Конспект НОД по обучению детей игре в шахматы в подготовительной к школе группе «Переполох в Шахматном государстве»
Конспект НОД по обучению детей игре в шахматы в подготовительной к школе группе «Переполох в Шахматном государстве»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: Формировать интерес к шахматной игре, активизировать мыслительную деятельность детей.
Задачи НОД
Обучающие:
Выявить и уточнить знания о шахматной доске, полученные на занятиях: «шахматное поле», «шахматные линии» (вертикаль, горизонталь, диагональ), центр, начальное положение; умение ориентироваться на шахматной доске.
Закрепить знания о стоимости шахматных фигур; упражнять в решении примеров на сложение в одно действие (стоимость фигур), понимая назначение знаков +, =. Закрепить умение различать и называть шахматные фигуры, их место в начальном положении, находить «адрес» фигуры на доске. Продолжать учить логично и грамотно высказывать и аргументировать свое мнение.
Развивающие: Формировать познавательную активность, умение проявлять находчивость и сообразительность.
Расширять кругозор; развивать игровые умения и навыки: действовать в соответствии с правилами;
Развивать логическое мышление, ориентацию на плоскости, способствовать развитию внимания, памяти.
Воспитательные: Воспитывать интерес к игре в шахматы, целеустремленность, волю, организованность, самостоятельность в принятии решений, вырабатывать уверенность в своих силах.
Воспитывать чувство товарищеской поддержки и взаимовыручки, умение работать в одной команде, выполняющей общее дело.
Оборудование и материалы: Письмо детям из Шахматного королевства; мешочек с шахматными фигурами; Шахматный король и королева; шахматная демонстрационная магнитная доска; напольная шахматная доска с комплектом шахматных фигур; пазлы для составления шахматной доски; картонные шахматные доски, наборы фишек трех цветов, сигнальные карточки, конверты с заданиями, карточки с шахматными адресами на каждого ребенка; ИД (интерактивная доска), ноутбук.
Предварительная работа: Просмотр презентации (книга И.Г. Сухина «Приключение в Шахматной стране» - ознакомление с шахматной доской); Таблица «Стоимость шахматных фигур»; Решение шахматно-математических задач; Чтение сказки «Чудесные фигуры»; Дидактические игры: «Самая короткая (длинная) дорожка», «Соберем шахматную доску»; «Шахматная лесенка», «Чудесный мешочек», «Почтальон разносит письма»; Словесная игра «Доскажи словечко»; Заучивание шахматной считалки и стихотворения о начальном положении фигур.
Ход:
Инструктор (входит в группу): Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Вижу, вы готовы к занятию. Добро пожаловать в нашу Шахматную школу! Ребята, сегодня почтальон принес нам конверт, это письмо из Шахматного Королевства (показывает детям письмо). Читает: «Дорогие ребята! В нашем королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал нас. Шахматное поле, на котором раскинулось наше королевство, рассыпалось на мелкие кусочки. Все наши подданные, шахматные фигуры, растерялись, перепутались, не знают, как им построиться, не видят куда ходить! Помогите нам, пожалуйста! Расколдуйте нас!». Как же мы поступим, ребята? (Поможем жителям Шахматного Королевства) Но чтобы им помочь, придется потрудиться, выполнить много разных шахматных заданий. Уверена, что вы справитесь, а помогут вам в этом знания, полученные в нашей Шахматной школе. Вы готовы? (Да).
Тогда, первым делом нужно собрать шахматную доску.
Ребята, но у нас немного времени, и чтобы поскорее помочь жителям Шахматного королевства, мы будем выполнять сразу два задания. Для этого надо разделиться на две подгруппы. Поможет нам в этом чудесный мешочек. Те ребята, которые достанут из мешочка белые шахматные фигуры, будут собирать на столе шахматную доску из пазлов, а те, кто достанет черные фигуры - найдет на картинке разлетевшиеся белые и черные клетки.
1 задание. «Соберем шахматную доску (пазлы) и шахматные поля (картинка)» (На столе лежат детали шахматной доски. Одна подгруппа подходит к столу и собирает доску; вторая–на картинке (интерактивная доска) находят белые и черные клетки, считают их) (работа в группах). Молодцы, собрали все рассыпавшиеся кусочки шахматного поля для Шахматной страны.
Инструктор: Ребята, вы знаете, что каждая улица в городе имеет название, а каждый дом – свой номер. У каждого и нас есть свой адрес. Скажите, что значит «адрес» человека? (название улицы и номер дома, где мы живем).
И в шахматном Королевстве у шахматных фигур были адреса: были ровные улицы, которые тянулись слева направо, снизу вверх и наискосок, у каждого игрового поля был номер, а в самом центре возвышался королевский дворец.
Посмотрите на магнитную доску. Кто покажет дорожки, похожие на улицы и назовет их? (Дети показывают и поясняют: «Те дорожки, которые идут слева направо называются горизонталями. Те, которые расположены сверху вниз - вертикалями. Те дорожки, которые идут наискосок диагоналями»). Правильно. Клеток на доске, как и домов в городе, много. Сколько клеток на шахматной доске? (64). Как они правильно называются? (игровые поля). Верно. А сейчас приглашаю вас занять свои места за столами.
Инструктор: У вас на столах лежат сигнальные карточки. На что они похожи? (на шахматные поля). Вы будете пользоваться ими во время выполнения всех заданий. Когда задание будет выполнено-поднимите белую карточку. А если будет нужна помощь - черную. Еще, ребята, на выполнение заданий будет отводиться определенное время. У нас есть песочные часы, в которых песок пересыпается 5 минут. За это время нужно выполнить задание. Готовы?
2 задание
Инструктор: (На подносах шахматная доска и фишки). Положите перед собой правильно шахматную доску. Слушайте внимательно задание:
- Зелеными фишками выложить одну горизонталь по любому краю доски, желтыми фишками – одну вертикаль, тоже по краю, красными фишками обозначьте центр. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга (взаимопроверка).
- Желтыми фишками выложить самую длинную диагональ, синими две самые короткие диагонали. (Если кто - то из детей справился раньше, то можно предложить сосчитать, сколько выложено фишек на доске по горизонтали, вертикали, длинной и короткой диагонали) (взаимопроверка). Посмотрите на экран, проверьте правильность выполнения задания.
Молодцы. Все с заданиями справились. Сложите фишки на подносы.
Инструктор: Перед началом партии шахматисты расставляют фигуры. Как называется это положение? (начальное положение).
Возьмите конверт №1. Выложите на стол его содержимое. 3 задание: Нужно собрать на пустой доске пазлы так, чтобы получилась начальное положение. Проверьте друг у друга правильность выполнения задания (взаимопроверка)
Физкультурная минутка:
Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)
Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)
Только в бой им всем охота – (бег на месте)
Начинается игра – (прыжки на месте). Мы размялись от души, За столы скорей спешим.
Молодцы, ребята. Вы очень хорошо размялись, давайте снова поспешим на помощь жителям Шахматного королевства.
Инструктор: Вы знаете, что в шахматах существует понятие - ценность шахматных фигур. Объясните, что это значит? (каждая фигура имеет свою цену; цена у всех фигур разная).
Кто у нас самый лёгкий? (пешка). Да, пешки самые маленькие шахматные фигуры. Но именно пешками измеряют ценность фигур. Пешка – это как бы 1 шахматная монетка на шахматной доске. Каждая фигура стоит несколько пешек. Только король бесценен.
Посмотрите на экран. Рассмотрите таблицу.
Какая фигура стоит дороже всех? Правильно, это ферзь – ведь он самый сильный. Он стоит 9 пешек. Ладья слабее ферзя и стоит 5 пешек. Конь и слон примерно одинаковы по силе, стоят 3 пешки. Сколько стоят шахматные фигуры? (ответы детей)
Вы вспомнили, какую цену имеет каждая шахматная фигура. У меня есть два задания: на одной карточке написаны шахматно-математические примеры (показываю). Нужно сложить стоимость двух фигур и цифрой записать ответ.
На второй карточке нарисованы шахматные фигуры, а под каждой фигурой пешки. Нужно карандашом обвести столько пешек, сколько стоит фигура.
Каждый из вас может выбрать себе задание сам (предлагаю детям карточки на выбор)
5 задание: «Реши пример» (работа с карточками: дети решают примеры, составленные из шахматных фигур. Взаимоконтроль).
Посмотрите на экран, проверьте правильность выполнения задания.
Инструктор: Ребята, для того, чтобы шахматные фигуры в Шахматной стране нашли свои дома, давайте подойдем к магнитной доске и вспомним, как назвались их улицы? (горизонтали, вертикали, диагонали). Чем обозначены на шахматной доске горизонтальные линии? (цифрами от 1 до 8). А вертикальные линии? (латинскими буквами).
Вы помните, как произносятся эти буквы? Мы учили их с помощью считалки. Давайте все вместе повторим ее: «Артисту Биму Циркуль Дашь Его Фамилия Же а-Ш» (показываю на экране буквы, дети хором произносят считалку). А теперь повторим буквы без считалки: А, Бэ, Це, Дэ, Е, э-Ф, Же, а-Ш (сопровождаю показом на магнитной доске).
Посмотрите, самая нижняя угловая клетка слева находится на улице-вертикали «A», а номер ее по горизонтали 1. Значит, эта клетка называется А1 (А - один). Самая верхняя угловая клетка справа находится на улице вepтикaли «Н», номер ее горизонтали 8, значит клетка - Н8 (аш-восемь) (сопровождаю показом на магнитной доске).
Инструктор: следующее задание: «Найди адрес». У каждого из вас на столе лежит домик, на котором нарисована шахматная фигура и написан ее адрес (н-р, на домике силуэт фигуры белый конь-F3, где цифра, обозначает номер горизонтали, на которой находится адресат, а буква - номер вертикали адресата). Возьмите свои домики и подойдите к столу с большими шахматами (дети встают вокруг стола). У меня тоже есть такой домик (показываю детям, комментирую свои действия). Внимательно смотрю на адрес. Беру белого коня, подхожу к шахматной доске, ставлю на горизонталь F, двигаюсь до вертикали 3 и ставлю туда фигуру. Возьмите свои домики и попробуйте найти на доске свой адрес (все дети по очереди выполняют и комментируют задание.) Молодцы, все справились с заданием.
Итог занятия
Инструктор: Вы большие молодцы! Все вместе, одной дружной командой добились цели, помогли жителям Шахматного королевства. Лично поблагодарить вас от имени всех жителей Шахматного королевства прибыли шахматные Король и Королева.
А вот и наш приз - новый набор больших шахмат. Он останется в вашей группе. Играйте с удовольствием!
Ребята, наше занятие подошло к концу. Что понравилось вам больше всего? Какое задание было самое трудное? Какое самое интересное? Вы отлично справились с заданиями, показали ваши знания, я вами очень довольна. Я прощаюсь с вами до следующего занятия в нашей Шахматной школе. До свидания!