"Обучение сочинению в формате ОГЭ"
Урок - практикум по русскому языку в 7 классе.
Тема урока: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения – рассуждения. Часть 13.3».
Цель урока: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.
Технология: технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.
Задачи: образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения - рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста. Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы, отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме. Воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Для начала я попрошу вас оценить свой настрой к уроку. Для этого я воспользуюсь «настроемером», (учащиеся клеят разноцветные стикеры на «настроемер»,
оранжевый – «я уверен в себе и настроен позитивно»;
синий - «негатив преобладает, волнуюсь»
Сегодня на уроке мы поговорим о чувстве, которое должно быть присуще всем нам. А вот о каком чувстве пойдёт речь об этом вы узнаете, посмотрев видеоролик.
Демонстрация видеоролика «Милосердие»
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Учитель: Ребята, о каких чувствах идёт речь в видеоролике?
Ответ ученика: Я считаю, что речь идет о сострадании, жалости, милосердии, тех качествах человека, благодаря которым его можно назвать Человеком.
Слово учителя: В каких поступках героя выражается его милосердие? Что получает юноша в ответ за свои поступки? Как меняется мир от его доброты и милосердия?
Ответы учащихся: Юноша помогает всем нуждающимся, которых встречает на своем пути: кормит голодную собаку, подаёт милостыню, уступает место в трамвае, поливает почти увядший цветок, регулярно оставляет связку бананов престарелой женщине… Его поступки бескорыстны. От его добрых дел и милосердия мир становится прекраснее и лучше.
Учитель: Итак, ребята, о чем мы будем говорить на уроке?
Ответ ученика: О милосердии
Слайд 2(Эпиграфы)
Эпиграф на доске (запись в тетради):
Прекрасно там, где пребывает милосердие. Конфуций
Пока человек чувствует боль – он жив.
Пока человек чувствует чужую боль – он Человек. Л.Н. Толстой
Слово учителя: Верно. Эпиграфом к уроку будут слова древнего китайского философа и мыслителя Конфуция «Прекрасно там, где пребывает милосердие» и высказывание Л.Н. Толстого «Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек».
Сегодня мы будем учиться выполнять задание ОГЭ 13.3. Запишем в тетради сегодняшнее число и тему урока «Практикум по подготовке к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему (задание ОГЭ 13.3)».
Перед вами текст, с которым мы будем работать и задания к нему, итак, чем же мы займемся? Ребята, давайте сформулируем цели урока.
Ответ ученика:
Мы будем анализировать текст, сформулируем тезис-определение, прокомментируем его, приведём примеры-аргументы, напишем сочинение-рассуждение в соответствии с его структурой.
Учитель: Итак, давайте прочитаем задание. (Чтение учащимися задания)
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое милосердие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один — из прочитанного текста, второй — из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказ или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивает 0 баллов. Сочинение пишите разборчивым почерком.
Учитель: Вспомним план сочинения-рассуждения. Слайд 3
Ответ ученика: Тезис, аргументы (доказательства), вывод.
Учитель: Что такое тезис, аргументы, вывод?
Ответ ученика:
Тезис−это утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения. Памятка №1
Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения? Слайд 4
Ответ ученика: Памятка № 2
1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.
2. Комментарий определения.
3. Первый пример – аргумент из текста
4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта
5. Заключение−вывод
Учитель: Обратите внимание на критерии оцениванивания композиции сочинения (С3К3, С3К4) . (Памятка №3). Какие в них требования к тексту?
Ответ ученика: Текст должен характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, композиционной завершённостью.
3. Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Достаточно ли у нас материала к написанию сочинения?
Учащиеся: Нет.
Работа по сбору материала к сочинению.
Учитель: Предлагаю поразмышлять над понятием милосердие, определить лексическое значение этого слова. Для этого мы подберём к нему ассоциативные слова.
С чем же ассоциируется у вас слово милосердие?
Ответы учащихся: сердце, доброе сердце, сострадание, сочувствие… (учащиеся записывают ассоциативные слова на стикерах и заклеивают их на доске) Слайд 5
Учитель: А теперь поработаем в группах: 1-ая группа подбирает синонимы к слову, 2-ая - антонимы, а 3-ья - однокоренные слова и делает морфемный разбор слова.
Ответы учащихся:
Учитель: А теперь обратимся к словарям. Какое толкование они дают слову милосердие? (Слайд6)
Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку (Энциклопедия «Кругосвет»).
Милосердие – готовность из сострадания помочь тому, кто в ней нуждается (Толковый словарь русского языка Ушакова).
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или чему-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие – взывать к чьему-либо милосердию (Толковый словарь Ожегова)
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: А теперь давайте сформулируем определение слова милосердие и запишем его, воспользовавшись речевыми клише, представленными на слайде. Слайд 7, 8
Ответы учащихся: Милосердие — это нравственное качество человека, слово, образованное из двух понятий «милое» и «сердце». Милое сердце – это доброе сердце, способное откликаться на чужую боль и готовое из сострадания помочь тому, кто в ней нуждается.
М – это нравственное качество человека, выражающееся в способности откликаться на чужую боль, а также в стремлении бескорыстно помогать людям, прощать их.
Слово учителя: Подчеркнем ключевые слова в определении и прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.
Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть ваши размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлено милосердие?
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Работа с текстом.
Учитель: А теперь, давайте обратимся к нашему тексту. (Ученик зачитывает текст)
О чем мы узнаём из текста? Кто является героем этого текста? Кто сумел проявить милосердие и в чём оно выражается?
Ответы учащихся: История, с которой мы знакомимся в рассказе А. Приставкина, конечно же, о милосердии. Воспитанницы детского дома не замечали самую маленькую из них, Люсеньку, им не было до неё дела (предл. 11). Когда девочки поймали её с рыбкой в руке, они могли жестоко наказать малышку за воровство. Но они не стали этого делать. Беззащитность Люсеньки пробудила в них милосердие. Она ведь сама напоминала худенькую рыбку (предл. 24), которую хотелось защитить. Поэтому и бросилась Инна за хлебом для малышки (предл. 29).
6. Включение в систему знаний.
Слово учителя: Следующий этап — аргументы из жизни.
Учитель: Мы с вами сформулировали, что такое милосердие, сумели привести пример милосердия из текста, а теперь обратимся к примерам из жизненного опыта и литературных произведений и примерам милосердия в наших родных чувашских традициях (Использование национально-регионального компонента). Работаем в группах.
Ответы учащихся: Примером милосердия в наши дни может служить донорство, деятельность различных благотворительных фондов, по сбору средств для тяжелобольных и нуждающихся. Милосердие является одной из основополагающих черт в национальных чувашских традициях. Так, ребёнка, который оставался круглой сиротой никогда не бросали на произвол судьбы и, несмотря порой на нищету и многодетность своего семейства, брали под опеку ближайшие родственники или соседи. Именно благодаря милосердию соседей Прохоровых, сумел подняться на ноги наш знаменитый просветитель И.Я. Яковлев.
Слово учителя: Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые клише. (Слайд 9)
Итак, в заключение скажем, зачем нужно милосердие, как оно влияет на нашу жизнь?
Слово учителя: Молодцы! Перед нами — почти готовое сочинение.
7. Рефлексия (Слайд 10)
Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.
8. Итог урока.
Подводя итог нашему уроку я хочу отметить активную работу следующих уч-ся, а также предлагаю вам оценить те ЗУН, которые вы получили и закрепили в течение урока, для этого, поставьте соответствующую букву на полях своих тетрадей:
А – Тема урока была лёгкой и понятной, написание сочинения-рассуждения не вызывает у меня затруднений.
Б – Тема в основном понятна, но имеются некоторые затруднения.
В – Тема урока для меня показалась слишком трудной
Домашнее задание вариативное (А – написать сочнение-рассуждение на тему милосердие,
Б – составить небольшой сопроводительный текст для продемонстрированного видеоролика,
В - записать предложения из видеоролика, подчеркнуть в них ошибки и через тире записать предложение, устранив речевые, грамматические и орфографические недочёты) (Слайд 7)
Слово учителя: Закончить наш урок я хочу строками из своего стихотворения, которое посвящаю всем неравнодушным людям, людям, для которых милосердие не является пустым словом, а приравнено к руководству к действию… Стихотворение называется «О добрых сердцах»
А в добрых сердцах нет ни капли расчёта,
У них совершенно другие заботы,
Любить бескорыстно, душой сострадать,
Безропотно путь сей земной принимать...
Чины, дивиденды для них лишь пустое,
Им чуждо фальшивое и напускное,
Под фантиком ярким они не таят
Ни чувства, ни мысли, ни жизненный взгляд...
Они не встречают людей по одёжке,
Не судят о книгах по глянцу обложки,
И лживые роли не примеряют,
Под маскою лица свои не скрывают.
И в век наш лихой "всё продай да купи"
Задаром способны помочь и спасти,
По-братски понять и руку подать,
Рубашку последнюю снять и отдать.
И нет миллиардов у них, лишь гроши,
Зато не страдают от рака души,
Нажива и выгода их не терзают,
Чудными порою их называют.
Но доброе сердце обиды прощает
И колких насмешек не замечает,
А доброе сердце в хорошее верит
И доброты для людей не жалеет...
Котёнка накормит, утешит старушку
И хлеба накрошит для птичек в кормушку,
В час скорби спасёт безутешную душу
И гостя незваного встретит радушно...
Последний полтинник пожертвует скромно,
Пальтишко отдаст погорельцам бездомным...
Поможет бесплатно, спасёт без корысти,
На бедах несчастных поживы не ищет...
И пусть не поймут его финансисты,
Его капитал - в сердце - добром и чистом!
Рефлексия. Учащиеся клеят разноцветные стикеры на «настроемер», оранжевый – «урок понравился, он был интересным и полезным»; синий - «урок не понравился или оставил меня равнодушным».
Памятка №3
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) | Баллы |
С3К1 | Толкование значения слова |
|
| Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | 2 |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его | 1 | |
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует | 0 | |
С3К2 | Наличие примеров-аргументов |
|
| Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста | 3 |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | 2 | |
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента | 0 | |
С3К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения :– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
С3К4 | Композиционная стройность |
|
| Работа характеризуется композиционной стройностью | 2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью | 1 | |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 | 9 |
Памятка №1
План сочинения-рассуждения
1. Тезис−это положение, утверждение, которое требуется доказать.
2. Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
3. Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения.
Памятка №2
Структура сочинения-рассуждения
1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.
2. Комментарий определения.
3. Первый пример – аргумент из текста +комментарий
4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта +комментарий
5. Вывод.
.
Памятка№4
Аргументы из жизни
1.Исторические факты;
2.Высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.
3. СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)
4.примеры из читательского опыта
5.Результаты личных наблюдений
6.Биография известного человека(назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)
7.Культурные, национальные традиции (народная мудрость).
Памятка №5
Рефлексия
Я познакомился... (с фактами проявления милосердия в повседневной жизни и литературе)
Было непросто... (комментировать определение)
У меня получилось... (написать аргумент из жизни)
Хотелось бы... (успешно завершить работу над сочинением – рассуждением
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я научился…
Я смог…
Урок дал мне для жизни…
Памятка 6 Клише для сочинения.
Для вступления:
Что такое …? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия.
По моему мнению, … – это….
Я думаю, что … – это….
… – это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое …?
Что значит …? Попробуем разобраться в значении этого слова/понятия.
Я согласен с ФИО в том, что … - это
Попробуем разобраться в смысле этого слова
Попробуем определить данное слово
Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что
Текст ФИО заставил меня задуматься над…
Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты и философы..
Для основной части:
Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста (примерах из текста). Так,в предложении ....
Чтобы подтвердить сказаннное, обратимся к тексту.
В тексте ФИО можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса)
Предложение … подтверждает мысль о том, что....
Примеры … можно встретить и в жизни.
В подтверждение приведу пример из жизни (художественной литературы, СМИ, истории и т.д.)
В текст ФИО сказано: «...цитата...».
Этот пример из текста ярко демонстрирует названное понятие.
Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль.
Обратимся к тексту, в котором говорится о ....
В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества, сегодня) проблему.
Автор говорит...подчеркивает... размышляет... высказывает свое мнение... делает акцент....
Свое мнение я могу подтвердить примером из..
Наблюдая за окружающими людьми, я не раз замечал(а), что
В жизни мы часто сталкиваемся с ... (наблюдаем ...)
Я не раз оказывался(лась) свидетелем того, как....
Как-то раз ….
Для заключения:
Таким образом,…
Итак,…
В заключение…
Как мы видим…
Итак, мне удалось проиллюстрировать примерами верность данного мною определения.
В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что....
Эти примеры стали убедительным доказательством моего определения.
Надеюсь, что я смог(ла) объяснить значение слова ...
Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными.
Подводя итог своим размышлениям, могу (хочу) сказать..
Ирина Владимировна Казарцева