Мастер-класс «Формирование понятия «любовь» на уроках литературы и занятиях курса НОСЖ»
«Формирование понятия "любовь" на уроках литературы и занятиях курса НОСЖ»
Цель урока:
помочь формированию у старшеклассников чувства ответственности при возникновении влюбленности или любви к другому человеку;
познакомить учащихся с особенностями юношеской любви;
предоставить учащимся возможность высказать свое мнение в процессе беседы о формировании отношений.
Тема нашего урока - любовь и влюбленность. Но этот урок не просто про любовь, но и про то, что происходит с вами в жизни. Юность - пора влюбленности, и нам необходимо роспознавать такие чувства, как любовь и влюбленность. А в этом нам помогут литература и курс НОСЖ.
- Сейчас мы с вами прочитаем притчу о любви и влюбленности (чтение по ролям). Так чем же отличаются эти понятия?
(Учащиеся дают ответы на заданный вопрос)
-Ребята, вы все в какой-то мере правы Представление о любви у каждого может быть разное, ведь это зависит от особенностей характера. от опыта. Вечный вопрос человечества - это любовь. И на этот вопрос пытались и пытаются ответить философы, поэты, писатели. И со многими шедеврами о любви вы уже знакомы. Обобщим сегодня то, что мы уже знаем, а также узнаем новое из страниц учебника НОСЖ.
Прочитайте высказывание немецкого психолога и попробуйте дать ответ на вопрос:
ЛЮБОВЬ - ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ РАЗУМНЫЙ И УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС О СМЫСЛЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (Эрих Фромм)
- А вы согласны вы с этим мнением?
(Беседа по вопросу)
- Вашему вниманию представлена видеолекция м. Нины Крыгиной «О настоящей любви». Ключевыми словами данной лекции является то , что чувством настоящей любви является жертвенность, пренебрежение своим комфортом, временем ради любимого человека.
- Как вы понимаете данное выражение? Согласны вы с таким высказыванием?
(Мини-дискуссия по данному высказыванию)
- Как вы считаете, чем отличается любовь и влюбленность?
- Как вы разграничиваете для себя эти понятия?
- А теперь обобщим все ваши высказывания и сделаем вывод, что же такое любовь и влюбленность?
Чувство влюбленности |
Чувство любви |
эгоистичное |
не эгоистичное (люблю другого, а не себя) |
временное |
постоянное |
предметное (любит за что-либо) |
беспредметное (любит не за что-либо, а просто так) |
пылкое |
жертвенное |
не всегда благо |
абсолютное благо |
(Учащиеся письменно отвечают на вопрос, что такое любовь)
Ответы детей можно увидеть на слайде.
- А теперь обратимся к учебнику НОСЖ. (стр.
Рассмотрим 6 типов любви, предложенные Д.А. Ли. Мы увидели, что психологи дают различные типы любви. Мы познакомились только с теми типологиями, которые являются широко известными.. А понять, как мы любим человека, мы сможем понять только сами, а статья учебника дает нам ориентир и помощь в определении этому прекрасному чувству.
- Сейчас вы получите карточки с высказываниями о любви известных людей. Работаем в группах. Прочитаете содержание карточки и выразите свое отношение к прочитанному. Согласны ли вы с автором или нет? (работа в парах)
1 .Совсем не нужно быть красивой для того, чтобы заслужить любовь и иметь право наслаждаться счастьем. Да, мужчины легко влюбляются в красивых женщин. Однако влюбленность еще далеко не любовь и не счастье; она — скорее опьянение и судорога, часто, часто болезнь, порой катастрофа. И счастье дает лишь тогда, когда с самого начала несет в себе священное зернышко духовной любви и тем самым обладает способностью углубиться и созреть до любви. Иван Ильин
2. Влюбленность - чувство мимолетное, быстротечное. В нем преобладает эгоистическое начало и отсутствуют мотивы самоотдачи. "Там, где любовь выражается только в мимолетном очаровании внешними чертами, где человек ищет наслаждение только в красоте лица, фигуры,- неизбежны разочарования, "несходство характера"*. Это и есть влюбленность, чувство, направленное на себя, на удовлетворение своих желаний. Важнейшее отличие настоящей любви от этого чувства в том, что влюбленный человек относится к любимому, как к себе, стремится исполнить в первую очередь не свое желание, а его. Истинная любовь - благороднейшее, самоотверженное чувство, чаще всего проверенное искренней дружбой, временем, жизненными трудностями. (Сухомлинский В. А. Письма к сыну. М., 1979, с. 49.)
3. «Любовь одна, но подделок под нее тысячи» (Ф. Ларошфуко).
4. «Не любит тот, кто про любовь всем трубит» (В. Шекспир).
5. «Когда мужчина неуважительно относится к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своем обращении с ним» (Д. Дидро).
В 1 Послании к Коринфянам апостола Павла нам дается наиболее подробное описание того, чем является любовь и чем она не является. Мы читаем:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»
Христианская мораль - это мораль любви, потому что Бог есть любовь. Любовь - это форма всех добродетелей, это двигатель и предел нравственной жизни. Любить - это умереть для себя, а жить для другого.
Задание учащимся:
Из этих высказываний выбрать, по вашему мнению, главные
любовь - долготерпит
любовь - всему верит.
любовь - все покрывает
любовь - не мыслит зла
(Ученики объясняют суть выбранных высказываний)
Христианская мораль - это мораль любви, потому что Бог есть любовь. Любовь - это форма всех добродетелей, это двигатель и предел нравственной жизни. Любить - это умереть для себя, а жить для другого.
В каких произведениях художественной литературы раскрывается тема любви и влюбленности?
Тема любви в русской литературе – одна из основных. Поэт или прозаик открывает перед своим читателем переживания, страдания. Любовь в художественной литературе существовала всегда. Если говорить об отечественных произведениях, то на ум сразу приходят Петр и Феврония Муромские из одноименной повести Ермолая-Еразма, относящейся к древнерусской литературе.
Тема любви в русской литературе возникла в 18 веке. Толчком к ее развитию послужили переводы Тредиаковским произведений зарубежных авторов, ведь в Европе уже вовсю писали о прекрасном любовном чувстве и отношениях между мужчиной и женщиной. Далее были Ломоносов, Державин, Жуковский, Карамзин. Особого своего расцвета тема любви в произведениях русской литературы достигает в 19 веке. Эта эпоха подарила миру Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева и многих других авторов художественного слова. У каждого писателя было свое, сугубо личное отношение к теме любви, которое можно прочесть сквозь строки его творчества.
- Что такое любовь? (написать эссе)