«Обучение игре на музыкальных инструментах» (фортепиано)

0
0
Материал опубликован 4 February




ДОПОЛНИТЕЛЬН АЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Обучение игре на музыкальных инструментах»


(фортепиано)



НАПРАВЛЕНОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ



Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Срок реализации: 5 лет











Составитель:

Воробьева Екатерина Александровна,

педагог дополнительного образования






















г. Москва

2025 год


ОГЛАВЛЕНИЯ

Пояснительная записка…………………………………………………3

Учебный (тематический) план………………………………………...16

Содержание учебного (тематического) плана………………………...20

Формы контроля и оценочные материалы………………………........29

Организационно-педагогические условия реализации программы…30

Список литературы……………………………………………………...32


































Пояснительная записка


Направленность и уровень программы

Согласно «Рекомендациям по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-0139/06- ГИ и Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Обучение игре на музыкальных инструментах (фортепиано)» имеет художественную направленность и ориентирована на развитие индивидуальных творческих способностей детей, формирование эстетической культуры личности.

Уровень программы базовый.


Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Программа «Обучение игре на музыкальных инструментах» (фортепиано) входит в состав комплексной программы музыкального отделения.


Новизна программы заключается в том что, основываясь на лучших достижениях педагогических методик Л. А. Баренбойма («Вопросы фортепианной педагогики»), К. Орф («Система детского музыкального воспитания»), возможно шире проводить процесс обучения. Жесткие регламенты уровней сложности произведений носят рекомендательный, но не обязательный характер, в первую очередь опираясь на индивидуальность ребенка. Выбор произведений не навязчивый, а компромиссный, учитывающий пожелания ученика и его музыкальные предпочтения.

Программа даёт возможность получить основные знания и умения в игре на фортепиано, подбору по слуху, импровизации с использованием компьютерных технологий, также предполагает объединение учащихся в инструментальные ансамбли, активную концертную деятельность, участие в творческих проектах, посещение выступлений музыкальных коллективов, театральных представлений и выставок.

Широкое применение современных информационно-технологических возможностей, интернет-ресурсов, призванных укрепить и расширить музыкальный уровень обучающихся.

Актуальность программы продиктована современным образованием, нацеленным на воспитание и эстетическое развитие личности ребёнка.

Обучение игре на фортепиано даёт не только перспективу владения инструментом, но и способно развить разнонаправленные возможности человека, специфическим образом влияя на головной мозг. Вопросами раннего эстетического развития детей посредством овладения инструментальным исполнительством, в частности игре на фортепиано, занимались такие ученые как В. М. Бехтерев, чьи работы доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Известна и неоценимая польза, обучения игре на инструменте, замедляющая процесс старения человеческого организма и лечение таких сложных заболеваний как болезни Альцгеймера и Паркинсона.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что, прививая, с раннего детства, любовь к музыке посредством обучения игре на фортепиано, мы обеспечиваем нашим детям здоровье как психологическое, так и физическое. В процессе освоения программы у детей развивается интеллектуальные и творческие способности. Происходит формирование нравственной и духовной культуры, воспитывается художественный вкус, трудолюбие, самостоятельность в реализации поставленных задач.



Цель программы

Цель данной программы заключается в становлении базовых знаний, умений и практического навыка игры на фортепиано для возможности творческой самореализации в будущем.

Задачи

Образовательные задачи:

Обучение основным навыкам игры на фортепиано вне зависимости от способностей ребенка;

Формирование практических навыков: правильной посадке за инструментом, постановка рук, чтение с листа, игра в ансамбле;

Систематизирование знаний фортепианной (инструментальной) музыки различных стилей и жанров, русских и зарубежных композиторов;

Обучение начальным навыкам импровизации;

Изучение основ музыкальной выразительности;

Обеспечение усвоения возможностей музыкально-технического прогресса

Воспитательные задачи:

Формирование разносторонности музыкальных предпочтений;

Формирование добросовестного отношения в самостоятельной работе;

Формирование ценностного отношения и толерантности к музыкальному наследию разных стран;

Формирование устойчивой заинтересованности в культурном, творческом и музыкальном самосовершенствовании.


Личностные задачи:

Развитие творческого мышления для самореализации, поощряя самостоятельное музицирование;

Развитие и формирование устойчивой мотивации к потребности в саморазвитии;

Развитие музыкальных способностей


Категория учащихся

Программа рассчитана на детей обучающихся в общеобразовательных школах с возрастными ограничениями 7 – 12 лет.


Срок реализации программы

Запланированный срок реализации программы – 5 лет.


Форма организации образовательной деятельности

и режим занятий

Форма занятий: индивидуальный урок педагога с учеником. Занятия проводятся как в очном, так и в дистанционный формате, с применением информационно-компьютерных технологий в зависимости от предпочтений ученика. Периодичность занятий по предмету «Фортепиано» в соответствии с пунктом 2.4 в приложении №3 к СанПин 2.4.4.3172-14 составляет 2 часа в неделю при продолжительности урока 40 минут.

Режим занятий

1-й год обучения.

Очные и/или дистанционные занятия с педагогом составляют 2 урока в неделю, продолжительность урока 40 минут. Продолжительность учебных занятий в неделях – 34 недели. Предусмотрена самостоятельная работа обучающихся, с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, в количестве 2-х часов в неделю и продолжительностью в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

2-й год обучения.

Очные и/или дистанционные занятия с педагогом составляют 2 часа в неделю, продолжительность урока 40 минут. Обязательное включение ансамблевой игры ученика с педагогом. Продолжительность учебных занятий в неделях – 36 недели. Самостоятельная работа обучающихся, с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, в количестве 2-х часов в неделю и продолжительностью в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Носит рекомендательный характер внеаудиторная работа в качестве посещений культурных мероприятий города – концертных залов, филармоний.

3-й год обучения.

Очные и/или дистанционные занятия с педагогом составляют 2 часа в неделю, продолжительность урока 40 минут. Ансамблевая игра в формате ученик + ученик. Продолжительность учебных занятий в неделях – 36 недели. Самостоятельная работа обучающихся, подготовка домашнего задания, в количестве 3-х часов в неделю и продолжительностью в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Обязательная внеаудиторная работа, включающая посещение культурно-просветительских мероприятий, подготовка и участие во внутришкольных мероприятиях.

4-й год обучения.

Очные и/или дистанционные занятия с педагогом составляют 2 часа в неделю, продолжительность урока 40 минут. Ансамблевая игра в формате ученик + ученик. Продолжительность учебных занятий в неделях – 36 недели. Самостоятельная работа обучающихся, подготовка домашнего задания, в количестве 4 часа в неделю и продолжительностью в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Обязательная внеаудиторная работа, включающая посещение культурно-просветительских мероприятий, подготовка и участие во внутришкольных мероприятиях.

5-й год обучения.

Очные и/или дистанционные занятия с педагогом составляют 2 часа в неделю, продолжительность урока 40 минут. Ансамблевая игра в формате ученик + ученик. Продолжительность учебных занятий в неделях – 36 недели. Самостоятельная работа обучающихся, подготовка домашнего задания, в количестве 3-х часов в неделю и продолжительностью в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Обязательная внеаудиторная работа, включающая посещение культурно-просветительских мероприятий, подготовка и участие во внутришкольных мероприятиях.


Содержание учебной деятельности

Основная учебная деятельность базируется на индивидуальных занятиях с учеником, в которые включены следующие виды работ: подготовка индивидуальных программ, состоящих из музыкальных произведений; ансамблевая игра, с возможностью играть с педагогом или с другими учениками; чтение с листа нотного репертуара; подбор по слуху; импровизация; освоение основ аранжировки и работы в секвенсорах.

Неотъемлемой частью учебного процесса является самостоятельная работа: выполнение домашнего задания, подготовка к публичным выступлениям.

Внеаудиторная работа, заключающаяся в посещении культурно-просветительских мероприятий, концертов, спектаклей, участие в творческих мероприятиях является стимулом к развитию индивидуальности ребенка и расширению его эстетически-культурного кругозора.


Методы обучения включают следующий комплекс:

Словесный. Разговор с учеником, объяснение, обратная связь в форме беседы;

Наглядный. Показ педагогом правильного исполнения, требуемого музыкального элемента или прослушивание на электронном носителе;

Исполнительский. Игра на инструменте;

Эмоциональный. Подбор возможных образов и ассоциаций к исполняемому произведению.

В программе используются следующие формы занятий:

Индивидуальные, очные и/или дистанционные;

Ансамблевая игра;

Выступления на концертах, фестивалях, мероприятиях школы, района, города;

Контрольный урок;

Открытый урок


Ожидаемые результаты

По окончании первого года обучения учащиеся будут:

Знать основы нотной грамоты;

Знать возможности инструмента;

Уметь правильно сидеть за инструментом и держать руки;

Уметь играть двумя руками несложные, разнохарактерные пьесы;

Уметь владеть основными штрихами – legato, non legato, staccato, динамическими оттенками – forte, piano, mezzo forte, mezzo piano, crescendo, diminuendo;

Уметь считать вслух.

Первых публичных выступлений и концертного этикета;

Владеть навыком игры по нотам элементарных пьес;

Игры в ансамбле с педагогом.

Для начала развития музыкальных способностей, на начальном этапе обучения большое внимание уделяется подбором по слуху, пением песенок.

В течение года учащийся знакомится с культурным наследием народов мира посредством игры элементарных, в техническом отношении, произведений народного стиля, тем самым расширяя свой кругозор. Начинает познавать возможности передачи эмоционального настроения через игру на инструменте разнохарактерных произведений. Для становления технического аппарата рекомендуется игра специфических упражнений на развитие пальцевой техники, этюдов с элементами гамм, упражнений. Игра пьес полифонического склада. Выбор репертуара, для контрольного урока, зачета или концерта индивидуальный, в зависимости от возможностей ребенка и музыкальных предпочтений.


По окончании второго года обучения учащиеся будут:

Знать ноты малой, первой, второй октавы, и беспрепятственное их находить в нотном тексте;

Знать длительности и уверенно считать вслух;

Уметь самостоятельно играть с листа пьесы первого года обучения, начального этапа;

Уметь подбирать по слуху элементарную мелодию;

Уметь эмоционально окрасить произведение, опираясь на своё внутреннее понимание музыки.

Владеть азами нотной грамоты в достаточной степени для самостоятельного разбора элементарной пьесы;

Владеть основами ансамблевой игры с пониманием разницы игры в солирующей партии и аккомпанирующей;

Владеть основными принципами подбора наиболее удобной аппликатуры.

На втором году обучения происходит закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, приобретённых в первый год обучения – игра по слуху, чтение с листа, упражнения на пальцевую технику, гаммы. Знакомство с понятием полифонии и крупной формы.

Требования качества годовой программы носит рекомендательный характер, исходя из индивидуальных особенностей ученика.

- 1 полифоническое произведение,

- 1 крупная форма,

- 2-4 этюда на разные виды техники,

- 3-4 разнохарактерные пьесы,

- гаммы, мажорная и/или минорная, до одного знака, в комплексе, который определяет педагог исходя из возможностей ученика.


По окончании третьего года обучения учащиеся будут:

Знать основные отличительные черты полифонии и крупной формы;

Знать аппликатурные принципы строения гамм;

Знать основные агогические оттенки;

Уметь грамотно разбирать нотный текст с наличием скрипичного и басового ключей;

Уметь считать вслух пунктирный ритм;

Уметь подобрать по слуху понравившуюся мелодию с элементарным аккомпанементом;

Уметь использовать правую педаль под руководством педагога;

Владеть навыком слухового самоконтроля;

Уметь анализировать своё исполнения.

На третьем году обучения происходит дальнейшее развитие учащегося. Большую роль приобретает организация игрового аппарата. В связи с техническим усложнением произведений, требуется большая работа над свободой рук и корпуса, контроль зажатости и скованности. Игру инструктивных этюдов и гамм рекомендуется разбавить аналогичными джазовыми композициями. Игра полифонических произведений и крупной формы с пониманием их структуры и особенностей строения. Пьесы выбираются учеником с возможностью небольшой импровизации или своим дополнением, для того чтобы ученик почувствовал свою большую сопричастность к музыкальному творчеству.

Примерные требования к годовой программе:

1-2 полифонических произведения

1-2 крупные формы

3-4 этюда

1 пьеса эстрадного характера

2 классические разнохарактерные пьесы

Гаммы до двух знаков, мажорного минорного лада в комплексе.


По окончании четвертого года обучения учащиеся будут:

Знать музыкальную терминологию;

Знать характерные особенности музыкальных жанров и основные стилистические направления;

Уметь самостоятельно находить необходимые варианты занятий для решения технической проблемы;

Уметь самостоятельно находить художественный образ произведения;

Уметь читать с листа не сложные произведения гомофонно-гармонического склада;

Владеть своим игровым, опорно-двигательным аппаратом во время выступления;

Владеть навыками самостоятельной работы дома

На четвёртом году обучения на первый план, наряду с совершенствованием игрового аппарата, выходит развитие мышления и воображения. Классическая программа, включающая изучение полифонии, крупной формы, пьес известных композиторов, дополняется знакомством с современной музыкой ее стилями и особенностями. Изучение свойств и возможностей электронного фортепиано: тембров, ритмических плагинов. Взгляд на инструмент как на оркестр с безграничными возможностями.

Годовые требования:

1-2 полифонии

1-2 крупные формы

1 развернутая классическая пьеса

2 современные пьесы, одна из которых с индивидуальным прочтением ученика, с включением возможностей электронного фортепиано.

2 этюда на различные виды техники

Гаммы мажорного и минорного лада, до трёх знаков, в комплексе.


По окончании пятого года обучения учащиеся будут:

Знать строение формы полифонии и крупной формы;

Знать современные направления инструментальной музыки;

Знать технические возможности электронного фортепиано;

Знать основные принципы работы в нотных редакторах;

Уметь по слуху определять стиль и примерную эпоху написания произведения;

Уметь самостоятельно подобрать произведение, опираясь на свои возможности и перспективы;

Уметь доносить до слушателя художественно-эмоциональную играемого произведения;

Владеть довольно широким диапазоном используемой динамики;

Уметь самостоятельно работать над произведением;

Владеть навыком подбора удобной аппликатуры в произведениях, исполняемых по слуху или импровизациях;

Владеть основным навыком работы в одном из секвенсоров.

Пятый год обучения предполагает совершенствование всего того, что было освоено за предыдущие годы обучения: опорно-двигательный аппарат, образное художественное мышление. Самостоятельность в выборе произведений ограничивается только требованием игры всех ранее изученных классических стилей: полифония, крупная форма, развернутая пьеса и на усмотрение ученика исполнение своего произведения или аранжировки произведения современного композитора с использованием технических возможностей электронного фортепиано.

Годовые требования продиктованы индивидуальным выбором ученика.

1 полифония

1 крупная форма

1 развернутая пьеса

1 пьеса собственного сочинения и/или аранжировка современного произведения

Формы итоговых занятий

1-й год обучения

1-е полугодие – концерт достижений

3-я четверть – технический зачет

4-я четверть – отчетный концерт

2-й год обучения

1-я четверть – контрольный урок

2-я четверть – зачет

3-я четверть – технический зачет

4-я четверть – отчетный концерт

3-й год обучения

1-я четверть – контрольный урок

2-я четверть – зачет

3-я четверть – технический зачет

4-я четверть – отчетный концерт

4-й год обучения

1-я четверть – контрольный урок

2-я четверть – зачет

3-я четверть – технический зачет

4-я четверть – отчетный концерт

5-й год обучения

В конце учебного года - Выпускной концерт



Формы оценивания и критерии

Формой подведения итогов является оценка качества реализации данной программы, включающая в себя контроль успеваемости обучающихся на уроках, зачетах, академических концертах, переводных экзаменах.

Текущий контроль проводится в основное учебное время, предусмотренное предметом. Промежуточная аттестация осуществляется в форме контрольных уроков, зачетов и академических концертов на завершающих четверть или полугодие учебных занятий также в счёт учебного времени, предусмотренного программой. Итоговая аттестация в форме переводного экзамена проводится в дополнительно назначенные дни.

По итогам промежуточных и итоговой аттестаций выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» по пятибалльной шкале.

Критерии оценки качества исполнения.

5 «Отлично» - хорошее владение средствами музыкальной выразительности -динамикой, агогикой. Метроритмическая стабильность. Владение техникой исполнения. Уровень сложности определяется возможностями ученика, но приближен к требованиям программы.

4 «Хорошо» - не плохое владение средствами музыкальной выразительности. Возможны не большие метроритмические отклонения. Допускается одна не значительная ошибка в исполнении произведения. Уровень сложности сильно отстает от требований программы.

3 «Удовлетворительно» - плохое владение динамикой, агогики. Выученный нотный текст произведения. Не большое количество остановок или ошибок в исполнении. Уровень сложности отстаёт от требований программы.

2 «Неудовлетворительно» - исполнение с большим количеством ошибок, остановок. Почти полное отсутствие метроритмического чувства. Очень слабое знание текста исполняемых произведений. Полное отсутствие динамики и агогики.



Содержание программы

Учебный (тематический) план. 1-ый год обучения

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

-


2

«До нотный период.»

7

3

4

Педагогическое наблюдение.

2.1

Знакомство с клавиатурой.

2

1

1


2.2

Ритм окружающего мира.

2

1

1


2.3

Игра по слуху.

3

1

2


3

Музыкальная грамотность

13

8

5

Педагогическое наблюдение.

3.1

Нотный стан. Скрипичный и басовый ключи.

2

1

1


3.2

Длительности, паузы.

1

1

-


3.3

Такт. Размер. Затакт.

1

1

-


3.4

Приёмы звукоизвлечения. (legato, Staccato)

2

1

1


3.5

Знаки альтерации.

1

1

-


3.6

Понятие мажора и минора.

1

1

-


3.7

Ноты большой октавы и второй октавы.

2

1

1


3.8

Интервалы.

3

1

2


4

Развитие слуха.

5

-

5

Педагогическое наблюдение

4.1

Импровизация

2

-

2


4.2

Подбор по слуху.

3

-

3


5

Основы игры на фортепиано.

14

1

13

Технический зачет

5.1

Игра упражнений non legato

4

-

4


5.2

Игра упражнений legato

4

-

4


5.3

Этюды.

6

1

5


6

Работа над репертуаром

19

1

18

Концерт достижений

6.1

Теоретический разбор произведений программы.

1

1

-


6.2

Исполнение пьес отдельно каждой рукой

6

-

6


6.3

Исполнение пьес репертуара двумя руками.

12

-

12


7

Работа над ансамблем

11

1

10

Педагогическое наблюдение

7.1

Особенности игры в ансамбле.

1

1

-


7.2

Разучивание произведений по партиям.

5

-

5


7.3

Игра ансамблем в четыре руки.

5

-

5



Итоговая аттестация

2

-

2

Отчетный концерт.


Итого

72

15

57


Учебный (тематический) план. 2-ой год обучения

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-


2

Специальные упражнение на развитие техники.

32

3

27

Технический зачет

2.1

Гаммы в мажоре и миноре в две октавы.

5

1

4


2.2

Арпеджио в две октавы.

5

1

4


2.3

Аккорды в две октавы.

5

1

4


2.4

Этюды.

17

2

15


3

Пьесы с элементами полифонии.

8

1

7

Зачет

4

Крупная форма.

8

1

7

Зачет

5

Разнохарактерные пьесы

7

1

6

Отчетный концерт

6

Ансамблевая игра.

10

1

9

Контрольный урок.

7

Игра по слуху. Импровизация.

4

1

3

Педагогическое наблюдение.


Итоговая аттестация.

2

-

2

Отчетный концерт.


Итого

72

14

58



Учебный (тематический) план. 3-ий год обучения

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-


2

Гаммы, аккорды, арпеджио.

25

4

21

Технический зачет.

2.1

Игра гамм двумя руками в 4 октавы.

3

1

2


2.2

Игра аккордов в 4 октавы.

3

1

2


2.3

Игра арпеджио в 4 октавы.

3

1

2


2.4

Этюды

16

1

15


3

Полифонические произведения.

10

1

9

Зачет.

4

Крупная форма

9

1

8

Зачет.

5

Пьесы.

10

1

9

Отчетный концерт

6

Ансамблевая игра

7

1

6

Контрольный урок

7

Подбор по слуху. Импровизация.

4

1

3

Педагогическое наблюдение.


Итоговая аттестация.

2

-

2

Отчетный концерт


Итого

72

14

58



Учебный (тематический) план. 4-ый год обучения

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-


2

Гаммы, аккорды, арпеджио.

12

1

11

Технический зачет.

3

Этюды

14

1

13

Технический зачет.

4

Полифонические произведения.

10

1

9

Зачет

5

Крупная форма

9

1

8

Зачет.

6

Пьесы.

9

1

8

Отчетный концерт.

7

Ансамблевая игра

7

1

6

Контрольный урок.

8

Подбор по слуху. Импровизация.

4

1

3

Педагогическое наблюдение.

9

Технические возможности электронного фортепиано.

4

2

2

Педагогическое наблюдение.


Итоговая аттестация.

2

-

2

Отчетный концерт


Итого

72

10

62



Учебный (тематический) план. 5-ый год обучения

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-


2

Совершенствование навыков игры на фортепиано.

12

1

11

Педагогическое наблюдение.

3

Работа над произведениями программы.

14

1

13

Педагогическое наблюдение.

4

Игра по слуху и импровизация на электронном фортепиано.

10

1

9

Педагогическое наблюдение.

5

Секвенсоры для написания музыки.

9

1

8

Педагогическое наблюдение.


Итоговая аттестация.

2

-

2

Выпускной отчетный концерт.


Итого

72

10

62





Содержание учебного (тематического) плана. 1-ый год обучения.

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория (1 ч.). Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с учеником.

Раздел 2. «До нотный период».

Тема 2.1 Знакомство с клавиатурой.

Теория (1 ч.). Клавиатура, особенности строения и нажатия клавиш. Ориентация на клавиатуре, правая - левая сторона. Высокие и низкие звуки. Понятие аппликатуры.

Практика (1 ч.). Упражнение «Кто каким голосом говорит» на освоение клавиатуры и высоких и низких звуков. Упражнение «Яблочко» на правильную постановку пальцев и рук. Упражнения «Приказываю своим пальчикам» для освоения аппликатуры.

Тема 2.2 Ритм окружающего мира.

Теория (1 ч.). Начальное понятие ритма и его природная основа (биение сердца, тиканье часов, шаги). Ритм стихов. Короткие и долгие звуки. Паузы.

Практика (1 ч.). Читаем стихи, хлопая ритм. Ритмичная игра на одной клавише под стих. Пение песенок-попевок. Динамические упражнения на определение длинных и коротких звуков. Поочередное отстукивание разными руками ритма одного стихотворения.

Тема 2.3 Игра по слуху.

Теория (1 ч.). Что такое звук и какой он бывает. Демонстрация устройства фортепиано. Понятие коротких и длинных звуков. Тишина в музыке.

Практика (2 ч.). Игра песенок на предложенных педагогом клавишах.

Раздел 3. Музыкальная грамотность.

Тема 3.1 Нотный стан. Скрипичный и басовый ключи.

Теория (1 ч.). Нотный стан, расположение линеек, правильный счет. Освоение нот малой и первой октав. Понятие ключей. Разница применения скрипичного и басового ключей.

Практика (1 ч.). Игра на трёх нотах в разных регистрах песенок-попевок. Игра с карточками «Нота, я тебя знаю!».

Тема 3.2 () Длительности, паузы.

Теория (1 ч.). Понятие «длительности» на основе ранее усвоенных длинных и коротких звуков. Основная система специальных музыкальных знаков для обозначения длительности нот (целая, половинная, четвертная, восьмая). Понятие «музыкальной тишины». Соотношение длительностей и пауз в музыке.

Тема 3.3 Такт. Размер. Затакт.

Теория (1 ч.). Понятие такта как единицы измерения метра. Размерность тактов. Не полный такт – затакт.

Тема 3.4 Приёмы звукоизвлечения. (legato, staccato)

Теория (1 ч.). Влияние звукоизвлечения (legato, non legato, staccato) на мелодию. Обозначение в нотах.

Практика (1 ч.). Игра упражнений на три виды звукоизвлечения.

Тема 3.5 Знаки альтерации.

Теория (1 ч.). Знаки повышения и понижения звука на полтона. Полутон. Разница применения знаков при ключе и при ноте.

Тема 3.6 Понятие мажора и минора.

Теория (1 ч.). Лад в музыке. Характерные особенности мажора и минора.

Тема 3.7 Ноты большой октавы и второй октавы.

Теория (1 ч.). Использование нот второй октавы скрипичного ключа и большой октавы басового ключа.

Практика (1 ч.). Написание нот большой и второй октавы в нотной тетради. Игра с нотными карточками, на освоение знаний.

Тема 3.8 Интервалы

Теория (1 ч.). Качественное и количественное соотношение двух звуков. Названия интервалов, применение в музыке.

Практика (2 ч.). Игра по слуху известных мелодий, начинающихся с определенного интервала. Определение на слух. Интервальная структура мелодий, нахождение в нотах.

Раздел 4. Развитие слуха.

Тема 4.1 Импровизация.

Практика (2 ч.). На основе ранее изученных ладов и интервалов сочиняем мелодии. Рисуем звуками портреты животных. Музыкальная игра «вопрос-ответ». Сочиняем этюд с использованием знаний о мажоре и миноре.

Тема 4.2 Подбор по слуху

Практика (3 ч.). Подбор по слуху мелодий на основе ранее выученных интервалов.

Раздел 5. Основы игры на фортепиано.

Тема 5.1 Игра упражнений non legato.

Практика (4 ч.). Освоение игры non legato с использованием упражнений. Формирование постановки руки.

Тема 5.2 Игра упражнений legato.

Практика (4 ч.). Достигаем связного звукоизвлечение при игре упражнений на legato.

Тема 5.3 Этюды.

Теория (5 ч.). Применение этюдов как средство овладения техническими основами фортепианной игры.

Практика (1 ч.). Игра лёгких этюдов на различные виды звукоизвлечения.

Раздел 6. Работа над репертуаром.

Тема 6.1 Теоретический разбор произведений программы.

Теория (1 ч.). Наглядный разбор пьес. (ключи, размер, длительности, ноты) Художественные образы.

Тема 6.2 Исполнение пьес отдельно каждой рукой.

Практика (6 ч.). Отработка музыкального материала отдельно каждой рукой.

Тема 6.3 Исполнение пьес репертуара двумя руками.

Практика (12 ч.) Освоение произведений при одновременной игре двумя руками.

Раздел 7. Работа над ансамблем.

Тема 7.1 Особенности игры в ансамбле.

Теория (1 ч.). Понятия: «ансамбль», «партия». Особенности исполнения ансамбля.

Тема 7.2 Разучивание произведений по партиям.

Практика (5 ч.). Освоение навыков разбора произведений на примере лёгких ансамблей.

Тема 7.3 Игра ансамблем в четыре руки.

Практика (5 ч.). Овладение навыками игры в четыре руки.

Итоговое занятие.

Практика (2 ч.) Отчетный концерт по итогам года. Исполнение сольной программы.


Содержание учебного (тематического) плана. 2-ой год обучения.

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Правила техники безопасности на занятиях фортепиано. Выбор и обсуждение программы на предстоящий год обучения.

Раздел 2. Специальные упражнение на развитие техники.

Тема 2.1 Гаммы в мажоре и миноре в две октавы.

Теория (1 ч.). Строение гамм в мажоре и миноре. Отличительные особенности.

Практика (4 ч.). Игра гамм в две октавы. Поочередное разучивание каждой рукой затем двумя руками вместе.

Тема 2.2 Арпеджио в две октавы.

Теория (1 ч.). Особенности строения арпеджио. Аппликатурные принципы.

Практика (4 ч.). Игра арпеджио в две октавы отдельно каждой рукой.

Тема 2.3 Аккорды в две октавы.

Теория (1 ч.). Структура аккорда и его обращений.

Практика (4 ч.). Игра аккордов в две октавы отдельно каждой рукой.

Тема 2.4 Этюды.

Теория (2 ч.). Этюды как художественно содержательные упражнения, направленные на развитие пальцевой техники.

Практика (15 ч.). Игра не сложных инструктивных этюдов на различные виды техники.

Раздел 3. Пьесы с элементами полифонии.

Теория (2 ч.). Полифония, структурные особенности. Голосоведение.

Практика (7 ч.) Разучивание легких пьес с элементами полифонии.

Раздел 4. Крупная форма.

Теория (1 ч.). Общие знания о понятии крупной формы. Структурные особенности первых частей сонатин.

Практика (7 ч.). Игра произведений крупной формы.

Раздел 5. Разнохарактерные пьесы.

Теория (1 ч.). Работа над музыкальным образом. Динамические оттенки как одно из средств выразительности.

Практика (6 ч.). Игра разнохарактерных пьес.

Раздел 6. Ансамблевая игра.

Теория (2 ч.). Ансамблевая сыгранность. Особенности соподчинения партий.

Практика (11 ч.). Разучивание не сложных ансамблей. Достижение слаженной игры.

Раздел 7. Игра по слуху. Импровизация.

Теория (1 ч.) Понятие T-S-D-T. Музыкальное предложение. Квадратность формы.

Практика (3 ч.). Оттачивание навыков, приобретённых на первом году обучения. Подбор простых мелодий по слуху с элементарным аккомпанементом из аккордов. Импровизация как возможность досочинить подобранную по слуху мелодию.

Итоговая аттестация.

Сольное исполнение произведений программы на отчетном концерте.


Содержание учебного (тематического) плана. 3-ий год обучения.

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Правила техники безопасности на занятиях фортепиано. Выбор и обсуждение программы на предстоящий год обучения.

Раздел 2. Гаммы. Арпеджио. Аккорды.

Тема 2.1 Игра гамм двумя руками на 4 октавы.

Теория (1 ч.). Особенности игры гамм двумя руками на 4 октавы. Положение корпуса.

Практика (2 ч.). Разучивание гамм мажорного и минорного ладов.

Тема 2.2 Игра аккордов на 4 октавы.

Теория (1 ч.). Технические особенности игры аккордов двумя руками.

Практика (2 ч.). Разучивание аккордов двумя руками на 4 октавы.

Тема 2.3 Игра арпеджио на 4 октавы.

Теория (1 ч.). Особенности игры арпеджио двумя руками. Правильная постановка рук.

Практика (2 ч.). Игра арпеджио двумя руками на 4 октавы.

Тема 2.4 Этюды

Теория (1 ч.). Технические возможности развития техники на примере игры этюдов.

Практика (15 ч.). Игра этюдов на различные виды техники.

Раздел 3. Полифонические произведения.

Теория (1 ч.). Голосоведение как основа полифонии. Полифоническая форма – канон.

Практика (9 ч.). Разучивание произведений полифонического склада.

Раздел 4. Крупная форма.

Теория (1 ч.). Виды произведений крупной формы. Сонатно-симфонический цикл, вариации. Теоретический разбор первой части сонатин, названия и характерные особенности разделов.

Практика (8 ч.). Разучивание первой части сонатины программы, на основе полученных теоретических знаний.

Раздел 5. Пьесы.

Теория (1 ч.). Художественный замысел композитора. Правила и условия применения правой педали, обозначение в нотном тексте.

Практика (9 ч.). Разучивание пьес. Работа над техническими особенностями. Применение правой педали.

Раздел 6. Ансамблевая игра.

Теория (1 ч.). Облегченные переложения знаменитых произведений для двух фортепиано. Особенности игры за двумя инструментами и взаимодействия на расстоянии.

Практика (6 ч.). Разучивание ансамблей для двух фортепиано.

Раздел 7. Подбор по слуху. Импровизация.

Теория (1 ч.). Возможности применения арпеджио для обогащения музыки. Кадансовый оборот.

Практика (3 ч.). Подбор известных мелодий по слуху, основываясь на знаниях интервалов. Применение аккордов и арпеджио как средства насыщения музыкальной фактуры. Игра пьес программы с возможностью досочинить альтернативную каденцию, основываясь на знаниях о кадансовом обороте.

Итоговая аттестация.

Сольное исполнение произведений программы на отчетном концерте.


Содержание учебного (тематического) плана. 4-ый год обучения.

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Правила техники безопасности на занятиях фортепиано. Выбор и обсуждение программы на предстоящий год обучения.

Раздел 2. Гаммы. Арпеджио. Аккорды.

Теория (1 ч.). Особенности игры гамм в быстром темпе.

Практика (11 ч.) Игра гамм как средство преодоления технических недостатков.

Раздел 3. Этюды

Теория (1 ч.). Возможности художественного наполнения этюдов.

Практика (13 ч.). Игра этюдов с осмыслением художественного содержания.

Раздел 4. Полифонические произведения.

Теория (1 ч.). Понимание полифонии как вокального ансамбля, исполняемого различными тембрами голосов. Строение фугетт, с основными понятиями темы и интермедии.

Практика (9 ч.). Игра полифонических произведений. Разучивание фактуры горизонтально, по голосам. Слуховой контроль тем, проходящих в разных голосах фактуры.

Раздел 5. Крупная форма.

Теория (1 ч.). Строение первых частей сонат: экспозиция, разработка, реприза. Особенности строения и содержания разделов. Знакомство с жанром концерт.

Практика (8 ч.). Разучивание произведений крупной формы.

Раздел 6. Пьесы

Теория (1 ч.). Знакомство с музыкой современных композиторов неоклассики. Слуховой анализ с позиции музыкального содержания. Сравнительный анализ классических произведений и неоклассических.

Практика (8 ч.). Разучивание пьес классических и современных композиторов.

Раздел 7. Ансамблевая игра.

Теория (1 ч.). Жанровые и технические особенности произведений для четырех рук и двух фортепиано. Подбор ансамбля, исходя из предпочтений ученика.

Практика (6 ч.). Разучивание произведений ансамбля. Самостоятельное преодоление сложностей игры в ансамбле.

Раздел 8. Подбор по слуху. Импровизация.

Теория (1 ч.). Техника подбора по слуху во время звучания ранее не слышимой популярной музыки. Теоретический анализ, подбираемого произведения, способы изменения фактуры и мелодии на своё усмотрение.

Практика (3 ч.). Подбор не знакомой современной композиции во время её звучания. На основе теоретического анализа изменение фактуры или мелодии.

Раздел 9. Технические возможности электронного фортепиано.

Теория (2 ч.). Тембровое разнообразие. Звуковые эффекты. Возможности наложения различных тембров. Запись ритмических петель и собственного исполнения.

Практика (2 ч.). Игра подобранных по слуху современных композиций с использованием технических возможностей электронного инструмента.

Итоговая аттестация.

Сольное исполнение произведений программы.


Содержание учебного (тематического) плана. 5-ый год обучения.

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Правила техники безопасности на занятиях фортепиано. Выбор и обсуждение программы на предстоящий год обучения.

Раздел 2. Совершенствование навыков игры на фортепиано.

Теория (1 ч.). Разнообразие технических приёмов для развития опорно-двигательного аппарата и пальцевой техники.

Практика (11 ч.). Игра гамм, упражнений и этюдов на различные виды техники.

Раздел 3. Работа над произведениями программы.

Теория (1 ч.). Анализ музыкальных произведений с позиции жанрового разнообразия. Преодоление технических сложностей. Создание музыкального образа.

Практика (13 ч.). Разучивание произведений программы. Широкое применение прямой и запаздывающей педали.

Раздел 4. Игра по слуху и импровизация на электронном фортепиано.

Теория (1 ч.). Песенная форма (куплетная). Понятие Break, solo, intro, outro.

Практика (9 ч.). Подбор современных песен по слуху, основываясь на теоретических знаниях формы. Сочинение музыкальной композиции в форме песни.

Радел 5. Секвенсоры для написания музыки.

Теория (1 ч.). Роль секвенсора в создании электронной музыки. Общие принципы работы секвенсоров. Интерфейс. VST плагины. Возможности сочинения музыке без инструмента посредством программы.

Практика (8 ч.). Работа в одном из секвенсоров (FL Studio, Ableton). Освоение интерфейса. Написание элементарных ритмических структур, петель. Создание мелодии с помощью подключения электронного фортепиано и без него.

Итоговая аттестация. Выпускной концерт.


Формы контроля и оценочные материалы.

Программой предусмотрены основные виды контроля:

предварительный контроль. Прослушивание детей для определения музыкальных способностей;

текущий контроль (педагогическое наблюдение);

промежуточный контроль (игра программы по итогам четверти, полугодий);

итоговый контроль (выступление на отчетном концерте).


Отчетные концерты, осуществляемые в виде итогового контроля, являются основным способом контроля усвоения программы. Оценка концертного выступления формируется путём обсуждения присутствующих на концерте педагогов, с последующей беседой с учеником.


Уровни освоения программы

Результат

Высокий уровень освоения программы

Высокая заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Исполнительское мастерство применения освоенных знаний. Творческий подход, инициативность.

Средний уровень освоения программы

Достаточная заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Хорошее применение освоенных знаний. Исполнительское мастерство, требующее небольшой корректировки.

Низкий уровень освоения программы

Низкая заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Плохое применение освоенных знаний. Исполнительское мастерство, требующее значительного педагогического вмешательства.



Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы

Для реализации программы необходимы:

- акустическое фортепиано;

- регулируемая по высоте банкетка;

- технические средства: электронный инструмент (фортепиано), компьютер или ноутбук с системными требованиями: Windows: Windows 7 (SP1), Windows 8 или Windows 10 (64-бит), 64-bit Intel® Core™ или AMD multi-core процессор (Intel® Core™ процессор или более быстрый рекомендован), 4 ГБ RAM (8 ГБ или больше рекомендовано), разрешение дисплея 1366×768, ASIO совместимое оборудование для поддержки Link и оптимальной работы, USB порт (USB 2.0 или выше) для установки программы, доступ к интернету для авторизации Live, загрузки дополнительного контента и обновления Live, приблизительно 3 ГБ свободного места на системном диске для базовой установки программы (8 ГБ рекомендовано), до 76 ГБ места на диске для дополнительного звукового контента.

Компьютерная программа Ableton live или FL Studio.

- дидактические материалы: нотная литература – пособия и сборники, хрестоматии, методическая литература, музыкальные словари.


Кадровое обеспечение программы

Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее музыкальное образование.


Методическое обеспечение программы

Нормативно – правовые акты и документы

Федеральные законы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017)

Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) /извлечение/





Список литература, использованный при написании программы

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. — М., 1985. – 98 с.

Баренбойм Л. Фортепианная педагогика Ч. 1. - М., 1937.

Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1969.

Баренбрйм Л. А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. -Л., 1978. - 372 с.

Браудо И. Об артикуляции. – Л, 1973.

Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. – М., 2003

Коган Г. Работа пианиста. М . 1979; переизд. — М . 2004.

Либерман К. Творческая работа пианиста с авторским текстом. – М., 1988.

Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. – М., 1979.

Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. – М. 1980.

С. Савшинский Пианист и его работа. — М.: Классика -ХХ1, 2002. — 244 с.

Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М„ 1975.

Играем по слуху: учеб. пособие для детей мл. шк. возраста / Ирина Ядова. - М.: Смолин К. О., 2004. - 55 с

Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. В шести тетрадях. СПб.: Композитор, 2004.

Список литературы, рекомендуемый педагогам

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. —М., 1978

Артоболевская А .Первая встреча с музыкой. —М., 1985

Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогикаи исполнительство. —Л., 1974

Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. —Л., 1981

Баренбрйм Л. А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. -Л., 1978. - 372 с.

Бирмак А. О художественной технике пианиста. —М., 1973

Брянская Ф. Формирование и развитие навыков игры с листа в первые годы обучения пианистов. -М.: «Классика –XXI», 2005

Голубовская Н. Искусство педализации. —Л., 1974

Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. –М.: «Таланты-XXIвек», 2004

Коган Г. Работа пианиста. –М.,«Классика –XXI», 2003

Корыхалова Н. Играем гаммы. —М., 1995

Милич Б. Воспитание ученика пианиста 1-2 классы ДМШ. —Киев, 1977

Милич Б. Воспитание ученика пианиста 3-4 классы ДМШ. —Киев, 1979

Милич Б. Воспитаниеученика пианиста 5-7 классы ДМШ. —Киев, 1982

Тургенева Э., Малюков А. Пианист —фантазер, части 1-П. —М., 1987

Штепанова-Курцова И. Фортепианная техника. —Киев,1982

Играем по слуху: учеб. пособие для детей мл. шк. возраста / Ирина Ядова. - М.: Смолин К. О., 2004. - 55 с

Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. В шести тетрадях. СПб.: Композитор, 2004.

Способин И. Элементарная теория музыки. – М.: Лань, 2017


Электронные ресурсы

Ableton Live 9 учебник // wikisound энциклопедия звука http://wikisound.org/Ableton_Live

FL Studio учебник создания музыки // wikisound энциклопедия звука

http://wikisound.org/Fl_Studio


Список литературы, рекомендуемый обучающимся

Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.Советская энциклопедия, 1990. — 672 с

Т. Крунтяева: Словарь иностранных музыкальных терминов. -- М.: Музыка, 2004. – 184 с.

Словарик музыкальных терминов: Учебно-игровое пособие. -М.: «Классика –XXI», 2004.

Майлз Дж.С. Первая энциклопедия музыки. – СПб.,1998

Кленов А. Там, где Музыка живёт. – М.: Педагогика, 1985

Кабалевский Д. Про трёх китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972

Левашева Г. Рассказы из музыкальной шкатулки. – М.: Детская литература, 1975

Хитц Клара Р. Петер в стране музыкальных инструментов. – М.: Музыка, 1965

Алдонина Р. Музыка, ее звуки и инструменты. – М.: Издательский дом «Фома», 2011










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации