Статья «Обучение детей с РАС чтению и письму на английском языке»

2
0
Материал опубликован 10 December 2021

Обучение детей с РАС чтению и письму на английском языке.

Особую группу среди детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с расстройством аутистического спектра.Несмотря на проблемы с речью и коммуникацией у этой категории детей, именно обучение иностранному языку помогает скорректировать эти проблемы. Чтение и письмо является неотъемлемой частью процесса обучения английскому языку и обычно вызывает трудность у педагогов.Причина в том что письмо связано с моторикой,а чтение с памятью и речью,а это проблемные зоны детей аутистов.

Важно отметить, что аутичные дети воспринимают информацию «блоками», поэтому им не всегда подходит слоговой метод обучения чтению, они воспринимают слово как единое целое и могут научиться узнавать слова в напечатанном виде . Поэтому для обучения их чтению предлагается методика «глобального чтения», при которой предметы подписываются целыми словами, т.к. данным детям свойственно запоминать слово как графическое изображение, как картинку. Целесообразно использовать методику Глена Домана для обучения детей РАС чтению на английском язык. Данный метод первоначально разрабатывался с целью раннего развития детей до года, когда детям предъявлялись и озвучивались карточки со словами. Для детей с РАС важна связь напечатанного слова с тем предметом, который его обозначает. Благодаря хорошей непроизвольной памяти, дети с РАС обычно легко запоминают алфавит, и играют с буквами, как и с цифрами, но испытывают трудности, соединяя их в слова. Опираясь на развитую визуальную память аутичных детей, буквы можно раскрашивать, лепить из пластилина или соленого теста, вырезать из бумаги и постепенно складывать из них короткие слова, соотнося их с изображением предмета.

Очень хорошо помогает музыка.Песню можно петь в ходе игры, останавливаясь и провоцируя ребенка подсказать следующую букву или слово, что мотивирует желание ребенка общаться с педагогом. Зарубежные специалисты отмечают, что использование песен в работе с аутичными детьми позволяет расширить базу их знаний, стимулировать развитие речи, способствовать успешному включению в класс .

Это видео (https://m.youtube.com/watch?v=MtOs3D5BzC8) представ- ляет собой практическое руководство по созданию первой самодельной книги для аутичных детей. Она рассчитана на англоязычных детей, кото- рые учатся читать, но данный метод можно применить и к русскоязыч- ным аутичным детям, изучающим английский язык, и на начальном этапе книжка может содержать не предложения, а отдельные слова и картинки к ним.

Как отмечает Темпл Грандин, «некоторые родители говорили мне, что использование подстрочных титров на телевизоре помогало обучению детей чтению. Дети были способны читать титры и сопоставлять их с произнесенными словами». Полезной может быть запись любимой программы с титрами, поскольку ее можно останавливать и проигрывать снова и снова процесс чтения можно облегчить за счет уменьшения контраста между цветом букв и цветом фона (цветные буквы на цветном фоне).

При обучении детей с РАС письму на английском языке рекомендуется использовать их способности к копированию, подражанию и визуальному запоминанию. Ему предшествует изучение английского алфавита. Следует помнить, что детям с РАС гораздо легче печатать на компьютере, чем писать от руки, но в целях развития мелкой моторики следует тренировать оба навыка. Следует также учитывать, что некоторых детей на начальном этапе следует придерживать за руку при письме, постепенно уменьшая поддержку. Облегчить данный процесс могут упражнения, направленные на соединение точек,которые также тренируют запоминание последовательности чисел или букв английского алфавита. Буквы можно также чертить при помощи пальчиковых красок, пены для бритья, муки, что также способствует развитию мелкой моторики и обычно нравится детям.

Можно разделить процесс обучения письму детей с РАС на следующие основные этапы: 1) обвести буквы и числа на линованной бумаге; 2) ученик должен обвести, скопировать и написать свое имя; 3) копировать буквы и числа;

4) писать буквы и числа (когда ученик научится их различать); 5) сопоставлять отдельные буквы со словами в порядке слева направо; 6) копировать со школьной доски; 7) написание словарного диктанта; 8) написание предложений – ответов на вопросы .

Cписок использованных источников

1. Применение компьютерных технологий в обучении детей с расстройством аутистического спектра: учеб.-метод. пособие / авт. сост.

О.Ю.Амурская .- Казань: Казан. ун-т, 2017.- 32 с.

2.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. - 336 с.

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.