12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина15
0

Начальная школа – стартовая площадка успешных одарённых детей.

​​​​​​​ Начальная школа – стартовая площадка успешных одарённых детей.


Аннотация. Одарённые дети в начальной школе. Формы выявления одарённых детей и приёмы работы с ними на уроках. Подходы к организации обучения одарённых детей в условиях реализации ФГОС в начальной школе.

Ключевые слова. Одарённость, формы, методы, приёмы, ФГОС. 

 

 

«Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного  внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод», - говорил В. А. Сухомлинский.

Корень слова одарённость – «дар», значит, произнося словосочетание «детская одаренность» мы уже этим самым допускаем возможность того, что есть нечто в психике ребенка, что не воспитано, не выучено, не заработано, не заслужено, а даровано ему.

Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявление одарённых детей необходимо проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.

Формы выявления одаренных детей:

-наблюдение;

-общение с родителями;

-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приемов работы:

Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера.

Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание.

Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе.

Применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, мышление, память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.

Существует множество разных типов и форм уроков.  Я  в своей работе использую личностно ориентированный подход.  Именно он позволяет реализовать принцип «обучать не всех, а каждого», именно он позволяет за 45 минут создать условия и для обучения учащихся, и для развития каждого ученика.

Несмотря на то, что способов работы с одарёнными детьми сегодня предлагается достаточно много, мы рассмотрим те, которые, как показывает наблюдение, предпочитают сами дети.

Большинству одарённых младших школьников подходят не все образовательные методики и установки. Им, например, надоедают однотипные и слишком простые способы освоения учебного материала. Не нравится отсутствие ситуации выбора, задержка процесса освоения нового на уроке по причине не достаточного усвоения части учебного материала другими учащимися. А призывы учителя подождать, когда выскажутся другие дети, раздражает. Они не любят ничего повторять, так как у многих из них хорошая память, частые тренинги (письмо, чтение, уже освоенный ими счёт) не повышают их мотивацию на обучение.

Педагогам начальных классов можно порекомендовать следующие подходы к организации обучения одарённого ребёнка, соответствующих требованиям новых ФГОС:

Поручать одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий в момент, когда идёт доработка учебного материала другими учащимися. Он не будет отвлекать внимание учителя на себя и в тоже время сможет заниматься интересным и полезным для него делом. Нужно научить управлять одарённого ребёнка процессом своего обучения и не задерживать его продвижение вперёд, когда другие отстали.

Соединять для выполнения учебных заданий, учащихся с разными типами одарённости. Это необходимо для того, чтобы школьники могли контактировать с равными себе по уровню способностей, помогать преодолевать проблемы друг другу в областях, в которых они менее сильны, а также осваивать менее для них доступные способы учебной работы посредством, указанного сотрудничества.

Учитывая, что новые ФГОС предлагают как основу способов обучения деятельностный подход, при котором одарённые учащиеся быстрее, чем другие дети в классе будут видеть предполагаемый результат учебного труда, их можно будет назначить консультантами, проектировщиками учебного процесса при освоении наиболее сложного учебного материала в помощь другим не таким одарённым детям в классе.

Зная о том, что одарённые дети имеют проблемы с завышенной или заниженной самооценкой, можно давать им задания на разработку критериев оценки результатов конкретной деятельности.

Учащимся с интеллектуально - академической одарённостью, успешно осваивающим учебную программу можно не задавать домашних заданий на тренинг, а вместо этого предлагать творческие задания с учётом интересов конкретных учащихся.

Результаты труда одарённого ребёнка обязательно должны быть оценены педагогом, так как для детей данной категории это имеет большое значение. Не стоит бояться хвалить и высоко оценивать результаты труда этих детей из соображений «воспитания зазнайства». Не смотря на то, что многие достижения им даются легко, высокие оценки они всё равно заслужили.

Все дети рождаются одарёнными. Наша задача - понять таких детей, поверить в них и не позволить ни одному из них быть неудачником. Учить со страстью, учить с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех. Никогда не падать духом! И тогда все получится!


Список литературы:

Кулагина И.Ю. Личность школьника: От задержки психического развития до одаренности: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – Н.: Сфера, 1999. – (Практ. психология). – 189 с.

Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2002.- 608 с.

Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для пед. вузов. М.: Академия, 2000. – (Высшее образование). – 232 с.

Щеблякова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики./ Е.И. Щеблакова; РАО, Моск. псих.-соц. ин-т. – М.; Воронеж: МОДЭК, 2004. – (Библиотека психолога), - 367 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.