Статья «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей в школе»
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей в школе».
Автор Кудашева Алина.
Проблема выявления одаренных и талантливых детей, определения направленности их способностей, а также психолого-педагогическое сопровождение развития личности школьников сохраняет свою актуальность. Сложность организации такой работы связана с индивидуальными особенностями детей, мотивацией педагогов школы, а также с отношением родителей к этому вопросу. ФГОС направлен на обеспечение специальных условий обучения для одаренных детей и их индивидуального развития.
Одарённость понимается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Несмотря на то, что развитие одаренности определяется наследственностью (природными задатками) и социальной средой, особое значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Негативные факторы, сдерживающие развития таланта и одаренности:
1) «дискриминация» личности одаренного учащегося из-за отсутствия необходимого дифференцированного обучения;
2) ориентация на «среднего» ученика;
3) слабый учет особенностей когнитивных стилей одаренных учащихся в учебно-познавательной деятельности;
4) недооценка законов творчества учителями;
5) наличие механизмов избегания, маскировки своих возможностей одаренными детьми из-за отсутствия условий самореализации;
6) сдерживающая система репродуктивных заданий, упражнений и формальных требований;
7) низкий уровень подготовки учителей для работы с одаренными детьми;
8) излишняя унификация программ.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых детей в школе должно вестись по нескольким направлениям:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- работа с педагогами.
Задачи психологической работы с детьми:
- диагностика психологических особенностей с целью определения направления развития;
- определение достигнутого уровня развития способностей;
- проведение психологических тренингов с использованием психогимнастических упражнений, релаксационных техник, методов игротерапии, арт-терапии;
- развитие навыков саморегуляции;
- развитие эмоциональной сферы.
Задачи психологической работы с родителями:
- консультирование по вопросам семейного воспитания и психологической поддержки одаренных детей;
- просвещение и информирование;
- интеграция возможностей родителей и учителей.
Задачи психологической работы с педагогами:
- помощь в организации условий обучения с учетом личностных особенностей и способностей;
- помощь в определении индивидуального подхода к ученикам;
- информационное консультирование;
- развитие креативного мышления, стрессоустойчивости, толерантности, умений разрешать учебные конфликты.
- интеграция сил педагогов и родителей;
- профилактика эмоционального выгорания.
Этапы психологического сопровождения одаренных детей:
1 этап - выявление одаренных детей с учетом сведений о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов.
2 этап - индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса, потенциальных возможностей ребенка.
При академической одаренности ребенок отличается остротой мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. При творческой одаренности дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. При кинестетической одаренности в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. При социальной одаренности дети с преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых.
3 этап - создание тесного альянса психолога с педагогами, деятельность которого направлена на формирование и углубление выявленных способностей.
Профессиональная психологическая и педагогическая работа по сопровождению одаренных детей – залог успеха всего государства в будущем.