Программа элективного курса «Обучение написанию сочинения»
Программа элективного курса «Обучение написанию сочинения»
9 класс
Цели и задачи элективного курса:
1. Систематизировать процесс обучения сочинению как важнейшему виду творческой работы школьника и подготовить учащихся к выполнению творческих заданий ОГЭ и ЕГЭ по литературе и русскому языку;
2. Помочь ученикам освоить стандартные методы и подходы к разработке сочинений различной тематики, на основе которых может реализоваться собственный творческий потенциал пишущего сочинение, выполняющего творческое задание.
Содержание
Занятие №1
Что такое школьное сочинение и зачем его писать?
"Способность задавать вопросы себе самому – привилегия интеллигентного человека."
В.В. Колесов.
1. Из истории школьного сочинения.
2. Что такое школьное сочинение и зачем его писать.
Занятие №2
Критерии оценок за сочинение по русскому языку и литературе
"Слово не воробей, вылетит – не поймаешь."
1. Условия проведения ОГЭ и ЕГЭ
2. Что учитывается при оценке сочинения
3. Критерии оценок за сочинение
Занятие №3
Анализ стилистических и грамматических ошибок
"Человек нашел слова для всего, что обнаружил во Вселенной."
С. Маршак.
1. Ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.
2. Использование слов иной стилистической окраски.
3. Ошибки в различных синтаксических конструкциях.
4. Как избежать стилистических ошибок.
5. Практическая работа.
Занятие №4
Логические и фактические ошибки
"Язык сделался тем, чем он должен быть, именно – средством для передачи мысли. Форма подчинилась содержанию." Д. Писарев.
1. Логика в слове.
2. Алогизмы.
3. Отсутствие смысла, искажение факта.
4. Практическая работа. Неэтичное, фамильярное обращение с известными фамилиями. «Изобретение велосипеда»
Занятие №5
Грамматические ошибки
1. Неправильные падежные формы.
2. Употребление местоимений.
3. Неверное сочетание подлежащего и сказуемого.
4. Нарушение синтаксической сочетаемости слов.
5. Ошибки в построении сложного предложения.
6. Практическая работа .
Занятие №6
Творческий процесс. Роль таланта и мироощущения в творческом процессе.
1. Творческий процесс – акт бессознательный?
2. Интуиция как одна из активных сил творческого процесса.
3. Место мировоззрения в творческой деятельности.
4. Роль таланта в творческом процессе.
- творческая одержимость;
- эмоциональная возбудимость;
- наблюдательность;
- творческая фантазия
Занятие №7
Этапы творческого процесса
1. Замысел.
2. Создание плана.
3. Написание произведения.
4. Отделка произведения.
Занятие №8
Язык художественного произведения
"Корень слова – метафора сама по себе, пока не нуждается в образном пояснении."
А. Белый.
1. Понятие «язык художественного произведения»
2. Образ в слове, разнообразие приемов создания художественного образа:
- метафора;
- метонимия;
- омонимы;
- омофоны;
- синонимы;
- антонимы;
- неологизмы;
- архаизмы и историзмы;
- варваризмы;
- фразеологизмы и афоризмы;
- диалектная, профессиональная и терминологическая лексика;
- имена собственные и географические названия.
3. Практическая работа.
Занятие №9
Эмоция в слове
"Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины." В. Ленин.
1. Выбор вариантов (средний, высокий, норма) в речи;
2. Этимон – исконное значение слова.
3. Грамматически неопределенные слова.
Занятие №10
Специальные изобразительные (литературно – стилистические) средства: тропы и стилистические фигуры
1. Цель использования изобразительных средств.
2. Тропы. Простые и сложные тропы:
- эпитеты;
- сравнения;
- метафора;
- олицетворение;
- аллегория
- художественный символ;
- метонимия;
- синекдоха;
- гипербола;
- литота
3. Практическая работа
Занятие №11
Стилистические фигуры
1. Цель использования стилистических фигур
2. Стилистические фигуры
- антитеза;
- оксюморон;
- градация;
- параллелизм;
- анафора;
- эпифора;
- инверсия;
- умолчание;
- риторический вопрос
3. Практическая работа
Занятие №12
Речь героев и речь автора в тексте
1. Речь героев как важнейший способ создания их образов.
2. Авторская речь как средство создания образа героя.
3. Различие между понятием «поэт», «лирический герой», «автор произведения», «рассказчик».
4. Практическая работа.
Занятие №13
Тема, идея, проблема, композиция, персонажи художественного произведения
1. Идейное содержание и художественная форма. Их взаимосвязь.
2. Тема художественного произведения.
3. Идея.
4. Проблема.
5. Пафос.
6. Сюжет.
7. Композиция.
8. Персонажи.
9. Практическая работа.
Занятие №14
О законах построения текста
1. Темы широкие и узкие.
2. Что такое эпиграф.
3. Простой и сложный план.
4. Лексические средства связи предложений в тексте.
5. Тема и рема.
6. Логические отношения между предложениями связного текста.
Занятия №15
Общие требования к сочинению
1. Определить тему и основную мысль работы.
2. Разобраться в позиции автора, выразить свое отношение.
3. Обеспечить связность текста, последовательность и логичность изложения.
4. Составить план сочинения.
5. Подготовить цитаты.
6. Основную идею можно выразить эпиграфом.
7. Выделить абзацы в соответствии со смысловыми частями текста сочинения.
8. Практическая работа.
Занятие №16
Типы речи
1. Повествование.
2. Описание.
3. Рассуждение.
4. Практическая работа. Сочинение – описание по картине Левитана «Март»
Занятие №17
Практическая работа по теме «Типы речи»
Сочинение – повествование по теме «Отчего люди плачут».
Занятие №18
Практическая работа по теме «Типы речи»
Сочинение – рассуждение «Любовь сильнее смерти и страха смерти»
Занятие №19
Функциональные стили
1. Функциональные стили.
2. Чем отличаются функциональные стили?
3. Взаимосвязь стилей речи.
4. Практическая работа.
Занятие №20
Сочинение различных жанров. Литературно – критическая статья
1. Жанр школьного сочинения.
2. Литературно – критическая статья.
Занятие №21
Школьные сочинения в жанре литературно – критической статьи
Практическая работа «Сон Татьяны Лариной и его художественная роль в романе.
Занятие №22
Рецензия
1. Этимология слова «рецензия».
2. Рецензия как жанр литературной критики и библиографии.
3. Основные виды рецензии:
- критическая или публицистическая статья;
- эссе;
- аннотация;
- авторецензия
4. Практическая работа.
Занятие №23
Практическая работа
1. Написать рецензию на произведение современного автора;
2. Написать рецензию на спектакль.
Занятие № 24
Эссе
1. Этимология слова «эссе»
2. Виды эссе
- литературно – критические;
- публицистические;
- философские;
- историко – библиографические;
- беллетристические
3. Характерные особенности эссе.
Стиль эссе в русской литературе.
Занятие №25
Практическая работа
Написать эссе «Онегин и Татьяна»
Занятие №26
Очерк
"Очерк может ограничиться «бессвязным внешним образом», но дышащими одною мыслью картинами."
В. Белинский.
1. Очерк как жанр литературы.
2. Особенности очерка как жанра.
3. Виды очерков (документальный и художественный)
4. История очерка в России.
Занятие №27
Практическая работа
Написать очерк «Москва в истории России» ( на литературном или историческом материале)
Занятие №28
Дневник
1. Определение "дневник".
2. Дневник как жанровая разновидность художественной прозы.
3. Дневник в литературе.
4. «Записки» и «Исповеди».
5. Памятка для пишущего сочинение в жанре дневника.
Занятие № 29
Практическая работа
Написать сочинение «Исповедь незнакомца»
Занятие №30
Путешествие. Путевые рассказы
1. Путешествие как литературный жанр.
2. Разновидности путешествия ( документальное путешествие и художественное)
3. История в литературном жанре путешествия.
4. Памятка для пишущего сочинения в жанре путешествия.
5. Практическая работа «Мое путешествие».
Занятие №31
Эпистолярный жанр
1. История развития жанра.
2. Темы для школьного сочинения в эпистолярном жанре.
3. Памятка для пишущего сочинение в эпистолярном жанре.
Занятие №32
Практическая работа
Написать сочинение в эпистолярном жанре «Открытое письмо о культуре речи».
Занятии №33 – 34
Контрольная работа.
Лихина Елена Викторовна