12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жолнерчик Наталья Николаевна75
Россия, Липецкая обл., Липецк

Участие в конкурсе пед.мастерства:

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых и талантливых детей»



Одарённый ребёнок:

радость для педагога или трудности для педагогического процесса.

Работу подготовила

педагог дополнительного

                                                                                    образования

                                                                                         Жолнерчик Н.Н.

Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Довольно часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в образовательном учреждении: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. Наравне с этой проблемой существует и другая - рано развившиеся дети думают значительно быстрее, чем пишут. Это приводит к тому, что их работы плохо оформлены,неаккуратны, выглядят незавершенными. В некоторых случаях это может привести к полному отказу ребенка от фиксации своих мыслей.

Такие случаи единичны, чаще встречается нестабильность интересов, что приводит к ситуации, когда ребенок не знает, кем хочет стать в будущем. Обычно одаренные дети проявляют повышенную требовательность к себе и другим,нетерпимость к нарушителям собственных канонов.Такие особенности поведения и сознания позволяют одаренному ребенку отказаться от кумиров и авторитетов, что, с одной стороны,затрудняет процесс обучения, с другой - помогает сформировать свой собственный стиль. На ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать и другую неприятную особенность -поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.

Следует сказать и о том, что одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но,зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей. Беря на себя роль организатора,руководителя в раннем возрасте, они, тем самым,вызывают недовольство со стороны остальных участников общения или игры. Это недовольство тем сильнее, чем меньше понимание неординарности человека, взявшего власть в свои руки. Позже одаренные дети бывают склонны к командованию,управлению другими, становятся более жесткими и нетерпимыми.

Одарённые дети отличаются широким кругозором, развитой речью и большим словарным запасом, с интересом решают сложные задачи и не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

Одарённому ребёнку всегда нужен педагог, учитель, старший товарищ, обладающий определёнными качествами, для развития незаурядных способностей. Какой он? Давайте разбираться.

учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным;

учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Следовательно, учитель, педагог должен сам быть очень талантливым, мудрым, обладать педагогическим чутьём, тактом, нести ответственность за принимаемые решения.

В образовательных учреждениях, где одарённые дети обучаются вместе с обычными детьми, я рекомендую сравнительные матрицы для активизации мыслительных процессов.

Вопросы для обычного ученика

Вопросы для одарённого ученика


назовите, расскажите, перечислите

сформулируйте, установите,

соотнесите …

расскажите своими словами,

опишите …

покажите взаимосвязь …

изложи по порядку, сравните …

объясните смысл …

придумайте другой вариант …

есть ли другая причина?

что вам больше всего нравится?

объясните причины …

Что вам больше всего не нравится?

выскажите критические замечания

Выберите …

что произойдёт, если …



Условно можно выделить три категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Психологи считают, что одарённый ребёнок покажет отличный результат на IQ-тесте:

115 – 129 баллов набирают дети с хорошими способностями (выше среднего);

130 – 144 баллов – умеренно одарённые дети;

145 – 159 баллов – одарённые;

160 – 179 баллов – исключительно одарённые;

180 и выше – настоящие гении.

Средний результат в мире – 100 – 110 баллов. Чем выше от 100 показал результат ребёнок, тем выше его образовательные потребности, следовательно, перед ним нужно ставить более сложные задачи.

Как отличить отличника от одарённого ребёнка.

Отличники – это хорошо организованные дети, с развитыми навыками тайм-менеджмента. Эти качества позволяют им показывать высокие результаты в школе, а впоследствии адаптироваться к жизни в университете и на работе.

Однако отличные оценки – это ещё не показатель одарённости ребенка. Чаще всего у отличников внешняя мотивация – желание получать отличные оценки и похвалу от окружающих. У одарённых же детей внутренняя мотивация – они хорошо работают на уроке, когда материал им интересен. Если им неинтересно, то они либо выполняют задания плохо, либо бросают на полпути.

Наличие одного или нескольких описанных выше признаков ещё не говорят об одарённости. Отличные оценки могут говорить о высоком уровне организованности и самодисциплины, но не об одарённости. Можно легко запутаться.

Чтобы определить одарённого ребёнка наверняка следует применить методики выявления таких детей:

карта одарённости Д. Хаана и М. Каафа;

тест креативности Э.П. Торренса

тест интеллектуального потенциала П. Ржичана;

тесты по видам одарённости Д.В. Ушакова, М.А. Холодной и другие.



Как живется одаренным детям?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего адаптируются "академически одаренные". Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками — они всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже "дать списать". И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К "интеллектуалам" в образовательном учреждении относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие учащиеся достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и педагогам остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей "профессиональной" среде.

Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям ("О чем с ними говорить?") или к своим учителям ("Чему они меня могут научить?"). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это, скорее, издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов. Таких детей любят сверстники, взрослые, учителя. Педагогу такие дети приносят радость, а построить обучающий процесс, таким образом, чтобы ребенок гармонично развивался талантливому одаренному педагогу не составит большого труда!





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.