Программа воспитательной работы «Одарённые дети»

0
1
Материал опубликован 26 September 2022

Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются, всегда

могут внести в общество свой собственный вклад.
Стефани Дезибур

 

I. Пояснительная записка

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в детском доме не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

II. Актуализация

В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской деятельности.

При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной системы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

III. Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в ранних лет на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагога-организатора.

Одаренные дети:

имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы с ОД:

групповые занятия с одаренными воспитанниками;

кружки по интересам;

участия в конкурсах;

работа по индивидуальным планам;

участия в общественной жизни

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);

в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;

какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления индивидуализированного подхода к каждому ребенку.

IV. Цель

Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

V. Задачи

изучение природы детской одаренности;

выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких воспитанников;

создание базы данных в рамках Программы;

организация совместной работы детского дома и прочих учреждений по поддержке одаренности;

развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;

подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

VI. Возможные риски

неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;

рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» воспитанниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.

VII. Предполагаемые результаты

увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

повышение качества образования и воспитания воспитанников в целом;

положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня;

повышение социального престижа детского дома на местном, муниципальном уровне.

Источники:

http://pedagog.ucoz.site/pdf/programma-odarjonnye_deti.pdf

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Программа чужая, на сайте разрешена публикация только авторских материалов. https://dogmon.org/programma-odarennie-deti-v7.html

26 September 2022