Доклад «Воспитание толерантности у младших подростков, через программу "Мы взрослеем"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа № 22 поселка Беркакит Нерюнгринского района
Сообщение из опыта работы по теме «Воспитание толерантности у младших подростков, через программу «Мы взрослеем»»
Педагог дополнительного образования
Саенко Виктория Степановна.
Теперь, когда мы научились летать по воздуху,
как птицы, плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу
Актуальность.
1. Что такое – толерантность?
Задачи развития толерантных отношений.
Отличия толерантной личности от интолерантной.
Подходы к воспитанию толерантности.
Функции толерантности.
Содержание деятельности по формированию толерантности.
2.Практическая часть ( Результаты диагностик, программа повышения уровня толерантности у младших подростков)
Выводы.
Список литературы.
Актуальность.
Постановка проблемы толерантного воспитания в России является актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добро-творчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка школьного возраста. Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению. Сегодня умения общаться, сохранять хорошее отношения с другими людьми, становится самым важным. К сожалению, многие дети ни в семье , ни в социальном окружении так и не приобретают этого необходимого социального навыка, И порой только педагог, может научить детей разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать мнения и не в последнюю очередь- следовать социальным нормам и правилам. Известно, что в младшем подростковом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Не всегда отношения между подростками складываются гладко. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, раздражение, нетерпимое отношение друг к другу, особенно среди подростков, становятся причиной ссор, конфликтов. Поэтому особое внимание стоит уделять воспитанию толерантности в подростковом возрасте, поскольку в этот период жизни процессы личностного формирования и адаптации в социуме протекают наиболее активно.
По словам Г.У. Солдатовой, «…подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов». Воспитание в духе толерантности способствует формированию у подростков навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
2. Толерантность, как принцип гуманистической педагогики рассматривается в историческом психолого-педагогическом аспекте во взглядах отечественных и зарубежных ученых: И.Г. Гердера, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, Л.Н. Толстого, К.Н. Венцеля, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева. Л.С Выгодского, В.А. Сухомлинского и других.
В отечественной науке и практике идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике успеха, диалоговой педагогике, педагогике ненасилия (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.). Из зарубежной литературы наибольший интерес представляют работы А. Маслоу, К Роджерса, Д. Фрейберга, С. Френе, Дж. Колта. С. Мадди.
Значительную роль в подтверждении ценности толерантности играет царящая атмосфера в детском коллективе, образовательном учреждении.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Как показывает анализ практики, выше рассматриваемый процесс происходит стихийно. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в классе, в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов с воспитанниками.
Так что же такое толерантное отношение?
Толерантность (от латинского “tolerantia”) – терпение, переносимость, снисходительность. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий, как признание, принятие, понимание.
Толерантность - это жизненная мировоззренческая позиция “за” или “против” принципов, норм, убеждений, вырабатываемая как результат этнического, духовного опыта личности.
Основная задача в развитии толерантных отношений заключается в повышении коммуникативной компетентности подростков, готовности к открытому диалогу, готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, а также в формировании оптимальных условий для самовыражения, развития культуры достоинства и терпимости по отношению к окружающим.
Задачи развития толерантных отношений объединены в два взаимосвязанных блока:
I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре; 3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию; 4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения; 5) обучение подрастающего поколения традициям и нормам поведения, принятых у носителей иных языков и культур; не только с целью развития умения “принятия инаковости”, но и с целью выработки умений адекватного реагирования на поведение инокультурного собеседника. |
II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования: 1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе; 2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания 3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности 4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитаниютолерантности у детей и подростков. |
На современном этапе выдвигается проблема не только толерантного сознания и культуры межэтнических отношений, но и профилактики и диагностики интолерантности в обществе, проистекающей из убежденности отдельных людей и групп в том, что их мировоззрение и образ жизни, система ценностей являются единственно истинными и находятся выше по отношению к остальным.
Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки.
Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих отличий довольно много.
Отличия |
Толерантные люди |
Интолерантные люди |
1. Знание самого себя. |
Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между “Я – идеальным” (представление о том, каким бы я хотел стать) и “Я – реальным” (представление о том, какой я есть), Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. |
Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. У интолерантного человека, оба “Я” “Я – идеальное” и “Я – реальное” практически совпадают. |
2. Защищенность |
Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, – важное условие формирования толерантной личности. |
Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. |
3. Ответственность |
Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда отвечают за свои поступки. |
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него зависят. Он стремится снять ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта способность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. |
4. Потребность в определении |
Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии. |
Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”. Им трудно относится к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. |
5. Ориентации на себя – ориентация на других |
Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. |
В проблемных ситуациях они склонны винить окружающих, а не себя. |
6. Способность к эмпатии |
Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях. |
социальная не чувствительность, не умение формулировать верные суждения о других людях. |
7.Чувство юмора |
Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими. |
Такие люди не умеют посмеяться над своими недостатками, и они стремятся к превосходству над другими. |
8.Авторитаризм. |
Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе. |
Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жестокая дисциплина очень важна. |
Подходы к воспитанию толерантности проходит через личностно-ориентированный и деятельностный подходы:
Личностно-ориентированный |
Деятельностный: |
признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера; индивидуальный подход |
опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей |
Функции толерантности
Креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; создает условия для творческого самоутверждения.
Регулирующая — позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
Воспитательная - обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию; развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
Культуросохраняющая — обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.
Мирообеспечивающая - определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона
Психологическая — служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает этническое самосознание; обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; поддерживает и развивает самооценку личности, группы; снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.
Коммуникативная - развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.
Содержание деятельности по формированию толерантности включает в себя:
Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни и т.п.).
Воспитание активной жизненной позиции на основе:
-осознания ребенком своих потребностей (физических, духовных), выработки умения удовлетворять их – не в ущерб другим;
-осознания своих возможностей;
-формирования умения поступать в соответствии с ними, стремления к их развитию;
-осознания своих достоинств и недостатков; проявление критичности;
-осознания своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;
-формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других;
-проявления терпимости, уважения традиций и культуры других;
-определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития (знакомство с понятиями “правила”, “закон”, “норма”, “требования”, “традиции”);
-развития умения давать оценку своим поступкам и поступкам других; умения делать свой выбор и принимать решение; прислушиваться к мнению других; мирно, без конфликтов решать возникающие проблемы;
-углубления понимания значимости и ценности каждого человека, развития интереса к жизни других людей.
2.Практическая часть.
На базе 5-6 классов СОШ № 22 с 2013 года проводится программа « Мы взрослеем». Цель которой - оказание психолого – педагогической поддержки учащихся 5 – 6 х классов в период их адаптации к условиям перехода из начального звена в среднее. Снизить у детей уровень тревожных переживаний, обусловленных возрастными изменениями и трудностями социальной адаптации. Занятия проходят один раз в неделю, в актовом зале СОШ № 22, по параллелям 5 классы в четверг, 6 классы в понедельник. Программа занятий рассчитана на работу в течение учебного года и делится на четыре этапа. ( по четвертям). В каждом этапе по два основных раздела, которые тоже делятся на , несколько занятий. Работа включает в себя 4 этапа: 1 этап 1 этап – развитие самопознание и рефлексия; . 2 этап – навыки позитивного общения;
Раздел «Школьные трудности» - темы входящие в раздел: « Нужна ли агрессия?», « Что такое толерантность?», « Меня не понимают одноклассники», « Проблемы с учителями». В раздел « Школьные трудности» входят следующие темы занятий:
« Что такое толерантность?» - познакомить детей с понятием « Толерантность», стимулировать воображение детей в поисках собственного понимания терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнению. « Меня не понимают одноклассники» - Обучить альтернативным вариантам поведения и анализу различных состояний. Выявить ситуации в которых чаще всего одноклассники агрессивно реагируют. « Проблемы с учителями» - Подвести детей к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими. Объяснить, что учитель тоже человек может эмоционально реагировать на различные ситуации. « Нужна ли агрессия?»- дать представление об агрессивном поведении. Выработать приемлемые способы разрядки гнева и агрессии.
В раздел «Позитивное общение » - входят следующие темы занятий: « Почему люди ссорятся?» - цель познакомить детей с понятием « конфликт», выявить особенности поведения в конфликтных ситуациях. Обучить способам выхода из конфликтных ситуаций, проигрывание конфликтных ситуаций. « Предотвращение конфликтов» - выработать у детей умение предотвращать конфликтные ситуации. Закрепить навыки поведения в проблемной ситуации, педагог предлагает каждому самостоятельно подобрать свои варианты выхода из проблемных ситуаций и написать их в тетрадях. « «Учимся слушать друг друга» - цель показать значимость собственного « Я». Подвести детей к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими.
« Уверенное и неуверенное поведение» - цель: дать детям понятие о сильной личности. Выработать навыки уверенного поведения, формировать негативное отношение к агрессии. В раздел «Проблемы общения» входят следующие темы занятий: « Барьеры общения» - дать детям представление о вербальных барьерах общения. Обучить альтернативным вариантам поведения и анализу различных состояний « Пойми меня» - формировать у детей умение понимать друг друга. « Ищу друга» - помочь детям в самораскрытии. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения. « Мои проблемы»- познакомить детей с термином « проблема». Научить осознавать проблемы и их обсуждать. « Обиды» - объяснить детям понятие « Обида», выявить способы борьбы с обидами. Как вести себя чтобы люди не обижались?. В раздел «Самопознание », входят следующие темы занятий : « Зачем нужно знать себя?» - создать у детей мотивацию на самопознание. Способствовать самопознанию и рефлексии детей. « Способности человека» - формирование общих представлений детей о способностях и задатках человека. Развития навыков групповой и самостоятельной работы. « Определение индивидуальных способностей»- Сформировать у детей представление о разнообразии окружающего мира и способах его восприятия каждым человеком, определение различных видов способностей. Сформировать у детей представление о Развитие навыков социального проектирования. Формирование активной социальной позиции и навыков гражданского поведения. « Я глазами других»- формировать способность к самоанализу. Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться. Развивать способность принимать друг друга « Самооценка» - дать понятие о самоценности человеческого « Я» .Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки. Закрепление навыков групповой работы.
Методы диагностики толерантности . Методы диагностики толерантности можно поделить на специфические, т.е., которые направлены, на выявление установок толерантного сознания и неспецифические, которые описывают универсальные характеристики личности и межличностного общения, являющиеся в свою очередь признаками проявления толерантности (интолерантности). К специфическим методам исследования толерантности можно отнести следующие:
1. Методика измерения уровня толерантности у подростков;
2. Индекс толерантности;
3. Осторожно! Насилие! Тетрадь для размышлений;
4. Диагностический тест отношения;
5. Культурно-ценностный дифференциал;
6. Тест личностных конструктов Дж. Келли (модификация);
7. Метод измерения социального расстояния;
8. Метод приписывания качеств;
9. Диагностика общей коммуникативной толерантности.
Неспецифические методы диагностики:
1. Направленность личности в общении;
2. Тесты на ассертивность;
3. Интерперсональная диагностика Т. Лири в модификации С.А. Шеина;
4. Тест эмпатических тенденций Мехрабиана;
5.. Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга;
6 . Тест поведения в конфликте К.Томаса;
7. Типы реагирования в конфликтной ситуации (Э.И. Киршбаум).
Методики , которые были использованы в работе, над развитием толерантного отношения между детьми.
В своей работе применяю следующие методики:
1.Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова) 2. Вопросник для измерения толерантности (В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура)
3. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)4. Опросник « Шкала базовых убеждений»* (Р.Янов-Бульман)
5. Методика «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У.А. Кухаревой
6. Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э.Френкель-Брунсвик)
7. Типы этнической идентичност (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова)
8. Диагностический тест отношений (Г.Солдатова)
9. Шкала социальной дистанции (Э.Богардус)В начало 2016 года была проведена диагностика толерантности (Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова, Методика «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У.А. Кухаревой .
Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
Рисунок 1 Уровень толерантности в 6 классе на начало учебного года.
Уровень толерантности в 6 классе на начало учебного года. |
|
1. Этническая толерантность |
29,9 |
2. Социальная толерантность |
34,2 |
3. Толерантность как черта личности |
29,4 |
После проведения диагностики толерантности в течение года проводилась работа по развитию толерантных отношений через:
1. Тренинги общения (овладение социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений; развитие способности адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей; диагностика личностных качеств детей, мешающих реальному и продуктивному межэтническому общению);Тренинг для подростков "Будь толерантным!" ( Гурченкова И. А.), «Планета толерантности» игровой тренинг. Н.Н. Егорова, Г.Б. Улыбышева,
2.Психодраммы или социодраммы (занятия на которых отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека)
3.Ролевые игры (направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта самоуправления поведением)
4.Творческие проекты(составление ребусов, кроссвордов, использую пословицы, поговорки, загадки, сказки разных народов. )
5.Игры, упражнения развития толерантных отношений между детьми.
В работе использовались педагогические приемы по формированию толерантности. Приведу пример некоторых из них:
1. Прием «Обнаружение противоречий».
В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, мужчины без женщины... (далее дети сами продолжают ряд).
В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость… (далее дети сами продолжают ряд).
Упражнение «Таблица антиподов». Попросить ребенка разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать в отношении товарища по группе, центру, к которому у него проявляется нетерпимость.
2. Прием «Коррекция позиций»
Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе я пассивен, а на улице – активен; вчера я был здоров, а сегодня – болен; в прошлом году мне нравилась математика, а в этом – биология; с другом я добр, а с предателем... Предложить ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества человека.
Упражнение «Обрати минусы в плюсы». Обратить внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и предложить осмыслить, где и в каких ситуациях эти качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.
3. Приём «Акцент на лучшее»
Тёмное пятно на светлом фоне и светлое пятно на тёмном. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно стараться принимать себя и других, безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».
Упражнение «Камушек в ботинке». У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Попросить ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).
Упражнение «Жемчужина в раковине». Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Предложить ребенку отыскать в себе то, что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).
4. Прием «Поиск толерантной позиции»
Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:
Я – о'кей, ты – о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.
Я – о'кей, ты – не о'кей. Я – Принц, а ты – Лягушка. Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.
Я – не о'кей, ты – о'кей. Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.
Я – не о'кей, ты – не о'кей. Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла. Предложить ребенку сделать рисунок для каждой позиции.
5. Прием «Ломка стереотипов»
На самом деле мир, в котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а людей – только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен, а человек, как частичка его, таинствен и многогранен. И счастлив тот, кто сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей, тем интереснее жить.
Упражнение «Идеальный образ себя». Попросить ребенка нарисовать свою многоцветную диаграмму, состоящую из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на черные и белые, хорошие и плохие, мужские и женские. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого была направлена нетерпимость ребенка.
Упражнение «Анализ ситуаций». Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
Упражнение «Дополни»: «Быть толерантным – это значит...» (все ответы записываются на доске).
Упражнение «Сходства и различия». Записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ».
Упражнение «Давайте пофантазируем...» Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
Упражнение «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ». Дети на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы сделать «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается.
Упражнение «Отличия». Участники и ведущие садятся в круг.
Инструкция: «Сейчас мы выполним такое упражнение. Я посмотрю на своего соседа (соседку) справа и скажу, чем мы с ним (с ней), по моему мнению, отличаемся друг от друга. Здесь я могу назвать как внешние, так и внутренние отличия. Затем я скажу, что я чувствую по этому поводу, как к этому отношусь. Когда я окончу, мой сосед скажет, чем он отличается от его соседа справа, и так далее, пока все не скажут».
Упражнение «Конфликты». Дети делятся на четыре группы. Даются задания: одна разыгрывает конфликт в семье, вторая в школе, третья среди сверстников, четвертая на улице. Время на подготовку – 7-10 мин. Затем команды по очереди выступают. После выступления каждой команды ей задаются вопросы о чувствах участников конфликта. Обсуждение каждого выступления можно провести следующим образом: члены группы отвечают на вопрос, что, по их мнению, осталось после конфликта у участников (это могут быть эмоции, перемены в отношениях, телесные повреждения и т. д.). Затем подгруппы дают рекомендации насчет поведения в таких ситуациях как сделать его толерантным.
После проведенной работы в начале 2017 гола была проведена повторная диагностика (Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова, Методика «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У.А. Кухаревой ). Получились следующие результаты.
Рисунок 2 Уровень толерантности в 6 классе на конец учебного года.
Уровень толерантности в 6 классе на конец учебного года. |
|
1. Этническая толерантность |
30,9 |
2. Социальная толерантность |
37,8 |
3. Толерантность как черта личности |
31,4 |
Вот какие получились результаты в конце года:
Изменения уровня толерантности в течении учебного года. |
|
1. Этническая толерантность |
1 |
2. Социальная толерантность |
3.6 |
3. Толерантность как черта личности |
2 |
Уровень этнической толерантности в течения года увеличился на 1%, социальной толерантности на 3,6 %, уровень толерантности как черты личности на 2%. Больше всего увеличился уровень социальной толерантности. - "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. На втором месте Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. И пока на третьем месте Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия.
Описанные мероприятия лишь начало большой, кропотливой работы по формированию толерантности. И очень важно, чтобы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.
Выводы
Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все дети в классах были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей, то есть быть толерантным.
Список использованной литературы.
1. Андрияхина Н.В. Семинар тренинг «Толерантность учителя»//Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 20-34.
2. Битянова М., Вачков И. Встречи во Вселенной. Игра на развитие толерантности старшеклассников // Школьный психолог. – 2002, №4.
3. Бондырева С.К. Толерантность. Учебно-методическое пособие/ – М.: 2003 – 240с.
4.Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – 1999.
5.Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
6.Веб - сайт «А.Я. Психология» .http://azps.ru/.
7.Веб – сайт «Толерантность». http://www.tolerance.ru/.
8.Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости// Педагогика. – 2000. – №4.
9. Драганова О.А. Психофизиологические маркеры личностной толерантности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук. – СПб., 2007.
10. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении//Вопр. психол. – 2006. – №2. – С.3-12
11. Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников. Дис. … канд. психол. наук – М., 2005. – 189 с.
12.На пути к толерантному сознанию /Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2000.
13.Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001.
14.Рожков М.Н. Байбородова Л.В. Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.
15.Сергеева В. Воспитание межнационального согласия в коллективе // Сельская школа. – 2004. – №5.
16.Степанов В.П. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. – 2001. – №6.
17.Сериков Г.В. Мир различий/ Сборник упражнений для учащихся образовательных школ.
18.Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001.
19. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. - М., 2003.
20.Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.