Общеобразовательная общеразвивающая программа «Румб» (3–5 класс)

8
2
Материал опубликован 25 May 2021 в группе


ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ «РУМБ

(возраст обучающихся 9-12 лет,

продолжительность освоения 1 год, 72 часа)


Автор программы:

КУЗНЕЦОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА,

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»

Содержание

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи программы. - 4

1.2. Образовательный компонент. Целевая группа. - 5

1.3. Место объединения в образовательном пространстве. - 5

1.4. Методы и формы организации обучения. - 6

1.5. Предполагаемые результаты:

- Личностные - 7

- Метапредметные - 9

- Предметные - 11

- Диагностика учебных результатов - 12

- Возможные результаты проектной и творческой деятельности обучающихся - 12

- Модель выпускника - 12

1.6. Ресурсная часть.

- Условия реализации программы - 13

- Финансовое сопровождение - 13

- Материально-техническое и дидактическое сопровождение - 14

- Кадровые ресурсы - 14

2. Учебно-тематический план - 15

3. Содержание программы - 16

4. Приложения

- Перечень дидактических средств - 19

- Список литературы для педагога - 20

- Список литературы для обучающихся - 21

- Перечень объектов для экскурсий - 22

- Перечень рекомендуемых сайтов о флоте - 23

- Образцы творческих работ - 24

- Словарь специальных терминов - 25

- Материалы мониторинга образовательного процесса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Румб» на флоте – одно из направлений к точке видимого горизонта относительно сторон света. Капитан определяет направление и следует своим курсом по выбранному румбу (восток, северо-восток и т.д.). Программа «Румб» позволяет обучающимся ознакомиться с одним из направлений возможной будущей образовательно-досуговой деятельности – основами флотских профессий.

Актуальность программы состоит в том, что она, являясь преимущественно общеразвивающей и пропедевтической (т.е. подготовительной) для освоения авторской дополнительной образовательной программы «Рулевые-мотористы» Кузнецовой Г.И.), создает условия для достижения обучающимися воспитательных результатов всех трех уровней, заявленных в Федеральных государственных образовательных стандартах (приобретение социальных знаний, позитивного ценностно-эмоционального отношения, опыта самостоятельного социального действия).

Новизна программы «Румб» и её отличие от всех имеющихся программ родственного профиля заключается еще и в том, что:

  • во-первых, целеполагание и содержание новой программы основаны на социальном заказе (приведение программы в соответствие с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015г.г., ФГОС; снижение возрастного порога; направленность на познавательно-творческую, развивающую деятельность);
  • во-вторых, программа содержит концептуальную, методическую, содержательную и диагностическую части, что соответствует современным требованиям к образовательным программам;
  • в-третьих, программа имеет полную ресурсную обеспеченность (сформирован полный пакет диагностических материалов (требований) к результатам образовательной деятельности в соответствии с ФГОС; обеспеченность дидактическими, методическими, информационными материалами, необходимым оборудование и инвентарем. Программа имеет уникальную базу, наработанную за годы существования объединения «Рулевые-мотористы»);
  • в-четвертых, программа основана на современных образовательных технологиях, системно-деятельностном подходе, применении преимущественно продуктивных методов (эвристические, проектные, исследовательские, проблемные, игровые) и методических приемов;
  • в-пятых, в программе устранено дублирование тем и перегрузка ее материалом второстепенного значения;
  • в-шестых, данная программа является практикоориентированной: на долю теории приходится только около 35% от общего количества часов.
  • в-седьмых, в программу включен значительный региональный компонент.

Педагогическая целесообразность программы «Румб» заключается в том, что обучающиеся, получая дополнительные знания, умения, опыт эмоциональных переживаний и опыт преобразующей деятельности, приобретают навыки коммуникации и творческого мышления в особой дружеской (флотской) атмосфере (психологическая защищенность), которая формируется в совместно организованных мероприятиях, походах, собственных ритуалах и традициях.

Вместе с тем, интегративный характер программы создает возможности для развития важных интеллектуальных и поведенческих умений и навыков:

- мыслить системно и критически;

- разносторонне аргументировать, доказывать и отстаивать свою точку зрения;

- анализировать жизненные обстоятельства и действовать в соответствии со своими и общественными интересами;

- прогнозировать последствия своей деятельности;

- вступать в коммуникацию и быть понятым;

- работать в группе, действовать вместе с другими людьми.

Существенной характеристикой педагогического пространства является создание психологического комфорта для каждого обучающегося; поиск способов формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, постоянному наращиванию творческого потенциала личности воспитанника, к овладению навыками самостоятельной и исследовательской деятельности; развитие когнитивных интересов воспитанников с разными психолого-физиологическими данными, исходным уровнем обученности и другими особенностями.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Румб» может быть использована педагогами дополнительного образования в объединениях соответствующего профиля, учителями начального и среднего звена для организации внеурочной деятельности. Элементы программы, отдельные темы, игровые и творческие задания можно использовать на уроках истории и «Окружающего мира»; в учреждениях дополнительного образования на занятиях по краеведению, в проведении массовых внешкольных мероприятий.

Программа прошла апробацию в 2014-17 уч.г., по итогам мониторинга показала положительные результаты (см. Приложение «Материалы мониторинга образовательного процесса»), реализуется в учреждении четвертый год.

Цель программы – формирование интереса и элементарных представлений о флотских профессиях, создание условий для самоопределения, саморазвития и самопознания личности.

Задачи:

  • Сформировать представление о содержании профессиональной деятельности моряков и речников, истории и современной жизни флота.
  • Создать условия для продолжения формирования личностных и метапредметных УУД (в т.ч. самопознания, саморазвития и самоопределения младших школьников).
  • Способствовать формированию позитивной мотивации и ответственного отношения к здоровью, при­роде, учебе, семье, Родине.
  • Создать условия для формирования интереса к профессии, мотивации к продолжению занятий в группах основного состава объединения «Рулевые-мотористы».

Образовательный компонент. Целевая группа.

Режим и продолжительность обучения – 2 занятия в неделю длительностью 1 академический час. Всего 72 занятия (в том числе 1 вводное и 1 итоговое).

Целевая группа – учащиеся 3-5 классов общеобразовательной школы. Состав группы – смешанный. Численность группы – 12 человек.

Место объединения в образовательном пространстве

Междисциплинарный характер программы обусловливает ее интегративность, так как она объединяет материал различных образовательных областей.

Межпредметные связи на занятиях объединения:

  • с уроками русского языка и литературы: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений, ознакомление с некоторыми произведениями детской литературы (внеклассное чтение), закрепление навыков смыслового чтения, анализа и пересказа текста, творческой интерпретации текста;
  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
  • с уроками предметов «Окружающий мир», природоведение, история, краеведение: приобретение экологических и краеведческих знаний, мотивационных установок, формирование культуры природосообразного поведения, навыков бережного природопользования и культуры взаимодействия с историческими и краеведческими объектами, ознакомление с основами истории (в т.ч. история Пермского края, история флота, мировая история в части, относящейся к истории судовождения и судостроения в разных странах и эпохах) и др.);
  • с уроками физической культуры: закаливание, физические и трудовые упражнения на свежем воздухе, участие в спортивных соревнованиях по водным видам спорта, Днях здоровья, помощь в обслуживании теплохода «Юнга Камы» (в частности, посильное участие в общесудовой приборке);
  • с уроками труда: вязание морских узлов, изготовление различных элементов и дельных вещей (штормтрап, швабра, плетёные маты, темляки), участие в мелком ремонте шлюпки и подготовке судна к навигации.

Взаимосвязь программы с базовыми курсами начальной и общеобразовательной школы позволяет углубить, развить и систематизировать представления курсантов о социальных, технических, экологических и экономических компонентах окружающего мира, способствуя, таким образом, формированию целостной картины мира и адекватному пониманию своего места в нем.

Методы и формы организации обучения

Методы и формы организации обучения по программе курса «Румб» определяются требованиями учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, степени сформированности организационных и интеллектуальных навыков, критического, системного, проектного, прогностического мышления, сотрудничества и взаимодействия с другими воспитанниками при комплексном решении учебных проблем. Поэтому в тематическом плане не указаны конкретные формы занятий по каждой теме.

В связи с этим автором программы определяются основные приоритеты методики обучения:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  • включение значительного регионального компонента в содержание занятий;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников;
  • учет различий в стилях познания (индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире: аудиальный, визуальный, кинестетический);
  • личностно-ориентированный подход;
  • организация поисковой, эвристической, учебно-исследовательской и творческой работы;
  • создание условий для самопознания и самореализации воспитанников.

Поэтому при обучении применяется широкий спектр методов как репродуктивных (вербальные: объяснение, рассказ, лекция, беседа, описание, разъяснение и т.п.; наглядные: демонстрация, показ; практические: упражнение), так и продуктивных (поисковые (эвристические), исследовательские, проектные, проблемные, игровые (имитационного моделирования)).

Формы организации учебно-воспитательного процесса: теоретические и практические занятия (как основная форма), ролевые и дидактические игры, тренировки, беседы, творческие задания, опыты, самостоятельные и практические творческие работы, изготовление поделок из природных, подручных и бросовых материалов, экс­курсии и прогулки в природу, на предприятия и суда флота г.Березники, защита (презентация) выполненных работ.

В рамках указанных форм используется фронтальная, групповая (парная и в микрогруппах) и индивидуальная работа с воспитанниками.

Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной деятельности: семей­ные творческие домашние задания, участие в работе «Родительского клуба», помощь в оборудовании учебного кабинета, участие в организации семейных праздников, походов «выходного дня» на теплоходе «Юнга Камы».


Предполагаемые результаты обучения:

Мониторинг образовательного процесса осуществляется на основе требований к образовательным результатам ФГОС учащихся 3-5 классов по следующим направлениям:

предметные результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения программы «Румб» умения, специфические для данной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках данной программы, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных (учебно-исследовательских) и творческих ситуациях, формирование основ научного (критического, системного, прогностического, проектного) типа мышления, владение специальной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами, творческие (предметные) достижения обучающегося.

метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной (общественной) практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, ИКТ-компетентность;

личностное развитие обучающегося (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в соответствии с возрастом).

Личностные РЕЗУЛЬТАТЫ

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

  • историко-географический образ нашего государства, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях, водных ресурсах; знание основных исторических событий развития государственности и общества;
  • образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание основных государственных праздников;
  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
  • основы системного и критического мышления, в соответствии с возрастом - ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и способов сохранения своего здоровья; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностно-эмоционального компонента будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, за историю и традиции флота;
  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
  • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
  • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • уважение к ценностям своей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к обучению;
  • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;
  • эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • ​​​​​​​готовность и способность к участию в детском самоуправлении в пределах возрастных компетенций, участие в детских общественных организациях;
  • готовность и способность к выполнению норм и требований учебной жизни, прав и обязанностей ученика;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в образовательном учреждении, дома, во внеучебных видах деятельности (спортивной, творческой, общественно-трудовой);
  • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
  • готовность к продолжению образования по выбранному профилю в объединении «Рулевые-мотористы»;
  • готовность к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию;
  • адекватная позитивная самооценка и Я-концепция;
  • моральное сознание на конвенциональном уровне, способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентация на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Регулятивные универсальные учебные действия

В результате освоения программы «Румб» обучающиеся научатся:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, в том числе игровую;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных педагогом ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей, (при поддержке педагога) учитывать условия и средства их достижения;
  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия

В результате освоения программы «Румб» обучающиеся научатся:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, слушать и слышать собеседника (оппонента);
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

3. Познавательные универсальные учебные действия

В результате освоения программы «Румб» обучающиеся научатся:

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
  • демонстрировать общеучебные умения: в навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
  • основам реализации учебной проектно-исследовательской и творческой деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством педагога;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в учебных и творческих задачах;
  • осуществлять анализ, сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • основам смыслового (ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения), основам рефлексивного чтения.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(требования к уровню знаний, умений и навыков):

В результате освоения программы «Румб» обучающиеся будут знать:

  • виды профессий и специальностей на флоте,
  • названия основных частей судна,
  • назначение и способ вязания четырёх морских узлов (прямой, двойной прямой, «восьмёрка», «кошачьи лапки»),
  • виды индивидуальных и коллективных спасательных средств, применяемых на флоте,
  • принципы и приемы оказания доврачебной помощи при утоплении.

иметь представление:

  • о видах выполняемых работ на судне,
  • о непотопляемости судна и способах её обеспечения,
  • о назначении и расположении некоторых помещений на судне,
  • о способах получения морского-речного образования в России и Пермском крае,
  • о видах гражданских и военных судов,
  • о видах топлива для судовых двигателей,
  • о принципе работы дизеля,
  • об основных деталях дизеля,
  • об истории появления некоторых морских узлов,
  • об истории и современном состоянии мореплавания,
  • об основных этапах развития флота в нашей стране,
  • о режиме дня на судне во время похода и на стоянке,
  • о флотских фольклорных направлениях.

владеть:

  • одним (как минимум) способом вязания узлов (прямой, двойной прямой, «восьмёрка», беседочный, «кошачьи лапки»),
  • умением надевать на себя спасательные жилеты разной конструкции, спасательный пояс и нагрудник,
  • умением оказывать помощь другому человеку при надевании индивидуальных спасательных средств.

иметь опыт:

  • самостоятельной, парной и групповой работы над учебным заданием проблемного, поискового или творческого характера,
  • участия в лабораторном опыте обеспечения непотопляемости судна,
  • подгонки форменной одежды курсанта и ухода за ней (чистка, стирка, глажка),
  • участия в мини-соревнованиях по вязанию морских узлов,
  • решения и составления ребусов и головоломок, основанных на специальных терминах по изучаемой теме,
  • изготовления штормтрапа,
  • оказания доврачебной помощи утопающему в условиях учебно-тренировочной тревоги «Человек за бортом!»,
  • создания и защиты творческой работы (коллаж, поделки из природного материала, макет, презентация, устное сообщение, литературное произведение) по теме курса,
  • участия в церемонии «Посвящение в юнги», праздниках и соревнованиях, интеллектуально-познавательных играх, общесудовых работах.

ДИАГНОСТИКА учебных результатов (сравнение достижений воспитанника до начала, в процессе и после окончания обучения) осуществляется методами:

  • наблюдения, оценки степеней активности и заинтересованности на занятии;
  • беседы с воспитанниками и родителями;
  • анализа посещаемости;
  • анализа соотношения набора и выпуска обучающихся;
  • анкетирования;
  • тестирования;
  • выполнения зачетных (контрольных) заданий;
  • анализа творческих и исследовательских работ воспитанника;
  • выполнения самостоятельных и практических заданий;
  • опроса;
  • дидактических игр (сюжетно-ролевых и др.)
  • соревнований и конкурсов.

Возможные результаты проектной и творческой деятельности обучающихся:

  • альбом,
  • газета, журнал
  • книжка-«раскладушка»,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • музыкальная подборка,
  • наглядные пособия,
  • паспарту,
  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • сказка, стихи, рассказ,
  • справочник, «словарик»,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • план экскурсии.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММЫ «Румб»:

  • любит свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважает и принимает ценности семьи, учебного коллектива и общества в целом;
  • проявляет любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
  • владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности;
  • готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
  • имеет устойчивые представления о содержании профессиональной деятельности моряков и речников, истории и современной жизни флота, имеет первоначальные навыки по профилю объединения;
  • готов к продолжению обучения по выбранному профилю – программе «Рулевые-мотористы».

РЕСУРСНАЯ ЧАСТЬ

I. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Занятия организуются в учебном классе, учебном судне ДЮЦ теплоходе «Юнга Камы» и на базе стоянки теплохода. Возможно проведение итогового занятия в условиях «Кают-компании» Детско-юношеского центра «Каскад» (по согласованию с администрацией ДЮЦ), занятий-экскурсий на природу (водоем), предприятия флота (по согласованию с родителями и администрацией ДЮЦ).

Перечень необходимого оборудования, методических и дидактических средств дан в Приложении 1.

II. ФИНАНСОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

В соответствии с Уставом ДЮЦ, основное финансовое сопровождение учебно-воспитательного процесса обеспечивается за счет средств Учредителя ДЮЦ (Управление образования администрации г.Березники), средств, полученных в результате коммерческой деятельности ДЮЦ, муниципальных целевых программ «Ступени к успеху», «Программы развития дополнительного образования», «Каникулы» и «Каникулы без границ», а также привлеченных средств (спонсорская поддержка, благотворительные взносы).

Расходование средств:

- заработная плата педагогов и плавсостава т/х «Юнга Камы», привлекаемого в летний период для организации практических занятий на теплоходе;

- обслуживание и ремонт помещений ДЮЦ;

- приобретение оборудования;

- техническое обеспечение практических занятий (горюче-смазочные материалы, запасные части, питьевая вода, форма курсантов и т.п.);

- приобретение литературы (методической, технической, периодических изданий);

- приобретение расходных материалов (канцелярские принадлежности и т.п.).

III. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

В содержании программы имеется перечень дидактических средств, перечень объектов для экскурсий, а также библиографический перечень рекомендуемой литературы для педагога и обучающихся.

Для успешной реализации программы необходимы ТСО: аудиомагнитофон, компьютер (ноутбук) с принтером, мультимедиапроектор (+экран), фотоаппарат. Для копирования раздаточных материалов применяется ксерокс.

IV.КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ

Для успешной реализации программы необходимо наличие педагога с высшим профессиональным или специальным образованием (по специальностям «Педагогика», «Дополнительное образование»), имеющим соответствующий профилю объединения опыт работы.

Кроме того, для проведения отдельных занятий или их частей могут привлекаться соответствующие специалисты (ветераны флота, работники ОАО «Порт Березники», врачи или работники МЧС (тема «Организация спасения на водах»), военнослужащие («Строевая подготовка»), в том числе родители курсантов, имеющие необходимую квалификацию.

Учебно-тематический план

Темы

Всего кол-во часов

Теория

Практика

1. Вводное занятие.

2

1

1

2. Устройство судна или «Корабль – наш дом».

2

1

1

3. Виды судов.

5

2

3

4. Почему корабль не тонет?

1

1


5. Судовые помещения или «Как пройти на камбуз?».

4

2

2

6. Двигатели нашего теплохода.

2

2


7. Профессии на флоте. «Чем пахнут ремёсла?»

3

2

1

8. Форменная одежда курсанта ДМЦ

2

1

1

9. Организация спасения на водах. «Спасатели спешат на помощь!»

4

2

2

10. Морские узлы.

7

1

6

11. Речная лоция. Река и ее элементы.

2

1

1

12. Реки России.

2

1

1

13. Судовой ход.

3

2

1

14. История мореплавания.

3

2

1

15. История Российского флота. «Морским судам быть!»

3

3


16. Флотские традиции. Флотский фольклор. «Откуда и что на флоте пошло…»

2

2

17. «Алые паруса», капитан Врунгель и другие...

2

1

1

18. Строевая подготовка

6


6

19. Судоремонтная практика

12


12

20. Итоговое открытое занятие «Посвящение в юнги»

1


1

Резервные часы

4


4

Всего:

72

27

45

Примечание: В летний период для воспитанников объединения в рамках ЛОК организуется летняя практика, включающая отработку полученных навыков в пассажирских рейсах теплохода «Юнга Камы», многодневном походе на теплоходе, ежедневных судовых работах, мероприятиях, играх. Программа практики включена в программу городского оздоровительного центра (ГОЦ) «Юнги».


Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие.

Знакомство с ДЮЦ, распорядком занятий, демонстрация фильма о ДЮЦ. Правила поведения курсантов в учебном классе. Экскурсия по ближайшим филиалам ДЮЦ.

Тема 2. Устройство судна или «Корабль – наш дом»

Общее устройство судна. Элементы корпуса судна: нос, корма, днище, левый и правый борт, палуба, надстройка, рубка, мачта, трап. Игра «Устройство судна».

Тема 3. Виды судов.

Суда морские и речные. Виды военных кораблей. Виды гражданских судов по назначению. Виды судов по типу двигателя, по типу движителя, по материалу корпуса, по количеству палуб. Практическая работа: рисунок или изготовление простейшего макета корабля. Экскурсия в «Речной порт».

Тема 4. Почему корабль не тонет?

Непотопляемость судна. Отсеки. Определение опытным путем необходимость разбивки корпуса на отсеки.

Тема 5. Судовые помещения или «Как пройти на камбуз?».

Расположение и назначение некоторых помещений на судне: (каюты, кубрик, рулевая рубка, гальюн, камбуз, машинное отделение). Экскурсия на теплоход «Юнга Камы». Практическая работа: план-рисунок (или эскиз) любого судового помещения теплохода «Юнга Камы» (как вариант: помещение иного судна).

Тема 6. Двигатели нашего теплохода.

Краткая история изобретения судовых двигателей. Виды топлива, применяемого на речных и морских судах. Основные детали и принцип работы судового двигателя внутреннего сгорания. Экскурсия в машинное отделение теплохода «Юнга Камы».

Тема 7. Профессии на флоте. «Чем пахнут ремёсла?»

Экипаж судна. Командный состав. Рядовой состав. Виды специальностей и выполняемых работ на судне. Вахта. Состав экипажа военного судна. Состав экипажа гражданского судна. Экипаж теплохода «Юнга Камы». Морское-речное образование в Пермском крае и Российской Федерации (краткий обзор). Игра-шоу «100 вопросов взрослому» (с представителем флотской профессии).

Тема 8. Форменная одежда курсанта ДМЦ.

Зачем мы носим форму? Как ее получить? Как и когда носить? Как ухаживать за ней (чистить, стирать, гладить)? Мастер-класс для детей и родителей «Как подогнать форму».

Тема 9. Организация спасения на водах. «Спасатели спешат на помощь!»

Спасательные средства: индивидуальные (жилет, нагрудник, пояс, спасательный конец Александрова), коллективные (спасательный плот, шлюпка, катер). Спасение утопающих. Первая доврачебная помощь при утоплении. Правила поведения на воде. Практика – составление памятки по поведению детей у воды или изготовление плакатов, листовок по теме.

Тема 10. Морские узлы.

Канат, линь. История возникновения и назначение некоторых морских узлов. Вязание морских узлов: прямой, двойной прямой, «восьмёрка», беседочный, «кошачьи лапки» в трех позициях: со зрительным контролем, «вслепую», на скорость. Соревнования по вязанию морских узлов. Изготовление штормтрапа.

Тема 11. Речная лоция. Река и ее элементы.

Элементы реки (исток, устье, русло, левый и правый берег, притоки). Диктант «Кама».

Тема 12. Реки России.

Виды рек: судоходные и несудоходные; крупные, средние, малые реки. Как найти реку на карте. Игра «Реки России».

Тема 13. Судовой ход.

Понятие о глубинах на реке. Общее понятие о судовом ходе (как выделяется на реке и на карте, почему корабль не может идти за пределами судового хода). Понятие о кромочных буях (отличия по цвету, форме). Игра «Капитаны».

Тема 14. История мореплавания.

Возникновение и развитие мореплавания. Эволюция судов. Современное состояние мореплавания. Практическая работа: рисунок или поделка (макет из бумаги, лепка из пластилина) «Корабли наших предков».

Тема 15. История Российского флота. «Морским судам быть!»

История судоходства на территории нашей страны до XVI века. Пётр Первый – основатель Российского регулярного военного флота. Роль флота в жизни Российского государства в разные периоды истории.

Тема 16. Флотские традиции. Флотский фольклор. «Откуда и что на флоте пошло…»

Режим дня на флоте. Праздники и будни. «День Нептуна». Флотские легенды, песни. Пиратские байки. История некоторых корабельных вещей.

Тема 17. «Алые паруса», капитан Врунгель и другие...

Корабли и флот в детской литературе, музыке, кино и мультипликации. Разучивание Гимна «Юнга Камы». Чайнворд «Приключения капитана Врунгеля».

Тема 18. Строевая подготовка.

Принятие строевой стойки. Понятие шеренги и колонны. Основные строевые команды. Повороты в строю на месте. Приветствие и ответ на поздравление. Передвижение в строю походным маршем. Практика: репетиции и подготовка к Вахте Памяти.

Тема 19. Судоремонтная практика.

Правила техники безопасности. Помощь в подготовке судна и шлюпки к навигации.

Тема 20. Итоговое открытое занятие «Посвящение в юнги».

Подведение итогов обучения по программе (возможно, с приглашением родителей курсантов). Защита творческих работ (выставка) или интеллектуально-творческая игра «Морской круиз». Церемония «Посвящения в юнги».

Резервные часы. Резервные часы заложены в программе и могут быть использованы для закрепления наиболее сложных тем, организации дополнительных экскурсий, подготовки к праздникам, коллективным творческим делам.


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

  1. Комплект открыток «Суда Военно-морского флота» (из 12 открыток).
  2. Модели судов разных типов.
  3. Комплект для демонстрации опыта на непотопляемость судна.
  4. Комплект фотографий «Виды судов».
  5. Комплект фотографий «Судовые помещения».
  6. Раздаточные комплекты рисунков военных кораблей (по типам).
  7. Комплекты ребусов «Виды судов» и «Судовые помещения».
  8. Карточки-задания «Устройство судна» и «Письмо моряка».
  9. Детали ДВС (постоянная экспозиция в учебном кабинете).
  10. Видеофильм «Принцип работы дизелей теплохода «Юнга Камы».
  11. CD-R (Электронные энциклопедии и программы): «Линейные военные корабли», «Надводные торпедные корабли мира», «Энциклопедия кораблей: Справочник военно-морского флота», «Флот во славу России», «Корабли. Фотоколлекция».
  12. Альбомы «Энциклопедия кораблей ВМФ России».
  13. Аудиокассеты «Музыка над морем», «Море. Прибой. Шторм» (серия «Наедине с природой»).
  14. Компьютерная программа «Виды судов». (CD-R).
  15. Спасательный жилет (три вида).
  16. Спасательный нагрудник.
  17. Спасательный круг.
  18. Спасательный пояс.
  19. Видеофильм «Спасение утопающих»
  20. Видеофильм «Спасательные средства».
  21. Буклеты учебных заведений речного профиля Пермской области.
  22. Комплект открыток «История отечественного флота».
  23. Серия диорам «Всемирная история судостроения».
  24. Комплект открыток «Из истории мореплавания».
  25. Комплект открыток «История русского военного флота».
  26. Тематический альбом «Три века Российского Флота».
  27. Тематический альбом «Героические корабли Российского Флота».
  28. Лини для вязания морских узлов.
  29. Сборник «После вахты».
  30. Удостоверения юнг.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Акопиан А.И. Потомкам в пример. Л., «Знание», 1990г., 32с.
  2. Аммон Г.А. Морские памятные даты. М., «Военное издательство», 1987 г., 398с.
  3. Багрянцев Б.И., Решетов П.И. Учись морскому делу. М., «Издательство ДОСААФ СССР», 1986 г., 177с.
  4. Вавилов А.В., Хохленков М.Т. Речные суда. Устройство и организация службы. М., «Транспорт», 1982 г., 152с.
  5. Власов А.А.. Устройство судов технического флота. М., «Транспорт», 1980 г., 248с.
  6. Героические корабли Российского и Советского Военно-морского флота. Под ред. С.С.Бережного, М., «Военное издательство», 1990г., 240с
  7. Гордеев И.И. Матрос, рулевой речного флота: Учебник для нач.проф.образования. М., «ACADEMA», 2003г., 176с.
  8. Горяев А.М., Подругин Е.М.. Устройство и основы теории морских судов. Л., «Судостроение», 1971 г., 328с.
  9. Демидов Ф.А., Занченко А.З. Спасательная служба на водах. М., «Транспорт», 1981, 264с.
  10. Джерман К, Бивис Б. Современный трос в морской практике. Синтетические и натуральные волокна. Перевод с английского. Л., «Судостроение», 1980 г., 96с.-2 экз.
  11. Дыгало В.А. Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло. М., «Прогресс», 1993г., 352с.
  12. Замоткин А.П. Морская практика для матроса. М., «Транспорт», 1985г., 280с.
  13. Корабли: Серия «Что есть что». М., «Слово», 1998г., 48с.
  14. Кривоносов Л.М. Какими бывают корабли. М., «Просвещение», 1974г., 110с.
  15. Линко С.И. Корабельная быль. М., «Издательство ДОСААФ», 1971г., 120с.
  16. Митяев А.В. Книга будущих адмиралов. М., «Молодая гвардия», 1979г., 336с.
  17. Морской транспорт СССР. Под ред. Т.Б.Гуженко. М., «Транспорт», 1984г., 272с.
  18. Наумов А.И., Ренский Н.М. Пособие рулевому-мотористу речного и озерного флота. М., 2..»Транспорт», 1965 г., 284с
  19. Раздолгин А.А., Фатеев М.А. На румбах морской славы. Л., «Судостроение», 1988 г., 384с.
  20. Смирнов Н.Г., Чижов А.М. Теория и устройство судов. М., «Транспорт», 1981 г., 224с.
  21. Сафронов А.И, Бурзун А.Е., Муравьев Б.М., Костюков Д.П., Щекотихин Н.П.. Справочник боцмана. М., Военное издательство, 1984 г., 335с.
  22. Страхов А.П. Теория и устройство судов. М., «Транспорт», 1985 г., 316с.
  23. Удачин В.С, Крайнев Ю.В. Краткий словарь для молодых судоводителей. М., «Транспорт», 1991 г., 80с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Багрянцев Б.И., Решетов П.И. Учись морскому делу. М., «Издательство ДОСААФ СССР», 1986 г., 177с.
  2. Военные корабли: Серия «Техника для малышей», Тверь, «Росмэн», 2001г., 10с.
  3. Героические корабли Российского и Советского Военно-морского флота. Под ред. С.С.Бережного, М., «Военное издательство», 1990г., 240с.
  4. Джерман К, Бивис Б. Современный трос в морской практике. Синтетические и натуральные волокна. Перевод с английского. Л., «Судостроение», 1980 г., 96с.-2 экз.
  5. Дыгало В.А. Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло. М., «Прогресс», 1993г., 352с.
  6. Корабли: Серия «Что есть что». М., «Слово», 1998г., 48с.
  7. Линко С.И. Корабельная быль. М., «Издательство ДОСААФ», 1971г., 120с.
  8. Митяев А.В. Книга будущих адмиралов. М., «Молодая гвардия», 1979г., 336с.
  9. Парусники: Серия «Техника для малышей». Тверь, «Росмэн», 2001г., 10с.
  10. Скоростные суда: Серия «Все обо всем». М., «Издательство АСТРЕЛЬ», 2002г., 32с.
  11. Сто великих мореплавателей: Серия «Сто великих». М., «Вече», 1999г., 512с.
  12. Сто великих адмиралов: Серия «Сто великих». М., «Вече», 1999г., 532с.
  13. Удачин В.С, Крайнев Ю.В. Краткий словарь для молодых судоводителей. М., «Транспорт», 1991 г., 80с.
  14. Шапиро Л.С.. Самые быстрые корабли. 1989 г., 128с.
  15. Эйдельман Д.Я. SOS. Рассказы о кораблекрушениях. Л., «Судостроение», 1968 г., 238с.

Перечень объектов для экскурсий

Тематика экскурсий направлена на формирование комплекса универсальных учебных действий воспитанников. Деление экскурсий по направлениям формирования УУД носит условный характер, так как экскурсия - это интегративная форма организации коллективной образова-тельной деятельности обучающихся.

Формирование предметных УУД:

  • Филиалы (помещения) ДЮЦ «Каскад»
  • ОАО «Речной порт»
  • Теплоход «Юнга Камы» - учебное судно ДЮЦ «Каскад»
  • Берег реки Кама (стоянка теплохода)
  • Мемориал Победы (строевая подготовка к Вахте Памяти)

Формирование метапредметных УУД:

  • Березниковский историко-художественный музей им.И.Ф.Коновалова (история города, искусство)
  • Филиал музея «Алконост» (знакомство с книжной культурой)
  • Филиал музея «Усадьба князей Голицыных» (Усолье) (краеведение)
  • Историко-архитектурный комплекс «Палаты Строгановых» (краеведение)
  • Музей Танкового Добровольческого корпуса (история, встречи с ветеранами)

Формирование личностных УУД:

  • Городской профильный летний лагерь «Юнги» - по месту проведения
  • Участие в городских, краевых, всероссийских мероприятиях (творческие и проектные работы) – по месту проведения
  • Мемориал Победы
  • Берег реки Кама (пос.Огурдино, Орел, Пыскор)

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ САЙТОВ О ФЛОТЕ

http://seaspirit.ru – сайт «Моряк» (морской словарь, фотогалерея кораблей, сведения о новинках флота, управление судами и др.).

http://www.tele.ru/cinema/survey/luchshie-filmy-o-moryakakh-i-more/ - Лучшие фильмы о моряках и море.

http://www.yachting-rt.ru/pesni.html - Морские песни. Песни моряков. Песни о море.

http://militaryexp.com/df/df-flot.html - Документальные фильмы о флоте.

http://flot.com/history/- сайт «История: моряки, корабли и традиции Флота». (История флота, фотогалерея исторических и современных кораблей, традиции на флоте, новинки флота, «Жизнь замечательных людей» флота и др.)

http://blackseafleet-21.com – сайт «Флот XXI век» - сайт об истории и современной жизни Черноморского флота.


t1621930481aa.jpg

t1621930481ab.jpg

t1621930481ac.jpg

t1621930481ad.jpg

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

А

Аврал – работа на судне, в которой принимает участие весь экипаж или значительная его часть.

Адмиралтейство – 1. В 18-19 в.в. место постройки, вооружения и ремонта кораблей, где сосредоточены верфи, стапели, доки, склады и мастерские. 2. Орган управления флотом в 17-19 в.в.

Азбука семафорная – условные обозначения букв и служебных знаков, передаваемые различными положениями рук с семафорными флажками. Цифры и знаки препинания передаются словами. Русская семафорная азбука состоит из 29 буквенных, 8 служебных и 4 дополнительных знаков; международная семафорная азбука состоит из 26 буквенных и 2 служебных знаков.

Акваланг – индивидуальный водолазный аппарат. Под водой водолаз дышит воздухом, находящимся в баллонах.

Аксиометр – прибор, показывающий положение руля относительно диаметральной плоскости судна (в градусах).

Ахтерпик – крайний кормовой отсек на судне. Используется как балластная цистерна и как румпельное помещение.

Б

Бакен – плавучий деревянный знак речной судоходной обстановки.

Банка – 1. Отдельно лежащая мель, образованная возвышенностью морского дна. Банки бывают песчаные, каменистые, коралловые и т.д. 2. Поперечная доска в шлюпке, служащая скамейкой для гребцов.

Баржа – несамоходное грузовое судно. По району плавания различают баржи речные, озерные и морские; по роду перевозимого груза – сухогрузные, наливные, универсальные.

Бон – плавучий причал для малых судов, а также плавучее заграждение из связанных понтонов, бревен или поплавков.

Буй – плавучий навигационный знак, представляющий собой большой металлический поплавок конической или другой формы. Устанавливается на якоре при помощи стального троса или цепи.

В

Валек весла – утолщенная часть весла около рукоятки.

Ватерлиния – линия пересечения теоретической поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью; линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.

Вахта – особый вид судового дежурства, когда необходимо безотлучное пребывание на посту.

Вест – запад, название одного из четырех главных румбов.

Ветер – перемещение воздушных масс в результате неравномерного распределения атмосферного давления.

Г

Гальюн – уборная, туалет на судне.

Гребной винт – судовой движитель, состоящий из трех-четырех и более лопастей, радиально укрепленных на общей ступице.

Д

Двигатель судовой – двигатель, преобразующий на судне какой-либо вид энергии в механическую работу. Двигатели судовые подразделяются на главные (обеспечивающие движение судна) и вспомогательные (обеспечивающие работу вспомогательных судовых механизмов).

Дебаркадер – плавучая пристань на реках и озерах, служащая для подхода и стоянки грузовых и пассажирских судов.

Док – сооружение для осмотра и ремонта подводной части судна. Различают док плавучий и док сухой.

З

Знаки навигационные – знаки, устанавливаемые на внутреннем водном пути для обозначения положения судового хода.

Зюйд – юг, название одного из четырех главных румбов.

Зюйд-вест – юго-запад.

Зюйд-ост – юго-восток.

И

Ил – отложения, образующиеся на дне водоема из мелких минеральных или органических частиц.

Иллюминатор – круглое (реже – прямоугольное) судовое окно.

Исток реки – начало реки, соответствующее месту, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

К

Камбуз – 1. Кухня на судне. 2. Судовая металлическая плита или кухонная печь в металлическом кожухе.

Канал – искусственный открытый водовод в земляной выемке или насыпи.

Канат (трос) – общее наименование канатно-веревочных изделий из натуральных (пеньковые, манильские, кокосовые, сизальские, хлопчатобумажные, льняные) и искусственных (лавсановые, куралоновые, полипропиленовые и др.) материалов, а также из стальной проволоки.

Капитан судна – должностное лицо, возглавляющее судовой экипаж и осуществляющее управление судном.

Карта лоцманская (навигационная карта внутренних водных путей) – карта реки, канала, водохранилища и других внутренних водных путей масштабов 1:2000 – 1:25000, на которой указаны берега, прибрежная территория, судовой ход, глубины, препятствия и опасные для судоходства места, отдельные приметные места и сооружения, направление течения, знаки навигационной обстановки.

Каюта – жилое помещение на судне для размещения экипажа и пассажиров.

Киль – продольная балка, служащая основной связью днища судна.

Кнехт – металлическая тумба для закрепления швартова. Различают кнехты одиночные и двойные; прямые и крестовые; сварные и литые.

Кок – судовой повар.

Компас – прибор для ориентирования на местности. Различают компасы: магнитный, магнитный стрелочный, магнитный индукционный, гиромагнитный.

Корсары – морские разбойники, пираты.

Кошма – большой кусок войлока, применяемый на судах как противопожарное средство и при заделке пробоин.

Кромка судового хода – условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине; обозначена на карте сплошной синей линией, а на реке – навигационными знаками.

Кубрик – жилое судовое помещение для экипажа.

Курс судна – направление движения судна относительно каких-либо ориентиров и других судов (в речном судовождении).

Л

Леер – ограждение вдоль бортов, люков и трапов.

Линек – короткая веревка в палец толщиной для наказания матросов в старом флоте. Отсюда поговорка: «Линька отведать».

Линь – канат толщиной менее 25мм.

Лодья (ладья) – морское или речное парусное судно древних славян ( 6 – 13 века ), а затем и поморов, приспособленное для дальних плаваний. Длина до 20м, ширина до 3 м. Принимала до 60 воинов. Вооружение: таран, метательные машины. Строительство лодей прекращено в России в начале 18 века.

Лот – прибор для измерения глубины с борта судна.

Лоция – раздел судовождения, изучающий судоходные условия водных путей, их навигационные особенности и принципы применения карт и навигационных пособий. Лоция делится на морскую и речную, общую и специальную.

Лоцман – специалист по проводке судов в пределах порта, на подходах к нему или между портами, хорошо знакомый с местными условиями навигации.

М

Миля морская – единица длины, равная одной дуговой минуте меридиана; принята равной 1852м. Старая русская миля равнялась 7468м.

Н

Набережная – ограждающее или защитное сооружение вдоль береговой полосы.

Навалиться – грести изо всех сил.

Навигация – 1. Мореплавание, судоходство. 2. Период, во время которого по климатическим условиям возможно плавание на морях и реках. 3. Один из основных разделов судовождения, изучающий способы выбора кратчайшего и наивыгоднейшего пути судна.

Наводнение – стихийное бедствие, затопление территории водой.

Непотопляемость – способность судна оставаться на плаву и сохранять остойчивость при получении повреждений и затоплении одного или нескольких отсеков.

Норд – север; название одного из четырех главных румбов.

Норд-вест – северо-запад.

Норд-ост – северо-восток.

О

Оборот – поворот судна на обратный курс.

Огон – петля на конце швартова, которая надевается на причальный кнехт.

Ост – восток, название одного из четырех главных румбов.

Ось судового хода – условная линия, проходящая в средней части судового хода и разделяющая его на две полосы движения; обозначена на карте черной сплошной или пунктирной линией, а на реке – навигационными знаками.

Отмель – мелкая часть моря, озера или реки, образовавшаяся вследствие отложения наносов.

Отсек – отдельное помещение в корпусе судна с водонепроницаемыми переборками.

Ошвартовка – подача швартовных концов и подход судна к причалу.

П

Палуба – деревянное или металлическое перекрытие на судах из настила и набора. Различают палубы верхнюю, главную, жилую, тентовую, мостиковую, нижнюю, прогулочную, среднюю, шлюпочную.

Паром – самоходное или несамоходное судно, предназначенное для перевозок людей, грузов, а также автомобилей и железнодорожных вагонов через залив, канал, реку и т.п.

Пароход – самоходное судно, приводимое в движение паровыми машинами.

Плот – плавучее сооружение, состоящее из бревен, труб и других предметов, соединенных между собой, предназначенное для их транспортировки по воде.

Полоса движения – часть судового хода между его осью и кромками.

Порт – участок берега с прилегающим водным районом, где размещен комплекс сооружений и устройств для погрузки-разгрузки судов и полного их обслуживания. Различают порт ковшовый – с акваторией в виде одного или нескольких бассейнов, вдающихся в береговую территорию или образованных пирсами; Порт промышленный – принадлежащий промышленному предприятию или производственной нетранспортной организации; Порт русловой – причалы которого расположены вдоль береговой полосы русла реки; Порт устьевой – с причалами, расположенными при выходе в море внутреннего водного пути.
Причал – гидротехническое сооружение порта, предназначенное для швартовки судов, их стоянки во время погрузочно-разгрузочных работ, посадки и высадки пассажиров и других портовых операций.

Р

Радиорубка – специальное помещение на судне, в котором установлена аппаратура средств радиосвязи.

Рейд – часть акватории порта, предназначенная для якорной стоянки судов.

Рейс – транспортный процесс перевозки грузов или пассажиров за определенный интервал времени между географическими пунктами или районами.

Река – водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное русло.

Рубка рулевая – закрытое помещение, расположенное на верхней палубе и предназначенное для размещения пульта судовождения и других пультов, а также приборов и устройств для управления судном при движении и маневрировании. Рубка рулевая является основным рабочим местом судоводителя.

Рулевое устройство – устройство, служащее для изменения направления движения судна и обеспечивающее возможность перекладки руля на некоторый угол в заданный промежуток времени. Состоит из рулевой машины, штурвала, румпеля, руля и др.

Русло реки – выработанное речным потоком ложе, по которому осуществляется сток без затопления поймы.

С

Средства спасательные – средства, предназначенные для спасания людей на воде. Индивидуальные с.с. – с.круг, с.жилет, с.нагрудник, с.пояс и др; Коллективные с.с. – с.плот, с.катер, с.шлюпка.

Судно – плавучее сооружение, специально предназначенное для перевозки грузов и пассажиров или для выполнения иных работ на воде.

Судовой ход – пространство на внутреннем водном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и на карте. Различают основной с.х. – с.х., являющийся главным по отношению к другим с.х. в данном районе; дополнительный с.х.– с.х., отходящий от основного и предназначенный для прохода по притокам, каналам и похода к берегу, рейдам, причалам, затонам.

Т

Танкер – грузовое наливное судно, предназначенное для перевозки жидкого груза в танках.

Темляк – тонкий канат, закрепленный одним концом к ведру, швабре, трапу, а на другом – огон или утолщение для удобства хвата.

Трап – лестница на корабле.

Трос – то же, что канат.

Трюм – внутреннее помещение судна, расположенное между днищем или вторым дном и нижней палубой и используемое для размещения грузов.


У

Узел – 1. Единица скорости, принятая в мореплавании; составляет 1 морскую милю в час (1,852км/ч). 2. Место связки двух канатов или основания петли.

Уключина – деталь шлюпки в виде металлического стержня с полукольцом для укладки весла.

Ураган – ветер силой 12 баллов по шкале Бофорта, со скоростью более 35 м/с.

Устье – 1. Место впадения реки в другую реку, озеро, море. 2. Открытая сторона или ворота сухого дока.

Ф

Фальшборт – продолжение борта выше открытых палуб судов.

Флагшток – стойка в оконечности кормы для подъема кормового флага корабля.

Флот – совокупность судов определенного назначения – военный, торговый, промысловый и т.д.

Форпик – крайний носовой отсек.

Ш

Швабра – метла для мытья палубы, сделанная из распущенных каболок каната.

Швартов – растительный или синтетический канат, служащий для удержания судна у причальной стенки, берега, борта другого судна во время стоянки.

Штиль – безветрие, гладь, 0 баллов по шкале Бофорта.

Шторм – буря, ветер, дующий со скоростью 18-25м/с, оценивается в 9 баллов по шкале Бофорта.

Штормтрап – веревочная лестница с деревянными ступеньками, опускаемая по наружному борту для подъема людей из шлюпки на судно и спуска с него.

Штурман – звание, которое присваивается лицам судоводительской специальности.

Э

Эскадра – крупное соединение военных кораблей различных классов.

Ю

Юнга – подросток, обучающийся морскому делу непосредственно на судне или в школе юнг.

Я

Якорь – приспособление для удержания судна на месте в заданной точке акватории.

Ял – короткая и широкая шлюпка военного флота с полными обводами корпуса, имеющая от двух до восьми весел.


СПРАВКА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОГРАММЫ

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ УУД

ВОСПИТАННИКАМИ ОБЪЕДИНЕНИЯ «РУМБ»

В 2019/20 УЧЕБНОМ ГОДУ

Фамилия, имя

Владение терминоло-гией

Морские узлы

Владение теорети-ческим

материа-лом

Владение практическими умениями

Творческие работы

наименования

работ

уровень исполнения

1. Л. Кирилл

высокий

35 сек.

высокий

высокий

высокий

макет яхты, макет рубки, доклад

высокий

2. Ж. Егор

высокий

39 сек.

высокий

высокий

высокий

рисунок корабля, макет каюты, плакат

высокий

3. С. Сергей

высокий

34 сек.

высокий

высокий

высокий

макет лодки, макет камбуза,

средний

4. Р. Владислав

высокий

35 сек.

высокий

высокий

высокий

макет эсминца рисунок салона, кроссворд

высокий

5. Т. Полина

средний

39 сек.

высокий

высокий

средний

рисунок корабля, макет камбуза, реферат

высокий

6. К. Роман


высокий

37 сек.

высокий

высокий

высокий

макет ладьи, макет камбуза, доклад

высокий

7. Р. Кирилл

высокий

35 сек.

высокий

высокий

высокий

макет буксира, рисунок маш. отд., проектная работа

высокий

8. М. Екатерина

средний

39 сек.

высокий

высокий

высокий

рисунок корабля, макет каюты

средний

9. Л. Александр

средний

38 сек.

высокий

высокий

высокий

рисунок яхты, макет каюты, плакат

высокий

10. Д. Лина

высокий

37 сек.

высокий

средний

средний

рисунок корабля, макет каюты, реферат

высокий

11. В. Данил

высокий

40 сек.

высокий

средний

средний

макет яхты, рисунок рубки, стенгазета

высокий

12. Б. Алиса

средний

41 сек.

высокий

средний

высокий

рисунок корабля, рисунок салона, проект экскурсии

высокий

Всего:

высокий - 8

средний - 4

высокий - 12

средний - 0

высокий - 9

средний - 3

высокий - 9

средний - 3


высокий - 10

средний - 2


t1621930481ae.gif


ВЫВОДЫ:

Программа «Румб» выполнена и усвоена обучающимися в полном объеме.

Уровень усвоения программы в целом хороший: 80% воспитанников показали высокий уровень усвоения, 20 - средний уровень, низкого уровня нет. При этом мальчики показали более высокую активность на занятиях и более прочное усвоение учебного материала – высокий уровень подтвердили 90% мальчиков, тогда как у девочек этот показатель достигает 60 %.Наибольшие затруднения у воспитанников вызвало запоминание и употребление в повседневной речи специальной флотской терминологии. Принято решение - чаще использовать на занятиях игровые формы «привыкания» к терминологии, такие как «Снежный ком», «Пойми меня», разгадывание и составление ребусов, кроссвордов, чайнвордов.

Педагог Г.И.Кузнецова

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Галина Ивановна, поздравляю Вас с победой во Всероссийском дистанционном конкурсе педагогического мастерства для педагогов на лучшую разработку «Программа дополнительного образования»!

21 June 2021

Спасибо большое за поздравление, Раиса Поликарповна! Постараюсь и дальше, по возможности, предлагать востребованные и полезные разработки!

21 June 2021

Похожие публикации