«Обучение основам толерантности младших школьников как составляющая часть программы воспитания»
Я родилась и выросла в немецком селе, где 98% населения были немцы. После окончания институту я вернулась работать в родную школу. Первые 10 лет работы я не наблюдала особых проблем, но когда начался массовый переезд немцев на историческую родину и к нам в село стали приезжать люди из разных уголков страны, столкнулась с проблемой воспитания школьников, которая, казалась, на первый взгляд, не особо значимой, но в рамках нашей школы стоящей особо остро. Проанализировав свою работу, хочу поделиться с Вами опытом.
ТЕМА (слайд 1 «Тема»)
Обучение основам толерантности младших школьников как составляющая часть программы воспитания.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ (слайд 2 Национальный проект «Образование»)
Уважаемые коллеги! В настоящее время идет реализация Национального проекта «Образование», одна из целей которого – «воспитание гармонично развитой личности». С 2020г программа Воспитания является неотъемлемой частью основной образовательной программы ФГОС НОО. На основе программы Воспитания я разработала для учащихся 1 - 4 классов программу «Обучение основам толерантности в школе» и сегодня я готова представить свой опыт работы по данной программе.
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Поэтому, проблема толерантности всегда является одной из самых актуальных в России — стране многонациональной.
(Слайд 3 «Актуальность опыта»)
Школа, в которой я работаю, тоже является многонациональной по своему составу. У нас обучаются русские, немцы, казахи, грузины, корейцы и люди других национальностей. Все они принадлежат к различным религиозным течениям и придерживаются разных культурных традиций. Это ставит перед нами не простые задачи формирования дружественных межнациональных отношений, развития толерантности.
Успешность такого воспитания основана на формировании уважения, интереса к истории, обычаям, фольклору, быту своего и других народов.
Актуальность темы заключается в том, что основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, которое направлено не только на повышение качества образования, но и на воспитание толерантности школьников в условиях реализации ФГОС.
(слайд 4 «Новизна и практическая значимость опыта»)
Новизна работы заключается в том, что я разработала и внедрила программу формирования умений и навыков толерантного общения младших школьников «Обучение основам толерантности в школе» с учетом особенностей нашей школы.
Практическая значимость: разработанной программой и рекомендациями могут воспользоваться учителя начальных классов при решении проблемы формирования толерантности у учащихся.
(слайд 5 «Толерантность»)
Что же такое толерантность? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Сложность заключается не в самом определении, а во всех оттенках значения толерантности. Толерантность (с лат. tolerantia — терпение). Но для каждого народа толерантность носит свои национальные особенности: позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Формирование толерантности младших школьников я начинаю с первого класса, и каждый последующий год обучения направлен на решение определенных задач. В начале каждого учебного года провожу диагностику по экспресс-опроснику "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова), которая помогает определить уровень сформированности толерантности у учащихся на данный период, наметить пути решения поставленных задач по воспитанию толерантности.
(слайд 6 «Результаты диагностики 1 класс»)
В процессе исследования были выявлены проблемные ситуации, в которых учащиеся показали средний уровень толерантности. К ним относятся ситуации:
общения с невоспитанными людьми;
общения с людьми другой национальности;
общения с самоуверенными людьми.
Анализ результатов исследования позволил разработать мероприятия по воспитанию толерантности обучающихся, которые помогут повысить уровень толерантности младших школьников.
(слайд 7 «Формы работы»)
При работе по воспитанию толерантности применялись самые разнообразные формы:
(слайд 8 «Темы, предусмотренные программой»)
Для каждого класса предусмотрены свои темы.
Чтобы воспитывать у детей чувство доброты, отзывчивости и толерантности, с 1-го класса провожу совместные уроки по формуле:
(слайд 9«Родители + дети + учителя =УСПЕХ»)
родители + дети + учителя = успех, где учителями выступают родители, бабушки и дедушки уч-ся. Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером двух самых важных факторов в жизни ребенка – школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе.
(слайд 10 «Родители + дети + учителя =УСПЕХ»)
Несмотря на то, что нас 12 и все мы разные по цвету кожи, по национальной принадлежности, дети дружны, дружны их родители. Вместе мы с успехом проводим такие мероприятия, как « Дружат дети все на свете», принимаем участие в фестивалях « В кругу друзей», « Все мы дети твои, Россия», «Культурный марафон».
(слайды 11-12«Результаты учащихся в конкурсах и олимпиадах»)
Совместно с родителями было реализовано большое количество проектов, связанных с сохранением немецкого языка и диалекта - платдойч, на котором говорят жители села, с популяризацией культурного наследия российских немцев. Это проекты «Семейная реликвия моей семьи», «Так жили наши предки», «Венок дружбы».
В такой совместной деятельности возможно создание условий для формирования толерантного отношения к окружающему миру. А результатом такой работы становится преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и «других», создание возможностей для самовыражения с целью формирования миролюбия, формирования положительной мотивации к учению, созданию ситуации успеха каждый день.
При всей важности владения современными знаниями, информационными технологиями не следует забывать об уроках мудрости, которые содержатся в народных сказках. Таким примером можно считать известную всем сказку «Репка». Объединение усилий каждого героя, каким бы он не был в жизни, способствовало достичь поставленной цели. Так же и на уроке. Надо ценить усилия всех, кто может выполнять совместные дела, иногда даже усилия маленькой «мышки». Каждый человек, каждый народ, сколь бы малым он ни был, бесценен для развития человечества. Все в образовательном процессе, на уроке, вне урока равны.
О том, как печально заканчиваются истории, где взаимопонимание не найдено, рассказывается ещё в баснях. Знаменитый русский баснописец И.А. Крылов не раз поднимал вопрос несогласия. Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс так и не могут закончить начатое дело: «А воз и ныне там…», потому что «Рак пятится назад, а щука тянет в воду».
Необходимость толерантности И.А. Крылов обосновывает так: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» Эта цитата наглядно иллюстрирует то, что, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.
Рассказ А.П. Чехова «Ванька» вызвал у ребят сочувствие к герою. Каждый в письме Ваньке написал, как бы сильно он хотел подружиться с ним, каждый приглашал его к себе в гости.
Многие занятия проводятся на свежем воздухе, в парке. Ребятам дается задание - найти два одинаковых листочка, упавших с одного дерева. Дети пытаются найти. Приносят одни, другие, внимательно их рассматривают. У одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета. Ребята задумываются: «Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев?» Потом начинают высказывать свое мнение.
Моя задача – показать, что другой человек имеет право быть не таким, как ты, что обществу очень нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя.
Задача учителя на данном материале научить ребёнка толерантному отношению к людям другой национальности, к людям, придерживающимся других взглядов, к тем, кто чем-то отличается от представителей основной группы.
Оценка уровня сформированности толерантности младшего школьника проводится ежегодно по тем же критериям, что и на начало года в 1 классе.
Оценивание проводилось по итогам опроса, наблюдений, беседы с педагогами. К концу 4 класса показатели существенно изменились.
(Слайд 13 «Результаты диагностики 4 класс»)
По итогам работы с детьми в течение 4 лет можно сделать вывод, что у всех учащихся, занимающихся по программе «Обучение основам толерантности в школе» по всем компонентам толерантности выявлена положительная динамика. Число учащихся с высоким уровнем увеличилось на 41%. Таким образом, можно уверенно сказать, что проведенная работа по формированию толерантности помогла повысить ее уровень.
В заключение можно сделать вывод, что в процессе формирования толерантности в рамках реализации ФГОС НОО должны соблюдаться все психолого-педагогические условия (применение на уроках и во внеурочной деятельности современных образовательных технологий; создание ситуации успеха; участие в различных мероприятиях). Только при этих условиях работа по нравственному развитию младших школьников будет проходить более успешно и уровень сформированности толерантности повысится, что было доказано в результате проведенных диагностических исследований обучающихся 1-4 классов.
В моём классе, в школе нет конфликтов, основанных на этнических различиях или религиозных взглядах. Казалось бы, и тему поднимать не стоило, но конфликтов потому и нет, что работа по формированию толерантной личности, современных взглядов на мир ведется на многих уроках, в воспитательных мероприятиях в беседах и внеурочной деятельности, чаще незаметно для участников образовательного процесса эта тема затрагивается и это создаёт спокойную атмосферу, уверенность в завтрашнем дне.