Конспект урока литературы по написанию сочинения-рассуждения «За что я люблю осень?»
Конспект урока
Сочинение - рассуждение «За что я люблю осень?»
Цель урока: подготовка учащихся к сочинению-рассуждению «За что я люблю осень?»
Задачи урока:
образовательные: систематизировать знания учащихся о структуре текста –
рассуждения; совершенствовать умения и навыки конструирования
текста – рассуждения;
развивающие: формировать у учащихся умение строить самостоятельное высказывание, подбирать и систематизировать материал к сочинению, отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания; пополнить речь учащихся прилагательными, эпитетами, сравнениями по теме «Осень»;
воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование и материалы: доска украшена листьями, тексты стихотворений об осени, фрагмент текста из рассказа К. Паустовского «Желтый свет», мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация с иллюстрациями картин Левитана
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Методы: словесный, наглядный, практический.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Когда я произношу слово «осень», то вспоминаю прекрасные стихотворения русских поэтов об этой удивительной поре года:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса… (А. С. Пушкин)
Словно лёгкий шелест листьев звучит в стихотворении И. Бунина «Листопад»:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою сосной
Стоит над солнечной поляной…
И, конечно же, бессмертны стихотворения Ф.И. Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Ведь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
· В чем же секрет их мастерства?
· Какое настроение создают эти поэтические строки? (настроение тихой грусти и вместе с тем восхищение сказочной красой осенней природы)
3. Восприятие и осознание учащимися нового материала
А сейчас я познакомлю вас с отрывком из рассказа К. Паустовского «Желтый свет». Послушайте внимательно и определите стиль и тип речи, а также отметьте, какие средства художественной выразительности использует автор.
Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей. Осень пришла врасплох и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним. Крик синиц был похож на звон разбитого стекла. Листья падали дни и ночи. Леса моросили дождем облетевшей листвы.
Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё.
Я узнал, что осень смешала все краски, какие существуют на земле. Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую.
Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Вдруг лист клена медленно отделился от ветки, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот (видите, какое интересное, неожиданное сравнение!)
· К какому стилю относится этот объект?
· Назовите тип речи
· При помощи каких средств языка достигается точность и выразительность?
· Чему учит нас автор? (Вслушиваться, всматриваться, наблюдать, чувствовать природу, видеть те изменения, которые происходят)
К. Паустовский мечтал о создании необычного словаря – Словаря Природы. Он хотел собрать в одну кипу все слова, имеющие отношение к природе. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг поэтов. Давайте попробуем подобрать материал в этот словарь, который поможет в работе над сочинением.
· Когда вы произносите слово «осень», какие ассоциации у вас возникают?
Вспомните строчки стихотворения:
И вот сентябрь! Замедля свой выход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбких вод
Неясным золотом трепещет.
· Какая картина возникает в воображении?
· Что мы представляем, когда произносим слово осень? (разноцветье красок; запах опавшей листвы; звуки: шорох листьев под ногами, звук падающих листьев, шум дождя, тишина (необыкновенная, заполняющая всё вокруг))
Вспомните строчки стихотворения А.С. Пушкина, посвященные осени:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
***
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Всем известно, что А.С. Пушкин очень любил осень. А почему? Догадаться нетрудно. Осень – это ясность мыслей, прощальная красота природы, это время философских раздумий.
Красоту природы поэты передают посредством слова, а художники запечатлевают ее на холсте.
· Что, на ваш взгляд, объединяет в изображении картин природы художников и
поэтов? (умение видеть, слышать, понимать природу – любить ее!)
Представьте себе, что вы отправились в картинную галерею (ведь это – целый мир чувств).
· Назовите известных художников – пейзажистов (И. Айвазовский, И. Шишкин, А. Саврасов)
А сейчас я приглашаю вас на небольшую экскурсию, которую проведёт … (заранее подготовленный ученик).
(Рассказ экскурсовода о Левитане, о его картинах)
Экскурсовод:
Родился Исаак Ильич Левитан в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты. Отец Левитана был мелким служащим. Поселившись с семьей в Москве, он стремился дать сыновьям хорошее образование. Вероятно, в выборе жизненного пути Исаака Левитана решающую роль сыграл его старший брат — художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества.
Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже. Учителями Левитана были Алексей Саврасов и Василий Поленов.
“Левитану давалось все легко, — вспоминал его товарищ, известный русский живописец Михаил Нестеров, — тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой”. С 18-ти лет начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание.
Необыкновенно восприимчивый к впечатлениям природы, он в своих картинах и акварельных рисунках, передавал поэтическое настроение, возбуждаемое видом разнообразных явлений природы, он верно и смело схватывал в ней то, от чего возникает такое настроение.
Его “пейзажи настроения” обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия.
Ранние работы художника удивительно лиричны (“Осенний день. Сокольники”). Зрелый период Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в типический образ России, открывается «Березовой рощей».
Уже в те годы солнечные полотна иногда уступают место пейзажам, проникнутым трагическим ощущением одиночества, тоски. Левитан был тяжело болен и его не покидала мысль о близкой смерти. Врачи направляют Левитана в Италию, но художник едет в Россию, так как считает, что «только в России может быть настоящий пейзажист”.
Поэтикой тонкого образного обобщения одухотворены произведения “волжского периода”, когда художник вместе с товарищами путешествует по Волге, (“Вечер на Волге”, “Вечер. Золотой Плес”, “После дождя. Плес”).
Особенно сильное впечатление произвели на него староверческие скиты над рекой и древний город Свияжск. Далекий уголок русской земли, суровая северная природа подсказали художнику тему его знаменитой картины “Над вечным покоем”. “Я весь в этой картине”, — эти слова Левитана о последнем произведении могут быть отнесены ко всем его лучшим вещам. Этот “психоанализ” обычно печален, как в полотне “У омута” либо в знаменитой “Владимирке”.
В 1898 году Левитан начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Он мечтал создать Дом пейзажей — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Главной задачей пейзажиста он считал создание образа, способного передать жизнь природы.
Левитан был очень внимателен к своим ученикам. От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть. Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам. Иной раз Левитан замечал, что его ученики материально нуждаются, и немедленно оказывал им помощь. Помогал он очень тактично, не обижая. Летом ученики Левитана выезжали на этюды. Так было и летом 1900 года. Ученики Левитана поселились в Химках. Они ждали своего учителя, но Левитан не приехал
22 июля 1900 года он умер.
Свою последнюю большую картину художник назвал “Озеро, Русь”. Широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Все в картине — солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что это полотно писал умирающий художник.
Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» - одно из самых известных произведений художника.
О картине «Золотая осень расскажет … (подготовленная ученица)
(Ученица рассказывает о картине Левитана «Золотая осень»)
На картине Левитана И.И. «Золотая осень» мы видим зелёный бугристый склон, который заканчивается широкой речкой. Вода в речке настолько прозрачная и чистая, что в ней легко отражаются прибрежные растения и травы. Трава ещё зелёная, только-только начала желтеть. А вот, берёзы, на своих тоненьких ножках, уже вовсю принарядилась. Автор постарался изобразить во всей своей красе русский осенний пейзаж в самый разгар золотого сезона.
Глядя на картину, создаётся впечатление, что жёлто-рыжие берёзки прямо горят под лучами осеннего солнца. Автор нарочно нигде не прорисовывал чёткого контура, поэтому вся его картина будит различные иллюзии и фантазии.
Вдалеке, присмотревшись, можно увидеть дома. Скорей всего, это село. От этого сразу становится теплее на душе. Вся картина не оставляет впечатление грусти или меланхолии, наоборот, от такого обилия красок сразу становится как-то весело и появляется бодрость. Хочется вдохнуть свежий воздух багряной осени, пробежаться по золотой листве, а потом, вдруг резко остановиться, и тихонечко прислушиваться к пению птиц в берёзовой роще.
Природа на полотне отнюдь не «увядает», она радуется осени, её нарядам из золотой парчи. И три основные, доминирующие цвета этой картины – золотой, синий, голубой с добавлением чуточки зелени, — это все цвета радости, цвета полноты жизни.
· Каково ваше отношение к творчеству Левитана?
4. Определение жанра сочинения
· В каком стиле будете писать сочинение?
· Определить тип речи (описание, повествование, рассуждение)
Помните: особенность сочинения – рассуждения состоит в том, что сочинение представляет собой соединение нескольких типов речи, причём в целом это будет рассуждение, включающее описание.
5. Самостоятельная работа учащихся
Задание учащимся:
· Составьте словарь слов, словосочетаний, используя прилагательные, эпитеты, сравнения на тему «Осень»
6. Подведение итогов
Сегодня на уроке мы поняли простую истину: природа – прекрасна, прекрасен, должен быть и человек – его поступки, помыслы, отношение к людям.
Лучший учитель – природа; нужно любить ее всем сердцем, и тогда сам человек сделается чище, нравственнее.
7. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение «За что я люблю осень?»