Обзор заданий на развитие письменной речи учащихся 5-9 классов

3
0
Материал опубликован 26 August 2021 в группе

Обзор заданий на развитие письменной речи учащихся 5-9 классов


В преподавании русского языка выделяются три взаимосвязанных направления в работе по развитию речи: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучение разным видам речевой деятельности. Основой всей этой работы является слово. Конечным результатом любой словарной работы является создание собственного устного или письменного высказывания.

Словарная работа немыслима без работы со словарями. Самая главная задача учителя воспитать у детей всех классов потребность и настоятельное желание пользоваться словарями русского языка, обращаться к ним как к друзьям и советчикам, хранителям родного языка.

В 8-9 классах предлагаю специальные задания, требующие работы со словарем. Очень удачно здесь работает прием работы с деформированным текстом. Цель его предупреждение ошибок в речи: употребление слова в несвойственном ему значении; нарушение лексической сочетаемости. Также создаем текст по опорным словам, пишем сочинение по готовому плану.

Одним из вариантов словарной работы является комплексная работа с текстом, которая включает элементы речеведческого, стилистического, лингвистического анализа, вопросы, связанные с орфографией и пунктуацией. Предпочтение отдаю текстам, в которых ключевыми словами являются слово, речь, язык, поэзия, культура. Знакомясь с высказываниями классиков литературы, деятелей культуры и искусства, учащиеся, помимо овладения определенными навыками работы с текстом, задумываются о роли отдельно взятого слова в нашей жизни, о необходимости воспитывать в себе чувство слова и чувство языка. Комплексная работа с текстом это один из очень эффективных путей подготовки школьников к ОГЭ и к ЕГЭ.

Анализ текста позволяет обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста, ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи; обеспечить реализацию как внутрипредметных (межуровневых), так и метапредметных связей; усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения.

Таким образом, на уроках русского языка должны создаваться условия для текстоориентированного подхода при обучении языку и речи.

Медленное чтение текста. Использую прием маркировки текста: цветным маркером выделяем главное и отмечаем цифрами абзацы. Далее прошу пересказать по маркированному. Этот прием можно использовать при составлении плана любого текста, при обучении написанию изложения, его используем как способ сжатия текста при работе по подготовке к ОГЭ.

Работа с текстом. Данный вид работы можно начинать в любом классе – уровень сложности будет разный. Алгоритм работы таков: берем любой текст, отрывок из художественного произведения. Дети поделены на группы (не более 4 человек). Группы получают задание: пронумеровать предложения и придумать к тексту задания типа ОГЭ (для 9 класса). В других классах можно таким образом организовать работу по любой теме.

К созданию собственных рассказов начинаем готовиться заранее. На первом этапе подготовки к сочинению предлагаю учащимся составить словарь по теме, т.е. подобрать опорные слова, словосочетания, пословицы, поговорки, афоризмы.

Одним из путей развития художественного творчества является наблюдение за явлениями и предметами окружающей жизни, потому что основа любого сочинения эмоциональный настрой класса. Описывая улицу своего детства, дети должны провести наблюдения за тем, как выглядит улица утром, днем, вечером, в какие часы она особенно интересна, подобрать картины художников-пейзажистов. Работая над сочинением «Описание действий. Заметка для стенгазеты», учащиеся обязательно проводят опрос людей нескольких специальностей, готовят рисунки. А как преображается наша классная комната, когда дети описывают свою любимую игрушку! На ученических партах находится место и для робота, и для красавицы-куклы, и для старенького плюшевого мишки. Рядом со своими «любимцами» авторы не скупятся на слова, и работы получаются искренними, нешаблонными. Работе над сочинением «Берегите природу» предшествует чтение специальной научно-популярной литературы, подборка и стихотворений и отрывков из прозаических произведений, посвященных этой теме.

Конечно же, для создания творческих работ простой наблюдательности мало. Необходимо, чтобы, наблюдая за тем или иным предметом, понятием, ученик нашел что-то созвучное в своей жизни, поэтому часто предлагаю творческие работы-размышления.

5 класс – «Что для меня значит школа?», «Как я провожу выходные», «Любимый праздник».

6 класс – «Что такое красивый поступок?».

7 класс – «Трудный возраст», «Спорт в нашей жизни».

8 класс – «Понимать человека».

9 класс – «Что значит быть интеллигентным?».

Читая такие ученические работы, в очередной раз убеждаюсь в том, что школьное сочинение не только развивает логическую мысль ребенка, но и формирует его личные убеждения.

Письмо  литературному  герою или от имени литературного  героя, письмо самому  себе, учителю помогает учащимся ощутить уместность или неуместность употребления тех или иных языковых средств. В 5 классе ребята знакомятся с таким жанров как письмо, учатся оформлять конверты. В 8 классе не просто рассказывают о чем-то значимом в своей жизни, а анализируют, каким образом это событие повлияло на их жизнь, что изменило.

«Если мы хотим научить детей думать, то прежде всего должны научить их придумывать», – писал Джанни Родари. Для реализации этой цели служат изложения с продолжением, сочинения по сюжетным рисункам, фразеологические сказки, придумывание новых слов, фантазия-картинка, музыкальное сочинение. Очень ценными являются занимательные письменные сочинения на грамматические темы (лингвистические сказки). В них авторы, рассматривая важные вопросы грамматики русского языка, часто используют сказочные элементы. В забавной, порой юмористической форме, авторы сочинений пытаются осмыслить грамматические законы русского языка. Примечательно то, что с такими творческими, необычными заданиями справляются слабые дети, у них появляется желание проявить себя, получить хорошую оценку.

На помощь педагогу всегда могут прийти сочинения-миниатюры, которые можно считать еще одной ступенькой к овладению словом. Писать их можно по любому поводу. Вот где простор для учительской и детской фантазии. Иногда темы таких творческих работ рождаются спонтанно, вопреки конспекту урока. Часто они являются зарисовками «по горячим следам». Мы описываем и морозный узор на стекле, и нудный осенний дождь, и центральную площадь нашего поселка в неожиданные моменты, и воображаемый разговор оценок в чьем-то дневнике, и разговор книг в библиотеке. Да мало ли какие темы может подсказать нам жизнь! Все зависит от ситуации, в которой оказался ребенок. Самое главное, что тема предстоящего письменного высказывания должна вызвать удивление ребят, бодрое настроение, затронуть не только ум ребенка, но и его чувства.

Традиционными для нас стали сочинения-миниатюры, героями которых являются слова. Вот примерные темы таких размышлений: «Самое красивое слово в русском языке», «Мое самое любимое слово», «Какое слово вызывает у меня чувство прекрасного», «Слово, которое меня всегда огорчает». Размышляя о конкретном слове, дети учатся чувствовать его, думать над ним, искать в нем истинный смысл, а иногда и восхищаться родным словом.

Иногда дети делятся своими стихотворениями. Почувствовать красоту слова, его значимость могут многие ребята, но выразить все это способны, к сожалению, не все. И тем радостнее, что в век развития мультимедийных технологий кто-то из ребят открывает свою душу в стихах, пытается писать, чувствуя красоту слова.

Самое трудное разбудить талант в ребенке, его чувство слова, помочь его становлению и развитию, направить в созидательное русло. Работа эта постоянная, целенаправленная и осуществляется всегда: и на уроках, и во внеурочной деятельности. Только в таком режиме можно воспитать в детях чувство прекрасного, вкус к речи и бережное отношение к языку.

Список литературы

Алгоритмы построения уроков по развитию речи: Методические рекомендации. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008.

Балаев А.А. Активные методы обучения. – М.: Профиздат, 1995.

Белякова Л.Ф. Русский язык и культура речи. – М.: Просвещение, 2004.

Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.