12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Харбих Татьяна Станиславовна228
4

Обучающий тематический контроль по алгебре в 7-9 классах

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью по теме «Современное образование: теория, методика и практика»


Обучающий тематический контроль по алгебре в 7-9 классах

Автор: Харбих Т.С., учитель математики

МОУ «Оболенская СОШ»


Учитель математики, работающий в основной школе, зачастую сталкивается с тем, что уровень обученности некоторых учащихся не соответствует базовому, причем данные учащиеся категорически не желают устранять пробелы в знаниях и умениях во внеурочное время. Чтобы таких «трудных» подростков аттестовать положительной отметкой в четверти учителя порой «закрывают глаза» на откровенное списывание на контрольных работах и даже делают это списывание более простым и доступным, проводя тематический контроль в двух, а иногда даже в одном варианте. Однако подобный подход не только не решает проблему низкой учебной мотивации в целом, но противоречит принципам ФГОС ООО, а значит категорически не допустим.

Как же тогда быть? Как помочь слабому и немотивированному на учебу ребенку освоить стандарт на базовом уровне сложности и вместе с тем не обделить вниманием тех детей, кто хочет учиться и не намерен останавливаться на минимуме освоения программ основной школы по математике? Описываемая ниже система обучающих тематических зачетов – попытка решить проблему низкой учебной мотивации школьников на уровне организации учебного сотрудничества на уроках тематических контрольных работ по алгебре.

Целью организации тематического контроля знаний учащихся в виде обучающих тематических ЗАЧЕТОВ является обеспечение слабым учащимся помощи при выполнении заданий базового уровня сложности, а сильным учащимся – возможности работать на более высоком уровне сложности.

ЗАЧЕТ проводится в конце изучения крупной темы предметного содержания и состоит из двух-трех уроков контрольных работ, на каждом из которых «работают» от 8-ми до 24-х видов индивидуальных карточек – по 4 варианта для каждой контрольной работы ЗАЧЕТА в 7 классе и по 8 вариантов – в 8 и 9 классах (КР-9.1 не вошла ни в один ЗАЧЕТ и разработана в 12 аналогичных вариантах).

Каждая тематическая контрольная работа состоит из 6-7 заданий различного уровня сложности: первые 3-4 задания – базового уровня сложности, остальные – повышенного уровня сложности. Часть заданий состоит из нескольких подзаданий (а), б) в) и т.д.).

Решив задания базового уровня сложности, учащийся имеет право на промежуточный контроль учителя, причем – единожды за урок. Учитель указывает на те подзадания, в которых получен неверный ответ, и предлагает учащемуся еще раз их переделать. Только после исправления ошибок учащийся приступает к решению более сложных заданий.

За правильно и без недочетов сделанные задания базового уровня сложности учащийся получает оценку «4» или «4-», если ошибки были обнаружены и успешно исправлены (нижняя граница четверки).

При выставлении отметки за контрольную работу ЗАЧЕТА учитель оценивает каждое задание контрольной работы либо в 1 балл + , если задание сделано правильно и без недочетов, либо в t1609947394ab.gif балла t1609947394ac.gif, если без ошибок и недочетов выполнена большая часть задания, либо в 0 баллов – , если задание не сделано или сделано с ошибками.

Критерии оценивания контрольной работы, состоящей из 6 заданий:

«5» - за 5-6 баллов; «4» - за 3-4,5 балла; «3» - за 1,5-2,5 балла; «2» - в иных случаях.

Критерии оценивания контрольной работы, состоящей из 7 заданий:

«5» - за 6-7 баллов; «4» - за 4-5,5 баллов; «3» - за 2-3,5 балла; «2» - в иных случаях.

В классах с недостаточной математической подготовкой возможно выставление в журнал не каждой оценки за контрольные работы ЗАЧЕТА, а среднего арифметического этих оценок.

За две-три недели до проведения ЗАЧЕТА на стенде в кабинете математики вывешиваются демоверсии зачетных контрольных работ. Накануне ЗАЧЕТА демоверсии контрольных работ и их решения прикрепляются в Школьном Портале.

Непосредственно перед уроками ЗАЧЕТА проводится урок обобщения и систематизации знаний учащихся по теме ЗАЧЕТА.

При нехватке учебного времени число контрольных работ можно уменьшить, в том числе за счет объединения нескольких контрольных работ в одну.

Многолетняя практика свидетельствует о том, что данная методика проведения и оценивания тематических контрольных работ по алгебре имеет ярко выраженный обучающий, развивающий и воспитательный аспекты, является технологичной и может быть рекомендована к широкому использованию в общеобразовательной школе.

Структура зачетной системы по алгебре для учащихся 7 класса приведена в таблице 1, для 8 класса – в таблице 2, для 9 класса – в таблице 3.


Таблица 1.

Структура системы обучающих тематических ЗАЧЕТОВ по алгебре в 7 классе

(учебник Ю.Н. Макарычева)


Зачет № 1 по теме: «Выражения, тождества, уравнения»

КР-7.1 Выражения, тождества, уравнения

КР-7.2 Решение задач с помощью линейных уравнений

Зачет № 2 по теме: «Функции»

КР-7.3 Графическое решение функциональных задач

КР-7.4 Аналитическое решение функциональных задач

Зачет № 3 по теме: «Степень с натуральным показателем»

КР-7.5 Вычисления со степенями

КР-7.6 Преобразование выражений со степенями

Зачет № 4 по теме: «Многочлены»

КР-7.7 Сумма и разность многочленов

КР-7.8 Произведение многочлена на одночлен; вынесение общего множителя

КР-7.9 Произведение многочленов; разложение на множители способом группировки

Зачет № 5 по теме: «Формулы сокращенного умножения»

КР-7.10 Формулы квадрата суммы и квадрата разности

КР-7.11 Формула разности квадратов

КР-7.12 Формулы суммы и разности кубов

Зачет № 6 по теме: «Системы линейных уравнений»

КР-7.13 Методы решения систем линейных уравнений

КР-7.14 Решение задач с помощью систем уравнений


Таблица 2.

Структура системы обучающих тематических ЗАЧЕТОВ по алгебре в 8 классе

(учебник Ю.Н. Макарычева)


Зачет № 1 по теме: «Алгебраические дроби»

КР-8.1 Сокращение алгебраических дробей

КР-8.2 Сложение (вычитание) алгебраических дробей

КР-8.3 Умножение (деление) алгебраических дробей

Зачет № 2 по теме: «Квадратные корни»

КР-8.4 Свойства арифметического квадратного корня

КР-8.5 Вынесение и внесение множителя под знак квадратного корня

КР-8.6 Упрощение выражений, содержащих квадратные корни

Зачет № 3 по теме: «Квадратные уравнения»

КР-8.7 Решение квадратных уравнений

КР-8.8 Решение дробных рациональных уравнений

КР-8.9 Решение задач с помощью уравнений

Зачет № 4 по теме: «Линейные неравенства»

КР-8.10 Решение линейных неравенств

КР-8.11 Решение систем линейных неравенств

КР-8.12 Решение двойных линейных неравенств

Зачет № 5 по теме: «Степень с целым показателем»

КР-8.13 Вычисления со степенями

КР-8.14 Преобразование выражений со степенями


Таблица 3.

Структура системы обучающих тематических ЗАЧЕТОВ по алгебре в 9 классе

(учебник Ю.Н. Макарычева)


Задание № 4 заимствовано из контрольной работы Шестакова А.П. по теме: «Квадратный трехчлен и квадратичная функция», 1995

КР-9.1 Разложение квадратного трехчлена на линейные множители

Зачет № 1 по теме: «Квадратичная функция»

КР-9.2 Графическое решение функциональных задач

КР-9.3 Аналитическое решение функциональных задач

Зачет № 2 по теме: «Уравнения и неравенства с одной переменной»

КР-9.4 Решение уравнений с одной переменной

КР-9.5 Решение неравенств с одной переменной

Зачет № 3 по теме: «Системы уравнений и неравенств»

КР-9.6 Решение систем уравнений с двумя переменными

КР-9.7 Решение систем неравенств с одной и двумя переменными

Зачет № 4 по теме: «Числовые последовательности»

КР-9.8 Арифметическая прогрессия

КР-9.9 Геометрическая прогрессия

Зачет № 5 по теме: «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»

КР-9.10 Элементы комбинаторики и теории вероятностей

КР-9.11 Графики, диаграммы, элементы теории вероятностей

Приложение 1.

Демоверсии контрольных работ по алгебре 7 класса

t1609947394ad.png

t1609947394ae.png

t1609947394af.png

t1609947394ag.png

t1609947394ah.png

t1609947394ai.png

t1609947394aj.png

t1609947394ak.png

t1609947394al.png

t1609947394am.png

t1609947394an.png

t1609947394ao.png

t1609947394ap.png

t1609947394aq.png

Приложение 2.

Демоверсии контрольных работ по алгебре 8 класса

t1609947394ar.png

t1609947394as.png

t1609947394at.png

t1609947394au.png

t1609947394av.png

t1609947394aw.png

t1609947394ax.png

t1609947394ay.png

t1609947394az.png

t1609947394ba.png

t1609947394bb.png

t1609947394bc.png

t1609947394bd.png

t1609947394be.png

Приложение 3.

Демоверсии контрольных работ по алгебре 9 класса

t1609947394bf.png

t1609947394bg.png

t1609947394bh.png

t1609947394bi.png

t1609947394bj.png

t1609947394bk.png

t1609947394bl.png

t1609947394bm.png

t1609947394bn.png

t1609947394bo.png

t1609947394bp.png



23


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Огрызко Ирина Владимировна, 07.01.21 в 12:37 1Ответить Пожаловаться
Татьяна Станиславовна, спасибо! Хотелось бы уточнить, представленные демоверсии контрольных работ - это авторский материал?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.