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что поз- воляет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.


Возрастные особенности детей 6 7 лет в музыкальной деятельности.

У детей этого возраста ещё более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диа- пазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.


3.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка о реализации учебно-тематического плана на 2020- 2021 образовательный период

Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2020-2021 учебном периоде:


Общий срок реализации исходной про-

граммы (количество лет)

1 год

Год обучения

второй

Возраст воспитанников

6-7 лет.

Количество воспитанников в группе в теку-

щем году

12 обучающихся

Количество часов в неделю

30мин.+30мин

Общее количество занятий в год

72занятия

Форма проведения занятий

по подгруппам (по 12 человек)


Отражение в УТП особенностей текущего образовательного периода:

День открытых дверей (апрель 2021 г.)

Открытое (итоговое, отчетное) занятие (май 2021 г.).


    1. Учебно-тематический план на 2020-2021 учебный период


Наименование раздела/ темы

Кол-во часов

Формы атте-

стации, кон- троля

Теоретическая часть

Практиче- ская часть

Всего

1.

Звучащие жесты 1.1.Ритмические формы со- провождения к стихам и песням (хлопки, шлепки по коленям, притопы, щелчки).

1.2.Самоаккомпанемент.

3 часа

10 часов

12 ч.

Пробное вы- полнение практических упражнений.

2.

Речевое музицирование 2.1.Ритмическая деклама- ция стихов,

потешек, прозаического текста

2.2.Вокализация ритма.

3 часа

9 часов

12 ч.

Промежуточ- ный контроль за первое по- лугодие (де- кабрь) Форма:

тестирование

3.

Игра в оркестре, ансам- бле

(инструменты) 3.1.Ритм в музыкальных произведениях.

Игра дуэтом, трио, ка- ноном и т.д.

Игра в оркестре, с ис- пользованием одинаковых

и разных музыкальных ин- струментов.

4 часа

15 часов

19 ч.

Промежуточ- ная аттеста- ция в форме концерта

4.

Моделирование музы- кального языка, эле- менты музыкальных зна- ний

1.Темпа 2.Метра 3.Размера 4.Ритма

5.Динамики

3 часа

4 часа

7 ч.

Тематические вечера.


6.Музыкальной формы 7.Звуковысотное модели-

рование





5.

Движение и активное слушание

5.1.Стихи с движением. 5.2.Вокально двигатель-

ные разминки.

0

10 часов

10 ч.

Выполнение творческих заданий.

6.

Импровизация 6.1Вокальная 6.2.Танцевальная

6.3 Инструментальная

2 часа

10 часов

12 ч.

Отчетный концерт

Итого:

15 ч.

57 ч.


72ч.

-

    1. Календарно - тематический план на 2020-2021 учебный год


Ме- сяц

Вид деятельно- сти

Программное содер- жание

Репертуар

Кол-во занятий

Дата прове-

дения (план)

Дата прове-

дения (факт)

Сентябрь

1.Звучащие же-

1.Повторение матери-

1. «Молоточки»,




сты

ала прошлого года

«Хлопай- топай»




(имитация эхо)


8

3.09-


2. Специальное подчёр-



7.09


кивание акцента (силь-





ной доли) в звучащих





жестах (ШЛЁП-хлоп,



10.09-


ТОП-хлоп)



14.09

2.Речевое музи-

1.Озвучивание речевой

1. «Ора-ора»



цирование

пьесы с эффектом «эхо»

2. «Скок-скок»,




2. Повторение речевых

«Петушок»


17.09-


канонов



21.09

3.Игра в ор-

1. Игра на ксилофонах,

1. «Камарин-



кестре, ансамбле

металлофонах песенок-

ская» П. Чайков-



(инструменты)

ритмов на одном звуке.

ского


24.09-

2. Упражнение на кси-

2. «Осеннее


28.09


лофоне на квинте.

настроение». Ва-





сильева, «Лето»



4.Движение и

Движения придумы-

1. «Марш марио-



активное слуша-

вают и задают дети.

неток» А.



ние


Майкапара





2. Игра «Ку-чи-





чи»



5. Импровизация

Озвучивание инстру-

1. «Деревянные




ментами

разговоры», «Де-





ревянные





танцы»





2. «В тишине, в





лесной глуши»





сл. В. Суслова



Октябрь

1.Звучащие же-

1.Речевая поддержка

1. «Эхо»




сты

ритма: использование

2. «Раскрась




ритмических слогов по-

своё имя»


1.10


сле слов

3. «Бульонная





считалка»

9





Импровизация в зву- чащих жестах в песенке приветствии.

Декламация со звуча- щими жестами.



5.10-

08.10



12.10-

15.10



19.10-

22.10



26.10-

29.10


2.Речевое музи- цирование

Ритмодекламация

Речевая пьеса с дви- жением и аккомпане- ментом инструментов.

«Осеннее настроение», П. Васильева

«Смотрите, смотрите, падает лист»

3.Игра в ор- кестре, ансамбле (инструменты)

Освоение понятий вверх-вниз»

Упражнение для кси- лофонов, металлофо- нов.

Игра в оркестре.

«Совершенно непонятно»

«Маленькие часики» М. Вольфензон

«Вальс петуш- ков» И.Стри-

боргта

4.Движение и активное слуша- ние

Импровизированное движение

«На мосту Авиньон» фр. н.п.

Игра «Бара- бан-колдун» 3.Парная игра

«Часики»

5. Импровизация

Импровизационное движение соло и в па- рах

Свободное сопровож- дение на шумовых 3.Озвучивание со спон- танной импровизацией.

«Шестерёнки»

«Маленькие часики» И. Ико- нен (ф-ма)

«И Шелест к Шороху спе-

шит» сл. Э Мош- ковской

Ноябрь

1.Звучащие же- сты

1. Ритмические слоги, аккомпанемент звуча- щих жестов со слоговой поддержкой к звучащей

музыке.

1. «Эхо»



9



02.11-

05.11



09.11-

12.11



16.11-

19.11


2.Речевое музи- цирование

Вариант с палочками, с движением по кругу и со звучащими жестами

Речевая пьеса на остинатном речевом ак- компанементе (трок- трок)

Речевая пьеса с ин- струментами.

«Энэ-бэнэ»

«Энзы-бэнзы»

«Осенним утром» сл. Г. Ходырева



3.Игра в ор- кестре, ансамбле (инструменты)

Развитие навыков игры базовой парти- туры.

Упражнение для кси- лофонов (игра октавы)

Аккомпанемент на квинте, мелодия из 2-х звуков.

«Шуточка» В. Селиванов

«Осинка»

«Водяная са- белька»


23.11-

26.11



30.11


4.Движение и активное слуша- ние

Импровизационное движение в парах.

Импровизированное движение в двух обра- зах.

«La Rotta»фр. н. т.

«Контрасты»

5. Импровизация

1,2. Свободные образ- ные импровизации.

3. Инсценировка сказки с импровизацией му- зыки и вокализацией речи.

«Разговор осенних ли- стьев» сл. В. Бе- рестова

«Две тучки» сл. В. Белозе- рова

«Теремок» (сказка)

Декабрь

1.Звучащие же- сты

1. Ритмические слоги 2.Импровизировать в вопросно-ответной

форме (ответь не как

«эхо», а по-другому.

1. «Эхо» С. Сло- мивица


9



3.12-

7.12



10.12-

14.12



17.12-

21.12



24.12-

28.12



31.12


2.Речевое музи- цирование

Импровизация на ксилофоне в пентато- нике с одновременным чтением стихов.

Диалогическая пар- ная игра

Озвучивание и ин- струментальное испол-

нение, без речевой под- держки.

«Снегопад» сл.Э. Фирджен.

«Вышла кошка за кота»

«Разговоры»:

«Птички, кошки и собаки»

3.Игра в ор- кестре, ансамбле (инструменты)

При разучивании со- единить с декламацией стихов «Хрустальный колокольчик» сл. В. Данько.

Разучивание базовых партитур.

«Вальс – шутка» Д. Шо- стаковича

«Фея Сере- бра» муз. П. Чайковского

4.Моделирова- ние музыкаль- ного языка, эле- менты музы- кальных знаний

Унисон, аккомпанемент на квинте (до-соль)

«Два кота»

«У кота –вор- кота»

«Светлячок»

«Энэ-бэнэ- гамма»

5.Движение и активное слуша- ние

1. Работа над точностью слышания смены частей формы

«Индо эу»

«Вальс- шутка» Д. Шо- стаковича




Театрализация в па- рах под музыку (сказка про 2 колокольчика)

Импровизация танца с серебряным дождём, затем слушание сидя на

стульях с импровиза- цией руками.

3. «Фея Сере-

бра» П. Чайков- ского




6. Импровизация

Импровизация акком- панемента и движений

Импровизация без текста

«Снежинки пуховые» сл. А. Липецкого

«Ледяные узоры»

Январь

1.Звучащие же- сты

Ритмические раз- минки с использова- нием синкопы

Трёхдольная пульса- ция в звучащих жестах. Ритмические разминки в двухдольном размере,

ведущий- ребёнок.

1.,2. «Эхо»


6


11.01-

14.01



18.01-

21.01



25.01-

28.01


2.Речевое музи- цирование

Ритмическая двига- тельная игра с полным циклом работы над рит- мом (до его освобожде- ния от слова и переноса на инструменты как му- зыкального ритма)

Речевая пьеса с ин- струментами.

Декламация стихов в трёхдольном метре с

танцевальной импрови- зацией.

«Прыг, скок, полный пово- рот»

«Зимнее рондо»

«Снег так ис- крится зимой и блестит»

3.Игра в ор- кестре, ансамбле (инструменты)

Трёхдольная пульса- ция в работе с инстру- ментами.

Оркестр под фоно- грамму

«Вальс» А. Майкапар

«Танец Анитры» Э. Григ

4. Моделирова- ние музыкаль- ного языка, эле- менты музы- кальных знаний

Чтение ритмов по карточкам (четверти, восьмые, паузы)

Трезвучие: моделиро- вание на теле, затем игра на немой клавиа-

туре по «светофору»

1. Карточки

5.Движение и активное слуша- ние

1. Трёхдольная пульса- ция как телесно-мышеч- ное ощущение-импро- визированное и фикси- рованное (пульс, силь-

ная доля)

«Мексикан- ский вальс»

«Perastous» греч.н. танец




2. Игра с палочками на ориентацию в простран-

стве и взаимодействие.





6. Импровизация

Сочинение компози- ций в группах по 3-4 че- ловека

Вокальные импрови- зации на интонации м.3.

«Зимний ба- лет» М. Байни- хатис

«Артистка» муз. Д. Кабалев- скоого

Февраль

1.Звучащие же- сты

Рондо в звучащих же- стах (дети импровизи- руют эпизоды на фоне общего рефрена)

Ритмические раз- минки с использова- нием шестнадцатых длительностей.

«Всяк играет и поёт»

«Ала лама»



8



01.02-

04.02



08.02-

11.02



15.02-

18.02



22.02-

25.02


2.Речевое музи- цирование

Озвучивание тремя любыми звуками, затем звуками трезвучия.

Диалогическая рече- вая игра.

«3 пингвина» сл. А. Милна

«Роко-кроко»

3.Игра в ор-

кестре, ансамбле (инструменты)

1. Оркестр с импровизи- рованным танцем.

1. «Пиццикато» муз. К. Делиба

4. Моделирова- ние музыкаль- ного языка, эле- менты музы- кальных знаний

Чтение ритмов по карточкам с проговари- ванием ритмослогов вслух.

Трезвучие, поступен- ное движение

2. «Сапожник» польск.н.п.

5.Движение и активное слуша- ние

Освоение перестрое- ний в пространстве

Отображение корот- кого ритмического ри- сунка,исполняемого пе- дагогом остинато на

барабане, в различных вариантах импровизи- рованного движения (с проговариванием рит- мослогами)

«Шотланд- ский марш»

«Ритмическое кино»

6. Импровизация

Инсценировка сказки с импровизацией музыки

и песен.

«Колобок»

Март

1.Звучащие же- сты

Ритмические раз- минки с включением шестнадцатых длитель- ностей и синкопы

Ритмические раз- минки в трёхдольном размере.

«Колючие слова» Е. Попля- новой

«Всяк играет и поёт»



8



01.03-

04.03



11.03


2.Речевое музи- цирование

Канон

1. «Птицы при- летают» сл. К.

Даяна





2. «Ветер» сл. М.

Пляцковского


15.03-

18.03



22.03-

25.03



29.03


3.Игра в ор- кестре, ансамбле

(инструменты)

Разучивание базовой партитуры

«Турецкое рондо» В. Мо-

царт.

4. Моделирова- ние музыкаль- ного языка, эле- менты музы-

кальных знаний

Чтение ритмов по кар- точкам, игра остинат- ных ритмов по карточ- кам (партии инструмен-

тов)


5.Движение и активное слуша- ние

Слушание и импрови- зация ритмического ак- команемента

Игра на взаимодей- ствие

«Турецкое рондо» В. Мо- царта, аранжи- ровка в стиле

«рок».

«Игра со шля- пами»

6. Импровизация

Создание шумового аккомпанемента к вступлению

Озвучивание на ин- струментах

«Утята»

фр.н.п. в обра- ботке Е. Попля- новой.

«Ручей» сл. И. Токмаковой

Апрель

1.Звучащие же- сты

Ритмические разминки с включением шестна-

дцатых длительностей и синкопы

«В огороде по- спевают»



9


01.04



05.04-

08.04



12.04-

15.04



19.04-

22.04



26.04-

29.04


2.Речевое музи- цирование

Речевые игры в трёх- дольном размере.

Весенняя те- леграмма» сл. В. Степанова.

«Барабанчик-

барабанчик» сл. В. Степанова.

3.Игра в ор- кестре, ансамбле

(инструменты)

Разучивание базовых партитур

Полька «Трик- трак» И. Штра-

уса

4. Моделирова- ние музыкаль- ного языка, эле- менты музы-

кальных знаний

Чтение по карточкам шестнадцатых длитель- ностей в сочетании с четвертными и вось-

мыми.


5.Движение и активное слуша- ние

Разучивание облег- чённого варианта

Аранжировка в стиле

«рок» -импровизация

ритмического аккомпа- немента.

«Perastous» греч.н. танец

Полька «Трик- трак» И. Штра- уса

6. Импровизация

Импровизация на бара-

банах и движение.

Африканская

музыка

Май

1.Звучащие же- сты

Сочинение рондо с сольными эпизодами с

использованием извест- ных ритмов.



7


06.05



13.05


2.Речевое музи-

цирование

Сочинение речевых

пьес для сказки

«Два королев-

ства»



3.Игра в ор- кестре, ансамбле

(инструменты)

Повторение любимых ансамблевых пьес.



17.05-

20.05



24.05-

27.05



31.05


4. Моделирова- ние музыкаль- ного языка, эле-

менты музы- кальных знаний

Подготовка к чтению нот в игре на фланеле- графе

«Бусы»

5.Движение и активное слуша- ние

Танец- приветствие с импровизациями

Повторение

«Французский вальс»

«Пятка- но- сок»

6. Импровизация

Инсценировка сказки с импровизацией музыки. Повтор импровизаций

на любимые сюжеты и песни.

«Два королев- ства»

Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной (общеразвива- ющей) программе на 2020-2021 образовательный период


Реализация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы

«Оркестр Карла Орфа»

Базовый уровень

1 полугодие

2 полугодие

Итого

Период

Кол-во

недель

Кол-во

часов

Период

Кол-во

недель

Кол-во

часов

Кол-во

недель

Кол-во

часов

01.09 -

31.12.20

18 недель

36

09.01-

31.05.21

20 недель

36

38

недель

72

Сроки организации промежуточного контроля

Формы контроля

14.12.2020-28.12.2020

17.05.2021-31.05.2021

Тестовые задания,

выставки


    1. Описание вариативных форм, способов, методов, и средств реализации Программы

Основой планирования занятий по дополнительному образованию «Оркестр Карла Орфа» яв- ляется программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой. Занятия проводятся в музыкальном зале, в сформированных группах (до 12 человек) два раза в неделю, про- должительностью 30 минут. Возраст дошкольников от 6 до 7 лет.

На каждом занятии используются различные виды деятельности, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: речевое музицирование, звучащие жесты, игра на различных ин- струментах К. Орфа (основные навыки), игра в ансамбле, моделирование музыкального языка, твор- ческие упражнения, импровизации. Все виды деятельности логично сменяют и дополняют друг друга. По каждому разделу решаются следующие задачи, в соответствии с возрастом детей:

-формирование устойчивого ощущения равномерной ритмической пульсации, ощущения музыки как процесса;

выделение акцента (сильной доли) и игра базовой партитуры;

артикуляционно-телесные и двигательные ощущения элементарных ритмических рисунков, освое- ние двухдольного и трёхдольного размера;

-игра простейших остинатных фигур (звучащие жесты) как аккомпанемент к музыке;


формирование интуитивных представлений о связи музыки с жизнью через озвученное слово и жест;

развитие навыков импровизационного движения как спонтанного отклика на звучащую музыку;

-придумывание детьми последовательностей звучащих жестов в игре «эхо».


    1. Оценка качества освоения программы


Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей, которая проводится в рамках педагогического мониторинга в ходе наблюдений за активностью детей в самостоятельной и спе- циально организованной деятельности в начале (сентябре) и конце (апреле) года.

Инструментарием для мониторинга являются карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Формы подведения итогов: выступление на утренниках в ДОУ:

-участие в конкурсах, фестивалях на различных уровнях.


4.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


Организационно-педагогические условия

Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомога- тельными, административно-хозяйственными работниками МБДОУ № 89 «Крепыш». Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным характе- ристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников об- разования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Россий- ской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), с изменениями, внесенными приказом Ми- нистерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240). Педагогический работник, реализующий Программу, обладает основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 ФГОС дошкольного образования. Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в МБДОУ № 89 «Крепыш». Программа реализуется в течение 2 лет, с сентября по май. Каждая встреча занимает 1 академический час (30 минут), 2 раза в неделю. Ведущий методический прием на занятиях – метод художественной импровизации.

    1. Материально-техническое оснащение Программы

Для организации педагогического процесса и реализации программы «Оркестр К. Орфа» в ДОУ имеются:

-комплект «орфовских» инструментов, специально созданных для детского музыкального твор- чества (различные по размеру и высоте звучания натуральные и хроматические ксилофоны и метал- лофоны, разнообразные шумовые ударные инструменты);

-техническое оснащение для применения ИКТ: ноутбук, экран, проектор;

-фортепиано;

музыкальный центр;

-авторские разработки видео музыкально- дидактических игр и пособий для развития чувства ритма и совершенствования навыков игры на детских музыкальных инструментах, на моделирование отно- шений звуков по высоте, направления движения мелодии и воспроизведения мелодии голосом;

видео презентации – концерты для знакомства с музыкальными инструментами, спецификой их звучания, видами оркестров;

-печатные методические пособия:

«Весёлая шарманка», Шумовой оркестр для детей, Т.Э. Тютюнникова, Москва,2008

*«Элементарное музицирование: музыка, речь, движение», Т.Э. Тютюнникова, Москва,2009

«Суп из колбасной палочки», Интегрированные занятия для дошкольников», Т.Э. Тютюнникова, Москва,2009

«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение», Игры с инструментами, Т.Э. Тютюнникова, Москва,2008

*«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка,речь, движение» Методика, Т.Э. Тютюн- никова, Москва,2009

«Сундучок с бирюльками», Музыкальные игры», Т.Э. Тютюнникова, Москва,2009

*«Этот удивительный ритм», Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., Композитор–Санкт-Петербург, 2005;

СД к методическим пособиям.


    1. Особенности программы и учебно-методические обеспечение


Планирование, распределение материала зависит от конечной цели занятий, концентрирую- щихся на общей музыкальной подготовке или нацеленных на исполнение музыкальных произве- дений. Статичные занятия можно сочетать и чередовать с динамичными. Главное, чтобы всё про- исходящее на занятии, все его разделы и аспекты дополняли друг друга, составляли единое целое.

Так как основу элементарного музицирования составляет формирование метроритмического чувства (чувства темпа, метра, ритма), то основное внимание при этом должно быть направленно на развитие способности ребенка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки. Ра- бота над темпоритмом осуществляется в определенной последовательности:

-сначала педагог помогает детям попадать в такт музыке (стучать по бубну, встряхивать коло- кольчиком, отмечая сильную долю такта в соответствии с темпом музыки)

-следующий этап связан с освоением навыков выделения с помощью ударных инструментов сильных и слабых долей (навыки тактирования)

-более сложный этап – освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счета, на долю такта.

На какой-то период времени за сильными и слабыми долями такта может закрепляться опре- деленный музыкальный инструмент (сильная доля – барабан, слабая – колокольчик)

Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических речитатив- ных интонаций голоса, к ощущению его интонационных повышений и понижений. Можно упраж- няться в передаче с помощью музыкальных инструментов метроритмического пульса речи, а затем

– звучащей музыки. Ритмизация поэтических текстов облегчает запоминание ритмического ри- сунка и дальнейшее его воспроизведение с помощью ударных инструментов. По мере обогащения музыкального опыта ребенка, можно включать в упражнения и более сложные ритмические ри- сунки (группы шестнадцатых, простейший пунктирный ритм).


Формы и режим занятий


Формы проведения занятий подгрупповые (по 12 воспитанников)

Расписание непрерывной образовательной деятельности

дополнительного образования оркестра «Оркестр Карла Орфа» на 2020 – 2021 учебный год



t1617458591aa.gift1617458591ab.gif

6-7лет

Понедельник

15.30-16.00

Четверг

15.30-16.00


Этапы реализации программы:


подготовительный этап (сентябрь) подбор методической литературы, наглядного материала и оборудования. Разработка плана занятий с детьми, форм работы с педагогами и родителями.

основной этап (сентябрь - апрель) проведение цикла занятий

завершающий этап (май) показ открытого мероприятия, подведение итогов


Распределение учебного времени (1 академический час/занятие (НОД) для детей 6 – 7 лет


1 академический час

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

30минут

10минут

20 минут

Итого: 32ч. 30 мин

10ч. 50 мин

21ч. 40 мин


Содержание занятий и подбор упражнений зависит от индивидуальных особенностей, обучаю- щихся. Занятия проводятся с подгруппой 12 человек. В середине занятия предусматривается выпол- нение физической паузы.

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. Для успешной реализации Программных задач предусматривается взаимодействие педагогов с ро- дителями воспитанников. С этой целью проводятся следующие формы работы:


Направления работы

Формы взаимодействия

Информирование родителей (за- конных представителей) о ходе образовательного процесса

Оформление информационных стендов. Ведение официального сайта МБДОУ. Размещение информации в СМИ.

Создание памяток.

Дни открытых дверей. Открытые мероприятия.

Педагогическое просвещение родителей

Организация «школы для родителей» (консультации, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги).

Дистанционное консультирование (на сайте МБДОУ)

Совместная деятельность

Участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий, дру- гих мероприятий.

Участие в конкурсах.

Участие в проектной деятельности.

Новые (внедряемые в ОО)

формы

Совместные и семейные проекты различной направленности.

Опосредованное интернет-общение.


Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребёнка дошкольника в рамках его траектории развития при реализации дополнительной программы дошкольного образования являются: Дополнительная общеразвивающая программа.



  1. Список использованной литературы

«Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа», Тютюнникова Т. Э.,Родничок 2001 год.

«Бим! Бам! Бом!», Тютюнникова Т. Э. изд. ЛОИРО, 2003 год

«Весёлая шарманка», Шумовой оркестр для детей, Т.Э. Тютюнникова, Москва,2008

«Элементарное музицирование: музыка, речь, движение», Т.Э. Тютюнникова, Москва,2009

«Суп из колбасной палочки», Интегрированные занятия для дошкольников», Т.Э. Тютюнникова, Москва,2009

«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение», Игры с инструментами, Т.Э. Тютюнникова, Москва,2008

«Учусь творить. Элементарное музицирование:музыка,речь, движение» Методика, Т.Э. Тютюнни- кова, Москва,2009

«Сундучок с бирюльками», Музыкалные игры», Т.Э. Тютюнникова, Москва,2009

«Этот удивительный ритм», Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., Композитор–Санкт-Петербург, 2005

Речевые игры // Дошкольное воспитание. 1998. - 9, с. 115-119.


    1. Список научной литературы

Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка" // Справочник музыкального руководителя" - СПБ. Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. -№2

Боякова Е. В. Формирование интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: автореф. канд. дисс. М., 2001.

Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2005. 170 с.

Ветлугина Н. А. Детский оркестр. М., 1976.

Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / под ред. Л. А. Баренбойма. Л., 1980.

Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет, предназначенные для развития му- зыкально-сенсорных способностей. Феникс, 2010 -216с.

Костина Э. П. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. - В кн.: Психолого-педагогические проблемы дошк, воспитания и подготовки детей к школе. - М.: Педагогика, 1980.

Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия / Ред.-сост. А. Е. Тарас. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005. – 720 с.

Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 477с.

    1. Опубликованные учебные пособия

Видео пособие "Бабочки"

Активное слушание_Фея Зимы

Активное слушание_Аквариум


    1. Список литературы для детей и родителей

1. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998.- №2, с. 141 -144. 2.. Что такое Шульверк К. Орфа//Дошкольное воспитание. - 1998. - № 4, с.

129-134.

3.Рытов, Д. А. Домашний оркестр для веселого праздника. Мастерим и играем / Д.А. Рытов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 144 c.

4.. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкаль- ного руководителя. - М.: Просвещение, 1985. - 96с.

5. Макшанцева Е.Д. Скворушка: Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста М.: АРКТИ 1998 – 104с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.