12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жукова Татьяна Васильевна67
Россия, Архангельская обл.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Класс

11 класс

Базовый учебник

Русский язык. 10-11 классы./ Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина.

 

 

Проект урока

 

Тема урока

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний

Цель Урока (УЧИТЕЛЯ)

Обучить комплексному анализу текста, формировать навыков написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

 

Цель урока (УЧЕНИКА)

Научиться работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста

Формируемые

результаты

Предметные

Обучающиеся закрепляют умение написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ,

совершенствуют навыки в определении проблемы, подборе и оформлении комментария, аргументов.

 

Метапредметные

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, делать выводы.

Правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); Адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному.

 

Личностные

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

Формирование ценностного отношения к окружающему миру

Планируемые результаты

 

обучающиеся закрепляют умение написания сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

совершенствуют навыки в определении проблемы, подборе и оформлении комментария, аргументов;

формируют комплекс речевых умений;

применяют знания, полученные в 5– 9 классах при тестировании.

Основные понятия

Проблема текста, авторская позиция, комментарий, пример-иллюстрация

Технические средства обучения

Ноутбук, мультимедиа

Средства обучения в информационно-образовательной среде

 

Видеоролик

Организация пространства

Фронтальная работа

Индивидуальная работа,

Работа в парах

Дидактическая структура урока.

 

Этап урока

 

Цель этапа

Задания, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов.

В том числе

Название используемых ЭОР

Текстовые приложения к уроку

Деятельность учителя

 

(содержание фиксируется подробно)

Деятельность учащихся

 

(содержание фиксируется подробно)

Формируемые УУД

 

Используйте

« Кодификатор метапредметных результатов обучения» (файл № 11)

1.Организационный этап.

Цель:

проверка готовности обучающихся к уроку.

(1 минута)

 

 

 

 

Приветствие учащихся.

Подготовка к восприятию материала, психологический настрой.

Проверка готовности к уроку

Р: - саморегуляция

2.Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

(3 минуты)

Просмотр видеоролика

Создание эмоциональной обстановки урока.

В начале урока я предлагаю вам посмотреть видеоролик, из которого вы попробуете определить ключевые слова нашего урока, а также определить цели и задачи урока.

Какие слова будут ключевыми?

 

Просматривают видеоролик.

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге с учителем, высказывают свое мнение. (Родина, природа)

 

Аргументируют свои позиции.

П - Обобщать, интегрировать информацию из различных источников и делать

простейшие прогнозы

3.Формулирование темы урока

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение

(1 минута)

Знакомство с раздаточным материалом (текст В.Солоухина)

- Родина, природа, любовь к родному краю– именно этому посвящен текст, с которым мы будем работать сегодня на уроке.

У вас на столах лежит раздаточный материал. Просмотрев его, вы можете определить тему урока.

 

Просматривают раздаточный материал, определяют тему урока: подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Р - умение понимать ход работы.

П - Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно

заданную информацию

4.Целеполагание.

Постановка целей и задач урока

Цель:

Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения согласованных и несогласованных определений

 

(2 минуты)

 

 

-А какова будет цель урока?

Помогает учащимся сформулировать цель урока.

Уточняет понимание учащимися

поставленных целей урока.

 

Таким образом, мы готовимся к ЕГЭ, продолжая формировать навыки написания сочинения-рассуждения по заданному тексту.

- Вспомните композицию сочинения-рассуждения и сформулируйте, что мы должны сделать сегодня, работая с текстом, какие задачи стоят сегодня перед нами.

 

- Формулируют цель урока:

формировать навыки написания сочинения-рассуждения формата ЕГЭ.

 

 

Определяют задачи урока:

-сформулировать основную проблему текста и прокомментировать ее;

-определять позицию автора текста;

-выразить собственное мнение по проблеме;

-найти аргументы для обоснования своего мнения.

 

Р– Принимать и сохранять учебную задачу, определять цели и формулировать

задачи

Л - понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение .

П - Формулировать цели исследований

5.Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

(5 мин.)

Чтение текста В.Солоухина.

Знакомит обучающихся с текстом, предназначенным для анализа.

Попробуем определить тему этого текста.

 

Прослушивают текст.

Участвуют в диалоге с учителем, высказывают мнения.

- Формулируют тему:

любовь к Родине, к природе родного края.

 

П - Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно

заданную в тексте информацию

К- Строить монологическое высказывание

6.Воспроизведение знаний на новом уровне.

Цель:

тренировать способность к самоконтролю и взаимооценке;

проверить свое умение применять изученный способ работы с текстом;

развивать умение самостоятельной работы и взаимопроверки по эталону.

 

14 минут

 

Работа с текстом В Солоухина

 

Анализ текста.

От чьего лица ведётся повествование в тексте?

 

Что мы можем сказать о герое текста, его мыслях и чувствах?

 

- Вспомним, что такое проблема текста?

 

Давайте попробуем, поработав в парах, сформулировать круг проблем этого текста. Для этого вспомним, какими способами может быть выражена проблема:

-формулируется автором открыто, в виде тезиса,

-проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по тексту,

-проблема не называется в тексте, а выявляется путем анализа его сюжета, реплик, описаний и так далее (характерно для художественного текста).

 

- В результате работы в парах мы поняли, что в одном тексте проблем может быть много. Но мы должны определить главную проблему.

Что такое основная проблема? Как ее понять?

 

Текст В.Солоухина художественный, поэтому проблема не обозначена открыто. Она обозначена через отношение автора к природе родного края, его желание рассказать людям, как прекрасен мир и как человек много теряет, если не находит возможности для общения с родной природой.

 

Сформулируйте и запишите проблему текста В.Солоухина в форме вопроса.

 

Итак, проблема сформулирована. Теперь нужно изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?

Очень важно соотнести выделенную проблему с позицией автора. В сущности, их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где вопрос – это…. (проблема) А ответ – это…. (позиция автора). Попробуйте самостоятельно выделить авторскую позицию и также записать ее в тетрадь.

Участвуют в диалоге с учителем, высказывают мнения

- Повествование ведётся от первого лица, от лица самого героя

- Для героя русская природа, деревенские пейзажи гораздо милее экзотических красот. Переживает, что знакомая не оценит красоту его родины.

 

- Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор.

Взаимодействуют друг с другом, обсуждая возможные проблемы текста.

Выражают мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Обучающиеся зачитывают результаты парной работы, обсуждают правильность формулировки.

 

 

Отвечают на поставленные вопросы:

Основная проблема – это та, которая стала центральным объектом раздумий автора;

над которой он в основном размышляет;

к которой он неоднократно возвращается.

 

 

Самостоятельно определяю основную проблему, записывают ее в тетрадь

Примерный круг проблем

1. В чём проявляется любовь человека к Отечеству?

2. В чём проявляется любовь человека к Отечеству?

3.Может ли один человек понять то, что чувствует другой человек?

 

Самостоятельно выделяют авторскую позицию, записывают в тетрадь.

Озвучивают записи, аргументируя свои мысли цитатами текста. Корректируют ответы друг друга.

Р- Планировать действия в соответствии с поставленной задачей (свои и группы),

выбирая наиболее эффективные способы и пути достижения целей.
 

К - Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения. Слушать и понимать собеседника, быть толерантным к позициям, отличным от собственной

Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы

П - Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно

заданную информацию

 

 

 

7.Физкультминутка

(1 мин)

 

Упражнение для снятия утомления с плечевого пояса и рук

Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.

1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед.

3–4. Локти отвести назад, прогнуться.

Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

8. Закрепление изученного материала и первичная проверка знаний

Цель:

Закрепить у учащихся те знания и умения, которые

необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

(10 мин)

 

Работа с текстом В Солоухина

 

Возвращаемся к работе с текстом.

Вспомните еще раз композицию вашего сочинения?

Переходим к следующему этапу анализа текста.

Учитель организует работу в группах по написанию комментария. Обращает внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы)

Не забудьте о том, что в комментарии не должно быть:

пересказа исходного текста или любой его части;

рассуждений по поводу нескольких проблем.

Работают в группах.

Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К - выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

Р- обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

 

П-постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

9.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Цель:

создать содержательные и организационные условия для развития умений

анализировать текст,

содействовать развитию у детей умений общаться;

обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

(5 мин)

Работа над подбором аргументов

Организует работу по нахождению аргументов.

Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым).

 

Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца.

 

А теперь придумайте вступление и заключение. Помните, что вступление и заключение должны перекликаться.

Напоминает про разные варианты заключений:

-вывод-обобщение;

-ответ на вопрос;

-призыв к действию;

-концовка с использованием цитаты.

 

Называют и сопоставляют аргументы.

 

Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы, записывают их в качестве аргументов.

Выражают собственные мысли, доказывают свое мнение.

 

Анализируют, сопоставляют обнаруженные аргументы.

Используют алгоритм написания.

Пишут вступление и заключение.

 

 

 

П- построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование.

 

Р- осуществление обработки и использования необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

 

К- умение полно и ясно выражать свои мысли,

 

10. Информация о домашнем задании

обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

(1 мин)

 

 

Предлагает написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту В. Солоухина в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе.

Записывают домашнее задание

К- создание сочинения-рассуждения по данному тексту

11. Подведение итогов урока.

Рефлексия

Цель:

оценить результаты собственной деятельности; повторить способ нового знания; сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.

 

(2 минуты)

 

Организует беседу по ключевым вопросам темы. Предлагает учащимся соотнести цель и результат, оценить свою деятельность на уроке.

 

Что сегодня делали на уроке?

Сегодня на уроке мы проанализировали текст известного писателя В.Солоухина, определив проблему текста и позицию автора по этой проблеме. Мы смогли в своих ответах аргументировано доказать актуальность темы, о которой рассуждает автор.

 

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Что понравилось в своих действиях? Над чем еще предстоит работать?

Подводят итоги своей работы, говорят об ошибках и достоинствах будущих сочинений.

 

Отвечают на вопросы:

 

- что я узнал?

 

- чему научился?

Оценивают свою работу на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Р - Оценивать результаты деятельности на основе анализа имевшихся возможностей и условий её реализации

К - Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

 

 

 

 

Приложение к плану-конспекту урока

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

 

Таблица 1

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Видеоролик на канале YouTube

 

Видеоролик

https://youtu.be/0c9dgt8z-MM

 

 

Текстовые приложения к уроку (карточки, слайды, и пр.)

 

Текст В.Солоухина (для комплексного анализа).

(1)Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время, в самый разгар лета. (2)Я сказал ей, что убежал из деревни из-за отличной погоды.

(3)Как же так? – удивилась она. – (4) Обыкновенно убегают от дождя, ненастья.

(5)Мне хотелось рассказать ей по порядку о реке, полях и лугах... (6)Но никакого порядка в моей растревоженной любовью душе не было. (7)Валерия слушала меня мечтательно и неожиданно предложила:

А почему бы мне не поехать и не посмотреть на все эти прелести природы?

(8)Я не мог опомниться от столь стремительного претворения сказки в жизнь. (9)Ва-лерия едет в наши места! (10)Я не успел ещё опомниться от нахлынувшего счастья, а уж дальний рейсовый автобус увозил нас всё дальше от Москвы.

(11)Ты знаешь, – говорила она, усаживаясь поудобнее в автобусное кресло, – я ведь пловчиха. (12)Я очень люблю плавать. (13)Я уплываю в море на три-четыре часа. (14)А вашу реку за какое время можно переплыть? (15)3а полчаса или за сорок минут?..

(16)Видишь ли, Валерия, ты, наверное, неправильно представляешь. (17)У нас в деревне маленькая река, а не такая, чтобы плыть полчаса поперек или хотя бы туда и обратно.

(18) Я теперь с ужасом думал, как я впервые подведу Валерию к нашей речке. (19)От берега до берега метров десять... (20)Я почувствовал, что на меня надвигается катастрофа. (21)Но кувшинки-то должны всё равно понравиться. (22)На реке встречаются большие заросли кувшинок, жёлтые хороводы в десять-двадцать метров в длину и ширину.

(23)О кувшинках я упомянул вскользь, дожидаясь восторженного отношения к ним Валерии. (24)Она оживилась и начала вспоминать, но только не о жёлтых кувшинках, а о белых лилиях.

(25)Ты знаешь, однажды я плавала на лодке по старому руслу какой-то реки. (26)3аплыли в такое место, что плыть дальше было нельзя, кроме как по ковру из белых душистых лилий. (27)И эта сказка длилась полчаса, может быть, час...

(28)Так померкли, погасли, словно трепетные огоньки, мои кувшиночьи хороводы. (29)Из человека счастливого тем, что Валерия едет в нашу деревню, я вдруг превратился в человека несчастного по той же самой причине.

(30)В расстроенных чувствах я помог Валерии определиться на квартиру старушки тёти Дарьи, а сам скорей пошёл домой. (31)Мне хотелось остаться одному. (32)Расставаясь, я сказал, что мне нездоровится. (33)Встретимся завтра. (34)Валерия посмотрела на меня и ничего не сказала: завтра так завтра.

(35)Целый день я просидел дома, а вечером не выдержал, побрёл на свою любимую кручу. (36)Вдруг мне показалось, что кто-то идёт. (37)Я мгновенно вскочил и увидел Валерию.

(38)Ну вот, я знала, что ты именно здесь. (39)Как здоровье? (40)А я провела чудесный день. (41)Рано утром я ходила купаться. (42)3наешь, там, где поворачивает река, а на горе сосновый лесочек. (43)Ни одно морское купание не приносило мне столько свежести. (44)Потом ходила за речку в луга, насобирала огромный букет полевых цветов. (45)Я видела, как цветут дикие маки в Средней Азии. (46)Но такого разнообразия цветов, таких нежнейших оттенков я себе никогда не представляла.

(47)Она уселась рядом со мной. (48)Постепенно меня стал волновать какой-то как будто знакомый, несильный, но свежий запах. (49)Я заметил: в её тяжёлых волосах спрятался золотой цветок кувшинки. (50)После долгой тишины Валерия заговорила.

(51)Чудак. (52)Чего испугался? (53)Может ли не очаровать такая вот ночь, такая тишина среди трав и звёзд? (54)А если не очарует, значит, виноват уж сам человек. (55)Чудак. (56)Усомнился в могуществе природы. (57)Нужен ли бескрайний океан и тонны цветов? (58)Нет, когда цветов тонны, то это уже не цветы, а силос. (59)А если один цветок? (60)А если одна-единственная травинка? (61)Так что же, она уже не прекрасна? (62)Как видишь, нам из целой реки, в сущности и целого мира, понадобилась одна-единственная кувшинка.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.