Статья «Развитие способностей одаренных детей на уроках английского языка в начальной школе»
учитель высшей квалификационной категории,
МБОУ «Аксубаевская СОШ №3»,
пгт Аксубаево Республики Татарстан
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые
стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А. Бебель
Проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности является одним из приоритетных направлений в воспитании и образовании подрастающего поколения в современной России. Перед современной школой стоит задача создания таких условий, которые помогут поддерживать и развивать индивидуальные способности ребенка, реализовать и развивать его потенциальные возможности, а также обеспечивать образовательные потребности одаренных детей на пути к достижениям. Поэтому учителя уже в начальной школе должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных и потенциальных возможностей каждого ребенка, помогать добиваться успехов.
Как известно, «Иностранный язык» является средством коммуникации и познания поликультурного мира, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания естественным образом, легко и непринужденно, способны к самостоятельным действиям по личной мотивации или извне, используя свои способности. Признаки одаренности ребенка могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Что же означает языковая (лингвистическая) одаренность? Языковая одаренность учащихся означает повышенные способности к ускоренным процессам мышления на неродном языке, к активной познавательной деятельности в теории и истории языка, к творчеству в выборе способов общения на иностранном языке, к постоянной мотивации в изучении языка. [4, C.86]
В свою очередь способности – это индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения разных видов деятельности. [1, C. 166]
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы развития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Лингвистически одарённого ученика отличает хорошая языковая память и интуиция, активное и свободное владение лексикой языка, сформированная речевая культура.
Конкретные цели обучения одаренных учащихся определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. Так, в качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:
развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей; создание условий для развития творческой личности; развитие индивидуальности одаренного ребенка; обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, способствующей развитию целостного миропонимания и формированию компетентности в различных областях знания. [2, C. 60]
Специфика изучения иностранных языков предполагает создание на уроках и во внеурочной деятельности определенных условий, так называемой «языковой среды». И эта «среда» создается учителем с учетом уровня готовности детей к обучению. Урок иностранного языка является благоприятной межкультурной средой для развития одаренных детей. С учётом современных требований к обучению я считаю, что систему работы с одаренными детьми по предмету «Иностранный язык» можно разделить на четыре части: во-первых, урочная деятельность: традиционные уроки, инновационные уроки, интегрированные уроки. Использование нестандартных форм урока, таких, как урок- проект, урок с использованием ИКТ, ЦОР, урок-экскурсия, урок-конкурс, урок-соревнование, урок-ролевая игра, что позволяет поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, базируясь на фактах, явлениях истории и культуры;
во - вторых, внеурочная деятельность: специально организованная деятельность обучающихся начальных классов, отличная от урочной системы обучения; организована по основным направлениям: духовно-нравственное, интеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное.
в-третьих, внеклассная деятельность: предметные олимпиады различного уровня, предметные недели, проектная деятельность, научно-исследовательская работа, домашние задания творческого характера;
в-четвертых, дополнительное образование: кружки, факультативные занятия, дистанционные курсы.
Для развития творческих способностей и удовлетворения познавательной мотивации детей наиболее эффективно применение информационно-коммуникативных технологий: видео и аудио материалы, видео тренажёры, презентации. Для развития способностей и природного дара детей провожу многочисленные конкурсы: «Лучший чтец», «Лучший переводчик», «Знаток английского языка», «Юный поэт». Побуждаю детей участвовать в интеллектуальных конкурсах различных уровней: “The British Bulldog”, республиканский конкурс по английскому языку для школьников 2-6 классов «ИЛЕКС», во Всероссийском открытом заочном конкурсе "Интеллект- Экспресс", марафонах, очных и заочных олимпиадах, где мои ребята занимают первые места, а также являются призерами и лауреатами. Проекты, творческие работы, олимпиады позволяют одаренным детям проявить свои неординарные способности, почувствовать ещё больший интерес к изучаемому предмету. Одаренных учеников вовлекаю в исследовательскую деятельность через внутренние познавательные мотивы, создание ситуации успеха и уверенности. Работа педагога с одаренными детьми - это сложный, постоянный процесс и требует от учителя современных знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, тесного сотрудничества с психологами, социологами, учителями, родителями одаренных детей.
Учитель должен изучать источники об одаренных детях, чтобы учитель понял, что одаренность -это не только дар, но и испытание для ученика, и что одаренный ученик- это тоже дар и тоже испытание для учителя, т.е. тот пробный камень, споткнувшись о который можно упасть и разбиться или, напротив, преодолев боль и недоумение, подняться на более высокий уровень своего профессионального сознания и личностного становления. [3,C. 97]
Таким образом, считаю, что создание условий для оптимального развития одарённых, способных детей, является одним из основных направлений работы школы.
Литература
1.Ридецкая О.Г. Психология одарённости: Учебно-практическое пособие – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010 – 374 с.
2. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. и др. Концепция одаренности. - Москва, 2003, - 66 с.
3. Лебедева, В.П. Панов, В.И. Учителю об одарённых детях. // - М.: Молодая гвардия,1997 – 354с.
4. Румянцева, М. В. Обучение лингвистически одаренных школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006, - 188 с.