Психологическая поддержка одаренных детей в начальной школе
Проблемы обучения одаренных детей в начальной школе.
Ключевые слова: одаренность, психологические особенности одаренных детей, «синдром отличника», педагогическое взаимодействие, социализация.
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва
проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все
необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский
Проработав 10 лет в «Специальной (коррекционной) школе –интернат VII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья», помогая детям в их социализации, и перейдя в среднюю общеобразовательную школу, я вновь столкнулась с особой категорией детей, тоже требующих особого, порой не менее важного, внимания – одаренные дети. Казалось бы, вот дети, будущее нашей страны, многое знающие, схватывающие любую информацию с полуслова, решающие задания повышенной сложности, вот, с кем легко и просто будет работать педагогам. Но и здесь учитель сталкивается с трудностями, особенно в личностном развитии одаренных детей, в их поведении и сложностями в общении.
И здесь уместно поговорить о «синдроме отличника». Так как большинство одаренных детей имеют высокие академические успехи по предметам и достижения в различных областях. Это дети, готовые к познанию, к научным исследованиям, к решению проблемных задач. Им нужна особая «пища для ума». И для большинства из них большой проблемой становится скука, которая иногда преследует их на уроках в начальной школе, так как они, с одной стороны, вынуждены часами выслушивать то, что им уже давно известно, а с другой — заниматься рутинной деятельностью, в которой они не всегда бывают успешны. Отсутствие умственной нагрузки способствует развитию умственной лени и препятствует формированию важнейших личностных характеристик, таких как способность к преодолению трудностей, настойчивость в достижении цели, без которых человек не может в полной мере развивать свои таланты. И задача учителя так построить урок, чтобы каждый ребенок был с интересом вовлечен в образовательный процесс: разработка индивидуальных программ, использование дифференцированного подхода, разноуровневых заданий, групповых, индивидуальных и интерактивных форм обучения, что влечет за собой определенные сложности, связанные с подготовкой к урокам.
Также синдром отличника опасен эмоциональным и психическим истощением детей. Опасность в том, что у ребенка развивается неготовность потерпеть поражения, принимать трудности и, конечно, неуверенность в себе. Это ведет к тому, что ребенок будет добиваться результата во вред себе и своему здоровью, а поскольку невозможно всегда выигрывать во всем, это неизменно приведет к депрессии, к снижению учебной мотивации. А это один из главнейших катализаторов успешности одаренных детей. Совместная деятельность с одаренными детьми, в первую очередь, должна быть направлена на формирование метапредметных универсальных учебных действий, в частности личностных и коммуникативных. Необходимо учителю включать во внеурочную деятельность занятия психологической направленности по развитию коммуникативных навыков, формированию адекватной самооценки, снятию тревожности. При этом очень важно, чтобы в школе и дома содержание занятий ребенка и уровень умственной нагрузки соответствовали его познавательным потребностям и возможностям. Задачу педагога и родителя четко сформулировал Джон Дьюи, который в своих работах писал, что необходимо «защитить дух исследования, предохранить его от того, чтобы от излишнего напряжения он не притупился, не одеревенел от рутины, не окаменел от догматических внушений или не рассеялся благодаря бесцельному упражнению над ничтожными вещами».
Наиболее продуктивной формой учения для одаренных детей является творческое или исследовательское обучение, основанное на самостоятельном приобретении ребенком знаний об окружающем мире. При этом важно, чтобы ребенок сам хотел выполнить исследовательскую работу, чтобы у него были такие познавательные интересы, которые бы, по меткому выражению философа Павла Флоренского, «держали его в плену». Поэтому в своей работе использую технологию проектов как на уроках, так и во внеурочное время, методы проблемного и междисциплинарного обучения, направленные на то, чтобы ребенок мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться ее тайнам и в процессе их познания испытать радость творчества и восторг открытия. Именно субъект-субъектные отношения в процессе совместного познания обеспечивают возможность сотрудничества, диалога и творчества с ребенком.
Занимаясь с одаренными детьми, учитель тратит очень много личного времени с целью получения положительного результата. С другой стороны, он сам в постоянном поиске новых знаний, активных методов обучения и современных инновационных технологий. Это действительно очень сложный, но интересный процесс взаимодействия с одаренными детьми, и результат такой работы очевиден.
Но больше всего радуешься не победам своих детей в олимпиадах, научно-практических конференциях и творческих конкурсах, а их победам над самим собой. Разве не это счастье для учителя видеть, как дети научились справляться со своей тревожностью и неуверенностью в себе, находить выход из конфликтных ситуаций, строить взаимоотношения с другими детьми.
В заключении хочется вспомнить слова Антуана де Сент-Экзюпери, что «главное –воспитание в человеке человеческого».
Список используемой литературы:
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание.,1991.
Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.
Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
Ковалева Галина Валентиновна