Обучение аудированию на практических занятиях иностранного языка с помощью обучающих компьютерных программ
Статья: Обучение аудированию на практических занятиях иностранного языка с помощью обучающих компьютерных программ.
Панченко Лариса Сергеевна,
преподаватель, бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Муромцевский техникум механизации сельского хозяйства»
E-mail:m-47info@mail.ru
2022
Мы живём во времена инноваций и постоянного глобального развития, всё это диктует абсолютно новые требования к выпускникам и, безусловно, к новым методикам образования. Нам, преподавателям иностранного языка необходимо так построить своё занятие, чтобы обучающемуся было интересно и доступно усвоить материал. Существует много средств обучения, но я хотела бы выделить аудирование.
Аудирование, как эффективное средство обучения иностранному языку. Оно даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией, ритмом, ударением, мелодикой. Вообще, авудирование как действие, входит в состав устной коммуникативной деятельности, используется в устном общении на практическом занятии.
Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, который представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух и имеет свои цели, задачи, предмет и результат. Это сложное умение, которое невозможно полностью автоматизировать, а лишь частично - на уровне узнавания фонем, слов и грамматических конструкций. Польза обучения аудированию : через слух поступают образцы иноязычной речи, которые, являясь эталонами, закладываются в долговременную память, где и хранятся.
Слухо – рече – моторные образцы входят во все виды речевой деятельности (ВРД) и, соответственно, нельзя научить другому ВРД без развития слухового анализатора;
У слушателя(обучающегося) развивается слуховой контроль, который входит во все ВРД, т.е.человек, который говорит, пишет или читает контролирует себя через слух;
Развивается слуховая память, без которой невозможна успешная учебная деятельность, поскольку у нас идет речь об организации учебно – воспитательного процесса и, в частности, нельзя овладеть иностранным языком.
Аудирование, как установили исследователи, занимает до 40 – 60% учебного времени на занятии, начинается с первой фразы преподавателя:
«Good morning. We begin the lesson. Open the notebooks, write down the date.» и заканчивается при подведении итогов занятия.
«Goodbye, the lesson is over».
Основой внутреннего механизма аудирования являются следующие психические процессы:
- восприятие на слух и узнавание,
- внимание,
- смысловая догадка,
- сегментирование речевого потока,
- информационный анализ на основе вычленения единиц смысловой информации,
- завершающий синтез, предполагающий разного рода компрессию и интерпретацию воспринимаемого сообщения.
Технология обучения аудированию.
Определение конкретной задачи по обучению аудированию ( самое главное для учителя здесь – выяснить, является ли аудирование в данном конкретном случае целью обучения или средством обучения другому ВРД, т.е. коммуникативное или учебное аудирование.
Отбор или составление текста для аудирования с учетом требований программы, конкретных условий обучения (самое главное условие – уровень владение языков обучающегося и его интереса).
Анализ возможных трудностей (личностных, языковых, содержательных) данного текста.
Технология обучения аудирования.
Действия учителя:
Определение условий предъявления текста(с помощью ТСО или непосредственно с голоса преподавателя.
Проблемы решаемые при ИКТ.
Учёт особенностей восприятия современных детей (клиповое мышление и способность к multitasking),
Учёт реалий использование новых технологий в жизни (digitel netives),
Реализация требований ФГОС (развитие информационной и коммуникативной компетенции),
Использование новых технологических возможностей в обучении.
Обучающие компьютерные программы к учебникам.
- Обучение всем видам речевой деятельности,
- Расширение возможностей учебной деятельности,
- Повышение мотивации обучающихся,
- Дополнительные упражнения,
- Техническая простота и методическое удобство.
Обучающие компьютерные программы созданы в русле авторской концепции как компоненты УМК. ОКП могут использоваться для презентаций, отработки материала, контроля степени его усвоения учениками, самоконтроля. Могут использоваться как на практических занятиях по иностранному языку и дома. Например, можно использовать скриншот, упражнения на соответствие фраз.
Упражнение найти соответствующую фразу по смыслу.
Dear Olga! | season |
2. Подберите нужную букву по смыслу.
6. I feel really cold. | A It must be easy. В There’s more in the fridge. С Turn on the heating then. |
7. How did you get here? | A I can come on the bus. В Sally brought me. С Is it far from here? |
8. Do you have a big garden? | A Not like yours. В There isn’t. С I won’t like it. |
9. We can’t stay very long. | A If you want to. В It doesn’t matter. С Only £32 per night. |
10. They closed the library last year. | A It can’t open. В Which days? С I thought so. |
Сопоставить термины. Специальность: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства. Наименование квалификации: Техник-механик
(базовой подготовки)
профессии рабочих: 11442 Водитель автомобиля категории «С»;
19205 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
Lexicon
| 1. internal combustion engine | a. поршень |
| 2. combustion chamber | b. верхняя мертвая точка |
| 3. stroke | c. четырехтактный двигатель |
| 4. piston | d. коленчатый вал |
| 5. top dead centre | e. отверстие клапана |
| 6. bottom dead centre | f. двигатель внутреннего сгорания |
| 7. four-stroke cycle engine | g. нижняя мертвая точка |
| 8. two-cycle engine | h. топливная система |
| 9. crankshaft | i. такт впрыска (топлива) |
| 10. intake stroke | j. двухтактный двигатель |
| 11. valve opening | k. камера сгорания |
| 12. fuel system | l. ход, такт (поршня) |
| 13. power stroke | m. выхлоп |
| 14. exhaust | n нижний предел |
| 15. the lower limit | o. рабочий ход поршня |
В конце хочется подвести итог, что не все образовательные учреждения могут обеспечить преподавателей иностранных языков соответствующими кабинетами. Считается, что если группа маленькая, то они могут сидеть в нестандартном кабинете. Но выполнение заданий по аудированию, такие как, например, вставить пропущенные слова в тексте и большинство других, подразумевают наличие только одного варианта, то есть ученики должны сидеть по одному за каждой партой.